Психологическое здоровье детей и подростков
Детский и подростковый возраст — это время роста не только физического, но и психоэмоционального. В этот период ребёнок максимально открыт для мира, и именно тогда происходит формирование его личности и в первую очередь под влиянием ближайшего окружения — семьи.
Об особенностях детской и подростковой психики, о признаках, которые требуют обращения за помощью к специалисту, читателям DNA health расскажет заведующая детским диспансерным отделением, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева» Соловьёва Ольга Анатольевна.
— Подростковый возраст — особенно трудный период в жизни человека. Именно в это время подросток способен к максимальному личностному росту, но его психика весьма уязвима для негативного воздействия внешней среды. Тот факт, что самоубийство является третьей по значимости причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет, говорит о том, что мы, родители, в большинстве своём не понимаем их психику. Как же обеспечить психическое здоровье ребёнка?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы дать определение, что такое психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, которое характеризуется общим душевным комфортом и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, при этом обусловлено потребностями как биологического, так и социального характера. Иначе говоря, психическое здоровье — это здоровое мышление, активные познавательные процессы, хорошая память, хорошая способность к адаптации во внешних обстоятельствах и сформированная коммуникативная сфера.
Ограничения в удовлетворении главных потребностей человека ухудшают здоровье детей и подростков. Плохое материальное положение семьи, неполноценное питание детей и подростков, ощущение безысходности, трудности адаптации, конфликты индивидуума с окружением, неудовлетворённость желаний, одиночество, утомление, сознание неполноценности среди своих сверстников в коллективе — все эти проблемы порождают патологические способы борьбы со этими стрессами, например: алкоголизм, наркоманию, азартные игры, экстремальные формы поведения.
В семьях с достатком дети также часто не получают необходимого внимания, которое родители при своей большой занятости стараются возмещать деньгами и дорогими вещами. Дети без внимания родителей растут эмоционально обездоленными и социально одинокими, порой агрессивными.
Другая крайность — гиперопека. Она порождает безынициативность, несамостоятельность, депрессивные формы поведения, истероидные реакции.
На формирование психики подрастающего поколения влияют, наряду с биологическими предпосылками (наследственность, возраст, пол), факторы социальные: сиротство, нищета, беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация ребёнка или подростка, ломка национальных традиций, разобщённость поколений, экологическое неблагополучие.
Социум, ближайшее окружение ребёнка и подростка обуславливают рост реактивных состояний, посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, школьной дезадаптации и развитие так называемого компьютерного синдрома.
Таким образом, оценивая причины нарушения психического здоровья, следует отметить, что в некоторых случаях говорят о ведущем значении именно генетического фактора, в других случаях это последствия соматических заболеваний, чаще всего хронических болезней или интоксикаций, а также результат неверного воспитания, которое затрагивает процессы формирования личности. Эти моменты являются основными причинами возникновения и распространения психологических проблем в детском и подростковом возрасте.
— Согласно оценкам ВОЗ до 20 % подростков во всём мире имеют нарушения психического здоровья, но при этом не проходят диагностику и лечение. Какие симптомы могут сигнализировать о том, что ребёнок начинает поддаваться негативному воздействию внешней среды?
— К ранним признакам психических расстройств можно отнести ощущение тревоги, беспокойство по мелочам, состояние напряжения, которое долго держится и тяжело снимается, раздражительность, трудности концентрации внимания, снижение памяти, расстройство сна, быстрая утомляемость. В подростковый период организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе и гормональные, что приводит к появлению специфических поведенческих проблем.
К психическим расстройствам, обычно начинающимся в подростковом возрасте, можно отнести депрессивные и маниакальные состояния, психозы, суицидальные расстройства, умышленные самоповреждения. Подростки объясняют это тем, что ощущение физической боли, которую они испытывают, нанося себе самоповреждения, перекрывает душевное и эмоциональное напряжение, что приносит облегчение их душевному состоянию.
К тревожным сигналам следует отнести и расстройства пищевого поведения: анорексию, булимию и компульсивное переедание.
На фоне генерализованного тревожного расстройства могут быть панические атаки. Иногда встречаемся с последствиями злоупотребления психоактивными веществами и подростковой делинквентностью, т. е. антиобщественным поведением.
Что может указывать на появление мыслей о суициде? Прежде всего, это перемена в поведении ребёнка-подростка. Например, был активным, живым, позитивным ребёнком и вдруг стал грустным, молчаливым, отстранённым, и наоборот, он был молчаливым, замкнутым, отстранённым от всех и вдруг изменился: прибрался у себя в комнате, на своём письменном столе, позвонил тем людям, с кем давно не разговаривал, стал более возбуждённым. Эти перемены в состоянии и поведении ребёнка должны насторожить родителей и педагогов: что-то с ребёнком не так, что-то он мог замыслить, поведение не соответствует его личности. Если подросток весь в своих мыслях, если у него нет интереса ни к чему и нет желания чем-либо заниматься, это должно обеспокоить родителей. В этом случае следует срочно обратиться с подростком к психологу, психотерапевту, поговорить с ним, проявить к нему внимание, попытаться вызвать его на откровенный разговор. Чаще всего это уже требует комплексного подхода: психотерапевтического, педагогического, медикаментозного.
— Почему возникают и как проявляются подростковые расстройства поведения?
— В детском возрасте проявления расстройств поведения обусловлены несогласованностью требований к ребёнку дома и в детском саду. Так, очень частой причиной, причём как в детском, так и в подростковом возрасте, являются случаи интеллектуальной перегрузки, когда родители ребёнку пытаются дать больше информации, чем он может усвоить в своём возрасте, избыток информации, получаемой ребёнком.
Другая группа распространённых причин: неблагополучное положение в семье, конфликтная ситуация между родителями, бракоразводные процессы. Дети всё чувствуют, это отражается на их эмоциональном реагировании и поведении.
Ещё следует назвать такие причины, как чрезмерная строгость родителей, когда ребёнок боится что-то сделать не так, боится наказания со стороны родителей. Также причиной может быть снижение двигательной активности, гиподинамия. Дети много времени проводят за уроками, занятиями музыкой, а на двигательную активность у них уже не остаётся ни времени, ни сил, в то время как моторное развитие, двигательные тренинги способствуют и интеллектуальному развитию в том числе.
Физиологическая перестройка подросткового организма сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости и раздражительности. Они более страстные, более вспыльчивые, более возбудимые. У них процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Они более остро начинают переживать неодобрение своих товарищей, взрослых, педагогов. Появляется страх быть отверженными группой. Они предъявляют очень высокие требования к дружбе, которая строится уже не на совместной игре, как раньше, а на общности интересов, нравственных чувств. Характерна для подростков предрасположенность именно к отрицательным эмоциям. Это физиологические моменты в подростковом развитии. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые они считают значимыми для них.
Очень важна для них каузальная атрибутика: своеобразная одежда, цвет волос, ногти, серьги, пирсинги и прочее. Это демонстрация своей личности, привлечение к себе внимания, становление своего «Я», повышение самооценки.
— Как на это реагировать? Просто переждать этот переходный период?
— Реагировать надо спокойно, с пониманием психологических процессов в жизни подростка в этом периоде. Не вступать в конфликт, потому что это усиливает негативную реакцию и реакцию протеста. Подросток пытается осмыслить как самого себя, так и своих друзей, родителей, взрослых, он пытается найти своё место в обществе. Часто это бывает длительно и мучительно. Они испытывают чувство ненужности, бесполезности в этом обществе.
Следует строить с ребёнком диалог, заниматься формированием здоровой внутрисемейной среды, правильной организацией быта ребёнка. Очень много зависит от уклада семьи и образования. Чем выше интеллект у подростка, тем меньше у него метаний, тем лучше он способен анализировать, прогнозировать, синтезировать, тем лучше у него работает мышление, тем лучше и быстрее он находит ответы на свои вопросы.
Нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением обычно характеризуются депрессиями и повышенной тревожностью. В этом случае своевременное обращение к психологам и применение психотерапевтических методов, таких как ценностно-ориентированная психотерапия, рациональная психотерапия, семейная психотерапия, играют огромную роль.
Отмечу, что большую помощь в таких случаях оказывает Городской центр психологической помощи детям и подросткам. На первом месте для коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков стоят психотерапевтические методы. В детском возрасте, в дошкольном, хорошо работает проигрывание различных сценариев. Моторная реакция, активные мимические, пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологические. Проигрывая какие-то ситуации, дети расслабляются, снимается эмоциональное напряжение.
Арт-терапия, рисование, музыка оказывают целебное воздействие на психику подрастающего поколения. Посещение детских музыкальных программ в консерватории, филармонии, прослушивание классической музыки вносит неоценимый вклад в формирование эмоционального и социального интеллекта ребёнка.
— Расстройство приёма пищи, в первую очередь у девушек, сегодня в топах новостей СМИ. Чем опасна анорексия, булимия и компульсивное переедание? Почему они возникают? Как их предупредить и как лечить?
— Расстройства пищевого поведения бывают как самостоятельные проявления патологии, так и в рамках других психических расстройств.
Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало похудеть посредством отказа от пищи и вызовом рвоты, если всё-таки произошёл приём пищи, по их мнению, в большом количестве. На самом же деле определение порции пищи у таких людей не совсем объективно. И такая сверхценность этой идеи сопровождается изменённое восприятие собственного тела, изменённое сознание. Это расстройство, которое требует специального лечения.
К сожалению, мы очень часто сталкиваемся со случаями позднего обращения за помощью, когда мы наблюдаем уже дистрофические процессы в органах. Часто требуется госпитализация в стационар для активного лечения, обеспечения калорийного дробного питания, которое осуществляется совместными усилиями врачей и родителей ребёнка.
Булимия характеризуется приступами переедания с последующим очистительным поведением (вызывание рвоты, приём слабительных и мочегонных), чтобы избежать набора веса. Это опасное для жизни состояние требует внимания специалистов.
При компульсивном переедании приступы неумеренности в еде сопровождаются бесконтрольным употреблением большого количества пищи, в том числе и по ночам.
Интересно, что все эти расстройства пищевого поведения могут переходить один в другой. Нервная анорексия плавно переходит в булимию и в компульсивное переедание, переплетаясь друг с другом.
— Их лучше госпитализировать?
— Да, на начальном этапе лечения часто нужна госпитализация. Сейчас есть центры пищевых расстройств, там работают врачи-психиатры. И наш стационар, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, также имеет отделение, где лечат расстройства пищевого поведения.
Через зависимое поведение наши пациенты ищут удовлетворения и чувства безопасности. Они должны лечиться у врачей-психиатров, получать помощь психологов, психотерапевтов с применением психотерапии, которая помогает регулировать свои эмоции, с регуляцией образа жизни, с медикаментозным лечением. И это очень сложный и длительный процесс, который может занимать несколько лет.
— Есть положительные случаи такого лечения?
— Да, конечно, это подвергается лечению. Важно иметь желание вылечиться и поддержку родных и близких людей.
Источник
Урок 4. Психическое здоровье
Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.
В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.
Содержание:
Что такое психическое здоровье
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда – ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:
Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [WHO, 2018].
Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют несколько критериев:
✔ | Осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я». |
✔ | Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. |
✔ | Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. |
✔ | Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. |
✔ | Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. |
✔ | Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. |
✔ | Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. |
В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.
В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.
Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них – социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.
Психическое и психологическое здоровье
Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критически и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении – более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.
Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?
Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.
Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. А люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь. Другими словами, психическое здоровье ощутимо влияет на общее состояние организма [Mental Health Foundation, 2016].
Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы [Healthline, 2020]. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По статистике, даже в США, стране с развитой психиатрией, ежегодно примерно 42,5 миллиона взрослых людей страдают от диагностируемых психических расстройств [Mental Health Center, 2015].
Итак, почему же психическое здоровье так важно:
Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы и т.д.) [Mental Health Foundation, 2020].