Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров.
Нравственное здоровье личности.
Слагаемые нравственного здоровья. Нравственность — важнейший субъектный фактор полноценного физического и психологического состояния людей. Есть немало фактов, свидетельствующих об эффективности взаимосвязи телесного и душевного здоровья и определяющей роли этой взаимосвязи в их индивидуальной и общественной деятельности.
Нравственное здоровье личности — это своеобразная единица измерения духовного состояния коллектива и общества. Духовного в том смысле, что оно выступает как результат проявления глубоких чувств и сознания людей в конкретных поступках. Оно непосредственно определяет состояние духа людей как концентрированного проявления готовности и способности человека действовать активно и смело.
Основными компонентами нравственного здоровья личности являются:
— нравственные чувства выражают субъективные переживания в виде восхищения, гордости, честолюбия, презрения, они были и остаются матрицей гражданского общежития людей;
— моральная позиция — нравственная ориентация личности, ее основополагающие этические взгляды и моральная направленность жизненных целей, ведущими детерминантами которых выступают совесть и долг;
— нравственные привычки — деятельные способы нравственного поведения личности, показатель реальной ее воспитанности;
— нравственный самоконтроль: самооценка, самообладание (моральная закаленность) и самоотверженность вплоть до самопожертвования.
Эти четыре компонента устойчивы и характеризуют моральные принципы и нормы, которые личностью освоены. Их знание позволяет руководителю собирать соответствующую информацию, проводить по ним мониторинг состояния нравственного здоровья личного состава, а потому иметь достаточно объективную информацию о «боеспособности» своих подчиненных, определяя технологию общения с ними и распределения деловых поручений.
Нравственное здоровье способствует выполнению личностью своих социальных ролей в различных жизненных сферах. Например, родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны.
Нравственная бескомпромиссность личности в каждой из социальных ролей — лучшее подтверждение ее нравственного здоровья.
Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к людям, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И, наоборот, ее нравственная ущербность неизбежно ведет к размыванию человеческих отношений, к моральной эрозии в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового социумов.
Экономическую и социальную ценность нравственного здоровья людей в настоящее время осознают многие менеджеры. Отсюда их повышенный деловой интерес к овладению знаниями и навыками диагностирования состояния нравственного здоровья работнике к рекомендациям по принятию эффективных мер для устранения его «недугов». Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер.
Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал о нравственной сущности человека: «сочувственной» — симпатической и эгоистической — своекорыстной. По его мнению, человеческие симпатии являются основой нравственных чувств, которые призваны сбалансировать хозяйственный эгоизм людей посредством проявления ими сочувствия друг к другу в виде справедливости и человеколюбия.
Источник
Статья «Нравственность и здоровье»
статья по теме
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Нравственность и здоровье» | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственность и здоровье»
Еще А.Шопенгауэр говорил : «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это «. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.
Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек — это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни — это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.
Основными факторами, обуславливающим здоровье являются:
образ жизни 50-55 %;
экология 20 – 25 %;
недостатки в здравоохранении 5-10 %
К сожалению, по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней — искривление позвоночника, заболевания ЖКТ и т.п., но в первую очередь — болезни, связанные со зрением. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Такова современная статистика.
Проблема нашего учреждения состоит в том, что к нам поступают подростки
оказавшиеся в самых разных сложных жизненных ситуациях, с отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, не получившие с рождения элементарных понятий, что такое хорошо, а что такое плохо. С искаженными понятиями о нравственности, морали, здоровом образе жизни. И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Задача педагогов – помочь подростку выработать и укрепить целесообразные для его возраста гигиенические навыки и привычки, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Следует учитывать, что наибольший интерес подростки с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом.
В училище 79 учащихся, из них по результатам медицинского осмотра:
— основную группу имеют — 60 воспитанников —76%
— подготовительную группу имеют -18 воспитанников —23 %
— специальную группу имеют — 1 воспитанник -1 %
Все 100% учащихся охвачены занятиями физической культуры и спортом.
Физкультурно-спортивная деятельность училище занимает одно из ведущих мест в воспитательно-профилактической работе с девиантными детьми и подростками. Реабилитационная программа в училище рассматривает физическую культуру и спорт как одну из эффективных и действенных средств воспитательного воздействия на личность подростка.
Спортивно-оздоровительные мероприятия направлены на формирование у воспитанников:
- понятия о здоровом образе жизни,
- повышение устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов,
- закрепление и совершенствование умений и навыков воспитанников,
- содействие формированию жизненно необходимых физических качеств,
- выживание в условиях сосуществования, воспитание общественной активности и трудолюбия,
- развитие творческой инициативы и организаторских способностей воспитанников.
В училище созданы благоприятные условия для развития спорта, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Это новый спортивный зал, где проводятся не только уроки физкультуры, но и проходят соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, скипингу.
Работают секции: хоккей, футбол, бокс . Кружок «Шахматы» Есть стадион с футбольным полем, турниками, баскетбольной площадкой. Имеется хоккейная коробка.
В начале учебного года обсуждается и утверждается план проведения месячника по пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.
В течение месяца проводятся конкурс плакатов и рисунков «За здоровый образ жизни», организуются выставки детских творческих работ.
Проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Классные руководители организуют классные часы и просмотр видеоматериалов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
Проходят ролевые и деловые игры: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Твое здоровье в твоих руках». Акции «День отказа от курения».
Весь педагогический коллектив ведет большую разъяснительную работу по профилактике вредных привычек, старается не оставлять без внимания ни одного подростка.
В системе по плану воспитателями проводятся инструктажи по ТБ. Согласно плану работы училища проходят дни ГО. В эти дни воспитанники и все сотрудники училища тренируются в отработке действий при чрезвычайных ситуациях (эвакуация).
Нам было интересно узнать, как сами воспитанники заботятся о своём здоровье, обсудили это на групповых собраниях. Среди воспитанников был проведен опрос с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни. Отвечали на вопросы анкеты «Что является важным в сохранении здоровья?» Получены были следующие данные:
· отказ от вредных привычек – 62%
· гигиена человека – 42%
· спорт, зарядка – 76%
· прогулки на свежем воздухе, закаливание – 48%
· здоровое питание – 21%
· безопасное поведение – 16%
· отсутствие болезней – 20%
• психологическое равновесие – 14%
Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, является отказ от вредных привычек, занятие спортом и зарядка. В силу своего возраста из детей мало кто отметил пункт психологическое равновесие.
Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, стало видно, что ребята в вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого уже играет большую роль в формировании духовно-нравственной личности, ориентированной на безопасный и здоровый образ жизни.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но духовно и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период.
Внеклассное мероприятие «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Презентация для внеклассного мероприятия «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся.
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме «В здоровом теле — здоровый дух».
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание).
Источник
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация
Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Наталия Александровна,
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.
Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.
Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.
Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.
Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:
во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.
Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.
В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.
Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.
В этом случае важно:
· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;
· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;
· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.
Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.
Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.
Источник