Что такое культура здоровья студента
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация различных форм жизнедеятельности на здоровье – всё это показатели общей культуры человека.
Выдвижение проблемы здоровья в число важнейших задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку организационных и методических подходов к сохранению индивидуального здоровья, воспитанию потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, т.е. необходимость в формировании культуры здоровья такой категории населения, как студенческая молодежь. Одной из приоритетных задач образования должно стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни [6]. Весь период обучения в вузе должен быть пополнен активным формированием у молодёжи культуры здорового образа жизни и самосохраняющих стратегий поведения.
Культура здоровья – это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [4].
По утверждению ряда учёных, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять его, как это делают сами люди. Поэтому актуальной задачей государства, и в том числе учебных заведений, является сохранение, укрепление здоровья молодёжи, формирование идеологии здоровья как важнейшей жизненной ценности.
Физическая культура занимает ведущее место в решении проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов. Современному студенту очень тяжело сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как на его физическое, так и психическое здоровье.
Мы полагаем, что решению проблемы сохранения здоровья студентов будут содействовать следующие условия: создание в учебных заведениях образовательной среды, прививающей валеологическую грамотность; физическое воспитание, направленное на повышение культуры здоровья и обучению навыкам самоконтроля; формирование активной позиции к своему здоровью и устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Важным моментом в формировании культуры здоровья студента является приобщение его к занятиям активной физической культурой. И именно физическая активность должна рассматриваться как важное средство формирования у студентов здорового стиля жизни, организации отдыха и досуга, восстановления телесных и духовных сил [5]. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе, необходима разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне учебного процесса. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности студентов. И наиболее доступные в этом плане формы занятий – это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой [1].
В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Учитывая высокую заболеваемость студентов, особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия, проводимые вне учебного процесса, сделают возможным сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры на основе естественных факторов природы.
Решающим в воспитании культуры здоровья студентов должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно самостоятельно заботиться о своём здоровье, вооружение знаниями и способностями составлять спортивно-оздоровительные программы.
Сохранение и укрепление здоровья студента – это дело рук самого студента. Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей, соответствующей им деятельности и сопровождающих её переживаний. Улучшение здоровья каждого человека ведет к улучшению здоровья общества в целом, повышению уровня жизни и культуры. И об этом надо задумываться даже не в студенческие годы, а намного раньше [2].
Источник
Что такое культура здоровья студента
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, прежде всего подрастающего поколения, в т.ч. студенческой молодежи.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья студенчества как генофонда нации, от которого во многом зависит общественное здоровье (здоровье нации), жизнеспособность общества и государства.
Для современной студенческой молодежи проблема ухудшения состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20 % студентов по окончанию обучения относятся к здоровым, а у 80 % имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Здоровье студентов на 60–70 % зависит от их образа жизни и только здоровый образ жизни способствует его укреплению и сохранению. Здоровый образ жизни студентов включает биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья.
Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень культуры здоровья студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни. Низкий уровень культуры здоровья студентов, определенный, прежде всего, их необученностью нормам и навыкам здорового образа жизни, незнанием применения его элементов и, как следствие, неумение студентов эффективно самоуправлять своим здоровьем, в значительной мере обусловливает его ухудшение, а кроме этого, негативно влияет на эффективность учебной деятельности и предопределяет проблемы обучающихся в их будущей трудовой деятельности, связанные с их неспособностью эффективно укреплять и сохранять здоровье за счет собственных усилий.
С учетом проблем в состоянии здоровья современных студентов, формирование у них культуры здоровья является жизненной необходимостью как для здоровья самих студентов, так и для государства и общества: воспитание здорового подрастающего поколения – залог здоровья нации в целом. Поэтому важно формировать у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни через целенаправленную работу, что требует включения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы професиионального образования, в т.ч. использование учебно-методических пособий.
Для целенаправленного формирования культуры здоровья обучающихся в системе профессионального образования автором разработано настоящее учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» по дополнительной учебной дисциплине «Культура здоровья студентов». Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по формированию общих и профессиональных компетенций студентов системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для обеспечения учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья в образовательных организациях системы профессионального образования.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано на основе результатов диссертационного исследования И.В. Меньшова в процессе работы региональной инновационной площадки ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» построено на современной методологии формирования культуры здоровья у студентов и основано на современных научно-практических подходах к формированию культуры здоровья обучающихся через повышение уровня здорового образа жизни на основе изучения и освоения его основных элементов (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л.Б. Дыхан, М.Я. Виленский, В.Н. Ирхин, В.П. Казначеев, Н.С. Козлов, В.В. Колбанов, А.В. Лейфа, А.М. Митяева, В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина, А.Г. Щедрина и др.). Культура здоровья студента – это личное и социальное качество обучающегося в организации своей жизнедеятельности на основе здорового образа жизни через соблюдение его элементов для укрепления и сохранения психического, физического и социального здоровья. Главным показателем культуры здоровья студента является реализуемое им на практике самоуправление процессом укрепления и сохранения здоровья. Культура здоровья студентов, основой которой является здоровый образ жизни, реализуется в повседневной жизнедеятельности через соблюдение элементов здорового образа жизни. К элементам здорового образа жизни относятся: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» включает 3 раздела.
В первом разделе рассматриваются основные понятия: «культура здоровья студентов», «здоровье» и его виды (физическое, психическое, социальное), «здоровый образ жизни студентов», формирование здорового образа жизни, его элементов в историческом аспекте и отражение их в валеоафоризмах. Валеоафоризмы (valeo от лат. «быть здоровым», от греч. aphorismos – краткое выразительное изречение) – это афоризмы, максимы, изречения, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни и его основных элементах, о здоровье, способах и средствах его укрепления, сохранения, восстановления для полноценной жизнедеятельности, высокой работоспособности, хорошего самочувствия, творческого, трудового и жизненного долголетия, а также о причинах его ухудшающих.
Во втором разделе рассматриваются элементы здорового образа жизни: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.При изучении элементов здорового образа жизни используется решение валеозадач, проведение валеоупражнений, а также составление индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона и др. Элементы здорового образа жизни оказывают комплексное положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья через влияние на основные системы организма, способствует наращиванию резервов здоровья, которые не включаются и не сохраняются сами по себе, а только на основе собственных усилий. Об этом каждый студент должен позаботиться только сам через применение в повседневной жизнедеятельности элементов здорового образа жизни. В учебно-методическом пособии использованы современные научные знания из различных наук (педагогики, психологии, валеологии, медицины, гигиены, биоритмологии и др.) и учебных дисциплин (истории, химии, биологии, физического воспитания и др.), позволяющие рассмотреть положительное комплексное влияние элементов здорового образа жизни на здоровье студентов на основе системного подхода.
В третьем разделе рассматриваются индивидуальная диагностическая карта самоконтроля здорового образа жизни, характеристики ее компонентов, составление и ее ведение.
Учебно-методическое пособие включает словарь основных терминов и определений и именой указатель авторов валеоафоризмов. Учебное пособие включает 245 страниц.
Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для студентов всех специальностей и позволяет целенаправленно осуществлять формирование культуры здоровья студентов как специалистов, «инженеров» собственного здоровья для его укрепления и сохранения, что является основой успешности различных видов деятельности обучающихся, в т.ч. учебной, фундаментом эффективности их будущей трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в целом.
Учебное пособие входит в авторскую трилогию И.В. Меньшова по формированию культуры здоровья подрастающего поколения, которая включает учебные пособия: «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для дошкольников, «Валеомаршрут школьника» для школьников, «Культура здоровья студентов» для студенческой молодежи.
Рецензенты учебно-методического пособия «Культура здоровья студентов»: Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», заслуженный работник высшей школы РФ; Т.К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»; Т.И. Ефименко, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».
Источник
Культура здоровья студентов и технология её формирования.
статья
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж». г.Астрахань
Культура здоровья студентов и технология её
Культура здоровья студента средне — специального учебного заведения, а именно педагогического, представляет собой элемент профессиональной и общечеловеческой культуры и включает сформированное научное здоровьесберегающее мировоззрение, разработанный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, мотивированного перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения в учебной и внеучебной деятельности студентов.
В процессе физического воспитания, открываются большие возможности для умственного, эстетического, трудового, нравственного видов воспитания личности. Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной работоспособности. Умственное воспитание повышает качество физического воспитания за счет осознания сущности задач, творческих поисков их решения. Образовательная часть умственного воспитания в процессе физического заключается в формировании специальных физкультурных знаний. Данный процесс должен поддерживаться и в межпредметных связях. В образовательном процессе необходимо создать систему основой, стержнем которой будет являться здоровье.
Выпускники педагогических колледжей – это, прежде всего, учитель начальных классов с дополнительной специализацией, которые четко должны представлять чему они будут обучать.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены (ФГОС НОО).
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.
Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем позволяют очертить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих (или ранее называемых здоровьесберегающими) технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия — эпохи расцвета культуры здоровья.
В традиционной педагогике понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) трактуется по-разному. Однако, если следовать методологическому регулятиву В.В.Серикова, то применительно к поставленной проблеме, можно определить технологию как здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса.
Н.К.Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».
Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии» (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мы считаем, что началом формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса будет являться, именно, создание здоровьесберегающей среды, которая будет «втягивать» до уровня формирования стереотипа поведения.
Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Разработаны стандарты с очень высокими требованиями по отношению к образованию и воспитанию, но в то же время, нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.
Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением.
Обосновано, что в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. Но, к сожалению, на выходе мы сталкиваемся с определенным противоречием: между теоретическими знаниями и их практической выполняемостью.
“Воспитание культуры здоровья” – процесс рефлексивной выработки стереотипа поведения учащегося, обеспечивающий развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также стремлением передачи знаний, умений и навыков обоснованного ведения здорового образа жизни.
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (`античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. — М., 2001.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 2000.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб, 2003.
Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Вып.3. — Ростов-н/ Д., 1998.
Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М., 2001.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, 2005.
Источник