Меню

Что такое мониторинг здоровья школьников

Мониторинг здоровья
статья по физкультуре на тему

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа 75.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья учащихся МБОУ «Новочадовская СОШ»

В МБОУ «Новочадовская СОШ» согласно Федеральным требованиям у ОУ в части охраны здоровья учащихся, воспитанников, утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» проведён мониторинг здоровья учащихся по следующим направлениям:

• Мониторинг физического состояния здоровья.

• Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.

• Мониторинг часто болеющих детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

• Мониторинг предпочтений юношей и девушек в спортивных занятиях второй половины дня.

• Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.

• Мониторинг травматизма учащихся

• физкультурные минутки во время уроков;

• физкультурные занятия в кружках;

Мониторинг здоровья обучающихся осуществляется классными руководителями и фельдшером Новочадовского ФАПа.

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов диспансеризации, статистической медицинской отчетности, анализ распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на состояние здоровья.

Обследования, проведенные в 2011 г., в которых приняли участие 42 чел. – 100% обучающихся, показали, что здоровых детей – 25 (54.3%), больных детей – 21 (45.7%).В 2012 г. из 39 чел. — здоровых детей -10 (25.6%), больных детей – 29 (74.4%)

Результаты обследования здоровья обучающихся в 2012-2013 учебном году.

Качественная оценка уровня здоровья обучающихся

Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста.

Хорошее функциональное состояние, высокий уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных слабых звеньев.

Удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности.

Неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких «слабых» систем жизнеобеспечения.

Было бы ошибкой видеть причину ухудшения здоровья школьников исключительно в экономических трудностях страны или недостатках факторов здоровьесберающего пространства образовательного учреждения. Наряду с факторами экономического, экологического, медицинского и организационного характера, на ситуацию в значительной мере влияют факторы социокультурные: система ценностных ориентаций, сложившиеся в семье стереотипы и модели поведения, культурные традиции. Установлено, что состояние здоровья человека на 70-80 % зависит от индивидуального образа жизни.

За последние годы в школе особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся, что является важным условием физкультурно–оздоровительной работы. Проводятся третий урок физкультуры, спортивные секции, внутришкольные, районные, республиканские спортивные соревнования. При проведении уроков физической культуры учитываются группы здоровья детей, а так же оценка их физического развития

Группы здоровья обучающихся.

Сравнительный анализ распределения учащихся школы по группам здоровья показывает, что данные величины не являются стабильными; заметно уменьшилось количество учащихся второй группы здоровья на 8.7%, количество учащихся отнесённых ко 3 группе колеблется в диапазоне 9.5 – 15.4 %.

В соответствии с нормативными актами во вторую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие. Дети, входящие во вторую группу здоровья требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

К третьей группе здоровья относятся 6 чел. (15.4 % обучающихся) с 1 по 9 классы в 2012-2013 учебном году, в прошлом году таких детей было так же 4 чел. (9.5 %), произошёл рост на 5.9 %.

Анализ результата диспансеризации 2012-2013 учебном году показал, что у учащихся школы имеются следующие хронические заболевания :

Болезни сердца и сосудов

Болезни желудочно-кишечного тракта

Болезни опорно-двигательного аппарата

Болезни органов зрения, глаза и его придаточного аппарата

Болезни эндокринной системы

Анализируя результат диспансеризации учащихся, мы делаем вывод, что за последние три года, число здоровых детей уменьшилось на 18.5%, а количество учащихся, у которых выявлены заболевания возросло на 9.9 %.

Анализ острой заболеваемости по показателю кратности заболеваний выявил, что большинство школьников болеют эпизодически 2-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих школьников колеблется от 3% до 6%. Основные заболевания детей: ангина, ОРВИ.

Если в 2011-2012 учебном году пик заболеваемость ОРВИ пришелся на октябрь, ноябрь 2011 г., то в 2012 2013 учебном году октябрь, декабрь, причём в декабре больше почти в 2 раза. Анализ показывает, что рост заболеваемости наблюдается чаще в конце осени и в начале весны, поэтому медицинский работник ФАПа с. Новочадово проводит добровольную (с согласия родителей/законных представителей) вакцинацию учащихся.

Мониторинг посещения учебных занятий 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов.

Всего пропущено/в среднем на одного ученика

По болезни/ в среднем на одного ученика

По уважительным причинам (указать) / в среднем на одного ученика

Без уважительных причин/ в среднем на одного ученика

Проанализировав мониторинг посещения учащимися учебных занятий 2012-2013 и 2013 — 2014 учебных годов можно сделать вывод, что общее количество пропущенных уроков в нынешнем учебном году не увеличилось , по болезни увеличилось на 57%. Такой скачек прежде всего, связано с тем, что пик ОРВИ в этом учебном году пришёл на ноябрь и декабрь.

Факторы, формирующие здоровьесберегающее пространство школы.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве. Наше образовательное учреждение имеет необходимую материальную, учебно-методическую и кадровую базу, позволяющую проводить мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников. Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 . Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательном учреждении является предметом особой заботы директора школы и Управляющего совета. На уроках физической культуры укрепляются естественные факторы здоровья организма человека и, как правило, используются сопутствующие факторы – воздуха, солнца, воды, т.к. значительная часть занятий проходит на спортивной площадке школы. В системе проводится спортивно-оздоровительная работа: Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники, физкультминутки (по мере необходимости), утренняя зарядка, «Спортивная суббота». В учебное и каникулярное время работают спортивные секции и творческие объединения, которые укрепляют здоровье школьников; оптимальным сочетанием считается выбор двух направлений: одного спортивного, второго творческого, интеллектуального.

На основании договора с МБУЗ «Атюрьевская ЦРБ» по медицинскому обслуживанию учащихся и работников школы ежегодно специалистами-медиками по плану осуществляются медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся, по необходимости проводятся прививки.

Регулярно проводятся инструктажи педагогов и учащихся по технике безопасности, противопожарной безопасности, учебные тренировки по отработке действий в чрезвычайных ситуациях (ежеквартально). С требованиями техники безопасности учителя знакомят детей при проведении уроков трудового обучения, физической культуры, физики, информатики, химии, биологии, также инструктажи проводят классные руководители при проведении массовых и выездных мероприятий и перед началом школьных каникул.

Все учащиеся школы в 2012-2013 учебном году получают горячее питание, учащиеся 1-го и 2-го классов 2-х разовое питание.

Учреждение оборудовано пищеблоком, оснащенным необходимым технологическим оборудованием. Полностью укомплектован штатный состав работников кухни. Хранение продуктов и приготовление питания для детей школьного возраста в образовательном учреждении проходит в соответствии с нормами Сан ПиН 2.4.5.2409-08. Имеется договор на поставку продуктов

Школьная столовая работает в режиме питания по 10-ти дневному циклическому меню для обучающихся .

В течение всего учебного года проводилась витаминизация.

Ведется систематическая работа по санитарно-гигиеническому просвещению, профилактике вредных привычек среди учащихся школы, основанная на развитии мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни.

Положительные результаты в здоровьесбережении школьников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников образовательного учреждения и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми и добросовестном выполнении рекомендаций. Ежегодно в школе проводится исследования по наличию у учащихся вредных привычек , употребления ПАВ

Мониторинг употребления ПАВ в МБОУ «Новочадовская СОШ» в 2012/2013 уч. г.

Источник

Статья «МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ — ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ»

специалист в области арт-терапии

Берестова Лилия Сергеевна,

г. Константиновска Ростовской области

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ – ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ

В предлагаемой статье особое внимание уделяется такому актуальному вопросу как мониторинг здоровья школьников. В условиях обычного образовательного учреждения это оказывается весьма затруднительным. Значительную часть диагностической работы могут выполнить сами школьники вместе со своими учителями или психологами. Это позволяет не только получить показатели для занесения в индивидуальные карты учащихся, но и привлечь внимание самих школьников, повысить их интерес к укреплению собственного здоровья.

Ключевые слова: здоровье, мониторинг, осанка, плоскостопие, пульс, артериальное давление.

В разные годы в нашей стране и за рубежом проводились многочисленные исследования здоровья различных групп населения. Однако в основном все они носили медицинский характер, а констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяла разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%.

Здоровье детей и подростков, обучающихся в учреждениях образования, еще более сложный объект исследования, чем здоровье населения в целом, так как оно одновременно должно рассматриваться в двух плоскостях: обеспечения активной жизни в данный момент (статус) и закладки потенциальных возможностей на предстоящую жизнь (развитие). Здоровье ребенка более, чем взрослого, подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и др. факторов окружающей его среды. Изучение состояния здоровья ребенка в отрыве от реальных возможностей и негативных факторов среды также представляется малоцелесообразным, так как исключает возможность прогноза ближайшей зоны развития, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. К сожалению, в стране отсутствует система междисциплинарного мониторинга состояния здоровья детей, которая учитывала бы всю совокупность его собственных показателей и наиболее значимых факторов среды. Такое положение резко снижает возможности управления здоровьем ребенка, подростка и молодого человека в период их обучения, что крайне важно в условиях меняющейся системы образования.

В условиях обычного образовательного учреждения, полноценный контроль за состоянием здоровья школьников, в особенности их психического здоровья, оказывается затруднительным. Лучше, если эта диагностика будет проводиться специалистами медицинского или образовательного учреждения.

В этой связи все большую актуальность приобретает использование собственных возможностей школы. Кроме частоты и регулярности проведения обследований, такой подход имеет и воспитательный аспект. Значительную часть диагностической работы могут выполнить сами школьники вместе со своими учителями или психологами. Это позволяет не только получить показатели для занесения в индивидуальные карты учащихся, но и привлечь внимание самих школьников, повысить их интерес к укреплению собственного здоровья.

Как известно, мониторинг здоровья дает возможность зафиксировать актуальные показатели состояния здоровья детей, его медицинские, психологические, физиологические, социальные аспекты.

Наша школа работает над проблемой «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании». В качестве темы по самообразованию я выбрала « Мониторинг здоровья учащихся – важный показатель в работе учителя по предупреждению и профилактике заболеваний детей».

Было выяснено, что мониторинг состояния здоровья включает:

заполнение классным руководителем социального паспорта на каждого ребенка;

заполнение социальным педагогом социальной анкеты с целью выявления детей группы риска по безнадзорности и организации ее сопровождения;

педагогический скрининг (диагностика);

логопедическое обследование учащихся начальной школы с целью своевременного выявления риска развития школьной неуспеваемости;

психологический скрининг с целью выявления детей групп риска по отклоняющемуся поведению;

тестирование физического состояния учащихся;

осмотр медицинской сестры.

Все полученные данные переносятся в базу данных.

Эти данные используются педагогами нашей школы и мною для правильного и рационального построения работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности со школьниками. Материалы мониторинга – это сигнал для профилактики еще не развившихся заболеваний и коррекции работы над теми, которые уже существуют.

При изучении литературы я выяснила, что из признаков физического развития и состояния постоянному контролю у детей подлежит соответствие веса тела росту, возрасту и полу. Самый простой способ – по методу Брока, путем вычитания 100 из величины длины тела (роста), выраженной в сантиметрах.

Я предлагаю также лабораторные работы, которые не требуют особого аппаратурного оснащения и могут быть проведены на уроках или факультативных занятиях. Они помогут провести диагностику физического здоровья учащихся.

Лабораторная работа №1

«Выявление признаков правильной осанки»

Один учащийся встает прямо, другой смотрит, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да – искривлений нет.

В той же позе обращается внимание на положение плеч. При правильной осанке плечи должны находиться на одном горизонтальном уровне.

Наблюдение за осанкой при ходьбе. При правильной осанке живот втянут, голова и туловище находятся на одной прямой, небольшой наклон туловища вперед нормален, плечи развернуты и немного опущены.

Для проверки сохранения правильной осанки при ходьбе или выполнении других движений положить на голову плоский предмет (книгу). Испытуемый ходит или приседает. Предмет упадет, как только произойдет нарушение осанки.

Учащийся встает к стене так, чтобы его голова, лопатки, ягодицы и пятки вплотную прикасались к стене. Другой учащийся пробует просунуть между поясницей и стеной сначала кулак, потом ладонь. Если проходит только ладонь, а кулак нет – осанка правильная.

Вывод: признаки правильной осанки: подтянутость, развернутые плечи, прямое положение головы, втянутый живот, грудь слегка выдается вперед, физиологические изгибы позвоночника.

Лабораторная работа №2

«Определение наличия плоскостопия»

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Подготовка к работе : подготовительную часть работы следует проделать дома. Встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги, ноги вместе, туловище должно быть прямым. Получившийся след обвести карандашом, далее выполняется работа с этими отпечатками.

Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).

Найти середину линии АК и отметить точку М.

Провести два отрезка АВ и МД, перпендикулярных линии АК.

Отметить точку С в месте пересечения линии МД со следом в средней части.

Определить соотношение: СД : АВ × 100%. Оно не должно превышать 33 %. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

Лабораторная работа №3

«Регистрация основных физиологических показателей организма человека и их оценка»

Оборудование: секундомер, тонометр.

Определение пульса в состоянии покоя и после действия нагрузки:

Найти у себя пульс на поверхности лучевой кости около кисти.

Определить пульс в состоянии покоя за 1 мин.

Сделать 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерить пульс за 1 мин.

Повторить измерение через 0,5 мин, 1 мин, 1,5 мин, 2 мин, 2,5 мин.

Результаты считаются хорошими, если частота сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний повысится не более чем на 1/3 по сравнению с ЧСС в состоянии покоя. Восстановление сердечной деятельности до уровня покоя произойдет не позже чем через 2 мин.

Измерение артериального давления (АД):

Измерение АД проводят в тихой, спокойной и удобной обстановке на правой руке в положении сидя.

Манжетку накладывают на плечевую артерию. Нижний край манжетки на 2-2,5 см выше локтевого сгиба.

Рука удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх.

Момент появления тонов соответствует систолическому давлению (максимальному или верхнему), а исчезновение их – диастолическому (минимальному или нижнему).

Измерения проводят 2-3 раза, фиксируя повторяющиеся параметры.

У взрослого здорового человека максимальное АД в среднем равно 115 – 120 мм рт. ст., минимальное – 60-85 мм рт. ст.

Лабораторная работа №4

«Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Индекс Руфье»

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Оценивается состояние сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке по реакции пульса.

У учащегося в положении сидя (после пятиминутного отдыха) измеряют пульс ().

Испытуемый – юноша – выполняет 30 приседаний за 30 сек, девушка – 24 приседания за 30 сек, затем сразу измеряют пульс стоя ().

Через минуту пульс вновь подсчитывают стоя ().

Индекс Руфье рассчитывается по формуле:

Индекс оценивается: 0-5 – отлично, 6-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 — неудовлетворительно.

На занятиях с учащимися любого класса можно использовать также измерение времени, в течение которого учащийся может:

удерживать равновесие, стоя на правой ноге;

удерживать равновесие, стоя на левой ноге;

задержать дыхание на выдохе;

тянуть гласные а, о, и, у.

Результаты каждого учащегося сравниваются со средними показателями всего класса (параллели), что позволяет выделить учащихся группы риска. При повторном (1-2 раза в год) проведении этой программы получаются данные для сравнения результатов одного и того же школьника в динамике.

1. Волкова О.А. День здоровья в образовательном учреждении. – М.: УЦ «Перспектива», 2010.

2. Носова Е.В. «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни». Лабораторный практикум. – Биология в школе. – 2010. — №6.

3. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: Аркти, 2008.

Источник

Читайте также:  Слишком много проблем со здоровьем
Adblock
detector