Попечительство и забота
Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий
347922 , Ростовская обл , г. Таганрог ул. Петровская, 44 +7 (8634)45-47-27 +7 (951)824-77-34
«Доступная среда» для инвалидов
Доступная среда в России.
С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда», но что именно она из себя представляет, знает не так уж и много людей. Доступная среда – это формирование коллективными усилиями условий для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это комплексный процесс планирования и создания безбарьерной среды, при помощи которой люди с ОВЗ смогут быстрее приспособиться к общественной жизни и будут чувствовать себя полноценнее и счастливее.
Не все задумываются о том, что привычные окружающие нас вещи создаются для стандартного пользователя и не всегда доступны для людей с ограниченными возможностями (например, очень часто кнопка включения света в помещении делается очень высоко, и ребёнок или инвалид-колясочник элементарно не может до неё дотянуться). В России лишь недавно начали осознавать важность создания инфраструктуры, которая могла бы стать универсальной и удобной для всех граждан, в том числе и граждан с особенностями здоровья.
Организация безбарьерной среды может считаться эффективной, если подразумевает анализ возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных потребностей. В наибольшей мере именно окружающая среда характеризует воздействие нарушения или инвалидности на будничную жизнь индивидуума. Иными словами, человек неполноценен тогда, когда ему недоступны социокультурные блага и институты, когда он не может принимать участие в политике, трудиться, путешествовать, создавать семью, учиться и тд. Благотворительные фонды часто занимаются улучшением жизни инвалидов-колясочников.
Предназначение программы «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» предназначена для всех групп маломобильных граждан. К ним относятся инвалиды-колясочники, люди с нарушениями зрения и слуха. Эффективным итогом этой программы должно стать наличие общедоступности всей инфраструктуры: транспорта, образовательных, культурных, государственных учреждений и других объектов для всех жителей страны.
Государственная программа «Доступная среда», которая начала реализовываться в 2011 году, дала серьёзный толчок для совершенствования общего благосостояния одной из самых трудных и достаточно важных категорий граждан – людей с ограниченными возможностями – и стала главным механизмом для выполнения в Российской Федерации положений Конвенции ООН о правах инвалидов. Эта конвенция была утверждена Правительством России 3 мая 2012 года, после чего мероприятия в данной сфере стали развиваться гораздо активнее.
На первом этапе программы в регионах был осуществлён ряд пилотных проектов по доступности услуг и учреждений в разных отраслях. В то же время особое внимание было уделено разработке технологий доступности не только для всех людей с ограниченными возможностями, как это было ранее, а для инвалидов-колясочников и людей с нарушениями слуха или зрения. И этот дифференцированный подход позволил внести изменения, в том числе в действующее законодательство. Если раньше речь шла исключительно о наличии или отсутствии пандуса, то сейчас уже используются различные другие методы доступности. Это понижение стоек регистрации в кассах, аэропортах, иных учреждениях, больницах. Это и вопросы, связанные с контрастным шрифтом и шрифтом Брайля. Но это только начало – ещё многое предстоит впереди.
Реализация программы «Доступная среда»
Реализация программы была предусмотрена таким образом, чтобы не было бесконечного финансирования соответствующих обязательств государства. Отработка определённых аспектов программы стала основой для изменений в нормативно-правовой базе. По итогам реализации первого этапа программы в конце 2014 года был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты в области здравоохранения, образования, культуры, СМИ, транспорта. Они предусматривают включение во все нормативные акты порядок предоставления услуг людям с ограниченными возможностями.
Изначально программа «Доступная среда» была рассчитана на период до 2020 года. В 2018 году Посланием Президента РФ Правительству РФ было предусмотрено продление программы до 2025 года.
В настоящее время перед Правительством поставлены следующие задачи:
- Подготовка предложений по использованию электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации;
- Подготовка предложений по открытию инклюзивного Дома искусств;
- Проработка таких сфер социальной защиты, как самостоятельное сопровождаемое проживание, в том числе учебное (тренировочное);
- Создание реабилитационной инфраструктуры;
- Разработка и корректировка государственных программ в различных сферах с учётом потребностей инвалидов;
- Предоставление равного доступа инвалидов к соответствующим услугам;
- Совершенствование системы медико-социальной экспертизы;
- Устранение социальной разобщённости между обычными людьми и людьми с ОВЗ, развитие толерантного общества.
Таким образом, первостепенная задача любого развитого государства состоит в том, чтобы предоставить возможность всем категориям населения принимать участие в жизни общества и жить полноценной жизнью, иметь равные права, развиваться, быть независимыми и самостоятельными.
Источник
Что такое доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда» «Доступная среда» является многоцелевой государственной программой, направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду физических или психических заболеваний. Иначе говоря, это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе населения. Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
Нормативные акты регионального и местного самоуправления
ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного учреждения на 2018 — 2020 годы
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.09.2015 г. № 1826-р «План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Нижегородской области»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 апреля 2014 года № 298 Подпрограмма «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2020 годы»
План работы МБДОУ детский сад «Колокольчик» на 2018-2019 учебный год по оказанию методической, консультативной, диагностической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов дошкольного возраста
Алгоритм взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Инструкция по оказанию услуг лицам с ОВЗ работниками МБДОУ детский сад «Колокольчик»
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Для организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми с ОВЗ созданы соответствующие условия. (см. Презентация)
При построении образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы :
- Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
- Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте (МБДОУ детский сад «Колокольчик»):
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — присутствуют
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
- Австоянка (парковка) для инвалидов – отсутствует
- Функциональное кресло для детей с ОВЗ — имеется
- Адаптированные лифты — отсутствуют
- Поручни — имеются
- Пандусы – имеются
- Подъёмники — отсутствуют
- Раздвижные двери — отсутствуют
- Кнопка вызова/телефон — имеется
- Указатели направления движения- имеются
В МБДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать образовательное учреждение, то по желанию родителей предоставляются услуги специалистов созданного на базе детского сада Консультационного центра
Источник