Что такое генезис
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В отличие от других сложных терминов, слово «генезис» вошло в массовую культуру и даже стало модным.
Люди уже не пугаются, сталкиваясь с ним на страницах книг и газет, слыша его с экранов телевизоров. Термин используют в названиях автомобильных брендов, музыкальных групп, фильмов, компьютерных игр.
Мы привыкли к этому слову, но мало кто знает, что оно означает. Давайте же во всем разберемся.
Генезис — что это?
Термин имеет греческие корни. Он образовался от слова genesis, которое на русский язык переводится как «происхождение, возникновение, рождение».
В широком смысле генезис — это момент зарождения, процесс последующего развития и становления объекта, который приводит к определенному виду или состоянию.
Вот английский ученый Стивен Хокинг занимался поиском предпосылок, исследовал процесс зарождения, развития вселенной. Он утверждал, что 13,8 миллиарда лет назад вселенная была совсем крошечной — помещалась в одном атоме. Потом случилось уникальное явление — Большой взрыв. Вселенная начала расширяться и постепенно дошла до нынешнего состояния.
Или, например, ученый исследует генезис человека. Он берет текущее состояние вида homo sapiens и отматывает весь процесс назад к нашим первобытным предкам, которые тогда еще не успели спуститься с деревьев. Смотрит, как происходило зарождение, развитие, становление человека.
Есть другое определение:
«Генезис — это начало формирования какого-либо предмета, научной теории или явления».
Например, таким словом можно назвать период становления современной цивилизации или культуры.
Генезис — это еще и книга о сотворении мира
Самая первая книга Ветхого Завета называется «Бытие» или Genesis. Она описывает события, в которые можно верить или считать частью мифологииа, но они известны всем.
Сначала Бог породил небо и землю за 6 дней, а на седьмой день отдыхал. Он создал первых людей и поселил их в Эдемском саду, строго запретив им пробовать плоды с дерева познания. Но люди не послушались, наелись яблок и были изгнаны из Рая на землю.
Книга повествует и о других известных событиях. Всемирный потоп, который длился 150 дней и залил всех, кому не посчастливилось попасть на борт ковчега. Разделение языков при строительстве Вавилонской башни, произошедшее из-за тщеславного стремления людей достать до неба. Убийство Каином своего брата Авеля.
Если Чарльз Дарвин предоставил научный взгляд на генезис человечества, то первая книга Ветхого Завета предлагает религиозный подход к вопросу.
Генезис в философии
Философия всегда концентрировалась на осмыслении происхождения окружающего мира, законов бытия. Что было раньше — курица или яйцо? Что первичнее — материя или идея? Поэтому проблема генезиса тех или иных явлений всегда интересует и будет интересовать философов.
Космогоническая теория
Немецкий философ Иммануил Кант задолго до рождения Стивена Хокинга озадачился вопросом происхождением вселенной. Он сформулировал свою космогоническую теорию, где попытался согласовать науку и религиозные догмы.
По его мнению, Бог создал рассеянную материю — элементарные частицы. На этом роль высших сил была закончена. Дальше все происходило само. Элементы взаимодействовали друг с другом:
- притягивались;
- отталкивались;
- объединялись.
Эти частицы, словно хлопья снега, налеплялись друг на друга. Они были разными по плотности. Более тяжелые комки притягивали и поглощали мелкие, тем самым увеличиваясь в размерах.
Так возникло Солнце, а затем другие планеты. Более мелкие сгустки материи превратились в кометы.
Генезис духа в философских трудах Гегеля
Другой немецкий мыслитель Гегель больше интересовался сознанием. В своих работах «Феноменология духа» и «Энциклопедия философских наук» он исследовал путь развития, который должен пройти дух по дороге к постижению истины.
Все мы слышали фразу «мысли материальны». Вот Гегель говорил, что бытие и мышление — одно и то же. Субъект и объект познания — тождественны, то есть равны друг другу.
Чтобы понять, что все это может значить, человеческий дух должен пройти 3 стадии развития (генезиса):
- Сознание — самый примитивный этап, на котором находится среднестатистический обыватель. Мир выглядит как внешняя, чуждая реальность, которая действует сама по себе. Все объекты разрозненны, а сознание может только противопоставлять их друг другу.
- Самосознание. Человек постепенно понимает, что окружающая реальность — это отражение его деятельности. Он видит целостность и связанность мира, предметов, явлений.
- Разум — высшая степень развития духа, когда он объединяется с окружающей реальностью, «постигает свою всеобщность».
Genesis — это еще и автомобильный бренд Hyundai
Корейская компания Hyundai всегда славилась качественными, но бюджетными автомобилями. Как-то раз корейцы подумали: «А чем мы хуже BMW, Mercedes и Audi с их огромными комфортными седанами бизнес-класса?
Давайте сделаем тоже что-нибудь этакое». Так в 2008 году появился бренд Genesis. Название символизирует зарождение нового направления Hyundai Motor, ориентированного на премиальный сегмент потребителей.
Чтобы уйти от ассоциации с бюджетными автомобилями, начиная со второго поколения, на машины наносится эмблема Genesis, а не Hyundai. Вот такой вот маркетинг.
В России автомобиль пользуется спросом: официальные дилеры рапортуют о росте продаж в 2018 году на 78% по сравнению с предыдущим годом. При этом стоимость машин вполне соответствует уровню бизнес-класса.
Цена на новый Genesis G70 в самой простой комплектации Premier начинается от 1,95 млн рублей, что чуть меньше, но сравнимо со стоимостью BMW 3 серии.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (2)
Потом такой транспортный налог плати за этот Генезис, что разориться можно. Не понимаю людей, которые покупают дорогие авто от не премиального бренда.
Александр: кстати, согласен. Тоже не мог понять, как можно платить такие деньги за второсортный бренд. Но, возможно, что это наша с вами предвзятость.
Источник
ГЕНЕЗ
Большая медицинская энциклопедия . 1970 .
Смотреть что такое «ГЕНЕЗ» в других словарях:
. ГЕНЕЗ — (от греческого genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом образования, возникновения (например, филогенез) … Современная энциклопедия
ГЕНЕЗ — (от греч. genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая происхождение, процесс образования, напр. онтогенез, оогенез .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г.… … Биологический энциклопедический словарь
. генез — (генезис) гр genesis происхождение) вторая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам срод , происхождение и обозначающая: связанный с процессом образования, возникновения и последующего развития, напр.: гистогенез,… … Словарь иностранных слов русского языка
генез — [ Словарь иностранных слов русского языка
. генез(ис) — (нэ) ( … Словарь иностранных слов русского языка
генез — сущ., кол во синонимов: 1 • генезис (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
. ГЕНЕЗ — (от греч. genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом происхождения, процесс образования, например, онтогенез. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… … Экологический словарь
. Генез — (от греческого genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом образования, возникновения (например, филогенез). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
. генез — [нэ], а; м. [от греч. genēs происхождение, возникновение]. Вторая часть сложных слов. Вносит зн.: процесс возникновения и развития чего или кого либо, названного в первой части слова. Патогенез, эмбриогенез. * * * . генез (от греч. génesis … … Энциклопедический словарь
генез — (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие; син. генезис) в биологии происхождение какой либо структуры в онтогенезе или филогенезе … Большой медицинский словарь
Источник
Генез
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .
Смотреть что такое «Генез» в других словарях:
. ГЕНЕЗ — (от греческого genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом образования, возникновения (например, филогенез) … Современная энциклопедия
ГЕНЕЗ — (от греч. genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая происхождение, процесс образования, напр. онтогенез, оогенез .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г.… … Биологический энциклопедический словарь
. генез — (генезис) гр genesis происхождение) вторая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам срод , происхождение и обозначающая: связанный с процессом образования, возникновения и последующего развития, напр.: гистогенез,… … Словарь иностранных слов русского языка
генез — [ Словарь иностранных слов русского языка
. генез(ис) — (нэ) ( … Словарь иностранных слов русского языка
генез — сущ., кол во синонимов: 1 • генезис (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
. ГЕНЕЗ — (от греч. genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом происхождения, процесс образования, например, онтогенез. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… … Экологический словарь
ГЕНЕЗ — (от греч. genesis), происхождение чего либо. В применении к б ням понятие Г. сливается с понятием патогенеза. Последний же обозначает механизм возникновения болезни. Знание патогенеза представляет конечную задачу патологии, так как оно… … Большая медицинская энциклопедия
. Генез — (от греческого genesis происхождение, возникновение), часть сложных слов, означающая: связанный с процессом образования, возникновения (например, филогенез). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
. генез — [нэ], а; м. [от греч. genēs происхождение, возникновение]. Вторая часть сложных слов. Вносит зн.: процесс возникновения и развития чего или кого либо, названного в первой части слова. Патогенез, эмбриогенез. * * * . генез (от греч. génesis … … Энциклопедический словарь
генез — (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие; син. генезис) в биологии происхождение какой либо структуры в онтогенезе или филогенезе … Большой медицинский словарь
Источник
Что такое генезис здоровье
Анализ научной литературы по проблеме ЗОЖ показал, что в ходе исторического развития общества под влиянием изменения принципов мировоззрения, развития материального производства и культуры пополнена новыми смыслами сущность понятия «здоровье», претерпели изменения отношение к здоровью, содержание заботы о здоровье, осознание влияния на здоровье образа жизни как разностороннего проявления бытия в определенных условиях, что обусловило изменение представлений о способствующем здоровью образе жизни и появление понятия «здоровый образ жизни».
При изучении преобладающих в разное историческое время представлений о способствующем здоровью образе жизни мы ограничили проблемное поле исследования следующими критериями: место человека в картине мира, содержание понятия «здоровье», социальная значимость здоровья, сформированность сберегающего здоровье поведения; выделили временные рамки решения проблемы: от периода зарождения теоретического мышления (VIII-II вв. до н.э.) и начала философского осмысления человеком мира и сущности самого человека до настоящего времени; учли влияние мировых религий, определивших религиозно-культурные традиции наиболее крупных этносов современной России; рассмотрели генезис формирования представлений о ЗОЖ в рамках принятой в науке периодизации развития научного знания, основанной на выделении взаимосвязи между объектом и субъектом познания.
Этап доклассической науки (VIII в. до н.э. — XIII в.). К VIII в. до н.э. развитие культуры античного общества способствовало переходу от обусловленных мифами представлений об окружающем мире, антропоморфизма и анимизма к его наблюдению, последующему логическому и диалектическому осмыслению, объяснению. В соответствии с гипотезой о корпускулярном строении вещества и при опоре на мировоззренческий принцип космоцентризма организм человека считали космической частицей, наделенной телом и душой, здоровье которой обусловлено упорядоченным смешением внутренних жидких компонентов телесности человека (Гиппократ), равновесной совокупностью душевных состояний (Цицерон), благополучием тела и духа (Платон), а также гармонией организма с окружающим миром. Заболевание и болезнь рассматривали как последствия нарушения этой гармонии или внутреннего равновесия, выздоровление — как их восстановление.
На основе наблюдений были сформированы представления о возможности влияния на состояние здоровья человека природных и бытовых условий его жизни, обычаев, деятельности, осмысленного ограничения желаний, что способствовало началу осознания значимости для состояния здоровья различных компонентов образа жизни и развитию сберегающих здоровье практик, отделенных от основанных на суеверии действий. Способствующий здоровью образ жизни был принят как средство поддержания внутреннего равновесия организма и обеспечения его равновесного состояния в Космосе.
Христианство и ислам способствовали изменению мировоззрения, формированию теоцентрической картины мира и на многие годы определили направления заботы о здоровье. В Западной Европе образ жизни общества под воздействием христианства был направлен на заботу о душе и игнорировал оздоровление тела человека; существовал запрет на изучение внутреннего строения организма и любые хирургические вмешательства; Церковь объясняла происхождение болезней грехом, их исцеление — Божьей милостью. Беспомощность перед многими заболеваниями укрепило формирование понятий вера и спасение, способствующих преодолению отчаяния и психологических проблем, в том числе и при ухудшении здоровья, и дающих надежду на исцеление, снижая значимость образа жизни, сберегающего здоровье.
В исламе действия каждого человека предопределены свыше, в том числе, и при заболевании: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, — кто-то знает о нём, а кто-то не знает» («аль-Муснад» хадис от Усамы ибн Шарика). Поэтому в Халифате, в государстве Саманидов, в Иране и других арабоязычных странах Средней Азии переводчики работали над философскими и медицинскими научными рукописями; опираясь на достижения греческой и индийской науки, врачи продолжали разрабатывать вопросы использования для лечения дыхательных и физических упражнений, режима дня, психофизического воздействия, лекарственных средств. Очевидно, что благодаря медицине Востока не только сохранены, но и дополнены, систематизированы, обобщены и сделаны доступными для изучения на разных языках ранние труды античных ученых в области поддержания здоровья; расширены границы лечебной помощи при многих заболеваниях, на практике раскрыты возможности сбережения здоровья при организации способствующего этому образа жизни.
В соответствии с философией буддизма не определен момент начала, поэтому отсутствуют теории, объясняющие сотворение мира; признано множество различных по возвышенности и одухотворенности сфер бытия; нет идеи божественного Творца и понятия греха. Человека рассматривают как средство обеспечения мирового закона взаимообусловленности и круговорота жизни; его спасение трактуют как покой в связи с выходом из колеса превращений при управлении собственным сознанием. В отличие от христианства и ислама в буддизме человек изначально наделен ответственностью за состояние своего здоровья, и его способствующий здоровью образ жизни обеспечивают настрой на поддержание духовного и физического благополучия, умение управлять своими эмоциями, сострадание, терпение, всепрощение, неприемлемость мыслей и поступков, причиняющих вред другим.
Образование и заселение городов, усиление миграции населения, крестовые походы спровоцировали обострение эпидемиологической обстановки, поэтому особо значимыми стали предпринятые властями меры по благоустройству городов, оздоровлению окружающей среды и установлению карантина с учетом результатов практического опыта противостояния распространению инфекционных заболеваний. Постепенно действия по отношению к здоровью изменялись от пассивного наблюдения за влиянием на человека его поведения и природно-климатической среды проживания до реализации контролируемых государством мер профилактики инфекционных заболеваний населения.
Таким образом, на этапе доклассической науки благодаря житейским наблюдениям и длительному опыту практической лечебной деятельности были выделены факторы, способствующие как возникновению и проявлению болезни, так и облегчению ее протекания или излечению. В целом установление зависимости состояния здоровья человека от его деятельности привело к формированию представлений об устойчивой связи между здоровьем и образом жизни отдельного человека, социальной группы или населения и стало основой для дальнейшего развития теоретических положений здоровьесбережения.
Этап классической науки (XIV — XIX вв.). Начиная с Возрождения укрепляет свои позиции антропоцентризм; происходит осмысление ценности бытия человека и его познавательных возможностей при опоре на идеи гуманизма, зародившиеся в культуре античности. О. Шпенглер отмечает, что это ведет к изменению упорядоченного образа окружающего мира, сложившегося под влиянием космоцентризма и теоцентризма, к игнорированию искусственных ограничений мирового пространства благодаря возможности расширения его границ до бесконечности при активной деятельности человека.
На этапе классической науки после XVI в. происходит смена натурфилософской картины мира механической. В соответствии с гипотезой о построении мира из множества перемещающихся в пространстве и времени атомов и при опоре на принцип относительности, принцип дальнодействия и принцип причинности организм человека также рассматривают с позиций атомизма. Механистическую картину мира в Новое время обосновывает материалистическая философия Р. Декарта, Ж. Ламетри, Б. Спинозы и др.; человек в ней представлен как особый механизм, который хорошо функционирует только при телесном совершенстве. Необходимость разобраться в устройстве этого механизма способствовала постепенному освобождению медицины от религиозных запретов, началу изучения внутреннего строения и физиологических особенностей организма человека.
Во время Просвещения идеалом становится природная красота человека, поэтому приобретают значимость совершенствование человеческого тела с помощью физических упражнений и гигиенических мероприятий, а также развитие двигательных качеств, что в целом благоприятно для поддержания здоровья. Впервые поставлен вопрос о сохранении детского здоровья; И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафтом, М.И. Покровской и другими педагогами-просветителями раскрыта значимость для здоровья подрастающего поколения физического развития, закаливания, прогулки, питания, отдыха и сна, гигиены тела, особенностей семейного воспитания.
В ходе промышленной революции XVIII-XIX вв. возникла необходимость изучения влияния на здоровье занятого в производстве населения характера и условий труда, а также образа жизни. Со второй половины ХIХ века благодаря научной деятельности И.М. Сеченова, С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, К. Бернара, И.П. Павлова и других ученых развиваются новые области медицины. Например, получают теоретическое обоснование гигиенические мероприятия, происходит их внедрение в практику работы врачей с населением, и как самостоятельная отрасль медицинских знаний выделена наука о способствующем здоровью образе жизни — гигиена; формируется физиологическая научная школа и др.; происходит образование междисциплинарных областей знания — развивается диетология, цитология, фармакология. Более доступными становятся диагностическая и лечебная помощь, постепенно происходит формирование нового отношения к болезни: недомогание и болезненная слабость вызывают осуждение. Здоровое тело становится ориентиром для людей разного возраста; общественное мнение поддерживает занятия физкультурой и спортом в структуре образа жизни.
Этап неклассической науки (I половина XX в.). Революционные открытия в естественных науках привели к становлению квантово-релятивистской картины мира, многие явления которой описаны с помощью математического аппарата при опоре методологии науки на принципы относительности, дискретности, вероятности, дополнительности, на идею изменчивости и парадоксальности истины, возможности ее познания на стыке нескольких наук. Происходит осознание многокомпонентности здоровья человека. Например, Ware J.E., Kosinski M., Gandek B. [6] к его характеристикам отнесли физическое и социальное функционирование, а также обусловленное физическим и эмоциональным состоянием человека ролевое функционирование; соматическую боль, жизнеспособность, общее состояние здоровья, психическое здоровье.
Выполненная П.И. Калью [3] систематизация многочисленных известных в науке определений «здоровья» показала неоднозначность толкования этого понятия: в них раскрыты особенности функционирования организма и протекания процессов жизнедеятельности; способность организма достигать равновесия с окружающей средой, полноценно выполнять основные функции, обеспечивать различные проявления жизнедеятельности; социальная состоятельность человека, его приспособленность к условиям окружающей среды; благополучие тела, души, ума; отсутствие болезни и ее проявлений; гармония в физическом и духовном развитии. Таким образом, автором выделены медицинские, биомедицинские, биосоциальные, ценностно-социальные аспекты понятия «здоровье», показана необходимость комплексного подхода к его толкованию.
Успехи медицинских наук в диагностике и лечении широкого спектра заболеваний, а также достижения в области развития медицинского оборудования и техники привели к осознанию устойчивой причинно-следственной зависимости «медицинская помощь — улучшение здоровья», поэтому лечение становится доминирующим фактором поддержания здоровья. Здоровье стали характеризовать не только продолжительность жизни, но и продолжительность жизни без болезней, продолжительность жизни без инвалидизирующих заболеваний. Однако в обществе усиливаются сомнения в возможностях медицины, растет уверенность в необъективной оценке эффективности медицинского лечения, большие надежды возложены на организацию способствующего здоровью образа жизни.
Таким образом, в период неклассической науки представления о влиянии на здоровье образа жизни дважды претерпели полярные изменения в связи с изменением длительности жизни: от признания обусловленности здоровья образом жизни до выделения ведущей роли лечебных мероприятий в сохранении здоровья, и затем на фоне беспомощности медицины в борьбе с тяжелыми неинфекционными заболеваниями вновь до признания значимости ЗОЖ. При этом и на индивидуальном, и на общественном уровне преобладает прагматичный подход к здоровью человека, аксиологический аспект здоровья и способствующего поддержанию здоровья образа жизни еще недостаточно разработан; однозначно определен вектор сберегающей здоровье деятельности — оздоровление человека и населения в целом при адаптации к условиям среды.
Этап постнеклассической науки (II половина ХХ — начало XXI в.). Объектом научного исследования становятся сложные самоорганизующиеся системы, поэтому формируется картина мира, которую характеризуют следующие положения: будущее не может быть определено, потому что возможны различные направления развития систем; системы самоперестраиваются при энергетическом воздействии с образованием нового уровня организации; причиной эволюции систем, стремящихся к устойчивому состоянию, является хаос. В этих условиях, показал В.С. Степин [4], инструментом научно-исследовательской деятельности, в том числе и при изучении формирования способствующего здоровью образа жизни, становится моделирование. В соответствии с принципами системности и самоорганизации организм человека рассматривают как взаимодействующую со средой открытую самоорганизующуюся систему, которая стремится к развитию, а здоровье и болезнь являются состояниями этой системы.
Рассматривая адаптацию человека к условиям окружающей среды как показатель его здоровья, О.С. Васильева и Р.Ф. Филатов [1] выделяют социальную успешность человека, обеспечивающую его благополучие как биологического организма, и приспособление природной сути человека к жизни в условиях влияния социального окружения и техногенных факторов. Происходит изменение ценностных ориентиров развития общества и норм поведения: теперь они направлены на поддержку прав людей с врожденными или приобретенными недостатками развития, на становление мотивов реализации человеком своих духовных потребностей и творческих возможностей.
Формированию нового отношения к состоянию здоровья способствовало следующее: Г. Маркузе, С. Московичи, Э. Фроммом выделены социальные причины психологических проблем, Г. Олпорт и К. Роджерс развивают идею о взаимосвязи здоровья и личностного развития человека, А. Маслоу разработаны положения об успешной актуализации способностей здорового человека. Теперь любое состояние здоровья характеризует качество жизни, определяет благополучие бытия человека и его самореализации. На связь понятий «здоровье» и «возможности человека», «приспособленность к окружающей действительности», «качество жизни», «физические и психические ресурсы» указывает Б.Г. Юдин, он подчеркивает снижение зависимости человека от связанных с телесными нарушениями ограничений [5]. К актуальным направлениям развития понятия «здоровье» О.С. Глазачев [2] относит описание здоровья с помощью его признаков, определение здоровья при сравнении его показателей с «нормой», исследование здоровья как состояния сложной системы организма человека.
При разработке проблемы предупреждения заболеваний и травматизма для обозначения способствующей сохранению здоровья жизнедеятельности человека и положительно влияющих на здоровье факторов Ю.П. Лисицын, Л.Ф. Молчанова, З.С. Шангареева и др. ученые стали использовать термин «здоровый образ жизни», который в дальнейшем нашел устойчивое применение. Появляются работы Е.В. Бреевой, С.М. Каракотовой, Е.Л. Семеновой и др., раскрывающие значимость семейного воспитания для приобщения детей к ЗОЖ.
Дополняя характеристику экономической и политической жизни постиндустриального общества, которую Д. Белл, Р. Инглегарт, П. Дракер, А. Тоффлер представили в своих работах, В.И. Иноземцев, И.В. Побережников, М. Castells и др. показали неизбежность смены системы общественных ценностей и роста духовной составляющей бытия. Действительно, в последние годы происходит осознание ценностей взаимного уважения и взаимодействия; приоритетным становится развитие потенциальных возможностей личности, удовлетворение ее интеллектуальных и творческих потребностей, стремление человека к самореализации и профессиональной многогранности.
Таким образом, на этапе постнеклассической науки можно выделить и сберегающую здоровье деятельность человека, направленную на адаптацию к условиям среды, и шаги общества навстречу человеку — признание ценности его духовных потребностей и творческих возможностей; осознание здоровья как характеристики бытия человека, а также возможности его самоопределения при опоре на ресурсы психического и личностного развития; поддержку прав людей с ОВЗ; признание возможности ЗОЖ человека с ОВЗ.
Наша позиция в определении понятия «здоровый образ жизни человека с ограниченными возможностями здоровья» соответствует философско-социологическому подходу; мы рассматриваем ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное с учетом состояния здоровья к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, для которого характерна направленность на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности для ее самоопределения и самореализации.
Итак, в настоящее время понятие «здоровье» характеризует не только состояние человека, его физические и психические возможности, но и способности человека к самосохранению, принятию мер для субъективного благополучия, приспособления к окружающей среде и адаптации среды обитания к своим возможностям, увеличению продолжительности полноценной жизнедеятельности и жизненных сил; независимость от ограничений, обусловленных физическим недостатком; качество жизни как способность решить различные проблемы, а также как область культуры и результат собственной деятельности. В современных научных трудах формирование понятия «здоровый образ жизни» происходит на фоне развития гуманистического отношения общества к человеку, в том числе и к человеку с ОВЗ.
Рецензенты:
Евтушенко И.В., д.п.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;
Левченко И.Ю., д.псх.н., старший научный сотрудник Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, г. Москва.
Источник