Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzdoroveoc1.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т.д.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых . При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Источник
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
студент, кафедра менеджмента
Научный руководитель: Криницына Зоя Васильевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Национального исследовательского Томского политехнического университета города Томска
УДК 331.08, УДК 331.48
Одной из острых демографических проблем современной России являются высокие показатели смертности среди населения трудоспособного возраста. Согласно данным Росстата, причиной смерти более половины экономически активных мужчин являются болезни системы кровообращения (33,2%) и внешние причины (30,2%). В структуре причин смерти женщин трудоспособного возраста лидирующее место также занимают болезни системы кровообращения (26,1%), далее следуют внешние причины (22,9%) и новообразования (21,9%). Кроме того, состав населения в трудоспособном возрасте характеризуется значительным числом инвалидов (около половины всех инвалидов в стране).
Согласно опросам, большинство россиян считают, что работа вредит здоровью, она отнимает много сил, а времени на себя и укрепление своего здоровья у людей почти не остается. Может тогда именно «работа» и должна решить эту проблему? Ведь персонал — это важнейший ресурс любой компании, а здоровый персонал важен вдвойне.
Зарубежные предприятия давно используется и рассматривается технологию healthcare management или управление здоровьем на предприятии, как один из важнейших методов по решению проблем на предприятиях. По данным HR-отделов данная технология способна неплохо стимулировать работников, оставаясь при этом финансово оправданной, т.к позволяет минимизировать издержки компаний.
Нealth management- это система мероприятий на предприятии, которая нацелена на поддержание и улучшение здоровья сотрудников. Функции ежедневного контроля за здоровьем сотрудником далеко не последние мероприятия, которые могут осуществляться, сюда можно отнести и фитнес-консультации, дополнительное медицинское страхование, привлечение корпоративных психологов, занятия в спортзалах, программы по борьбе с курением, контролем веса, борьбы со стрессами и многое другое[1].
Все же в последние годы в практике российских компаний наметилась тенденция по внедрению такого рода программ и пропаганде здорового образа жизни среди занятого населения. Опыт российских компаний представлен в таблице 1.
КОМПАНИЯ
Программа мероприятий
Результаты мероприятий
1)Организация массовых оздоровительных тренировок
2)Проведение бесед о здоровом образе жизни, о правилах рационального питания, об основных принципах дозирования физических нагрузок и самоконтроля при занятиях физкультурой (брошюры)
Опрос 2000 сотрудников выявил:
1)рост доли работников, предпочитающих здоровое питание;
2)увеличение численности сотрудников и членов их семей, регулярно посещающих спортивные секции в подведомственных спортивных учреждениях;
3)снижение среди работников показателей смертности от сердечно-сосудистой патологии
Разработка учебно-методических комплектов, содержащих информацию о правильном и здоровом питании для школьников, их родителей и учителей
1)Проведение обучающих игр и семинаров, раскрывающих принципы правильного питания
2) Организация двухнедельных лагерей здоровья для детей 9–11 лет
3)Проведение конкурсов для школьников, их родителей и учителей по соблюдению правил
Участниками стали свыше 1,5 млн детей из более
чем 20 российских регионов
Анализ опроса родителей и педагогов — участников программы показал, что почти все опрошенные (98% педагогов и 93% родителей) отметили полезность данных мероприятий для детей; более 90% родителей и учителей высказали заинтересованность в дальнейшем расширении и продолжении программы
Программа нацелена на формирование здорового образа жизни работников через организацию физкультурно-
1) ежегодное проведение более 20
спортивно-оздоровительных мероприятий с общим количеством участников 1000–1500 человек;
2)организация регулярных бесплатных занятий для сотрудников в девяти
спортивно-оздоровительных секциях, количество участников в которых в 2013 г. выросло в 5 раз по сравнению с 2012 г. и превысило 200 человек;
3)ежедневное проведение 20-минут-
ной производственной гимнастики;
4) организация оздоровительных
сеансов в водноспортивном центре и оздоровительного массажа;
5)организация бесплатного горячего питания;
5) ежегодная организация фестиваля «Здоровая семья», в котором задействованы практически все многодетные семьи
В 2013 г. по сравнению с 2012 г.:
1)уменьшилось количество обратившихся в медико-санитарную часть предприятия по поводу заболеваний системы кровообращения (в 1,5 раза) и органов дыхания (в 2 раза);
2) в пять раз возросло количество сотрудников, занимающихся в
секциях и оздоровиельных группах;
3)численность участников спортивно-оздоровительных мероприятий возросло и составило 1000 человек за первую половину 2013 г. (против 1500 человек за весь 2012 г.)
Как стимулировать сотрудников, участвовать в таких программах? Некоторые предприятия начали использовать специальные механизмы поощрения работников (финансового и нефинансового характера). Все вышерассмотренные предприятия в определенной степени используют следующие основные способы стимулирования российских работников:
- Назначение премий работникам, которые ведут здоровый образ жизни;
- Поощрения работников без вредных привычек, это могут быть как денежные выплаты, так и специальные подарки;
- Политика стимулирования работников, отказавшихся от курения. Разнообразие форм стимулирования: от грамот до денежных выплат;
- Внедрение соревнований с шагомером для сотрудников с преимущественно сидячей работой (определение наиболее активных работников);
- премии работникам, которые постоянно занимаются спортом;
- сокращенный рабочий день для сотрудников, посещающих спортклубы организации;
- Вознаграждение для сотрудников, в течение года не пропускавших работу по болезни. Это могут быть дополнительные дни к отпуску или же денежное вознаграждение[2].
Предлагается внедрить такого рода программы (см. таблицу 2) на дочернем предприятии группы компаний АО «Роснефть» в Иркутской области, где проводилось исследование удовлетворенности производственными рабочими условиями труда и стимулированием. Исследование показало, что большинство рабочих считают свою работу вредной и не исключают возможность смены места работы. Поэтому внедрение программ здорового образа жизни может поспособствовать дополнительному стимулированию работников.
Мероприятие
Стимулы
Планируемые результаты
Ежегодное проведение дней здоровья, Спартакиад (уже проводятся)
Поощрение самых активных участников спортивных мероприятий (спорт. инвентарь, грамоты)
Повышение вовлеченности работников в мероприятия
Борьба с курением: регулярное проведение акции «Некурящий работник», «Некурящий цех»
Необходимо поставить камеру в курилке. (т.к работники могут курить только в отведенных для этого местах, контролировать это нововведение будет просто, курение в неположенном месте строго наказывается лишением части премии)
3)Подписание заявления, согласно которому
работник может получить 5 тыс. руб., если он не курил на рабочем месте в течение месяца, в случае нарушения договора, он должен вернуть компании по 8 тыс.руб
4)Оборудование мест для отдыха (как альтернатива для тех, кто рассматривает курение как возможность отвлечься и передохнуть)
Содействовать отказу от курения у 15% работников по истечению 1 года после внедрения мероприятий
*экономист Петер Лундборг из Амстердама проведя исследование среди шведских рабочих, подсчитал, что курильщики в среднем болеют на 11 дней дольше, чем их некурящие коллеги. Корректировка этих данных с учетом склонности курильщиков выбирать более рискованную работу, разница в числе дней на больничном составляет 8 дней в год в сравнение с некурящими.
Заключение договоров со
спортивными организациями города (Бассейн «Ермак», ФК «Юниверсал», теннисный клуб «Ангара»)
Включение в компенсационный пакет.
Оплата 50% от стоимости абонемента.
Привлечение 40% работников к регулярному посещению спортивных клубов по итогам первого года;
Профилактика болезней системы кровообращения и ишемической болезни сердца:
-контроль артериального давления
-контроль уровня холестерина
-обеспечение физической нагрузки
-пропаганда отказа от курения
-рекомендации и лечение в случае выявления проблем
Выплата материального вознаграждения некурящим сотрудникам, Награждение грамотами самых спортивных работников.
Периодическое принудительное измерение артериального давления и холестерина в медпунктах компании
Уменьшилось количество обратившихся в мед. учреждения по
поводу заболеваний системы кровообращения, сердца и органов дыхания и тд.
создание «уголков здоровья», проведение тематических викторин касательно здорового питания, контроля веса, отказа от курения, стимулирования физических нагрузок
Поощрение работников, которые в течение года не отсутствовали на работе по болезни. Это могут быть билеты на хоккейные матчи известного в городе «Ермака», материальное поощрение.
Эффективность оценивается через опрос, который должен определить стали ли сотрудники больше внимания уделять физической активности; скорректировали ли систему своего питания, отказались ли от курения
Внедрение такого рода программ способно принести пользу не только сотрудникам, но и организации в целом. Стоит понимать, что инвестиции компании в эти программу окупятся ни сразу, т.к такого рода мероприятия ориентированы на будущее, но риск оправдан и это может подтвердить опыт других компаний, представленный выше. Выгоды от внедрения программ по поддержанию здоровья на рабочем месте представлены в таблице 3.
Выгоды работника
Выгоды предприятия
1)Снижение риска приобретения хронических заболеваний
2)Улучшение психоэмоционального состояния
3)Отказ от вредных привычек
4)Повышение удовлетворенности от работы
5)Частая информированность о своем здоровье
6)Развитие навыков определения заболеваний на ранней стадии
7) Чувство принадлежности к компании (работник чувствует, что о нем заботятся)
8)Улучшение условий труда
Сокращение прямых расходов на:
1) Медицинское обслуживание
2) Компенсационные выплаты связанные с болезнью работника
3) Снижение издержек на поиск и подготовку новых кадров, в связи с уходом предыдущих (болезнь, смерть)
Снижение косвенных издержек, связанных с:
1) Уменьшением частоты и продолжительности невыхода на работу
2) Повышение производительности рабочей силы и интенсивности труда
3) Сокращение текучести кадров
Дополнительная мотивация сотрудников
Финансовая сторона вопроса. Многие руководители спросят: «зачем я буду вкладывать немалые средства в программы, которые возможно не принесут никаких результатов или оправдают себе нескоро?»
Во-первых, некоторые виды программ не предполагают использование значительных финансовых затрат (можно справится за счет собственных средств), но тем не менее они достаточно результативны (грамоты, специальные подарки и тд).
Во-вторых, чтобы оценить результат, нужно постоянно вести мониторинг текущей ситуации, который позволит оценить эффективность осуществляемых мероприятий, что даст возможность в случае ошибки их прекратить.
В- третьих, не стоит забывать о всех тех выгодах, которые представлены в таблице 3.
По оценкам Академии медицинских наук и Минздравсоцразвития России, из-за болезней наша экономика теряет около 1,4% ВВП, или 23 — 24 млрд долл. США в год. Прямые экономические потери российских компаний из-за болезней сотрудников составляют около 23 — 24 млрд долл. США, скрытые убытки — не менее 70 — 75 млрд долл. США[3].
В-четвертых, стоит обратить внимание на то, что по последним данным (август 2015года) Межведомственная правительственная рабочая группа, как сообщает сенатор Людмила Козлова, готовит свои предложения по мотивированию работодателей, чтобы те, в свою очередь, стимулировали своих сотрудников. Проект федерального закона предполагает предоставление определенных преференции работодателям, внедряющим политику здорового образа жизни. Нюансы уточняются. Т.е возможны случаи привлечения дополнительных источников финансирования.
Таким образом, Нealth management , мероприятия по укреплению здоровья на рабочем месте должны стать неотъемлемой частью обширного процесса, позволяющего жителям страны усилить контроль над своим здоровьем. Систематическое внедрение подобных программ на практике будет способствовать как укреплению здоровья работающего населения, так и созданию благоприятного социального климата в организации (работоспособный, мотивированный и сплоченный персонал) и повышению эффективности ее деятельности.
23.07.2016, 12:16 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Научная статья представляет собой законченное и логически цельное произведение.Можно публиковать
23.07.2016, 22:24 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат, это нельзя публиковать. Человек не предложил ничего нового. Кроме того, название вводит в заблуждение. На рабочем месте это значит прямо в процессе работы, а человек пишет ведь не о зарядке и перерывах, а совершенно о другом. Но все это мелочи, и если предыдущий рецензент не в курсе, что научная статья не должна пересказывать известные факты, а должна содержать научную новизну, то мне лично от этого очень грустно. А здесь научной новизны нет вообще. Да можно написать научный аппарат, который предлагает господин Козин. Текст от этого научным не станет. Исходя из сказанного хочу повторить, нельзя публиковать такие тексты как научные статьи, это крайне отрицательно сказывается на студентах, они будут думать, что пересказав известное они вносят вклад в науку. Кстати, почему в работе нет кавычек? Все что написал автор это он лично придумал? Тогда зачем вообще список литературы?
25.07.2016, 8:23 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья «СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ» НЕ рекомендуется к публикации в разделе «Управление. Организация»: 1) Отсутствует УДК, указывающий на теорию и/или методологию управления или теории организации, отсутствует теоретико-методологическая основа по теориям управления и теориям организации (математической, организационной, технической, психологической), использованная автором; 2) отсутствуют признаки научной статьи (см. Авторам), стиль также слабо соответствует научному, зато содержит недопустимые для научной статьи формулировки («давно используется», «мероприятия», «принести пользу», «будет способствовать», «процесса (прим. — КАКОГО?), позволяющего жителям страны» и т.п.); 3) отсутствует и единство элементов самой статьи: в Теме — термин психологии «стимулирование», в Актуальности (вдруг. ) — проблема смертности (это вообще скорее медицинские науки); в содержании (!!) — «финансовые вопросы. «; а в заключении (вдруг. ) — «социальный климат». Автору настоятельно рекомендуется согласовать статью с научным руководителем (1), ознакомиться с базовыми принципами написания статьи НАУЧНОЙ (2). Таким образом, статья В ПРИНЦИПЕ не идентифицируется с научной, по направлению «Управление. Организация».
Источник