Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов
Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .
Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..
1. Усвоение правил культурного поведения, это
— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время :
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми :
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .
Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
Планируются такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:
» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»
В проекте предлагаются праздники:
2. старый Новый год.
Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.
Источник
Доклад «Духовно — нравственное здоровье»
специалист в области арт-терапии
Доклад на педагогическом совете
Инструктор по физическому воспитанию
Как известно, не существует стопроцентного, абсо лютного здоровья ни в физическом, ни в психическом, ни в духовно-нравственном аспектах. Здоровье — категория, находящаяся в постоянном изменении, в динамике. Каждый человек в той или иной степени болен. Но, как известно, «болезнь — враг всего застойного». Болезни переживают все в природе: и люди, и животные, и растения, и минера лы.
Болезнь часто является предтечей изменений. Именно наше нездоровье является одним из основных фак торов развития, стимулирующих жизненный поиск. Экзистенциальный кризис средних лет заставляет задуматься о смысле жизни и о том, как эффективней прожить ее вто рую половину. Переживание такого кризиса — показатель духовно-нравственного заболевания. Выздоровление — обретенный новый смысл жизни, стимул к дальнейшему раз витию. Если у человека трудно складываются отношения с кем-то из близких людей и душа болит, то это является по казателем психического нездоровья. Конструктивное раз решение конфликтов — выздоровление, которое проявляет ся в новом видении ситуации, в осознании происходящего в мудрости.
Нездоровым на физическом уровне, на уровне тела, становится, как правило, человек, уже запустивший себя, который долго игнорировал свои эмоциональные, интел лектуальные, духовные потребности, не обращал внимания на свои чувства, шел на компромиссы или увлекался амби циями.
Здоровье необходимо не как средство для чего-то другого: самореализации, дости жения жизненных целей и т. д. Здоровье не условие. Сам процесс занятия здоровьем, процесс исцеления является созидательным процессом, развивающим личность.
Прежде всего, необходимо выяснить, что мы пони маем под психическим здоровьем. Нашему пониманию психического здоровья близко определение, данное Л.М. Митиной: «Психическое здоровье — это зрелость, со хранность и активность механизмов личной саморегуля ции, обеспечивающих полноценное человеческое функ ционирование. Психическое здоровье не есть отсутствие конфликтов, фрустраций и проблем» .
Таким образом, психическое здоровье проявляется, прежде всего, в процессе взаимодействия с людьми, в адекватности реагирования человека на внешние раздражите ли. Показателями психического здоровья является способ ность человека управлять (не подавлять!) чувствами и эмоциями, в частности, справляться со стрессом, и способность к эффективной коммуникации, взаимодействию с людьми. В настоящее время общеизвестно, что подавлен ные эмоции не уходят бесследно, не испаряются, а пере мещаются в подсознание, на уровне тела выражаясь в фор ме мышечных блоков. Эти процессы в итоге приводят к психосоматическим заболеваниям. Поэтому часто наиболее внешне спокойные, сдержанные люди оказываются наибо лее больными.
Сегодня в литературе и СМИ чаще всего рассматри ваются проблемы сохранения и укрепления именно психи ческого здоровья, поскольку реалии окружающего мира и обстоятельства жизни современного человека особенно скоро сказываются и проявляются именно на этом аспекте здоровья. Стрессогенность среды обитания человека выросла, нарушив хрупкое равновесие между нею и адапта ционными ресурсами личности. Статистика показывает увеличение числа психических расстройств, депрессивных состояний личности, суицидов. Неврозы стали привычны ми спутниками нашей жизни. В связи с этим вопросы со хранения психического здоровья требуют особенного вни мания.
Физическое здоровье — признаваемый всеми исследователями в области здоровьесбережения аспект здоро вья. Большинство ученых при разработке здоровьесберег ающих технологий делают акцент именно на нем, как на наиболее доступном и осязаемом, легко отслеживаемом и контролируемом. Занятия физическим здоровьем, по нашему мнению, включают в себя регулярную физическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат (рекреацию), рациональное питание, закаливание организма, соблюде ние режима труда и отдыха, регулярные медицинские об следования.
Об опасности развития гиподинамии у педагогов писал еще Ф.Ф. Эрисман . Гиподинамия — это ограни чение двигательной активности человека в силу состояния здоровья (постельный режим), особенностей профессио нальной деятельности или вынужденного образа жизни. В настоящее время это явление называется также гипокине зией, что означает снижение численности объема движений. Педагог в процессе своей профессиональной деятельности большую часть времени находится или в положении стоя, или в положении сидя. Если он стоит, то вынужден переносить интенсивную нагрузку по удержанию частей тела в соответствующем положении. При длительном сокращении мышц пережимаются кровеносные сосуды., в мышцах нарушается обмен веществ, ноги находятся в постоянном напряжении, что может приводить к вари козным расширениям вен и отекам. Длительное напряже ние может привести к контрактуре — стойкому мышечно му сокращению, вызывать боль и ограничения в движе нии. Контрактура мышц шеи может вызвать мигрени и вегето-сосудистую дистонию. Когда педагог много сидит, то также страдает костная структура организма, нарушается кровоток, развиваются застойные явления в тазовой области. Таким образом, чтобы избежать подобных явле ний, педагогу необходимо менять положение тела, уметь чередовать напряжение и расслабление различных групп мышц.
Движение необходимо для жизнедеятельности любого живого организма, оно необходимо для поддержания нормальной работы нервной системы, функционирования внутренних органов. Мышечные рецепторы по принципу обратной связи информируют центральную нервную сис тему о состоянии двигательного аппарата и состоянии те ла в целом.
Педагог, ориентированный на физическое здоро вье, интересуется строением и функционированием человеческого организма, влиянием различных природных факторов на организм и основными подходами к отбору психофизических упражнений для регулярных занятий. Данные знания направлены на то, чтобы сформировать у педагога представление о способах поддержания работоспособности своего тела с учетом индивидуальных и воз растных особенностей.
Идея регулярных занятий физкультурой, спортом, выполнение утренней гимнастики обычно не вызывает у педагогов энтузиазма. Признавая полезность занятий в тренажерных залах, спортом, бегом, в рамках концепции ортобиоза мы делаем акцент на психофизических упраж нениях, призванных развивать осознание своего тела. Идея телесной осознанности осуществлялась еще в древ них оздоровительных традициях, таких, как йога, даосская йога и т. п. В этих традициях тело рассматривается как «храм души», «храм Божий», говоря словами апостола Павла, физическое воплощение психической и духовной структуры человека. Работа с телом призвана посредством специальных упражнений помочь человеку войти в кон такт со своей природой, продвигаться по пути достижения гармонии. В психофизических упражнениях делается я цент не на тренировке мышц или увеличении мышечной массы, а на способности ощущать циркуляцию энергии к своем теле. Свободно циркулирующая энергия является основой функционирования здоровой личности. В отличие от обычных физических упражнений, психофизические упражнения, призванные конструировать энергети ческую структуру тела, должны выполняться осознанно, с выражением личного отношения к ним и пониманием смысла. Это требование исходит из «преследуемых ими целей и отличается от целей, которые лежат в чисто физи ческой подготовке: достичь определенных физических показателей. Выполняя психофизические упражнения, че ловек ориентируется на организмические ощущения в различных частях тела. Выполнение движений пробужда ет и активизирует внутреннюю энергию. Степень этого пробуждения во многом зависит от состояния сознания. Чем больше смысла вкладывается в движение, тем больше энергии высвобождается.
Источник