Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»
Для слабовидящих
Переводчик
Главное меню
Для сотрудников
Опрос
Анкетирование
Занятие №1 — Основы здорового образа жизни
Здоровье – состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.
Виды здоровья:
Соматическое (я могу)- это текущее состоян6ие органов и систем органов в организме человека. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития. Оно зависит от того, как функционирует организм от его морфологических и функциональных показателей.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.
Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.
Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.
Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни( в семье, профессиональной деятельности).
Популяционное здоровье – это здоровье населения какого-либо региона, республики. Оно определяется по ряду демографических показателей (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) и социально-медицинских(общая, инфекционная онкологическая заболеваемость, частота заболеваемости).
Репродуктивное здоровье – это функциональное состояние репродуктивных органов.
Здоровье – состояние, имеющее границы.
Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.
Резервы здоровья – максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.
- Устойчивая иммунная система
- Рост и развитие организма
- Резервы здоровья – максимальные возможности организма
- Отсутствие заболеваний
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
Промежуточное (или третье) состояние человека — это состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостою кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.
Группы людей, находящихся в третьем состоянии:
Люди, регулярно потребляющие наркогенные вещества (алкоголь, наркотики, никотин), отнимающие у них здоровье и творческий потенциал.
Люди с ограниченной двигательной активностью (работники умственного труда).
Лица, работающие на химических производствах (нефтехимических, шинных, лакокрасочных, свинцово-цинковых, алюминиевых, кислотных).
Группа людей третьего состояния, формирующаяся в результате неправильного питания (углеводно-жирового, голодания, авитаминоза).
Факторы обеспечения здоровья
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах 20-го века определили ориентировочное соотношение различных факторов, которые оказывают определенное влияние на здоровье современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Какие же это факторы?
Образ жизни-50-55% Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.
Окружающая среда 20-25% Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.
Наследственность (генетика) -15-20% Здоровая наследственность, отсутствие факторов возникновения заболеваний
Медицинское обеспечение -10-15% Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.
Образ жизни и его компоненты
Образ жизни— это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.
Формирование образа жизни
Экономическая категория или уровень жизни — понятие, характеризующее размер и структуру материальных и духовных потребностей людей, т.е. количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни.
Показатели уровня жизни:
- размер внутреннего валового продукта
- размеры реальных доходов населения и их потребление
- обеспеченность жильем
- доступность медицинской помощи
- продолжительность свободного и рабочего времени,
- структура доходов и расходов
- показатели здоровья населения и демографических процессов и др.
Социологическая категория или качество жизни — понятие, характеризующее качественную сторону жизни.
Показатели качества жизни:
- уровень комфорта,
- удовлетворенность работой,
- качество образования,
- качество медицинского обслуживания,
- качество жилищных условий,
- качество питания и др.
Социально — психологическая категория или стиль жизни -это относительно устойчивый стереотип поведения, привычек, межличностных отношений индивида, формирующийся в процессе его социализации и свойственный социальной группе, к которой он принадлежит.
Показатели стиля жизни:
- ценностные ориентации,
- отношения с окружающими,
- привычки
- мотивации
Социально -экономическая категория или уклад жизни — понятие, характеризующее порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которой происходит жизнедеятельность людей.
Показатели уклада жизни:
- семейные традиции
- культурные традиции
- национальные традиции
В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:
- Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
- Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации учебы, работы, отдыха.
- Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
- Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
- Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.
Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:
1.Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает внешнюю привлекательность, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее.
2.Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение.
3.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел.
4.Закаливание и тренировка иммунитета.
5.Четкий режим жизни. Любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. В режиме человека должны быть все стороны его жизнедеятельности : учеба, сон, занятие своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку(выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями. Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.
6.Психосексуальная жизнь. Является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение весим рациональную психосексуальную жизнь( и речь идет не только о непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.
7.Отказ от вредных привычек.
8.Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается кожи, волос, полости рта, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, питания.
9.Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, как предупредить их возникновение и каким образом вести себя в самой опасной ситуации.
Источник
Что такое биологический уровень здоровья
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.
Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.
Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:
1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);
- экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
- образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
- медицинский фактор – 10%.
Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.
Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.
Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.
Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.
Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.
Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына
«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»
Из данного определения следует:
1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.
2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.
Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:
- Активная жизненная позиция.
- Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
- Отказ от психоактивных веществ.
- Сбалансированное здоровое питание.
- Двигательная активность.
- Правильное сексуальное поведение.
- Личная гигиена.
- Медицинская активность.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .
Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!
Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.
Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.
Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.
В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.
Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.
Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,
АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.
В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин). Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.
- В международной практике для описания общественного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
- Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
- Уровень физического развития.
Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.
Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:
- Общая численность населения;
- Средняя продолжительность жизни;
- Рождаемость;
- Прирост населения;
- Заболеваемость;
- Инвалидность;
- Смертность;
- Миграция населения.
Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.
Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):
- Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
- Генотип (наследственные дефекты);
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Уровень физической подготовленности;
- Морфотип (тип конституции);
- Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
- Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
- Интегративные биохимические показатели.
Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.
К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:
- Наличие хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния органов и систем;
- Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
- Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности
Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.
I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.
Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).
IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).
V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:
- Индекс здоровья;
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Группа здоровья;
- Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
- Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.
Источник