Психологическое здоровье детей
статья по теме
Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 70.5 КБ |
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»
Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения
Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.
Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.
Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Что такое психологическое здоровье?
Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.
Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Что значит быть психологически здоровым человеком?
Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
— уверенность в себе;
— потребность в знаниях
— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
- Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
- Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
- Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
- Повышенная раздражительность
- Быстрая утомляемость
- Расстройство сна
- Сонливость
- Неустойчивое настроение
- Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям
Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:
· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
· адекватное социальное поведение;
· умение понимать себя и других;
· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
· умение делать выбор и нести за него ответственность.
2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.
Источник
Что такое нервно психическое здоровье ребенка
В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка — это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].
В настоящее время в России наблюдается прогрессирующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей — состояний, которые нельзя зарегистрировать как заболевания, являющихся связующим звеном между «здоровьем» и «болезнью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные учреждения и обучающихся в них [4,5].
Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством теста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные учреждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения [8]. Исследование факторов среды дошкольных учреждений проводилось по материалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, — к первому.
В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).
Дети, выбранные для участия в естественном гигиеническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преимущественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необходимого количества наблюдений для оценки средних величин. Полученные результаты обрабатывались с применением методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряженности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.
Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.
Результаты исследования и их обсуждение
В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического благополучия наиболее значимыми показателями, характеризующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организация медицинского обеспечения (64 балла), организация питания (65 баллов). В учреждении «начальная школа — детский сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск развития патологии у детей был слабо выражен.
При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, причем в контрольной группе наблюдались более благоприятные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень освоения цвета, линий и форм (более половины обследованных).
Весной в группе наблюдения тревожность чаще отмечалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротические реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном этапе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.
Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выраженное (невротические реакции, малая обратимость изменений, снижение устойчивости к стрессам). В контрольной группе тревожность у детей всех возрастов значительно снизилась (на 16% — в три года, на 11 % — в шесть лет).
При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установлено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-психических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-психических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистрировались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля приходилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).
В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.
Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и развития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Установлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и шести лет. К шести годам происходило улучшение показателей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет — ниже среднего и среднее.
Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.
Таким образом, в ходе проведения естественного гигиенического эксперимента, нами было установлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.
Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.
Рецензенты:
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.
Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.
Источник