Меню

Что такое мониторинг физического здоровья студентов

Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре

Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx 21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.

Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.

Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.

Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.

Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.

В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.

Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.

1. Сущность и содержание мониторинга

Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.

Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.

Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.

Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.

2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.

Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.

Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.

Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.

В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.

Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Задачи по достижению цели:

  • выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
  • установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.

Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.

А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.

Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.

Источник

Мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников вуза

Оценка показателей здоровья, физического развития и подготовленности, функционального состояния первокурсников до начала учебных занятий в Финансовом университете для совершенствования физического воспитания и профессионального образования студентов.

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.07.2018
Размер файла 33,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва

Мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников вуза

Представления о том, что главной задачей вузов является подготовка специалистов с полным набором профессиональных знаний, качеств и навыков профессиональной деятельности, требуют существенной коррекции. Необходимость совершенствоваться концепции высшего профессионального образования связана с прогрессирующим ухудшением здоровья и физического развития школьников и студентов [2,с.12], снижением вследствие этого качества подготовки выпускников, ущербом экономике, имиджу и конкурентоспособности вуза при низкой успеваемости и отчислении учащихся.

Общепризнанно, что в нашей стране в настоящее время ярко проявляются противоречия и кризисные явления, в том числе и в сфере профессионального образования, которые в форме тенденций характерны для большинства стран мира. Таким серьезным противоречием является прогрессирующее возрастание информационно-учебных нагрузок, вызванное высокой конкуренцией на рынке труда и образовательных услуг, на фоне ухудшения основных характеристик жизнедеятельности студенческой молодежи [3,с.38]. Правомерно говорить о том, что школьники и студенты являются частью населения, которая в наибольшей степени испытывает перегрузки под влиянием возрастающего давления информационного общества. Показано, что у школьников и студентов морфофункциональные системы организма, физическое развитие, психическая сфера и здоровья проявляют признаки дефицитарности, что приводит к биологической, психологической и социальной дезадаптации в процессе обучения и социализации [1,с.62]. Учащиеся подвержены влиянию условий городской среды, природно-климатических факторов, учебным, информационным и психологическим нагрузкам, гипокинезии. Для определения значимости этих воздействий в Финансовом университете при Правительстве РФ проводится ежегодный мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников. Результаты обследования используются для научного анализа в целях организационно-методических изменений учебного процесса, распределения студентов в учебные группы с дифференцированными нагрузками для занятий по предмету «Физическая культура».

Цель настоящего исследования состояла в оценке показателей здоровья, физического развития (ФР) и подготовленности (ФП), функционального состояния (ФС) первокурсников до начала учебных занятий в Финансовом университете для совершенствования физического воспитания и профессионального образования в интересах развития здоровья студентов. здоровье физический развитие студент

Проводился медицинский осмотр и комплексное обследование общепринятыми методами. ФР определяли по показателям: роста, веса, обхвата груди на входу и выходе, ФС по функциональным параметрам: жизненной емкости легких и времени задержки дыхания на вдоху, артериального давления по методике Короткова. ФП оценивалось по двигательным тестам: динамометрии правой и левой рук, прыжку вверх, гибкости; общая работоспособность определялась с помощью степ-теста. Математическими методами на основании первичных данных были получены интегральные ранговые коэффициенты, позволяющие сравнивать результаты ежегодного мониторинга здоровья первокурсников. Формулы для определения интегральных коэффициентов разработаны В.Н. Кулаковым.

В таблице 1 представлены рост, вес и их динамика за трехлетний период. Динамики роста у студентов не зарегистрировано, при этом наблюдалось повышение веса первокурсниц 20014 года на 5,4%.

Общая характеристика основных антропологических показателей студентов и их участие в занятиях спортом

Источник

Читайте также:  Какая печень полезнее для здоровья
Adblock
detector