Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация
Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Наталия Александровна,
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.
Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.
Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.
Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.
Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:
во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.
Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.
В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.
Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.
В этом случае важно:
· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;
· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;
· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.
Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.
Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.
Источник
«Формирование нравственного здоровья дошкольников».
статья (старшая группа)
ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЯМ СФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧКУ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЕИ ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ, НАУЧИТ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennogo_zdorovya_doshkolnikov.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственного здоровья дошкольников.
Человек не может жить без общения с другими людьми. Ему нужен постоянный источник внимания и поддержки, партнер по игре и труду, носитель знаний об окружающем мире и способах его познания.
Развитие личности происходит по двум направлениям:
- социализации: присвоения общественного опыта;
- индивидуализации: развития самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности.
Именно на гармонизацию этих двух линий и направлено образование.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерять свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не страх наказания, а мотив бескорыстного доброжелательного отношения к другим: преодоление незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развития навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.
I.День рекомендуется начинать с «Минуток вхождения в день». Они способствуют психическому и личностному росту ребенка, помогают адаптироваться к условиям д/ сада, развивают навыки социального поведения, повышают уверенность в себе, развивают самостоятельность.
1. Воспитатель по лирическую музыку говорит:
— Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы можем пожелать сегодня Вове, Тане, Арине (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги)?
-А что вы хотите пожелать мне? Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
-Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Звучит музыка.
-Дети посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие и сильные. У девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: обнять, поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам, красиво накрыть стол.
За что вы любите свои руки?
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая-
Рука всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросаются в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмитесь за руки и ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
3 . Дети сидят вокруг стола. На столе комнатный цветок.
-Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему? Послушайте, что хочет сказать вам цветок:
-Дети, я люблю вас, ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.
II.Рекомендуется ежедневно в начале дня проводить «Утреннее приветствие» 5-10 минут .
1 .Утренняя речевка: дети встают в круг, руки кладут на плечи товарищей.
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Затем правую руку соединяют в центре, накладывая одну на другую и говорят девиз:
«Один за всех и все за одного».
2 . Вспоминают пословицы и поговорки о дружбе:
-Нет друзей-наживай, а старых не забывай.
-Друг познается в беде.
-Дерево живет корнями, а человек- друзьями.
3 . Вспоминают правила поведения в группе:
-Говори волшебные слова;
-При споре умей договариваться;
-Если игрушка одна-играй по очереди.
III. Для закрепления названий частей суток, умения ориентироваться в режимных моментах д/сада, помочь усвоить режимные моменты в определенной последовательности, закрепить названия основных дополнительных цветов рекомендуется использовать Коврик-неделька. (для младшего возраста).
-Какой красивый коврик, он расскажет нам о днях, которые мы с вами проводим в д/саду. Дни-это полоски разного цвета. Полосок столько, сколько дней мы ходим в д/сад. Первая полоска белого цвета. Наступает следующий день-полоска какого цвета? Красного. Прошел этот день. Наступил следующий-зеленого и т.д.
Солнышко просыпается, открывает глазки когда-утром. Ставим картинку в кармашек. Куда дети идут утром? В д/сад! Что потом дети делают? Зарядку! А после зарядки? Завтракают! После завтрака? Занимаются! Кончили заниматься? Гуляют!
Какое время суток начинается? День!
После прогулки что делаем? Обедаем! Кончился обед. Что делаем? Спать ложимся! После сна что делаем? Полдничаем! Потом занимаемся! Ужинаем и гуляем! Наступает вечер и все уходят домой.
Коврик вешают на стену и каждый день отмечают картинками, как провели день в д/саду.
IV . Для снижения тревоги, агрессии, невротичности в период адаптации ребенка в д/саду рекомендуют использовать « Сонные игрушки».
1. «Сонные игрушки» для тревожных детей: мягкие 10-20 см. игрушки по количеству детей ставят на полочку в спальне. Звучит медленная спокойная музыка. Воспитатель показывает» сонные игрушки»- они помогут заснуть и увидеть спокойные сны.
Дети готовятся ко сну. Воспитатель с игрушкой подходит по очереди к детям, которые лежат в постели, шепотом называет его ласковым словом, подчеркивая его положительные четы характера, поведения: «Ты сегодня так старался на занятиях, что зайчик выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова, и ты ему шепни что- приятное, приласкай его».
Каждый день следует отмечать новые личностные качества. Игрушки тоже меняются.
После того, как все игрушки «выбрали» детей музыка затихает и все отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушки на полочку благодарят за сон.
2. «Сонные игрушки» для агрессивных детей.
Мягкие игрушки 30-50 см. по количеству детей на кроватках детей: Это «сонные игрушки»- им очень хочется спать, но трудно уснуть без вашей помощи. Давайте им поможем, покачаем, споем колыбельную песенку. звучит колыбельная музыка-дети готовятся ко сну. Сидя в кроватке укачивают игрушку, поют колыбельную. Музыка замолкает- дети ложатся, рядом укладывают игрушку, поглаживая ее засыпают.
Пробуждаются под умеренную музыку, ставят игрушку на кровать, благодарят за сон. Игрушки можно менять перед сном в отсутствии детей.
V.«Доска настроения ». Определяет эмоциональное состояние каждого ребенка. выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделяет причины положительного и отрицательного эмоционального состояния. Помогает планировать работу по устранению отрицательных воздействий. Вначале детей учат определять по картинкам настроение человека и указывать, почему оно такое. Игры «Зеркало», «Сердитое-доброе», «Какое настроение?»
После этого вносится «Доска настроения». Дети в течении дня могут показывать свое настроение в данную минуту с помощью фото. Педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния.
VI . «Доска желаний ». Каждый предмет обозначает определенный вид деятельности ребенка: книга-чтение книг; ножницы-аппликация; мяч-спортивные игры; карандаш-изо; матрешка-игры для девочек9семья, дочки-матери); машина-игры для мальчиков; дерево-прогулка; портфель-учебная деятельность.
Объединение детей по интересам; выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; учет сезонных запросов; интересов детей; подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желаниями и интересами ребенка.
«Доска желаний» вывешивается в группе в утреннее время, в доступном месте. Ребенок располагает свое фото под картинкой-чем бы он хотел сегодня заниматься.
VII. «Коробочка добрых дел». Учит чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побуждает детей к нравственным поступкам, воспитывает чувства уважения к людям.
-Дети, вам много раз читали и рассказывали о хороших делах и поступках. Сегодня я приготовила для вас красивые коробочки-коробочки добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка, на которой наклеена ваше фото. Эти коробочки не простые, т.к. в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и поступок мы будем отмечать фишками и складывать их в коробочку. Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке фишек больше. Кто из ребят совершит больше всего хороших поступков, замечательных дел-заслужит приз.
VIII. Изготовление вымпела группы. Девиз группы: «Один за всех и все –за одного».
Можно нарисовать, сшить в виде солнышка, цветика-семицветика, цифры соответствующей группы. Выбрать место, где повесить. Формулировать «Правила нашей группы»-учить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить анализировать собственные поступки.
Если в группе конфликты-разобрать поступок, вспомнить речевку, прочитать стих о дружбе, выполнить жест «мирилка», спеть песню о дружбе, вспомнить пословицу, показать, как надо было поступить правильно. Вывести из этого правило:
-Умеешь сам-помоги другому;
-Будь добрым-поделись с друзьями;
-Вместе всегда веселей.
IX. Рекомендуется проводить объединяющие игры с воспитателем- воспитывают чувство принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласовано.
Игра «Клубочек »- дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель запевает песню, обматывает большой палец правой руки ниткой клубка, передает клубок следующему и так по кругу. Клубок возвращается к воспитателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на стол. Обратить внимание, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключении можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
Игра «Виноградная гроздь». Звучит спокойная музыка. Дети сидят на ковре кружком, берутся за руки, закрывают глаза.
В это время в середину круга кладут гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика открывают глаза, отпускают руки. Воспитатель просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать следующему. После того, как гроздь прошла целый круг, воспитатель просит передать ее по второму кругу, но при этом отрывать от нее по ягодке. Каждая ягодка должна называть себя (имя ребенка).
Гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит их детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко держатся за нее, так и ребята всегда будут вместе и будут крепко дружить друг с другом.
X. Насыщать нравственным содержанием занятия по основным разделам программы. Занятия «О дружбе», «Правила поведения в группе», «Мы все умеем и знаем», «Что такое хорошо и что такое плохо». Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством: учить узнавать и передавать эмоции художественными средствами, рассматривание репродукции картины Васнецова «Аленушка». Настроение бывает разное: радость, удивление, смех, плач, гнев. В зеркале изобразить эти эмоции. Нарисовать лица с разными настроениями в центре цветка, который больше подходит по цвету к этому настроению.
XI. Работа с семьями по выработке единых требований и методов воспитания: беседы, обучающие семинары, консультации «Как играть с детьми?», «Как общаться с детьми?».
Использование этой системы позволит:
- Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье;
- Повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
- Овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей и является эффективной профилактикой таких форм поведения в более старшем возрасте.
Источник