Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре
Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.
Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.
Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.
Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.
Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.
В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.
Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.
1. Сущность и содержание мониторинга
Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.
Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.
Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.
Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.
2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.
Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.
Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.
Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.
В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.
Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи по достижению цели:
- выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
- установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.
Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.
А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.
Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.
Источник
Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников
консультация (старшая группа)
Цель моноторинга повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 30.5 КБ |
monitoring.doc | 30.5 КБ |
monitoring.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.
Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО — повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.
Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.
Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический мониторинг — является более сильным лекарством, чем стандарты образования.
Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
1. состояния здоровья детей;
2. диагностика физической подготовленности дошкольников;
3. профессиональная компетенция воспитателей;
4. качество физкультурно — оздоровительной работы;
5. преемственность в работе с родителям.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО-
повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:
На первом этапе:
- проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
- оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
- определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
- определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.
На втором этапе:
- спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
- разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
- разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
- определить эффективность проведенной работы.
На третьем этапе:
- реализовать запланированные мероприятия;
- осуществить коррекцию педагогического процесса;
- устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.
На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):
- сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
- сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;
- сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
- принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.
На пятом этапе (итогово — диагностическом)
- выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
- провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
- провести анализ методической работы (эффективность);
- выявить результативность управленческих решений;
- провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.
Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.
Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.
- Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Предварительный просмотр:
Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.
Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО — повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.
Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.
Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический мониторинг — является более сильным лекарством, чем стандарты образования.
Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
1. состояния здоровья детей;
2. диагностика физической подготовленности дошкольников;
3. профессиональная компетенция воспитателей;
4. качество физкультурно — оздоровительной работы;
5. преемственность в работе с родителям.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО-
повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:
На первом этапе:
- проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
- оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
- определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
- определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.
На втором этапе:
- спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
- разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
- разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
- определить эффективность проведенной работы.
На третьем этапе:
- реализовать запланированные мероприятия;
- осуществить коррекцию педагогического процесса;
- устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.
На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):
- сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
- сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;
- сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
- принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.
На пятом этапе (итогово — диагностическом)
- выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
- провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
- провести анализ методической работы (эффективность);
- выявить результативность управленческих решений;
- провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.
Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.
Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.
- Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Предварительный просмотр:
Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников.
Мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО — повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.
Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий.
Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический мониторинг — является более сильным лекарством, чем стандарты образования.
Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют характеристики динамично развивающейся дошкольных организаций. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства. Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры. Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее. Исследователи говорят, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
1. состояния здоровья детей;
2. диагностика физической подготовленности дошкольников;
3. профессиональная компетенция воспитателей;
4. качество физкультурно — оздоровительной работы;
5. преемственность в работе с родителям.
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОО-
повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми. Задачи:
На первом этапе:
- проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
- оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
- определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
- определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.
На втором этапе:
- спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
- разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
- разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
- определить эффективность проведенной работы.
На третьем этапе:
- реализовать запланированные мероприятия;
- осуществить коррекцию педагогического процесса;
- устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.
На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):
- сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
- сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;
- сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
- принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.
На пятом этапе (итогово — диагностическом)
- выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
- провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
- провести анализ методической работы (эффективность);
- выявить результативность управленческих решений;
- провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.
Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.
Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли отставание в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.
- Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод. пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Толстикова, С.Н. и др. Дошкольное образование [Текст]: словарь терминов / состав. Н.А.Виноградова и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 172 – 173. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод. пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Источник