Коррекция морфофункциональных отклонений у детей дошкольного возраста
материал
Выступление на секции дошкольного образования II Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_morfofunktsionalnyh_otkloneniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_16.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. А. И. Вялков, Р.Г Оганов, З. Ю. Кибраева и ряд других авторов считают, что за в последние десять лет столкнулись с тем, что возраст детей с нарушением осанки молодеет. Это зачастую приводит к серьёзным заболеваниям, утомляемости и неправильному формированию растущего организма. Разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.
Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
Существует необходимость создания системы работы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада, и в теории и методике дошкольного образования достаточно много разработанных здоровьесберегающих технологий.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Создание программы обусловлено требованиями индивидуального подхода к оздоровлению детей дошкольного возраста.
Нами разработана система коррекции морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В детском саду работают: инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старшая медсестра, специалист по лечебно-профилактической работе, массажист, педагоги групп, музыкальный руководитель.
Медико — педагогический коллектив детского сада уделяет должное внимание оздоровительной работе в нашем детском саду.
В процессе работы возникла необходимость создания программы оздоровления, направленной на профилактику, коррекцию и укрепление здоровья детей.
Педагоги вместе с мед.персоналом детского сада проводили мониторинг физического развития и здоровья детей в течение 3 лет. Анализ обследования физического развития показал, что 19,6% детей имеют дисгармоничное развитие, у 18,6% биологический возраст ниже календарного. Наблюдались функциональные отклонения и хронические заболевания у 43% детей.
Медицинское обследование (2010-2011г) выявило, что 27,3% детей имеют нарушения стопы, 11,7% — нарушения осанки, у 12,1% можно констатировать «вялую осанку», (2011-2012г) выявило, что 35,4% детей имеют нарушения стопы, 15,2% — нарушения осанки, у 19,4% можно констатировать «вялую осанку».
Мониторинговые исследования позволили выявить состояния и особенности здоровья воспитанников. Полученные результаты позволили спланировать и провести работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, а также разработать свою модель здоровьесберегающего пространства на уровне групп и создать оздоровительную подпрограмму детского сада.
Проанализировав за два года состояние здоровья у выпускников, мы выявили следующее:
- Из 31 выпускника в 2011 году, имевших при поступлении в детский сад нарушения плоско – вальгусных стоп, при выпуске осталось у 7 детей (- 24);
- Из 34 выпускника в 2012 году, имевших при поступлении в детский сад нарушения плоско – вальгусных стоп, при выпуске осталось у 8 детей (- 26); Данные были получены с помощью плантографа.
В настоящее время возрастает количество детей с хронической патологией, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. На данный момент в детском саду 32,8% детей имеют первую группу здоровья, 62,9% вторую, 3,84% третью, 0,46% четвертую. Почти у 35% детей выявлены морфофункциональные отклонения. Для оздоровительной программы созданы условия: медицинский блок, кабинет «Здоровья»: кабинет массажа, комната для коктейлей, тренажерный зал, комната с детским солярием «Солнышко», физкультурно-музыкальный зал с оборудованием для коррегирующих упражнений.
Создана «Тропа здоровья», где в теплое время года проводится работа по профилактике и коррекции нарушений плоско-вальгусных стоп у детей. Инструктор ЛФК проводит специальные занятия с детьми по профилактике и коррекции нарушения осанки и деформации стоп у воспитанников. Также инструктор по физ. развитию вводит на занятиях элементы по профилактике нарушения осанки и стоп у детей, проводит индивидуальные и групповые консультации для родителей по их запросам.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников в детском саду. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и их реализацию.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Одним из основных направлений деятельности по формированию здорового ребенка является работа с родителями.
В процессе сотрудничества ребенок – родители – педагог, семья приобретает следующие возможности:
— получить новые знания о здоровье;
— приобщиться к живому опыту других семей и использовать его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
— найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
— улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
— ближе узнать детей, умение лучше их понимать;
Источник
Что такое морфофункциональные отклонения здоровья
В последние годы в нашей стране широко практикуется обучение детей по новым педагогическим системам, апробируются новые методы. Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно сообразовывать учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными морфофункциональными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья. Тем более это диктуется резко выраженным ухудшением состояния здоровья детей младшего школьного возраста и подростков. В последнее пятилетие прошло особенно резкое ухудшение здоровья детского населения, что объясняют возросшим экосоциальным неблагополучием, падением уровня жизни, недостаточностью полноценного несбалансированного питания в семье и в школе, систематическими нарушениями организации различных видов деятельности и отдыха учащихся. У детей констатируются: рост дефицита массы тела, падение уровня физиометрических параметров, понижение иммунной реактивности, формирование хронических болезней, психоневрологические расстройства, нарушения состояния сердечно-сосудистой системы и др.
Вне зависимости от применяемых педагогических систем обучения в новых типах образовательных учреждений (гимназии, лицеи) по сравнению с обычными школами выявлены более высокая учебная нагрузка, частые нарушения режима дня, ухудшение состояния здоровья.
Широко распространено и получило положительную психологическую оценку применение в общеобразовательных учреждениях развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. С психолого-педагогических и физиолого-гигиенических позиций эта система не подвергалась изучению. Между тем всесторонняя оценка, осуществляемая в сравнительном аспекте с другими педагогическими системами, показала бы, насколько эта система упорядочивает учебную нагрузку, и как её применение влияет на здоровье школьников.
Известно, что систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) артериальное давление помимо наследственной обусловленности связано у детей с длиной и массой тела, половым созреванием, со степенью развития скелетной мускулатуры, с видом деятельности, с психологическим климатом в семье и школе.
В результате обширных физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма и показателя риска развития заболевания у рабочих и служащих промышленных производств. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами». Адаптивные возможности организма — это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой.
Для определения уровня особенностей функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах — баллах. Формула для определения АП получена исследователями в результате множественного корреляционного и регрессивного анализа на большом числе данных о состоянии здоровья рабочих и служащих крупных предприятий различного профиля во многих регионах страны. Определение АП особенно демонстративно при исследованиях динамики показателей в различные временные периоды, у школьников в процессе обучения. Выявление величин АП применимо и в ходе изучения физического развития детей и подростков, влияния учебных нагрузок в разные периоды учебного года.
У девочек 12-13 лет, величина АП, сочетаясь с уровнем работоспособности и состоянием здоровья, изменялось в зависимости от занятий различными двигательными режимами.
В связи с изучением состояния здоровья девочек 12-13 лет, которые наблюдались нами в течение двух лет, представлялось интересным произвести определение физического развития, здоровья и АП, установление их по разным уровням, выявление степени надёжности в сочетании со степенями других регистрируемых показателей и состоянием здоровья по их группам (I-IV).
Целью наших исследований явилось изучение влияния различных двигательных режимов на уровни физического развития, здоровья и адаптационного потенциала, а также на степень напряжения адаптивных механизмов девочек 12-13 лет.
Было проведено комплексное исследование уровней физического развития и здоровья по методике С.В. Хрущёва (1995) и адаптационного потенциала по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой (1987).
АП (в баллах) =0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД)+0,008 (ДАД) + 0,014 (возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
где ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту);
САД — систолическое артериальное давление (в мм рт.ст.);
ДАД — диастолическое артериальное давление (в мм рт.ст.).
Учитывая, что ранее не проводилось изучение адаптационных возможностей у детей и подростков, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методике центильных коридоров.
1. Нами были выявлены следующие уровни физического развития и здоровья девочек 12-13 лет, находящихся на обычном (посещающие обычные уроки физической культуры) и расширенном (посещающие спортивные секции в течение трёх лет) двигательном режимах (таблица 2, 3).
Таблица 1. Нормативные значения АП для учащихся 12-13 лет, соответствующих различным уровнем адаптации
Источник
Что такое морфофункциональные отклонения здоровья
ЗДОРОВЬЕ-
СБЕРЕЖЕНИЕ ЮНОГО СПОРТСМЕНА
Morphofunctional Parameters And Physical Preparedness In Children Of Different Age, Sex And Condition Of Health
V.G. Nikitushkin, Dr.Hab., professor
V.K. Spirin, Ph.D., lecturer
Key words: health, illness ability, group of health, cardiac system, aerobic serviceability, physical preparedness.
The purpose of this paper was to develop the effective methods of the complex influence of the various physical culture means on the morphofunctional parameters describing the functional condition of the basic organs and systems, the resistance and reactions of an organism, the physical preparedness of children referred to different groups of health.
997 children of the younger, average and grown-up school ages of schools in the Northwest region of the Russia who were allocated in the different groups of health and have no the experience of regular training occupations in the specialized sports sections were involved in experiments.
The methods of an estimation of the physical development, the physical preparedness and the serviceability of children both with the sociological methods were used. The results of the research were processed by the methods of the variational statistics with the use of the standard IBM PC software also.
The parameters, informing about the aerobic serviceability and the functional condition of the cardiac system, were revealed as the result of the carried out research.
Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Никитушкин
Кандидат биологических наук, доцент В.К. Спирин
Ключевые слова: здоровье, заболеваемость, группа здоровья сердечно-сосудистая система , аэробная работоспособность, физическая подготовленность.
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.
По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% — хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3-4% [13, 26]. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению [7]. Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет двигательная активность, уровень проявления физической подготовленности.
Проблема улучшения состояния здоровья с помощью методов комплексного воздействия различных средств физической культуры требует выявления компонентов в структуре здоровья, воздействие на которые позволит получить выраженный оздоровительный эффект
С целью выработки эффективных методов комплексного воздействия различных средств физической культуры нами был проведен анализ 48 морфофункциональных показателей, характеризующих функциональное состояние основных органов и систем, резистентность и реактивность организма, физическую подготовленность детей, отнесенных к разным группам здоровья
Методика. В экспериментах было задействовано 997 детей младшего, среднего и старшего школьного возраста из Северо-Западного региона, распределенных в разные группы здоровья, не имеющих стажа систематических тренировочных занятий в специализированных спортивных секциях. Использовались следующие методы исследования: антропометрические измерения, метрическое и компьютерное соматотипирование по методике Р.Н. Дорохова [10], комплекс психологических методик с компьютерным обеспечением. Набор методик для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания, динамография, регистрация артериального давления, методы оценки физической работоспособности в тестах PWC170, косвенное определение МПК, гарвардский степ-тест, педагогическое тестирование, социологические методы. Результаты исследования вносились в протокол и обрабатывались методами вариационной статистики с использованием стандартных программ на компьютере IBM.
Таблица 1. Показатели физического развития и количество пропущенных по болезни дней у учащихся городских школ, распределенных в разные группы здоровья
Пол | Возраст, лет | Группа здоровья | Соматотип, % | Компоненты массы тела, усл. ед | Количество пропущенных по болезни дней | ||||
МАК | МЕЗ | МИК | Жир | Мыш. | Кост. | ||||
М А Л Ь Ч И К И | 8 | I | 33 | 56 | 11 | 0,380±0,03 | 0,419±004 | 0,524±0,03 | 3,4±0,58 |
II | 28 | 56 | 16 | 0,376±0,03 | 0,396±003 | 0,521±0,04 | 6,90±1,3 | ||
III | 32 | 50 | 18 | 0,390±0,05 | 0,386±0006 | 0,503±0,05 | 11,8±3,1 | ||
11-12 | I | 25 | 54 | 21 | 0,341±0,03 | 0,391±003 | 0,531±0,03 | 3,0±0,9 | |
II | 29 | 40 | 31 | 0,384±0,02 | 0,378±002 | 0,541±0,03 | 7,1±1,3 | ||
III | 19 | 52 | 29 | 0,399±0,05 | 0,321±003 | 0,499±0,05 | 10,7±2,5 | ||
15 | I | 15 | 50 | 35 | 0,361±0,03 | 0,345±003 | 0,411±0,03 | 2,9±1,3 | |
II | 16 | 56 | 28 | 0,391±0,04 | 0,329±0 03 | 0,421±0,04 | 7,0±1,8 | ||
III | 19 | 56 | 26 | 0,394±0,05 | 0,298±0 05 | 0,395±0,05 | 9,9±2,4 | ||
Д Е В О Ч К И | 8 | I | 49 | 49 | 2 | 0,520±0,03 | 0,329±0 03 | 0,514±0,04 | 3,5±1,0 |
II | 51 | 45,5 | 35 | 0,538±0,04 | 0,390±0 04 | 0,521±0,05 | 7,4±1,2 | ||
III | 44 | 54 | 2 | 0,517±0,06 | 0,301 ±006 | 0,509±0,06 | 10,4±1,8 | ||
11-12 | I | 16 | 57 | 27 | 0,469±0,04 | 0,337±003 | 0,521±0,04 | 3,6±0,8 | |
II | 21 | 505 | 28,5 | 0,425±0,04 | 0,345±005 | 0,528±0,04 | 7,3±1,9 | ||
III | 19 | 57 | 24 | 0,451±0,06 | 0,312±006 | 0,506±0,06 | 9,9±2,9 | ||
15 | I | 8 | 59 | 33 | 0,496±0,04 | 0,390±0 03 | 0,395±0,04 | 3,0±1,2 | |
II | 13 | 46 | 41 | 0,461±0,05 | 0,414±004 | 0,427±0,04 | 5,9±2,1 | ||
III | 15 | 48 | 38 | 0 470±0,06 | 0,370±0 05 | 0,370±0,05 | 9,4±3,1 |
Результаты исследования и их обсуждение . В данном исследовании в соответствии с поставленными задачами использовался генерализирующий метод оценки физического развития, позволяющий получить представление об абсолютных средних значениях показателей физического развития детей.
Количество пропущенных по болезни дней за учебный год в последующих таблицах указываться не будет, так как оно существенно не отличалось от величин, приведенных в табл. 1, поскольку в исследованиях был задействован практически тот же самый контингент обследуемых.
Достоверно значимые различия в количестве пропущенных по болезни дней за учебный год по мере ухудшения состояния здоровья закономерны. Резистентность и реактивность организма, оцениваемые по частоте и характеру протекания заболевания, являются одним из основных критериев при распределении детей по группам здоровья. Дети, распределенные в первую группу здоровья, характеризуются редко возникающим и легко протекающим острым заболеванием. У детей, отнесенных ко второй группе здоровья, отмечаются продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления. У детей, распределенных в третью группу здоровья, частота возникновения острых заболеваний и удлинение периода выздоровления увеличиваются [11].
Таблица 2. Соматометрические показатели физического развития детей, распределенных в разные группы здоровья
Пол | Возраст, лет | Группа здоровья | Длина тела см | Масса тела, кг | ОГК см | Антропометрические индексы | ||
МРИ | Вервека | Бругша | ||||||
М А Л Ь Ч И К И | 8 | I | 127±1,7 | 25,6±0,8 | 63,5±1,1 | 99,8±1,7 | 1,1±0,04 | 51,9±1,6 |
II | 125,8±1,5 | 24,1±1,2 | 62,2±0,8 | 97,5±1,6 | 1,14±0,04 | 49,1±1,5 | ||
III | 126±2,1 | 25,1±1,6 | 60,3±1,3 | 99,1±1,8 | 1,14±0,05 | 47±1,7 | ||
11-12 | I | 152,8±1,4 | 40,2±1,1 | 73,6±1,6 | 94,9±1,5 | 0,96±0,03 | 49±1,4 | |
II | 153,1±1,8 | 39,7±1,2 | 72±1,1 | 90,5±1,5 | 0,99±0,04 | 47,2±1,6 | ||
III | 152,9±2,1 | 38,5±1,4 | 71,9±1,5 | 90,1±2,2 | 1,0±0,04 | 47,1±1,8 | ||
15 | I | 171,7±1,1 | 64,5±1,3 | 85,8±1,5 | 83±1,4 | 0,8±0,03 | 49,1±1,5 | |
II | 173,2±1,4 | 65,1±1,4 | 85,6±1,4 | 82,1±1,4 | 0,8±0,03 | 48,3±1,5 | ||
III | 172,1±1,6 | 64,9±1,5 | 82,3±1,6 | 82,4±1,6 | 0,8±0,04 | 48,8±1,7 | ||
Д Е В О Ч К И | 8 | I | 128,6±1,5 | 24,5±0,8 | 58,9±1,0 | 95,8±1,6 | 1,2±0,04 | 46,8±1,6 |
II | 128,7±1,4 | 24,7±1,1 | 59,1±0,7 | 91,7±1,3 | 1,2±0,04 | 46,1±1,6 | ||
III | 125,8±1,6 | 23,1±1,4 | 58,4±1,4 | 90,1±1,7 | 1,2±0,05 | 46,3±1,7 | ||
11-12 | I | 153,1 ±2,0 | 41,1±1,5 | 73,2±1,8 | 95,0±1,6 | 0,98±0,04 | 47,1±1,7 | |
II | 152,3±1,9 | 42,4±1,7 | 73,3±1,9 | 91,2±1,8 | 0,96±0,05 | 48,0±1,8 | ||
III | 152,7±2,5 | 41,7±2,2 | 70,9±2,3 | 93,5±1,9 | 0,97±0,05 | 47,8±1,9 | ||
15 | I | 165,0±1,4 | 55,0±1,2 | 81,7±1,9 | 85,3±1,8 | 0,89±0,04 | 49,!±1,7 | |
II | 163,0±1,6 | 54,6±1,3 | 79,0±2,0 | 90,0±1,5 | 0,87±0,04 | 48,2±1,8 | ||
III | 167,0±1,8 | 57,0±1,6 | 78,1±2,1 | 90,0±1,9 | 0,86±0,05 | 47,1±1,9 |
Полученные результаты по показателям соматотипа и компонентов массы тела у детей, отнесенных к разным группам здоровья, показывают, что статистически значимых различий между исследуемыми показателями и состоянием здоровья школьников не регистрируется. Подобная зависимость отмечается при сравнительном анализе соматомет рических показателей физического развития детей разного пола и возраста, распределенных в различные группы здоровья (табл. 2). В указанную таблицу занесены не все антропометрические индексы. Величины индексов Кетле, Эрисмана, Пинье, Рорера, Ливи также находились в пределах нормы, но различия не достигали достоверно значимого уровня (Р>0,05) у детей одного возраста, имеющих разные группы здоровья.
В литературе существуют разные точки зрения о взаимосвязи физического развития, определяемого по результатам антропометрических исследований с показателями заболеваемости детей и состоянием их здоровья.
Мнение одних авторов сводится к тому, что оценка физического развития — единственный показатель здоровья растущего организма и именно он лежит в основе распределения детей и подростков по группам здоровья (при отсутствии признаков заболевания или дефектов развития), а также оценки эффективности профилактических мероприятий [4, 5]. В своей монографии В.А. Доскин с соавторами [11] отмечает, что физическое развитие тонко отражает здоровье поколения, является одним из важных критериев контроля эффективности лечения и оздоровления детей и подростков. Положительная взаимосвязь между уровнем физического развития человека и состоянием его здоровья отмечается в работах других исследователей.
Вместе с тем у части врачей существует весьма скептическое отношение к использованию оценки физического развития для диагностики здоровья, а ее практическая значимость в проведении лечеб
но-профилактических мероприятий настолько мала, что предлагается сохранить лишь две градации: норму и отклонение от нее [25]. В настоящее время в основе распределения детей на группы здоровья лежат показатели, характеризующие функциональное состояния основных органов и систем, резистентность и реактивность организма. Физическое развитие учитывается на уровне двух градаций: нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, то есть учитываются отклонения от нормального физического развития [11].
В своих исследованиях Г.Л. Апанасенко (1992) показывает, что оценка физического развития, определяемая по результатам антропометрических исследований популяции школьников региона г. Киева, совершенно неинформативна в отношении основных показателей заболеваемости. Положительные корреляционные связи между оценкой физического развития и показателями заболеваемости детей, хотя и невелики (r = 0,19), но достоверны. Таким образом, чем выше формальная оценка физического развития у практически здоровых школьников, тем выше в общей массе обследованного контингента показатели острой заболеваемости.
В своей монографии Р.Е. Мотылянская с группой авторов [20] описывает результаты исследований по изучению физического развития спортсменов разного возраста, имеющих клапанные пороки сердца. У этих спортсменов более чем в 50% случаев показатели физического развития оказались средним и, выше средних и даже высокими. Наряду с этим в динамических наблюдениях обнаружилось не только нарастание абсолютной величины отдельных показателей, но и их улучшение при сопоставлении с «должными» для соответствующего возраста.
Таблица 3. Некоторые показатели развития дыхательной системы, МПК у детей разного возраста и уровня здоровья
Пол | Возраст лет | Группа здоровья | ЖЕЛ/вес, мл/кг | Пневмотахометрия | МПК/вес мл/мин/кг | |
Выдох, л/с | Вдох л/с | |||||
М А Л Ь Ч И К И | 8 | I | 60,6±1,6 | 1,76±0,15 | 1,36±0,12 | 56,6±1,2 |
II | 58,4±1,4 | 1,5±0,16 | 1,03±0,14 | 52,2±1,4 | ||
III | 56,2±2,0 | 1,35±0,18 | 0,91±0,15 | 44,5±1,8 | ||
11-12 | I | 63,3±1,6 | 3,1±0,17 | 2,5±0,18 | 52,3±1,8 | |
II | 60,8±2,4 | 2,8±0,20 | 2,3±0,19 | 45,1 ±2,1 | ||
III | 57,4±2,9 | 2,6±0,21 | 1,8±0,23 | 39,3±2,7 | ||
15 | I | 63,6±1,8 | 4,1±0,16 | 3,6±0,14 | 53,1±1,9 | |
II | 60,2±2,1 | 3,8±0,18 | 3,3±0,17 | 45,7±2,9 | ||
III | 58,8±2,2 | 3,6±0,19 | 3,2±0,19 | 40,1 ±3,3 | ||
Д Е В О Ч К И | 8 | I | 56,6±1,3 | 1,71±0,15 | 1,3±0,11 | 43,1±1,3 |
II | 53,8±1,5 | 1,32±0,18 | 1,11±0,11 | 39,8±1,4 | ||
III | 51,4±2,1 | 1,2±0,19 | 1,0±0,15 | 37,5±2,1 | ||
11-12 | I | 58,1±1,2 | 3,08±0,13 | 2,6±0,12 | 43±1,8 | |
II | 55,1±1,4 | 2,70±0,17 | 2,57±0,15 | 38,1±1,5 | ||
III | 52,1±1,8 | 2,66±0,19 | 2,3±0,16 | 34,0±2,1 | ||
15 | I | 56,4±1,2 | 3,5±0,17 | 3,1 ±0,16 | 43,1±1,1 | |
II | 53,9±1,6 | 3,3±0,21 | 2,91±0,17 | 39,8±1,4 | ||
III | 52,1±2,2 | 3,23±0,21 | 2,78±0,2 | 34,6±2,1 |
Таблица 4. Некоторые показатели развития сердечно-сосудистой системы, PWC170 мальчиков и а,евочек разного возраста и уровня здоровья
Пол | Возраст лет | Группа здоровья | Артериальное давление | ЭКГ | PWC170 | |||
систолич., ммрт.ст | диастолич., мм рт.ст. | ЧСС, уд/мин | P-Q | Q-T | кГм/мин | |||
М А Л Ь Ч И К И | 8 | I | 96,5±5,5 | 65±7,1 | 97±2,6 | 0,119±0,002 | 0,270±0,003 | 340±9,0 |
II | 94,0±6,4 | 66±7,8 | 102±3,4 | 0,114±0,003 | 0,267±0,002 | 311±9,4 | ||
III | 95±7,9 | 65±8,1 | 106±3,6 | 0,112±0,002 | 0,260±0,004 | 301±10 | ||
11-12 | I | 105±6,8 | 72±5,8 | 80±2,0 | 0,138±0,002 | 0,284±0,003 | 566,3±18 | |
II | 102±7,1 | 70±6,3 | 84±3,1 | 0,134±0,002 | 0,280±0,003 | 524,8 ±13 | ||
III | 104±7,6 | 72±6,9 | 91±4,2 | 0,131±0,003 | 0,273±0,004 | 442,8 ±14 | ||
15 | I | 110±7,8 | 74±8,2 | 76±2,7 | 0,139±0,002 | 0,304±0,003 | 756±17 | |
II | 110±8,5 | 72±8,6 | 79±2,9 | 0,135±0,003 | 0,299±0,003 | 713±15 | ||
III | 108±8,8 | 70±10,3 | 80,3±3,2 | 0,131±0,003 | 0,292±0,004 | 677±21 | ||
Д Е В О Ч К И | 8 | I | 95±5,3 | 64±6,3 | 97±3,0 | 0,119±0,002 | 0,268±0,003 | 280±8,1 |
II | 95±6,4 | 66±6,9 | 103±3,5 | 0,113±0,003 | 0,261±0,004 | 255±9,2 | ||
III | 92±6,8 | 67±7,1 | 106±3,2 | 0,111±0,003 | 0,257±0,004 | 228±8,7 | ||
11-12 | I | 104±7,4 | 74±7,6 | 84±2,5 | 0,137±0,002 | 0,283±0,003 | 436±8,6 | |
II | 105±7,6 | 75±7,7 | 87±3,0 | 0,133±0,003 | 0,279±0,003 | 406±9,2 | ||
III | 102±8,1 | 75±8,2 | 92±3,3 | 0,130±0,003 | 0,270±0,004 | 391±9,3 | ||
15 | I | 112±7,5 | 72±8,4 | 76±2,5 | 0,139±0,003 | 0,300±0,004 | 450±12,3 | |
II | 114±7,8 | 74±9,1 | 80±2,5 | 0,134±0,002 | 0,296±0,004 | 413±13,0 | ||
III | 114±8,1 | 75±9,9 | 85±3,1 | 0,132±0,003 | 0,290±0,003 | 403±12,3 |
Достаточно многочисленные примеры слабого здоровья детей при высокой оценке физического развития находят свое объяснение, если рассмотреть их функциональные возможности в зависимости от уровня физического развития. В литературе описаны случаи, когда наибольший диапазон функциональных возможностей (тенденция к росту относительного МПК и достоверно более высокий уровень общей выносливости) имели дети, физическое развитие которых оценивается как «ниже среднего». В своих исследованиях Г.Л. Апанасенко [1] отмечал, что в группе мальчиков 10 лет (n=36) дистанцию 1500 м быстрее всех преодолевали школьники с оценкой физического развития «плохое» (8 мин 16 с). Существенно хуже результаты у детей с оценкой физического развития «хорошее» и «ниже среднего» (средние значения 8 мин 49 с и 8 мин 46 с соответственно).
Полученные нами результаты, характеризующие физическое развитие детей, отнесенных к разным группам здоровья, согласуются с мнением авторов, которые отмечают несущественную значимость показателей оценки физического развития детей для проведения лечебно-профилактических мероприятий [8, 25].
В табл. 3 представлены некоторые показатели и величины МПК у мальчиков и девочек разного возраста и разных групп здоровья.
Из анализа данных видно, что информативность оценки состояния здоровья приведенных в таблице показателей разная. По мере снижения уровня здоровья и роста заболеваемости зарегистрирова ны наиболее значимые изменения у величин МПК. Достоверные различия в величинах МПК (Р
Различия средних величин мощности форсированного выдоха и вдоха и жизненного индекса у детей, отнесенных к I и II группам здоровья, не достигали значимого уровня (P > 0,5). Достоверность различий (Р
Достоверность различий между представленными в табл. 3 показателями у детей с разным состоянием здоровья позволяет говорить об их информативности и практической значимости при проведении профилактических оздоровительных мероприятий.
В табл. 4 приведены некоторые показатели развития сердечно-сосудистой системы, PWC170 детей разного возраста, пола и состояния здоровья.
Сердечно-сосудистая система — одна из важнейших систем организма, обеспечивающая транспорт кислорода, питательных веществ, удаление углекислого газа и других продуктов обмена, а также осуществляющая процессы иммунологической защиты и гуморальной регуляции физиологических функций [11].
Средние величины по каждому представленно му в табл. 4 показателю у детей разного пола, возраста и состояния здоровья соответствуют норме.
Различия между состоянием здоровья и показателями систолического и диастолического артериального давления у детей в каждой возрастной группе не достигают достоверно значимого уровня. Следует отметить, что как у девочек, так и у мальчиков, отнесенных к I группе здоровья, отклонения от показателей нормы для систоличес кого и диастолического давления наблюдались у 1,5% от общего количества обследуемых, а среди детей II и III групп здоровья такое количество случаев было больше — 3 и 8,3% соответственно. Достоверность различий в ряде случаев у школьников одного возраста регистрируется в величинах ЧСС, интервалах P-Q и Q-T только у детей I и III групп здоровья. Различия между детьми I и II групп здоровья по данным показателям отмечались, но не достигали достоверно значимого уровня. Значимые различия (Р
Достоверно значимый уровень различий зарегистрирован в величинах PWC170 у мальчиков и девочек между I и II (P
Нейродинамические процессы детей с разным состоянием здоровья. Уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП) определялся при работе установки в режиме «обратной связи», длительность экспозиции сигнала изменялась автоматически в зависимости от характера ответных реакций обследуемого. После правильного ответа экспозиция следующего сигнала укорачивалась на 20 мс, а после неправильного, напротив, удлинялась на ту же величину. Обследуемому давалась установка как можно быстрее избирательно реагировать на форму задающего сигнала.
Р е а к ц и я н а д в и ж у щ и й с я о б ъ е к т (РДО). Компьютерный вариант данной методики предполагает регистрацию двигательной реакции человека на движущийся с равномерной скоростью объект в определенной точке. Реакция обследуемого считается точной при отклонении точки фиксации объекта от остановочного маркера в пределах ±15 мс. Различия по нейродинамическим показателям у детей исследуемых возрастов регистрировались, но не доходили до достоверных значений. Нейродинамические процессы человека находятся под выраженным генетическим контролем [12, 18]. Изучая особенности проявления условно-моторных реакций у юных спортсменов, А.Г. Сухарев [22] отмечает наличие большого индивидуального разброса. Объяснение этому экспериментатор находит в типологических особенностях их высшей нервной деятельности (ВНД). Дети с подвижным типом ВНД обладают коротким латентным периодом условно-моторной реакции и выраженными скоростно-силовыми характеристиками проявления физической работоспособности . Отсутствие достоверных различий между исследуемыми показателями у детей одного и того же возраста с разным состоянием здоровья является доказательством низкой информативности ПЗМР, РДО, УФП, теппинг-теста для оценки соматического здоровья школьников и малой практической значимости использования этих показателей для проведения профилактических оздоровительных мероприятий.
Физическая подготовленность является важным показателем состояния здоровья человека, тесную взаимосвязь между ними ученые наблюдали давно [22]. Известно, что активность скелетной мускулатуры в значительной степени определяет резервирование энергетических ресурсов, экономное их использование, что способствует увеличению продолжительности жизни. Наиболее эффективны в этом плане аэробные мышечные нагрузки циклического характера, способствующие повышению аэробного энергопотенциала организма. Вместе с тем имеются исследования, показывающие эффективность в улучшении состояния здоровья упражнений, выполняемых в анаэробном и смешанном аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения [21, 23, 24].
Физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья. Результаты тестовых испытаний в беге на 30 м характеризуют проявления скоростных качеств; в беге на 60 м — скоростно-силовой выносливости; в беге на 1000 м — общей выносливости; в прыжке в длину с места — динамической силы мышц нижних конечностей, в подтягивании на высокой перекладине — силы; в отжимании от скамейки — силы [27].
Показатели педагогического тестирования мальчиков и девочек младшего, среднего и старшего школьного возраста, отнесенных к I и II группам здоровья, выявили достоверные различия (P
Результат в беге на 1000 м существенно определяется максимальными возможностями аэробной системы энергообеспечения, а в беге на 30 и 60 м, в прыжках в длину с места — анаэробными системами энергообеспечения [29, 9].
Большинство современных методов количественной оценки здоровья характеризуются высокой зависимостью величины интегративного показателя от состояния сердечно-сосудистой системы [1, 2, 3, 6, 16 и др.]. Выводы вышеуказанных авторов еще раз подтверждаются результатами наших исследований. Показатели, точнее других определяющие состояние здоровья, надежно информируют об аэробной работоспособности и функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Чем лучше результат в беге на 1000 м, выше величины МПК, PWC170, ИГСТ, тем выше аэробная работоспособность человека и лучше функциональное состояние сердечно-сосуди стой системы и состояние здоровья школьника.
7. Большая медицинская энциклопедия / Под. ред. Б.В. Петровского. М., 1978, т. 8, с. 785 — 799.
Источник
➤ Adblockdetector