Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник
Ежегодное лабораторное обследование ребенка
Комплексное лабораторное обследование, включающее все основные показатели здоровья ребенка.
Ежегодные анализы в детском возрасте, профилактические (скрининговые) анализы в детском возрасте.
Laboratory check-up, Childhood, Child Health check-up.
Какой биоматериал можно использовать для исследования?
Венозную, капиллярную кровь, кал, среднюю порцию утренней мочи.
Как правильно подготовиться к исследованию?
- Детям в возрасте до 1 года не принимать пищу в течение 30-40 минут до исследования.
- Детям в возрасте от 1 до 5 лет не принимать пищу в течение 2-3 часов до исследования.
- Не принимать пищу в течение 12 часов до исследования, можно пить чистую негазированную воду.
- Исключить (по согласованию с врачом) прием мочегонных препаратов в течение 48 часов до сбора мочи.
- Исключить прием слабительных препаратов, введение ректальных свечей, масел, ограничить (по согласованию с врачом) прием медикаментов, влияющих на перистальтику кишечника (белладонна, пилокарпин и др.), и препаратов, влияющих на окраску кала (железо, висмут, сернокислый барий), в течение 72 часов до сбора кала.
- Полностью исключить (по согласованию с врачом) прием лекарственных препаратов в течение 24 часов перед исследованием.
- Сбор мочи рекомендуется производить до менструации или через 2-3 дня после её окончания.
- Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение в течение 30 минут до исследования.
- Не курить в течение 30 минут до исследования.
Общая информация об исследовании
Для нормального роста и развития детского организма требуется нормальное функционирование всех органов и систем. Нарушение работы какого-либо одного органа в детском организме часто приводит к развитию целого комплекса нарушений и в итоге к таким последствиям, как отставание в росте, затруднения при обучении, нарушение внимания и памяти, плохой сон, быстрая утомляемость. Для того чтобы вовремя предупредить развитие серьезных заболеваний и их последствий у детей, рекомендуется проведение ежегодного профилактического (скринингового) лабораторного обследования. Наиболее удобным для педиатра и пациента является комплексный анализ, который включает все основные общеклинические и специфические тесты. Этот анализ составлен с учетом наиболее распространенных заболеваний детского возраста.
К общеклиническим тестам, входящим в состав этого комплексного анализа относятся общий анализ крови (ОАК), лейкоцитарная формула и скорость оседания эритроцитов (СОЭ), общий анализ мочи с микроскопией осадка и копрограмма. Эти анализы позволяют получить самую базовую информацию о состоянии здоровья. Так, изменения ОАК, лейкоцитарной формулы и СОЭ могут свидетельствовать о торпидно протекающей инфекции. ОАК – первый шаг к диагностике анемии и онкогематологических заболеваний, характерных для детского возраста (острых лейкозов). Анализ мочи – это основной метод оценки состояния мочевыделительной системы, позволяющий выявить признаки мочевых инфекций и заподозрить везикоуретральный рефлюкс, а также заболевания почек, характерные для детского возраста (липоидный нефроз, постстрептококковый гломерулонефрит, поликистоз почек). Копрограмма – основной способ оценки состояния нижних отделов и желез пищеварительного тракта и первый шаг к диагностике заболеваний, сопровождающихся нарушением всасывания питательных веществ и витаминов (мальабсорбцией), в том числе целиакии (глютеновой энтеропатии) и муковисцидоза. В копрограмме также могут быть обнаружены признаки воспаления (при хроническом гастроэнтерите или колите) или скрытого кровотечения (при дивертикуле Меккеля).
Для оценки функции печени и своевременного выявления заболеваний гепатобилиарной системы исследуют печеночные ферменты АЛТ и АСТ, а также билирубин, общую щелочную фосфатазу и гамма-ГТ.
АЛТ и АСТ – ферменты, катализирующие перенос аминогрупп между аминокислотами (трансаминазы). Хотя эти ферменты также могут быть обнаружены во многих других тканях и органах (сердце, скелетные мышцы, почки, головной мозг, эритроциты), изменение их концентрации в крови чаще связано с заболеваниями печени, что обуславливает их название — печеночные трансаминазы. АЛТ является более специфичным маркером заболеваний печени, чем АСТ. Повышение печеночных ферментов у детей может свидетельствовать о наличии вирусного (гепатиты A, B, C, вирус Эпштейна — Барр, цитомегаловирус), токсического (случайная или преднамеренная интоксикация железом, парацетамолом) или аутоиммунного гепатита, а также наблюдаться при других заболеваниях, например при ревматоидном артрите, целиакии, болезни Крона и неспецифическом язвенном колите.
Билирубин – пигмент, образующийся при распаде гемоглобина и некоторых других гемсодержащих белков в печени, селезенке и костном мозге. Увеличение уровня билирубина может наблюдаться при многих заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в дифференциальной диагностике желтух и диагностике обструкции желчных путей.
Щелочная фосфатаза – это фермент, находящийся в мембране билиарного полюса гепатоцитов, а также в костной ткани и клетках кишечника. Концентрация общей ЩФ повышена практически в 100 % случаев внепеченочной обструкции желчных путей. Как правило, полная обструкция сопровождается значительным увеличением общей ЩФ (более чем в 3-5 раз). При внутрипеченочной обструкции уровень общей ЩФ также повышается, но не так резко (менее чем в 3 раза). Следует отметить, что повышение общей ЩФ может наблюдаться и при других заболеваниях, например при заболеваниях костной ткани (остеосаркома, рахит) и саркоидозе.
Гамма-ГТ – это также мембрансвязанный фермент печени, катализирующий перенос гамма-глутамильной группы глутатиона на другие молекулы. В настоящий момент гамма-ГТ – это самый чувствительный маркер заболеваний печени. Повышение уровня гамма-ГТ является самым ранним признаком поражения печени. Повышение концентрации гамма-ГТ может наблюдаться при всех заболеваниях печени, однако наибольшее значение этого маркера заключается в диагностике обструкции желчных путей. При обструкции желчных путей концентрация гамма-ГТ повышается в 5-30 раз. Исследование уровня гамма-ГТ позволяет убедиться в том, что повышение общей ЩФ вызвано именно заболеванием печени, а не другими причинами, в первую очередь заболеваниями костной системы. Как правило, при обструкции желчных путей наблюдается параллельное повышение уровня гамма-ГТ и общей ЩФ.
Для оценки функции почек исследуют креатинин сыворотки. Креатинин – это конечный продукт метаболизма креатинфосфата – энергетического субстрата, образующегося в мышцах. Креатинин свободно фильтруется в почечных клубочках и поэтому является хорошим показателем скорости клубочковой фильтрации (СКФ) и в целом функции почек. Повышение уровня креатинина сыворотки свидетельствует о снижении СКФ и нарушении функции почек, но также может наблюдаться и при дегидратации и повреждении мышечной ткани.
Для оценки нутриентного статуса ребенка исследуют общий белок, глюкозу, железо и кальций сыворотки. Общий белок – это интегральный показатель белкового обмена в организме. Большее значение имеет снижение общего белка, которое в педиатрической практике может наблюдаться при недостаточности питания. Глюкоза – это интегральный показатель углеводного обмена. Гипогликемия может свидетельствовать о недостаточности питания, наличии заболеваний печени (гликогенозы) и надпочечников (аутоиммунный полиэндокринный синдром). Гипергликемия может указывать на сахарный диабет, врождённую гиперплазию коры надпочечников, синдром поликистозных яичников, хронический стресс и другие состояния. Кальций – один из основных макроэлементов, необходимых для нормального роста и минерализации костной ткани, проведения нервного импульса и сокращения мышц. В педиатрической практике нарушения уровня кальция могут говорить о врождённых болезнях обмена кальция, фосфора и витамина D (например, гипофосфатемический рахит с гиперкальциурией) или быть одним из первых признаков разрушения костной ткани в результате первичной опухоли кости (саркома Юинга). Железо – основной микроэлемент организма. Избыток железа может наблюдаться при случайной или преднамеренной интоксикации препаратами железа (именно железосодержащие препараты являются самой главной причиной отравления у детей), при наличии хронических заболеваний или врождённых болезней обмена железа (гемохроматоз). Дефицит железа может наблюдаться при недостаточности питания и при кровотечении (например, при повторных носовых кровотечениях или меноррагии у молодых девушек в первые 1-2 года после менархе).
Для диагностики гельминтозов и паразитозов, которые очень часто наблюдаются в педиатрической практике и часто протекают бессимптомно или с минимальными клиническими признаками, проводят анализ кала на яйца гельминтов и анализ кала на цисты простейших. Они включают в себя макроскопическую оценку кала (цвет, консистенция, наличие крови, избытка слизи, макроскопически определяемых паразитов), микроскопию нативного образца кала (наличие цист простейших – трофозоитов, личинок и взрослых особей гельминтов) и микроскопию окрашенного мазка кала (наличие цист и трофозоитов). Анализ кала на яйца гельминтов позволяет выявить большинство кишечных нематод, цестод и трематод. Анализ кала на цисты простейших позволяет выявить Giardia lamblia, Entamoeba histolytica, Balantidium coli и других простейших. Следует учитывать, что при некоторых гельминтозах (например, описторхоз) появление яиц в кале начинается только через 2-4 недели после возникновения симптомов заболевания. Поэтому, отрицательный результат исследований не позволяет полностью исключить наличие гельминтоза или паразитоза. Эти анализы также не предназначены для скрининга на энтеробиоз (острицы).
При наличии у ребенка аллергии в крови повышается уровень суммарных иммуноглобулинов E – медиаторов воспаления и реакции гиперчувствительности I типа. Высокий уровень IgE в крови наблюдается при таких заболеваниях, как астма, атопический дерматит, аллергический ринит, лекарственная и пищевая аллергия, а также инвазивные гельминтозы (например, легочная стадия аскаридоза). Следует, однако, отметить, что суммарный иммуноглобулин IgE повышен не во всех случаях аллергии. Также повышение IgE не всегда означает наличие аллергии. Анализ на общий IgE – это скрининговый тест, не позволяющий установить причину аллергии и не указывающий на конкретный аллерген. Для определения конкретных аллергенов рекомендуется выполнение тестов-панелей аллергенов.
Этот комплексный анализ позволяет исключить основные заболевания детского возраста. Для более точной информации о состоянии ребенка, однако, могут потребоваться дополнительные лабораторные обследования. Рекомендуется выполнять ежегодные анализы с помощью одних и тех же тест-систем, то есть в одной лаборатории.
Для чего используется исследование?
- Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка;
- для своевременного выявления основных заболеваний детского возраста.
Когда назначается исследование?
- При ежегодном профилактическом осмотре ребенка;
- при наличии у ребенка задержки роста, затруднения при обучении, нарушения внимания и памяти, плохого сна, быстрой утомляемости.
Источник