Меню

Что такое физическое здоровье педагога

Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
статья на тему

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 520.5 КБ
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова »

Рекомендации по сохранению

физического и психологического здоровья педагога

Рекомендации по сохранению физического и психологического

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

По состоянию физического здоровья педагогов можно составить список наиболее распространённых заболеваний:

I м. Сердечно-сосудистые заболевания

IV м. Желудочно-кишечные заболевания

V м. Заболевания органов дыхания

VI м. Опорно-двигательные заболевания

VII м. Нервно-психические заболевания

VIII м. Другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.)

Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др..

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период — 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные — у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.

Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) .

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.

Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на «поле брани» неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.

Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: «Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел».

Это своеобразное состояние получило название «выгорание личности» .

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как «прекращение горения». Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:

*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

*стремящиеся к непременному успеху;

*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

— не всегда разумная организации труда

— невнимание к своему здоровью

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться», ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:

премия по итогам года и участия в методической работе;

благодарность в приказе;

отгул (ходатайство перед администрацией школ);

направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;

творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ);

дополнительные дни к отпуску;

представление к награждению.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит — восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом — таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной — еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:

— увеличение объема двигательной активности

— рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

— включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

— повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

— организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

Хочется отметить, что в нашей школе для поддержания здоровья педагогов существуют:

— массажный кабинет, где сотрудники могут бесплатно воспользоваться массажной кроватью;

— медпункт, где сотрудникам измеряют давление, оказывают необходимую медицинскую помощь.

Наши педагоги принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях.

Так на зимней Спартакиаде среди трудящихся г.Горно-Алтайска педагоги нашей школы заняли 2-е место в беге на коньках и в лыжных гонках, а в эстафете заняли 3-е место. Так же принимали участие в таких видах спорта как, Футбол, полиатлон, горные лыжи, спортивное ориентирование, хоккей. В командном зачёте на зимней Спартакиаде наши педагоги заняли 2-е место.

На летней Спартакиаде наши педагоги принимали участие в плавании, полиатлоне (2-е место), пневматической стрельбе, футболе (3-е место), волейболе.

Конечно, до полного решения проблемы профессионального выгорания ещё далеко, ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но хочется, чтобы педагоги поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».

Источник

«Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса»
статья

В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для педагогической науки. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие индивидуального здоровья определяют, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Существует еще одно определение относительно здоровья педагога: «Профессиональное здоровье педагога – комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды».

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_pedagoga.docx 24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Сообщение на тему:

« Здоровье педагога как профессиональная ценность

и залог успешного образовательного процесса »

Преподаватель: Воробьёва С. А.

Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол №___от___ 20 г.

Председатель комиссии Караульщикова Е.А.

В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для педагогической науки. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие индивидуального здоровья определяют, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Существует еще одно определение относительно здоровья педагога: «Профессиональное здоровье педагога – комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды».

Рассмотрим основные составляющие индивидуального здоровья с позиции педагогической деятельности.

Физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды. Педагог выполняет очень важную профессионально-социальную функцию, поскольку является носителем информации и примером поведения (это относится и к здоровью). Состояние организма, определяемое показателями здоровья, характеризует степень утомляемости, работоспособности, что напрямую свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.

Согласно многочисленным исследованиям, направленных на изучение физического здоровья педагогов, самую значительную роль играют заболевания органов зрения, сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата. Как известно, любое заболевание проще предупредить, чем излечить.

Какими же факторами риска обладают следующие органы-мишени с точки зрения профессиональной деятельности педагога?

К факторам, которые влияют на органы зрения относят:

  • Нарушение освещения при зрительных нагрузках.
  • Длительная работа с источниками информации (работа на компьютере, проверка домашних и контрольных заданий учащихся, заполнение учетно-отчетной документации, чтение учебно-методической литературы) без надлежащего режима отдыха.
  • Работа, требующая высокой степени сосредоточения; в частности, это актуально для педагогов по химии, физики, биологии (работа с микроскопом, изучение процессов, протекающих в пробирках; сборка каких-либо деталей или микросхем).

Учитывая вышеперечисленные факторы, которые отрицательно сказываются на функционировании органов зрения, можно предложить рад рекомендаций по снижению риска возникновения заболеваний органов зрения:

  • работать необходимо при достаточном освещении;
  • расстояние между глазом и рабочим местом должно быть равно «вытянутой руке»;
  • не читать в транспорте;
  • периодически выполнять зрительную гимнастику;
  • нормировать режим работы и отдыха органов зрения.

Органы сердечно-сосудистой системы

Значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • Нарушение стабильного режима сна и питания, труда и отдыха.
  • Высокая степень нервно-психического напряжения.
  • Недостаточная программа профилактики заболеваний.

Названные факторы неизбежны при профессиональной деятельности педагога, однако соблюдая ряд рекомендаций можно с высокой долей вероятности снизить риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы:

  • стараться ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (время, проводимое во сне должно быть не менее 6–8 часов);
  • употреблять меньше легкоусвояемой пищи (полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия);
  • увеличить количество продуктов, обогащенных витаминами и минералами;
  • снизить нервно-психическую нагрузку;
  • следить за цифрами артериального давления (в норме оно должно быть 110-130/60-90).

Органы опорно-двигательного аппарата

Учитывая профессиональную деятельность педагога, можно выделить ряд факторов, которые неблагоприятно влияют на функционирование опорно-двигательного аппарата негативное влияние оказывают:

  • Сидячий образ жизни (чаще всего в неудобном положении).
  • Сниженная двигательная активность.
  • Длительное пребывание в вертикальном положении.

Для снижения воздействия этих факторов можно порекомендовать:

  • выполнять утреннюю гимнастику и вечернюю прогулку на свежем воздухе;
  • увеличить двигательную активность (частично заменить общественный транспорт пешими прогулками);
  • посещать бассейн;
  • во время вертикального положения стараться не стоять на одном месте, а передвигаться;
  • не находиться длительное время в сидячем положении.

Рассмотрев физическую составляющую здоровья, перейдем ко второй, не менее важной составляющей – психическому благополучию.

Психическое благополучие – достаточная психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях. Психологическое благополучие определяется не существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием собственной жизни, внутренней позицией в профессиональной деятельности, отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности, оценкой реализованности своих возможностей.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами. Это:

  • физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и обучающихся;
  • авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами;
  • неудовлетворение потребности в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Профессионально-личностные деформации и синдром выгорания являются двумя наиболее значимыми факторами неблагополучного психического здоровья, что напрямую может сказаться на качестве профессиональной деятельности педагога и здоровье учащихся.

Деформации у педагогов чаще всего встречаются в двух формах:

1) Общепедагогические (характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью).

2) Типологические (индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности).

С целью избегания профессионально-личностной деформации психологи рекомендуют использовать политику «равноправия между взрослым и ребенком». Внедрение данной политики будет способствовать укреплению психического здоровья педагога. Суть таких отношений заключается в следующем:

  • уважение и отсутствие насилия;
  • у обучающихся должна быть возможность в осознании собственных интересов;
  • должны быть соблюдены и признаны права «обеих сторон обеими сторонами».

Как было сказано выше, второй формой неблагополучного психического здоровья педагога является педагогическое выгорание.

Педагогическое (эмоциональное) выгорание определяют, как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.

Выгорание проходит три стадии:

На первой стадии наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов.

Вторая стадия характеризуется снижением интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями).

На третьей стадии происходит полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Педагог с синдромом эмоционального выгорания обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности обучающегося таким образом, что ученики, обучающиеся у учителей среднего и высокого уровней выгорания, характеризуются большей тревожностью, более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости по сравнению со школьниками, обучающимися у педагогов низкого уровня выгорания.

Что же необходимо делать, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три фактора:

1) Организация деятельности: возможность профессионального роста, налаживание поддерживающих социальных и других положительных моментов, повышающих мотивацию; создание благоприятных условий в процессе рабочего дня.

2) Улучшение психологического климата в коллективе: создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как группы людей, поддерживающих друг друга.

3) Работа над индивидуальными особенностями: развитие у педагогов креативности, снижение влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию, снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью.

Для укрепления психического здоровья зарубежные психологи рекомендуют:

  • стараться смотреть на вещи оптимистично;
  • стремиться побороть страх;
  • обязательно находить время, чтобы побыть наедине с собой;
  • не позволять окружающим требовать от вас слишком многого;
  • не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно;
  • не оказывать слишком большое давление на своих детей;
  • стараться реже говорить: «Я не могу это сделать»;
  • использовать возможность публичных выступлений;
  • следить за физическим состоянием.

Третья составляющая здоровья, на которую также следует обратить внимание – это социальное благополучие.

Социальное благополучие – это умение человека достигать созидательных результатов в окружении его социальной сферы. Основами социального благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, вероятностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.

Социальное благополучие имеет внешний аспект и внешние проявления и внутренний (латентный) аспект и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе, через профессиональную деятельность (в данном случае отношение к обучающимся).

К внешним проявления относятся:

  • принятие норм поведения в коллективе и обществе;
  • ощущение поддержки семьи и наличие референтной группы;
  • адекватный набор социальных ролей и соответствие ролевым ожиданиям;
  • высокий статус в социальной группе.

К внутренним проявлениям относятся:

  • соотнесенность личностной системы ценностей с общественной (интериоризация);
  • сформированная социальная и профессиональная идентичность;
  • сформированная личностная идентичность и принятие всех социальных ролей;
  • удовлетворенность статусом.

Проанализировав результаты некоторых исследований можно сделать следующие выводы относительно социального благополучия педагогов:

  • Большая часть педагогического сообщества отмечает, что престиж педагога падает, в особенности в городских образовательных учреждениях.
  • Педагоги относят себя в большинстве случаев к среднему классу, при этом самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
  • Проблема социального благополучия педагога заслуживает особого внимания, поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.

В заключение хочется отметить, что культура здоровья педагога — это интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к здоровью, здоровому образу жизни, развитой способностью к рефлексии своей жизнедеятельности и выраженной направленностью профессионально-педагогической деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья. Оценка сформированности культуры здоровья у педагога может осуществляться по следующим критериям:

  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и обучающихся);
  • технологическая готовность педагога к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся;
  • активность педагога в деятельности по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья студентов.

Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для своих обучающихся, и, безусловно, должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности. Сохранению и восстановлению здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между педагогом и обучающимися, и доброе отношение к студентам — необходимые условия хорошего здоровья. Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства.

Список использованной литературы:

  1. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности / А.В. Осницкий. – СПб.: Серебряный век, 2004.
  2. Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
  3. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
  4. Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  5. Марищук Л.В., Даукина В.С. К вопросу о терминологии: здоровье психическое или психологическое? / Материалы международной научно-практ. конф. – СПб, 2006.
  6. Ходаковский В. А. «Качество жизни, связанное со здоровьем пациентов» / Материалы молодежного научного форума, СПб, 2017.

Источник

Читайте также:  Как пить лекарства чтобы не навредить здоровью
Adblock
detector