Меню

Что такое нравственное здоровье определение кратко

Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров.

Нравственное здоровье личности.

Слагаемые нравственного здоровья. Нравственность — важнейший субъектный фактор полноценного физического и психологического состояния людей. Есть немало фактов, свидетельствующих об эффективности взаимосвязи телесного и душевного здоровья и определяющей роли этой взаимосвязи в их индивидуальной и общественной деятельности.

Нравственное здоровье личности — это своеобразная единица измерения духовного состояния коллектива и общества. Духовного в том смысле, что оно выступает как результат проявления глубоких чувств и сознания людей в конкретных поступках. Оно непосредственно определяет состояние духа людей как концентрированного проявления готовности и способности человека действовать активно и смело.

Основными компонентами нравственного здоровья личности являются:

— нравственные чувства выражают субъективные переживания в виде восхищения, гордости, честолюбия, презрения, они были и остаются матрицей гражданского общежития людей;

— моральная позиция — нравственная ориентация личности, ее основополагающие этические взгляды и моральная направленность жизненных целей, ведущими детерминантами которых выступают совесть и долг;

— нравственные привычки — деятельные способы нравственного поведения личности, показатель реальной ее воспитанности;

— нравственный самоконтроль: самооценка, самообладание (моральная закаленность) и самоотверженность вплоть до самопожертвования.

Эти четыре компонента устойчивы и характеризуют моральные принципы и нормы, которые личностью освоены. Их знание позволяет руководителю собирать соответствующую информацию, проводить по ним мониторинг состояния нравственного здоровья личного состава, а потому иметь достаточно объективную информацию о «боеспособности» своих подчиненных, определяя технологию общения с ними и распределения деловых поручений.

Нравственное здоровье способствует выполнению личностью своих социальных ролей в различных жизненных сферах. Например, родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны.

Нравственная бескомпромиссность личности в каждой из социальных ролей — лучшее подтверждение ее нравственного здоровья.

Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к людям, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И, наоборот, ее нравственная ущербность неизбежно ведет к размыванию человеческих отношений, к моральной эрозии в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового социумов.

Экономическую и социальную ценность нравственного здоровья людей в настоящее время осознают многие менеджеры. Отсюда их повышенный деловой интерес к овладению знаниями и навыками диагностирования состояния нравственного здоровья работнике к рекомендациям по принятию эффективных мер для устранения его «недугов». Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер.

Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал о нравственной сущности человека: «сочувственной» — симпатической и эгоистической — своекорыстной. По его мнению, человеческие симпатии являются основой нравственных чувств, которые призваны сбалансировать хозяйственный эгоизм людей посредством проявления ими сочувствия друг к другу в виде справедливости и человеколюбия.

Источник

Нравственно здоровый. Нравственное здоровье. Понятие о здоровьи человека

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.

Так что, как и все остальное, что мы называем святилищем, обнаружение моральной безопасности — это процесс, который постоянно разворачивается. Это попытка уменьшить лицемерие, которое присутствует, как явно, так и неявно, в наших социальных системах. Это принципиально важный квест для пациентов, которые становятся жертвами оскорбительной власти, потому что их внутренние системы смысла, вероятно, запутались и противоречивы. Воздействие коррупции может быть заразным; подверженность злоупотреблениям может создать оскорбительное поведение со стороны тех, кто когда-то подвергался насилию.

Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

Повторяющийся опыт несправедливости может сделать человека неспособным действовать справедливо и с большей вероятностью отомстить. Таким образом, люди, которые подвергаются невзгодам, особенно в руках других людей, могут найти только различный смысл и жизненную цель, если они подвергаются воздействию различных условий, не повторяющихся — их раннее злоупотребление. И люди, которые были подвержены несчастьям, несправедливости и травме, скорее всего, будут иметь путаницу в отношении того, что правильно, а что не так, как людей следует лечить и не следует лечить.

В качестве следствия безнравственного состояния нашего общества падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом.

Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше – на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу, что приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь.

В результате их уровень морального интеллекта может быть скомпрометирован, и для них требуется среда, в которой другие люди моделируют другой способ общения друг с другом и окружающего мира. Морально безопасная среда вступает в постоянную борьбу с проблемами честности и добросовестности. Создание морально-безопасной среды означает, что мы должны взять самооценку на наши терапевтические презумпции, нашу подготовку, наши рационализации и наши фиксированные убеждения, а также нашу практику. Мы должны смотреть на свои собственные вопросы с полномочиями и стремиться участвовать, а не просто управлять реляционной сетью, которая формирует структуру наших рабочих мест.

Читайте также:  Здоровое питание школьников залог здоровья

В данной работе рассмотрены основы нравственного здоровья, формирование взаимоотношения полов, основы семьи и брака, культура семейных взаимоотношений и традиции.

Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.

Мы вынуждены спрашивать себя: «Чего мы действительно верим?» «Что мы делаем на самом деле, и чего мы пытаемся достичь?» «Будут ли средства довести нас до желаемых целей?» «Сделайте означает оправдание целей?»«Выполняют ли мы действия, которые мы предписываем, к автономии, связанности и расширению прав и возможностей, отчуждению и беспомощности?».

Это могут быть сложные и неловкие вопросы с ответами, которые иногда вредны и трудны для глотания, особенно для менеджеров, которые чувствуют моральную ответственность за то, что происходит в их организации. В эпоху управляемых — некоторые говорили бы, измученные — заботятся о морально-безопасной обстановке, что мы честны с нашими клиентами в отношении наших ограничений, о нашей растущей неспособности предоставить им то, что нам известно, в то время как они продолжают надеяться на будущее и поощрение продолжать борьбу с выздоровлением, даже если они не могут получить поддержку, которой они заслуживают.

Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты.

Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли.

Точно так же наши клиенты должны противостоять нарушениям моральной целостности, которые характеризуют конкретные системы, в которых развивается их нормативное поведение, будь то их семья, религиозная организация, культ или учреждение. Это нарушение моральной целостности также связано с основополагающими причинами, по которым люди в первую очередь обращаются за услугами, нередко потому, что они представляют собой явную и представляющую опасность для себя или для других. Кроме того, мы все вынуждены смотреть на то, как наша культура усиливает сообщения, передаваемые институтами, в которых мы социализированы.

Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов.

Это влечет за собой взгляд на то, как наше общество, а не только наши организации, организовано вокруг неразрешенного травматического опыта и решает, что мы будем делать в этой моральной вселенной. Является ли нравственность встроенной в ткань природного мира?

Исследования последних десятилетий убедительно показали, что на физическое здоровье влияют качество питательных веществ, которые мы принимаем, деятельность, в которой мы участвуем, и привычки, которые определяют наше поведение. Такое качество измеряется в скользящем масштабе между здоровыми и нездоровыми. Если мы едим нездоровую пищу, занимаемся нездоровым поведением и развиваем нездоровые привычки, тогда результатом будет нездоровье. Обратное также верно, когда здоровый образ жизни заменяет нездоровые.

В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности.

Нравственное здоровье неразрывно связано с физическим здоровьем. В современном обществе утверждается личная ответственность человека за его действия, и здоровье становится самостоятельно значимой ценностью. В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос о социальном просвещении. Фактически в стороне от социального просвещения стоит школа, как общеобразовательная, так и средняя специальная и высшая.

Это вопрос понимания биологических законов природы; это не имеет ничего общего с моральным судом или религиозным указом. Более поздние исследования показывают, насколько этот принцип распространяется на сферу психического здоровья. Когда мы мотивированы здоровыми намерениями, занимаемся здоровым мышлением и развиваем системы здорового верования, мы склонны быть здоровее и счастливее. Отвращение, например, по большей части является нездоровой эмоцией. Хотя в краткосрочной перспективе это может быть эффективным для достижения определенных изменений, оно также имеет тенденцию нанести ущерб себе и другим в долгосрочной перспективе.

По данным различных социологических исследований в РТ, до 70% юношей и девушек курят, до одной трети употребляли (хотя бы один раз) наркотические средства, до 60% достаточно регулярно употребляют алкоголь. В целом по России данный показатель выше 74% и 68% соответственно.

Анализируя данную проблему, Ж.Т. Тощенко акцентирует внимание на человеческой пассивности и безответственности по отношению к тому, что составляет ценность жизни как таковой, способствует ее продолжительности, освобождению от болезней, пороков, от всего того, что ограничивает радость и наслаждение работой, отдыхом, что является основой для приобщения к культуре, дает возможность общения во имя возвышения духовных притязаний.

Человек, который хронически раздражен или постоянно размышляет над ненавистными мыслями, вряд ли испытает много благополучия. И если быть недовольным большую часть времени и регулярно придираться к любой ситуации становится чертой характера, такой человек вряд ли будет поддерживать здоровые отношения. То же самое можно сказать о страхе, беспокойстве, жалости к себе, одержимости, принуждении, привыкании к образцам поведения и множестве других эмоциональных состояний, связанных с психической нездоровью.

Читайте также:  Пожелания крепкого здоровья гифки

Не особенно полезно пытаться возложить вину за эти эмоциональные трудности или уделить это дело религиозному языку божественного возмездия. Точно так же, как осознание того, что «то, что идет вверх, должно спуститься», — это просто вопрос понимания того, как работает физический мир, а также могут быть подобные описательные законы психологического функционирования.

В РТ 96,7% юношей и 100% девушек (В РФ 92,3% и 98% соответственно) здоровье считают необходимым условием полноценной жизни. Однако, связь физического и нравственного здоровья признают лишь 42% юношей и 63% девушек (в РФ 40% и 57% соответсвенно).

В связи с этим ценностные ориентации на здоровую активную семью и ведение здорового образа жизни определили 96,5% юношей и 100% девушек (РФ — 91% и 98%), что говорит о сформированности определенной системы знаний, ценностных установок на нравственный семейный образ жизни. Они уверены (100% респондентов), что риск рождения нездорового ребенка увеличивается, если один из родителей или оба курят, употребляют спиртное или наркотики.

Они могут включать такие вещи, как «когда вы мотивированы нездоровыми желаниями, вы будете испытывать нездоровые результаты» или «когда вы регулярно думаете здоровым образом, здоровые привычки ума усиливаются» или «когда вы активируете нездоровые психические состояния, здоровые состояния не функционируют, и наоборот». Будда сказал именно такие вещи о том, как работает ум, и, казалось, говорил о здоровье и благополучии как о естественном процессе роста понимания. Например, в первых двух стихах Дхаммапады мы находим: «Если кто-то говорит или действует со страдальческим умом, то страдание следует, как тележка, следуя за лошадью» и «Если кто-то говорит или действует с ясным умом, тогда счастье следует, как постоянная тень».

2. Формирование взаимоотношения полов

2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов

Половое воспитание – это система медико- педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

В другом дискурсе мы слышим это: «Независимо от того, что человек часто думает и обдумывает, это станет склонностью их разума». И «Если кто-то думает и размышляет о нездоровых мыслях, отказалась от здоровых мыслей, а ум склонился к нездоровым мыслям». Психическое здоровье в ранних буддийских учениях — это просто вопрос знакомства с тем, как разум естественно работает, а затем используя это знание, чтобы постепенно отвести разум от нездоровых намерений, мыслей, и привычки к более здоровым. Благополучие — это умение, которое может быть приобретено кем угодно, потому что оно связано с выравниванием себя с естественным образом.

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Босс опустил голову, в сочетании с признательностью и состраданием, характерным для 1980-х годов. Но стоило того, — сказал он. Превосходный взгляд с добротой на цепочку курящего трудоголика разрушает его ради операции. Сегодня здоровье потеряло свою невиновность. Здоровье больше не является вопросом личного благополучия и желания, а является моральной категорией, если не моральной. Хорошие люди живут здоровыми, плохие люди живут нездорово.

Это новшество в том, что моральная привычка была связана с выгодой для других, в то время как здоровье, казалось, служило только интересам. Только финансирование фондов обязательного медицинского страхования с оплатой по мере необходимости обнаружило нездоровых людей в качестве социального вредителя — как фактор стоимости для сообщества. С тех пор у нездоровых людей была виноватая совесть, в то время как атлетические аскеты имеют свое моральное превосходство, подтвержденное взглядом на шкалы или монитор сердечного ритма.

Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о мужественности и женственности могут отрицательно сказываться на нравственном и психическом здоровье личности.

Половое воспитание является частью нравственного воспитания. Цель полового воспитания: воспитать целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Выявление историков, которые занимаются изменением менталитета: в то время как раньше на работе голова стимулировалась кофе, сигаретами, на конференциях также коньяком. На старых фотографиях с семидесятых годов руководители высшего звена все еще можно увидеть, висящие на мягких подушках табачного дыма. Сегодня велосипед для фитнеса заменил пепельницу. Очевидная идея: склонны быть нездоровыми, просто интеллигентными из офисной работы, чтобы испытать физический баланс, а не подкрепляться стимулирующими средствами.

Мы ценим комфорт, в то время как компания проникает только в нашу жизнь

Но за этим стоит что-то более глубокое: тело работника, чья забота и спортивное занятие были прежде всего досугом, теперь должны быть действительными и внимательными в рабочее время. Табачная фабрика будет находиться в опасном самопротиворечии, если она запретит пользоваться табаком из-за заботы о здоровье своих сотрудников. Конечно, лояльность к продукту не освобождается от соблюдения правовых норм.

Читайте также:  Самый сильный псалом для здоровья

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Знание этих вопросов способно предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения. Помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Кража, лгать или дразнить — детям в начальной школе часто бывает тяжело. Исследователи хотели знать, являются ли мальчики или девочки особенно умными, ведут себя лучше. Нравственное мышление детей развивается независимо от их интеллекта. Это находка исследователей из Немецкого института международных образовательных исследований во Франкфурте. Они изучили 129 шести-девятилетних детей. Результаты опубликованы в журнале «Границы в психологии».

Затем им показали картины, в которых главные герои нарушают моральные правила, например, не делятся с нуждающимся ребенком, крадут сладости сверстников, скрывают свои вещи или дразнят кого-то. После этого дети были опрошены. Они должны не только оценивать дела вообще, но и сочувствовать жертвам и исполнителям. Результат: «Мы не смогли обнаружить какое-либо влияние интеллекта на моральное мышление детей, то есть на их моральные суждения и чувства», объяснила Ханна Бейсерт, ответственный ученый.

Важную психогигиеническую задачу составляет предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола) нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических нарушений.

Воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реального направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. Эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является результатом действия биологических и социально-психологических факторов. Половое воспитание как часть нравственного воспитания должно помочь человеку находить и реализовать свою индивидуальность в возвышенном, благородном и гуманном, а не в вульгарном, низменном и сладострастно-своевольном.

Отсутствием половой культуры и, следовательно, кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, перманентный стресс. Причиной большинства неврозов являются именно сексуальные проблемы, и с возрастом, когда половая активность снижается, возможность нервных срывов, душевных катаклизмов увеличивается.

Изменения, происходящие в обществе, либерализация брачно-семейных отношений отразились на установках молодежи. Значительная часть молодежи Татарстана (40%) лояльно относится к гражданскому браку, считая его допустимым, причем юношей среди них больше – 45%, чем девушек – 39% (в РФ 48%, 53% и 44% соответственно)

Как и следовало ожидать, горожане в этом отношении либеральнее сельчан. При этом жители крупных городов – Казани, Набережных Челнов более терпимо относятся к гражданскому браку, чем жители средних по людности городов: Зеленодольск, Лениногорск, Бугульма. О недопустимости гражданского брака, как формы существования семьи, заявили более половины опрошенных (60%).

Важной проблемой остается влияние полового воспитания на репродуктивную систему человека. Беспорядочная половая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями, СПИДом. Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням. Так 70,0% юношей и 63,5% девушек указали на то, что они в репродуктивном отношении здоровы, но 30,0% юношей и 36,5% девушек имеют «проблемы» с репродуктивными функциями и оценивают их как удовлетворительные.

Нормальная половая жизнь благотворно действуют на здоровье, работоспособность и долголетие человека.

Однако отметим, что правильное половое воспитание является только одним из факторов, помогающих решить проблемы нежелательных беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т.д.

2.2. Брак и семья

Важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.

Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.

Важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов – мужских и женских, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни.

Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Сексуальные отношения супругов основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи.

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

1 Нравственное здоровье 4

2. Формирование взаимоотношения полов 6
2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
2.2. Брак и семья
9

3. Культура взаимоотношений 13
3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
3.2. Традиции семьи
16

Источник

Adblock
detector