Меню

Что такое духовно нравственное здоровье общества

Общество

Начиная разговор о духовно-нравственном здоровье общества, нужно определить, что мы понимаем под этим термином. На наш взгляд, духовно-нравственное здоровье — это способность всего общества в целом и отдельных людей в частности формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим (христианским) представлениям о добре и зле.

Состояние духовно-нравственного здоровья общества можно назвать удовлетворительным, когда границы между этими двумя понятиями, по крайней мере, не размываются. Если же общество не только декларирует, но и выражает резкое неприятие проявлений зла в своей среде, то можно сказать, что его духовно-нравственное здоровье улучшается.

За последние годы в нашей стране многое изменилось, общество стало более неоднородным не только в части материального расслоения, но и в мировоззренческом отношении. Многие люди обретают свои духовные корни, имеют возможность исповедовать веру в Бога, которая наполняет смыслом и дает силы для исполнения свода нравственных правил. Наряду с этим идеология эгоизма, потребления и наслаждений, прямо или косвенно предлагаемая средствами массовой информации, приводит к разрушению нравственных устоев. Эксплуатация темы половых отношений нанесла непоправимый урон нравственному здоровью нашего современного общества: кризис семьи и, как следствие, снижение рождаемости — это плоды, которые наше общество начинает пожинать уже сейчас.

Что может влиять на улучшение духовно-нравственного климата в обществе? Важнейшим фактором здесь, на наш взгляд, является общественное мнение, с которым так или иначе соотносит человек свои поступки: если что-то считается плохим, стыдным, то для многих людей это будет весомым сдерживающим фактором, чтобы не совершать негативный поступок. Однако, конечно же, общественное мнение формируется хоть и самим обществом, но при непосредственном участии СМИ.

Также важнейшим фактором в деле формирования духовно-нравственного здоровья является четко выраженная позиция государственных органов власти, которым следует обозначить свое отношение к актуальным проблемам нравственности и жизни современного общества, а также пропаганда этой позиции в СМИ.

Сознавая огромную роль средств коммуникации и массовой информации в жизни современного общества, необходимо отметить ряд негативных моментов, связанных с их деятельностью:

Интернет. Ввиду своей общедоступности Интернет дает возможность любому человеку получить любую информацию, невзирая на ее специфику. Особенно опасными являются сайты, открывающие доступ к фото-, видеопродукции, пробуждающей низменные чувства. Неприемлемым является также использование в Интернете развратных изображений для косвенных целей — что часто используется в деле привлечения внимания к рекламе различных товаров и услуг.

Телевидение. На сегодняшний день телевидение продолжает являться самым массовым источником информации и средством формирования общественного мнения. Гипертрофированное наполнение телевизионного эфира передачами о развлечениях, роскошной жизни, девиантном поведении «звезд» и т.д., помимо того, что формирует социальный протест в людских массах, создает искаженное представление о действительности (потому что действительность не такова) и фактически рекламирует роскошную, вольготную жизнь. Если же человеку она недоступна, то он готов идти на преступления, чтобы его жизненный уровень соответствовал тому, что «показывают по телевизору».

Радио. Учитывая высокое доверие населения к той информации, которую оно получает из радиоисточников, а также принимая во внимание воспитательную функцию СМИ в деле формирования стереотипов поведения у населения, считаем важным недопущение в радиоэфире похабных, жаргонных, наглых и просто грубых форм ведения монолога или диалога ведущими. Также назревшей проблемой считаем чрезмерно большое количество современных музыкальных произведений, по-простому говоря, «попсы», далекой от задач пробуждения в слушателях культурного, положительно-эмоционального и духовно-нравственного подъема. И это все при почти полном отсутствии в эфире, как и в современной культурной жизни в целом, произведений, направленных на что-либо большее, чем развлечение.

Для улучшения духовно-нравственного здоровья считаем также необходимым препятствовать использованию безнравственных образов для рекламных и других целей на страницах печатных СМИ.

Современные СМИ ввиду отсутствия государственной информационной политики, по причине необходимости выживания за счет привлечения рекламодателей, что достигается увеличением количества зрителей, что, в свою очередь, опять же осуществляется через эксплуатирование человеческих пороков и страстей, — не могут способствовать формированию у молодежи адекватных представлений о современном мире.

Не ответив конкретно на вопрос «кто виноват?», потому что виновато общество в целом, мы подходим к вопросу «что же делать?»

Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и, не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики.

Читайте также:  Какова роль двигательной активности для здоровья человека

Считаем, что требование недопущения цензуры справедливо и должно исполняться. Однако этот пункт необходимо компенсировать реальной недопустимостью злоупотреблений свободой СМИ. Для того, чтобы был соответствующий юридический механизм, необходимо провести разработку, общественное обсуждение и принятие дополнений к статье 4 Закона о средствах массовой информации.

Также считаем, что контроль за информационными потоками на региональном уровне должны осуществлять представители департамента информационной политики администрации Тюменской области. Необходимо ввести практику аналитических обзоров и составления определенных рекомендаций к учредителям и издателям СМИ по улучшению духовно-нравственного климата в информационном пространстве.

В случае внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о СМИ контроль за его исполнением ложится на государственные органы, осуществляющие регистрацию СМИ и контроль за исполнением законодательства в Тюменской области.

Считаем также необходимым создание на федеральном уровне общественного совета по духовно-нравственному состоянию общества — например при общественной палате.

Считаем своевременным представителям журналистского сообщества, да и деятелям культуры тоже, самим выработать своеобразный «кодекс чести», в котором были бы закреплены правила деятельности СМИ, исключающие нанесение вреда общественной морали и нравственности. Принцип «Не навреди» давно известен и входит в свод правил представителей другой важнейшей профессии — профессии врачей.

Государственной власти же необходимо прежде всего отказаться от практики самоустранения в деле влияния на духовно-нравственное здоровье граждан страны, занимать твердую нравственную позицию, отстаивать ее, не изменять ее принципы в угоду каким бы то ни было международным документам.

В заключение хотелось бы сказать, что сфера духовности и нравственности — это не та область, где можно и нужно говорить, что спрос порождает предложение. Здесь не имеют права работать «законы рынка».

священник,
председатель издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии

Источник

Как сохранить духовно-нравственное здоровье общества?

Тему научно-практической конференции, прошедшей в конференц-зале Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ), в свете последних событий, связанных с военно-политической нестабильностью на Ближнем Востоке и непрекращающейся борьбой за сферы влияния на Кавказе, который, как известно, «фактор Аль-Каиды» давно включил в сферу своих интересов, а также с вытеснением национальной культуры пресловутой глобализацией, можно назвать весьма и весьма актуальной. Итак: «Религиозная и национальная культура современного общества в контексте геополитической ситуации в регионе». В регионе, заметьте, сложном. Хотя, чего греха таить, за последнюю четверть века практически все регионы России и народы, в них проживающие, в той или иной степени испытали на себе разрушение традиционной системы ценностей, как раз и являвшейся тем цементирующим фактором, что позволял противостоять разрушительному влиянию массовой культуры Запада.

По мнению организаторов конференции — Кавказского геополитического клуба (КГК) совместно с Духовным управлением мусульман РСО-А, комиссией республиканской Общественной палаты по вопросам культурного и духовного наследия и СОИГСИ, — проводимый форум должен способствовать гармонизации этнокультурных и религиозных отношений, достижению общественно-политической стабильности в регионе в целом, дабы сделать невозможной любую попытку вновь раскачать ситуацию на Северном Кавказе. Геополитическая ситуация между тем сегодня сложная: международный терроризм в открытую поддерживается его заокеанскими спонсорами. Поэтому возникла необходимость предпринять меры по обеспечению национальной безопасности России. А это значит, что вынесенные на обсуждение в рамках научно-практической конференции вопросы тем более необходимо обсуждать. Что, собственно, и сделали ее участники, коими стали представители властных структур, общественно-политических, религиозных и молодежных организаций, научная интеллигенция и журналисты не только из Северной Осетии, но и из Чечни и Дагестана.

Обозначив круг вопросов, которые будут затронуты на конференции, ее модератор, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина, судя по всему, намеренно сгустила краски, дабы вызвать конструктивный диалог и острую реакцию собравшихся. С одной стороны, по мнению Яны Амелиной, религиозная и национальная культуры должны дополнять друг друга. С другой — именно между ними наметился в настоящее время серьезный конфликт. «Выпячивание своей религиозной составляющей ведет к экстремизму, что мы видим сегодня, в частности, на Ближнем Востоке, а национальной составляющей — к национализму, характеризующемуся высокомерием, переходящим в шовинизм», — отметила Яна Амелина.

Муфтий Хаджимурат Гацалов, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина, епископ Владикавказский и Аланский Леонид

Координатор КГК обратила также внимание собравшихся на то, что порой чрезмерная концентрация на национальных традициях уводит общество в архаику и псевдоархаику «в форме искусственно сконструированных религиозных «новоделов». «Изначально обреченные попытки удержаться исключительно за старые традиции ведут к отставанию от “корабля современности” и потере энергии всем обществом, что ясно демонстрирует и пример ближайших соседей Осетии», — заметила Амелина, акцентировав далее внимание собравшихся на том, что «общей проблемой северокавказских республик является отсутствие собственных креативных проектов, долгосрочной стратегии развития». Таким проектом, по мнению Яны Амелиной, не может быть ни постоянное обращение к славному историческому прошлому, ни гордость спортивными достижениями, ни «краткосрочные и конъюнктурные предвыборные политические проекты». «Где позитивная идея, которая могла бы соединить национальную и религиозную культуры?» — обратилась к собравшимся с вопросом модератор конференции.

Читайте также:  Все про женщин здоровья

Первым оппонентом координатора КГК стал епископ Владикавказский и Аланский Леонид. «История — базис, — начал он. — Не знающий истории не ориентируется в настоящем, не может уверенно смотреть в будущее». Что касается спорта, то и он, по мнению епископа, является «ярчайшей составляющей жизни нашего общества, неотъемлемой частью любого образовательного процесса», а также отличным средством отвлечения молодежи от бесцельного шатания по улицам. «Я всячески буду поддерживать во вверенной мне епархии занятия спортом», — пообещал владыка. Он также обратил внимание на то, что в Осетии религиозное и национальное начала не находятся в противоречии, они мирно сосуществуют. «Верующие всюду встречают меня традиционным пивом и осетинскими тремя пирогами», — констатировал епископ. Он также заметил, что «любая каноническая религия — это прежде всего возможность для спасения души человека». Что касается диалогов между представителями различных конфессий, то они ведутся на протяжении веков, и вести их надо, делая акцент на социально-гуманитарную составляющую и уважение друг к другу.

Епископ Владикавказский и Аланский Леонид

Ярким и запоминающимся было выступление на конференции муфтия Северной Осетии Хаджимурата Гацалова. Хаджимурат-хаджи начал с ответа на вопрос, какая идея может стать объединяющей для Осетии. Муфтий сделал ставку на культуру, уровень которой, несомненно, нужно поднимать, и в этом процессе роль религии является, по его мнению, основополагающей. «Общество, не имеющее религиозной культуры, не имеет перспектив, — заметил Хаджимурат Гацалов. — Религиозная культура — это часть мировой культуры, часть культуры человека. Она основана на заповедях, из которых проистекает религиозно-нравственная культура. Общество, не имеющее религиозной культуры, разлагается. Что мы и видим сейчас на Западе».

Муфтий Хаджимурат Гацалов

Мысли, высказанные Хаджимуратом-хаджи, по правде говоря, легли на сердце. Захотелось порассуждать на затронутую тему. А правда, что происходит с человеком, когда рушатся его тысячелетние подсознательные ценностные установки? Да он просто превращается в животное. А если зло назвать добром, крах заповедей — толерантностью, что мы сегодня наблюдаем, глядя на западную цивилизацию, которая, что очевидно, утрачивает веру? А государство, утратившее веру и нравственность, может существовать только на принципах первобытно-языческих, когда более сильный убивает, грабит и делает рабом более слабого. Не станем отрицать: у Запада великолепная бытовая культура. Но это — форма. А содержание умирает, что уже видно невооруженным глазом. Прекрасное, пышное зеленое дерево дает гнилые плоды, хотя и красивые, привлекательные снаружи. У такого дерева нет будущего. Тот, кто покупается на упаковку, на рекламу, на красивую внешность дерева и плодов, ведет себя, мягко говоря, наивно. Религия, в основе которой заповеди, суть нравственность. Ведь ни православие, как изначальное христианство, ни ислам не приемлют гей-парады и нравственный распад общества, которые на Западе сегодня именуются модным словом «толерантность»…

Заканчивая свое выступление, Хаджимурат Гацалов выразил надежду на «активное соработничество с православной епархией по всем вопросам, в отношении которых следует объединить усилия традиционных религий». Кроме того, он дал негативную оценку распространяемым в молодежной среде утверждениям, что и православие, и ислам чужды осетинскому народу. Муфтий напомнил исторические факты: осетинская знать некогда исповедовала ислам, а православие сыграло огромную роль в деле просвещения осетин. «Так говорят те, кто не знает собственной истории», — заметил муфтий. Он также отметил, что духовное состояние нынешнего осетинского общества вызывает опасения. Необходимо обратить самое пристальное внимание на воспитание молодежи, которая, по сути, зеркалит поколение своих отцов, подающих младшим недостойные подражания примеры.

С утверждения, что национальная культура может быть базисом развития общества, начал свое выступление министр РСО-Алания по вопросам национальных отношений Сослан Хадиков. Министр также высказался по поводу того, что и национальная, и религиозная культуры, которые он считает культурой духовной, должны развиваться гармонично. Но от национальной культуры следует отмежевать национализм.

Читайте также:  Тех задание оценка риска здоровью

Имам Батраз Аршиев, министр Сослан Хадиков

Небезынтересным было, пожалуй, и выступление на конференции профессора СОГУ Тамерлана Камболова, который сразу же обозначил, что представляет на форуме и науку, и традиционную осетинскую религию, уходящую корнями в индоевропейскую древность. Традиционная исконная народная вера на протяжении веков существовала у осетин параллельно с аврамическими религиями — христианством и исламом, объединяя весь народ. Утрата самобытной религиозной традиции осетин, по мнению ученого, приведет к утрате национальной самобытности, ибо традиционная народная вера как раз и является главным связующим звеном осетинского народа. Да, эта вера не канонизирована. Но работа над созданием институтов осетинской традиционной религии в настоящее время ведется.

Тамерлан Камболов, Тимур Дзеранов

Доводы Тамерлана Камболова парировал другой участник конференции — старший научный сотрудник СОИГСИ, религиовед Тимур Дзеранов, призвавший сохранять пришедшие из глубины веков обычаи и традиции, «не пытаясь на этих осколках конструировать новую религию». Христианство, как известно, принес в Осетию один из ближайших учеников Христа, святой апостол Андрей Первозванный, и ислам осетины исповедуют со времен Золотой Орды. Это, по мнению Тимура Дзеранова, «тоже наша религиозная традиция». «В Осетии сложился синкретический культ, впитавший в себя и христианство, и ислам, и иудаизм со времен Хазарского каганата», — заметил он. И продолжил: «Древняя традиция межконфессионального согласия присутствует в Осетии и сегодня. Осетины исповедуют не только православие и ислам, они являются прихожанами Армянской апостольской церкви, представителями иудейской общины». Отвечая на вопрос, является ли традиционная вера осетин монотеистической, Тимур Дзеранов заметил, что она, скорее, энотеистическая. Энотеизм, пояснил религиовед, отличается от монотеизма (единобожия) тем, что, выделяя одного самого могущественного, верховного бога, не исключает почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона.

На агрессивность поведения в соцсетях некоторых адептов традиционной осетинской веры обратил внимание молодой историк, прихожанин Армянской апостольской церкви Марат Уртаев. Он призвал всех верующих относиться друг к другу уважительно и предложил проводить в республике межконфессиональные диспуты, дабы лучше узнать друг друга.

Выступление Марата Уртаева нашло отклик у профессора Камболова. Агрессивное поведение своих единоверцев он охарактеризовал как экстремистское и невежественное. Так как осетинская национальная религиозная традиция не имеет миссионерской функции. «Вовлекать, равно как укорять за иное вероисповедание, — это искажение осетинской религиозной доктрины», — отметил Тамерлан Камболов.

Главной в выступлении федерального инспектора по РСО-Алания Андрея Бессонова была мысль о том, что все у нас, в Осетии, не так уж и плохо. РСО-Алания — уникальная республика, где проживают представители более 100 наций и народностей. И, несмотря на все перипетии 90-х и начала 2000-х годов, здесь удалось сохранить межнациональные и межконфессиональные мир и согласие. Что вызывает негативные эмоции у федерального инспектора, так это уровень культуры в молодежной среде. На воспитание подрастающего поколения, по мнению Андрея Бессонова, следовало бы обратить самое серьезное внимание.

Медея Эльдзарова, Андрей Бессонов

Вторила Андрею Бессонову и руководитель Управления Минюста по РСО-Алания Медея Эльдзарова. Она также отметила, что все у нас не так уж плохо, что РСО-Алания — вполне демократичная республика по сравнению с нашими соседями. Здесь сохраняются межнациональный и межконфессиональный мир, заключаются межнациональные браки. А это многоговорящий показатель. Для решения же таких вопросов, как сохранение традиций, необходимы консолидация общества, формирование общенациональной программы действий.

Опытом Чеченской Республики в вопросе духовно-нравственного воспитания молодежи, которое базируется на национальных традициях, религиозных канонах о светском праве, поделился с собравшимися политолог из Чечни Ислам Сайдаев. Многообразие культуры Осетии он назвал важным ее достоянием и призвал в любых обстоятельствах руководствоваться тем постулатом, что все мы люди и к ближнему следует относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Другие выступавшие говорили еще и о роли в воспитании подрастающего поколения семьи, институт которой, увы, находится сегодня в кризисе. В процессе воспитания важную созидательную роль играют сегодня традиционные конфессии РФ. Это тем более важно, что ущерб, который в результате разрушения традиционной системы ценностей наносится духовно-нравственному здоровью нашей молодежи, грозит ни много ни мало — национальной безопасности России. Сегодня, как никогда, необходима консолидация общества и пристальное внимание к воспитанию молодежи. Поэтому обсуждение затронутых на конференции проблем продолжится на намеченном на ближайшее время молодежном форуме.

Опубликовано в газете «Пульс Осетии» №34, сентябрь 2016 г.

Источник

Adblock
detector