Искусство и здоровье
Первое обращения внимания на благотворное влияние искусства на здоровье древними греками. Этическое и гедонистическое понимание катарсиса в эпоху Возрождения. Механизм воздействия произведения искусства на человека. Побуждение положительных чувств.
Рубрика | Психология |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2015 |
Размер файла | 14,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Работа Михеевой Анастасии
Впервые на благотворное влияние искусство на здоровье, обратили внимание древние греки. Ещё в VI веке до нашей эры в Греции была разработана теория освобождения души от вредных страстей (гнев, страх, ревность и т.п.) с помощью специально подобранной музыки. Согласно легенде, Пифагору удавалось музыкой излечивать людей от душевных и телесных болезней. Такое состояние древние греки называли катарсис, т.е. очищение.
С искусством катарсис связал Аристотель. В сочинении «Политика» он писал, что под влиянием музыки возбуждается психика человека, возникают сильные чувства (жалость, страх), в результате чего люди «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием».
В эпоху Возрождения встречалось в основном этическое и гедонистическое (от греч. «гедонэ» — наслаждение) понимание катарсиса. В понимании Иоганна Вольфганга Гете катарсис — процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека.
В XIX—XX столетиях появились новые толкования катарсиса. Зигмунд Фрейд так называл высвобождение энергии вытесненных инстинктов и влечений, в том числе и с помощью искусства.
Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. Возникает чувство восхищения, удовольствия. Чем дольше мы смотрим на картину или слушаем музыку, тем большая радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить, почему нам нравится то или иное произведение. Глядя на картину, человек может внутренне спорить с художником или согласиться с ним. Произведения реалистического жанра активизируют психику, интерес к жизни, т.к. наполнены особой силой и энергией. Искусство до глубины души трогает нас, очищает душу. В этом и заключается великая сила искусства.
Пейзажи известных русских художников XIX века дарят радость, пробуждают в душе разнообразные чувства и переживания.
Пейзажи И. И. Шишкина (1832—1898) показывают величие и красоту природы. Они спокойны и натуралистичны («Сосновый бор». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мы наслаждаемся красотой природы и восхищаемся высокой техникой живописца.
Пейзажи Ф. А. Васильева (1850—1873) отличаются глубоким лирическим чувством художника («Мокрый луг». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он заставляет нас погрузиться в мир чувств и настроений, которые он испытывал сам, работая над полотном.
Картина И. И. Левитана (1860—1900) «Над вечным покоем» (1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва) — пейзаж с высоты птичьего полета. Художник выразил философское ощущение бытия, состояние своей души в общечеловеческом, небесном смысле. Красота природы, передаваемая им, несет облегчение в душу человека.
Когда-то художника считали простым ремесленником. Порою его принимали за Божеское орудие, с помощью которого силы небесные созидают нечто необходимое людям. Было и такое представление о художнике: будучи мудрым и одухотворенным человеком, он своими произведениями направляет общество к усовершенствованию.
Медицина и искусство, особенно живопись, на всех этапах существования человеческой цивилизации были неразрывно связаны. Создание картины или музыкального произведения, как и постановка диагноза, представляет собой творческий процесс.
Искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией.
Один из великих представителей импрессионизма конца XIX века Пьер Огюст Ренуар вошел в историю искусства как живописец, воспевающий счастье и красоту. В его картинах запечатлен мир, в котором нет места страданиям, печали и скорби. Женщины Ренуара пленительны, дети очаровательны и непосредственны, а пейзажи безмятежны и лучезарны. Его картины пронизаны атмосферой жизнелюбия и веселья. Теплые переливы красок, золотистые блики света, мягкие линии — все его творчество исполнено необыкновенной нежности и поэтичности.
Удивительно, но жизнь Ренуара не была безмятежной. В ней были болезни, страдания, войны, революции. Но ничто не могло нарушить внутренней гармонии его личности. Огюст Ренуар, по утверждению писателя Октава Мирбо, — «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины (Ионина Н. А. Сто великих картин. Москва, «Вече», 2000 г. С. 326). Он следовал своему принципу: « В жизни так много неприятных вещей, что мы ни в коем случае не должны производить их сами».
Художник не отличался крепким здоровьем, он страдал ревматоидным полиартритом. Частые переохлаждения, обусловленные работой на пленэре в любую погоду, курение привели к развитию хронического бронхита и пневмонии. Драматический исход болезни Огюста Ренуара был предопределен. Медицина того времени не способна была обеспечить эффективное лечение, что привело к прогрессированию болезни.
Болезнь разрушила тело Ренуара, но не сломила духа, не могла заставить его не рисовать. Более того, именно в этот период, именуемый искусствоведами «перламутровым», картины художника приобретают особые оттенки, переливчатость.
Ренуар написал около 6 тысяч картин, из них более 400 — во время болезни. Итогом жизненного пути художника явились не деформированные суставы, а бессмертные полотна, пробуждающие в нас чувство прекрасного и вечного, веру в добро и красоту.
Пробуждая такие чувства, искусство благотворно действует на любого человека, доставляя наслаждение, радость или, напротив, вызывая сильное душевное волнение, побуждая к размышлениям, открытию неизвестных ранее сторон жизни. чувство искусство здоровье катарсис
Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству.
В трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Влияние искусства на человека. Понятие эмоций и искусства. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме влияния искусства на формирование положительных эмоций. Влияние искусства на эмоции. Устранение трудностей при работе с произведениями искусства.
дипломная работа [141,7 K], добавлен 12.07.2011
Под стрессом подразумевается чрезмерные для организма воздействия на него, перегрузки, преимущественно нервно-психические, и последующие реакции как внутри организма, так и вне его. Стрессы отрицательно влияют на здоровье человека, вызывая болезни.
реферат [14,4 K], добавлен 02.01.2009
История использования искусства как терапии. Практика использования изобразительного творчества. Приминение музыкального искусства в коррекционной работе. Интерес ученых к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
реферат [32,1 K], добавлен 10.08.2010
Влияние эмоций и желаний на состояние здоровье человека, возможности управления ими. Основные разрушительные страсти человека. Причины проявления суицида среди подростков. Влияние здорового образа жизни на психологическое и физическое развитие человека.
презентация [1,1 M], добавлен 18.03.2011
Психоанализ и искусство. Сущность понятия «коллективное бессознательное». Эволюция художественных форм по Ранку. Творческий процесс и мотивация искусства. Особенности метода «автоматического письма». Бессознательное в живописи на примере сюрреализма.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 09.04.2016
Источник
Искусство и здоровье
Искусство и здоровье
Тот, кто часто бывает на художественных выставках, знает, что около одной картины стоять приятно и легко, словно от полотна струится невидимая ободряющая волна свежего воздуха. А около другой становится не по себе: возникает чувство напряжения и дискомфорта.
Специалисты по биоэнергетике говорят, что все произведения искусства (не только картины) обладают своим астральным телом, с помощью которого они вступают во взаимодействие с биополем человека. Известны случаи, когда произведения искусства отрицательно влияли на здоровье человека, находящегося рядом.
Не только картины способны воздействовать на организм человека, но и антикварные вещи: статуэтки, шкатулки, талисманы, а также одежда, приобретенная в комиссионных магазинах. Особенно отрицательное влияние оказывают вещи умерших после тяжелого заболевания людей.
Уберечь людей от вредного воздействия различных предметов поможет универсальный и простой метод биолокации. Исследования с помощью биорамки картины Н. Рериха, которые проводил целитель-экстрасенс Станислав Смирнов, показали, что некоторые элементы художественного полотна, такие, как Будда, Мать Мира, освещенные солнцем склоны гор, излучают в пространство положительную энергию. Другие же части картины, например темный склон горы, скелет у ног Христа, формируют отрицательное поле. Таким образом, суммарная энергетика различных элементов картины создает для зрителя ощущение излучения неземного, магического света.
Не менее интересные результаты получил этот специалист во время проводимого им исследования в Русском музее Санкт-Петербурга картины известного художника А. Иванова «Явление Христа Марии». Выяснилось, что радиус биополя Марии около двух метров. У Иисуса Христа поле было на метр больше. Полярность обоих персонажей была положительной[5].
На другой картине этого художника, «Явление Христа народу», энергетика Иоанна Крестителя в несколько раз превышала энергетику остальных действующих лиц, кроме Иисуса Христа. Радиус его биополя был более восьми метров. А у Иоанна Крестителя биополе было размером около пяти метров, хотя его фигура раза в три больше фигуры Иисуса. «По-видимому, — замечает С. Смирнов, — биополе связано не с размерами персонажа, а только с личностью изображенного человека, точнее, с тем, что думал о своем герое художник в момент творчества».
На полотнах Айвазовского хоть и изображена трагедия (кораблекрушение), но, несмотря на ужас и несчастье, люди все же надеются на спасение. Поэтому полотно излучает положительную энергию.
Эти рассуждения подтвердились при дальнейших биолокационных исследованиях. Так, сюжет картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», безусловно, трагичен, но картина действует на зрителей благоприятно. Возможно, потому, что гибнущие люди не сдаются и верят, что им удастся спастись. Среди общего положительного фона полотна есть небольшая область отрицательной энергетики. Это красное зарево вулкана.
«С помощью картины, — приходит к выводу С. Смирнов, — можно исцеляться. Выберите картину, от которой, по вашему мнению, исходит свет и тепло. Встаньте перед ней на расстоянии 1–2 метров, успокойтесь и мысленно попросите ее о здоровье, стойте несколько минут. Закончив целительный сеанс, поблагодарите картину. Чтобы результат такого оздоровления был положительным, необходимо глубоко поверить в исцеление и представить, что вам уже лучше. Так же можно поступать и в храме перед иконой. В этом месте сама церковная обстановка способствует улучшению состояния, контакту с высшими сущностями».
Интересен анализ исследования картины Ф. Бруни «Медный змий». Около этого полотна можно почувствовать весьма неприятное ощущение. Пророк Моисей в центре композиции, змий и люди вокруг — все это заряжено отрицательно. Историк религии дал следующий комментарий: «Моисей, опасаясь, как бы его последователи не утратили истинной веры в единого Бога, пытался восполнить ее верой в силу медного змия, то есть в идола — низшее божество. Пророк пошел на уступки человеческой слабости и сам нарушил заповедь. В данной ситуации неправедны все. Поэтому от картины и веет холодом»[6].
Что же такое живопись? Художник с помощью красок изменяет полотно. Его внутреннее духовное состояние передает через руки стекающую с них энергию, которая остается на рисунке полотна картины.
Недаром, как отмечают специалисты-медики, живопись Н. Рериха очень биоэнергетична и оказывает сильное психотерапевтическое воздействие, положительно влияя на здоровье человека. Причина такого воздействия в том, что картины знаменитого художника были написаны красками, приготовленными из трав, собранных в период максимального резонирования сил Космоса с растениями.
В качестве примера магического влияния живописи на зрителей можно привести картины художника В. Черноволенко, выставка которых проходила в Москве в январе 1961 года. Интересно отметить, что во многих картинах художника видны лучи необычного происхождения материи. Но, безусловно, это не свет, а тонкая энергия, которая не воспринимается большинством людей физическим зрением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Искусство
Искусство Ведовство – это искусство. Это система, основанная на жизненных циклах. Все изменения, происходящие в жизни, способствуют новым выражениям тех же схем и энергий. Перемены стимулируют творчество. Когда, например, две ведьмы произносят одни и те же слова
ИСКУССТВО ИСЦЕЛЕНИЯ
ИСКУССТВО ИСЦЕЛЕНИЯ Занимаясь практикой восстановления души с сотнями клиентов в течение последних двадцати лет, я понял, что глубокое исцеление происходит скорее в течение нескольких дней или недель, чем месяцев и лет. Это и явилось истиной, которую я искал: сознание
Искусство
Искусство База 1. Когда человек исчерпывает меру непосредственных восприятий, то применяет искусственные методы воздействия на анализаторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, пространственных видоизменений тела.Культивированные методы искусственного
Искусство
Искусство Вопрос: Дорогой Крайон, способны ли мы получать удовольствие от искусства, созданного на этой планете (кино, музыка, литература и т. д.), находясь по ту сторону завесы?Ответ: Вам нужно понять одну простую вещь: все величайшие искусства, в том числе музыка, живопись
ИСКУССТВО
ИСКУССТВО 909. АРХИТЕКТУРА — красивая — устройство дел; удачные отношения.910. БАЛЕТ — видеть — разочарования, неверность в отношениях.911. ИГРАТЬ (НА МУЗ. ИНСТРУМЕНТАХ) — любовные, личные отношения; оправданная или неоправданная самоуверенность; использование других в
Культура, искусство
Культура, искусство Необходимость защиты Культуры. Лига Культуры 29.05.31 Перед нами время величественное и грозное, и потому только напряжением всех сил победим. Думайте шире широкого, все вместе обсуждайте, как лучше понять и применить посылаемое! Умейте с достоинством
Влияет ли Искусство Разрешения на здоровье?
Влияет ли Искусство Разрешения на здоровье? Джерри: Абрахам, я бы хотел рассмотреть ряд, можно сказать, повседневных событий из реальной жизни. Если можно, расскажите мне, как, на ваш взгляд, можно применять Искусство Разрешения в этих конкретных ситуациях. Во-первых, в
ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО
ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г. ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические ос новы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения? ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные
Искусство
Искусство Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви подобно тому, как следует учиться искусству жизни.Если обстоятельства жизни позволяют, выделите отдельную комнату для любви, пусть она станет храмом. Входя в комнату любви, оставьте обувь за
Искусство прощать
Искусство прощать Если вы на кого-то обижены, если хотите кому-то за что-то отомстить – в следующей жизни вы встретитесь с ним, чтобы вернуть ту эмоцию, которую что вы ему хотите вернуть.В связи с этим отличительной чертой всех святых является способность прощать,
Искусство
Искусство Наша специальность – самовоспоминание. Ничто не может сравниться с ним, даже искусство.Очень хороший художник может иметь развитое контролируемое внимание во всех четырех центрах и не владеть при этом искусством самовоспоминания. Разделенное внимание – это
Источник