Меню

Что такое психическое здоровье учащихся

Психическое здоровье школьника
учебно-методический материал на тему

Психическое здоровье школьника

Скачать:

Вложение Размер
psihicheskoe_zdorove_shkolnika.docx 7.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных

сил психики человека. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение, Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка. Тесное взаимодействие школы и семьи всегда приводит к положительной динамике в самочувствии школьника и его достижениях. Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов:

1. Биологические: зрелость мозговых структур, динамические свойства нервнойсистемы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов), эти факторы включают в себя так же и физическое здоровье. Любое нарушение на уровне физиологии может привести к таким проблемам как рассеянности, невнимательности и т.д. Положительно повлиять на этот фактор можно путём соблюдения правил ЗОЖа, правильного питания и эмоциональной обстановки в семье и в классе

2. Психологические: сформированность учебной мотивации, степень эмоционально-волевой зрелости, адекватное отношение к сверстникам,

учителям, успехам и неудачам. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, продолжительные монотонные занятия — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние школьника. Положительно повлиять на этот фактор можно путём ведения активного образа жизни, правильного питания и генерирования положительных эмоций

3. Социальные: к этим факторам можно отнести воспитание внутри семьи и общества, жизнь в мегаполисе и поток информации, который окутывает ребёнка не только вне школы, но и внутри её. Эти и другие факторы могут повлиять на психику учащегося как положительно, так и отрицательно. Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, ею психика не всегдасправляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается. Положительно повлиять на этот фактор можно путём развития и соблюдения семейных традиций и умения найти точки соприкосновения с социумом. Так же на положительное проявление этих факторов может повлиять умение находить важные детали в потоке информации, и умения применить эти знания на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.

Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .

Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .

Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко.

Источник

Психическое здоровье учащихся .
методическая разработка по психологии по теме

Для Выступления на родительском университете

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_temu_psikhicheskoe_zdorove_uchashchikhsya.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском университете на тему «Психическое здоровье учащихся»

Здоровье –залог успешного обучения. Само понятие здоровье- подразумевает 2 аспекта: физическое и психическое здоровье . Они оба взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Проблема состояния психического здоровья детей остро стоит во всем мире. И в России рост психических расстройств среди школьников наблюдается

  • Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
  • — человечность;( умение сопереживать, сочувствовать)
  • -уверенность в себе;( нормальная самооценка)
  • -самообладание;( контроль за своими чувствами, эмоциями, действиями)
  • -потребность в знаниях( желаниеучиться)
  • — потребность в самоактуализации, желание стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.

Почему же так стремительно ухудшается психическое здоровье учащихся?

Ну во-первых,1) школьная нагрузка так велика, что действует не только на психическое здоровье, она реально способствует ухудшению физического здоровья. Большинство школьников мало спят и мало бывают на свежем воздухе, не полноценно питаются, много занимаются, а в свободное время сидят у компьютеров и телевизоров.

2). Во-вторых, из-за тотальной занятости родителей, их общение с ребёнком зачастую сводится к минимуму, причём родители не вникают в детские проблемы, а привычно делают замечания, ругают за недостаточно хорошие оценки, сравнивают с более успешными детьми. В то время как главной задачей родителей должно являться создание у ребёнка уверенности, что его любят, о нём заботятся, признают его право на индивидуальность, в том числе и непохожесть на родителей

3). В третьих, предоставленный самому себе ребёнок, у которого ещё неустойчивая психика легко впадает в разного рода зависимости (компьютерную, игровую, наркотическую, алкогольную)

Эксперты на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Часто в семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком

Уважаемые родители, для поддержания гармоничного развития Вашего ребенка мы предлагаем Вам

рекомендации «Как сохранить психическое здоровье ребенка»:

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку
  • .
  • Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).
  • В случае неудачи ребенка вселяйте в него уверенность в том, что все должно получиться.
  • Демонстрируйте ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.
  • Выражайте любовь к ребенку. Говорите ему, как Вы рады, что у Вас именно такой сын иди дочь.

Что нужно сделать чтобы личностный рост был гармоничным?

  • Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
  • доверие к ребенку;
  • уважительное отношение;
  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  • родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  • детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Критическими точками в формировании психического здоровья школьника является несколько этапов в его школьной жизни .

  • 1) поступление в 1 класс
  • 2) переход из начальной в среднюю школу ( тревожность в 1 четверти была завышена у некоторых детей ,а сейчас уже период адаптации проходит и учащиеся привыкли у учителям, к своим кл.руков , и требованиям учителя и темпу их работе на уроке.)
  • 3)переломный подростковый период, когда мнение окружающих становится важнее, идет интенсивное формирование характера
  • 4) период государственной аттестации учащихся

Свое выступление хочу закончить следующими словами: «Психически здоровый человек

должен быть максимально полезен

многим людям; если это невозможно — то хотя бы немногим;

если и это невозможно — то хотя бы своим ближним;

а если даже это невозможно — то хоть самому себе!»

Источник

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Читайте также:  Что можно пить чтобы похудеть без вреда для здоровья
Adblock
detector