Меню

Что понимают под системой наблюдений за своим здоровьем физическим развитием

Медицинская статистика: конспект лекций.

Физическое развитие.

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

Читайте также:  Охрана здоровья человека примеры

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).

Данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития.

Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.

Наряду с изучением данных антропометрии особое внимание уделяется оценке уровня биологического развития, т. е. биологического возраста. Замедленный темп биологического развития имеет существенное значение для решения вопроса о готовности ребенка к школьному обучению в связи с тем, что значительная часть этих детей испытывает серьезные трудности в школе, особенно в младших классах. Кроме того, оценка биологического возраста используется для определения спортивных возможностей ребенка, а также в судебно-медицинской практике.

В клинической практике ряд антропометрических показателей являются важными критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и др.

В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест.

В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Комплексная оценка физического развития, учитывающая и уровень биологического развития, и морфофункциональное состояние организма, позволяет выявить как детей, имеющих соответствующее возрасту гармоническое физическое развитие, так и детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Его уровень во многом говорит о социальном благополучии общества. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и являются одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Читайте также:  Мир перевернутый таро здоровье

Источник

Самоконтроль. Самоконтроль – это система самостоятельных наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью

Самоконтроль – это система самостоятельных наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю. Решив заниматься физкультурой, необходимо завести дневник самоконтроля, в который заносятся результаты простых и доступных методов наблюдения. Объективных (антропометрические измерения) и субъективных (такие показатели, как сон, аппетит, самочувствие, болевые ощущения, работоспособность, нарушение режима, вес, пульс, результаты простейших функциональных проб и другие).

Вести дневник следует регулярно. Это способствует более сознательному отношению к занятиям физкультурой и спортом, к дозированию и анализу физических нагрузок и закаливающих процедур, соблюдению правильного режима.

Самонаблюдение желательно проводить в одни и те же часы, одним и тем же методом и в одинаковых условиях. Неадекватность функциональных возможностей организма можно определить по объективным и субъективным признакам, таким, как чувство усталости, раздражительность, нежелание выполнять задание, болезненные ощущения в правом подреберье и др. Но в первую очередь надо наблюдать за объективными внешними признаками утомления. При наступлении средних признаков утомления нагрузку следует снижать.

Выполняя упражнения, необходимо следить за правильным дыханием. Их координация благотворно влияет на внутренние органы. Количество упражнений и их дозировку следует постепенно увеличивать. Показателем полезного влияния упражнения является мышечная боль, но если она сильная это признак, что вы упражняетесь слишком интенсивно.

Но прежде, чем перейти к самостоятельным занятиям, необходимо иметь представление о том, какое влияние оказывают физические упражнения на организм, какие изменения происходят в нем во время длительной мышечной работы, как избежать перетренированности, ведущей к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник

Оценка состояния здоровья и физического развития.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, ёмкость легких, мышечная сила рук. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др. систем. В свою очередь от уровня физической работы зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Уровень физического развития определяют с помощью методов антропометрических исследований. Этот метод основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) даёт представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важным для оценки состояния здоровья и работоспособности. Метод антропометрического исследования включает измерения:

· Окружности грудной клетки

Для более полного и специального обследования объём исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, бедра, голени, живота и т.д. Эти измерения проводят для определения пропорций тела. Оценка результатов антропологических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Этот метод исследования более точен и объективен. Оценку физического развития проводят путем сравнения полученных данных со средними — стандартными величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста. В данном контексте хорошо известен метод весоростовых показателей Брокка, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Среди других известных исследователей антропометрических показателей физического развития можно назвать Кетле, Эрисмона, Брукша, Пинье. Большинство индексов составлено механически, а потому недостаточно объективны. Оценивать физическое развитие по индексам следует с большей осторожностью.

Итак, с помощью антропометрических показателей можно получить данные о физическом развитии, степени выраженности этих показателей:

· Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени и т.д.

· Физиометрические – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая тяга

· Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры, степень жироотложение полового созревания.

3. Средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья.

Оздоровительные силы природы, как средство физического воздействия, дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми сами мы не обладаем. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психологическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться. Психические факторы выполняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержания физической и умственной работоспособности. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию, внешним условиям занятий – залог эффективности проводимых физических упражнений. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято принимать систему средств и методов, направленных на достижение определяемого результата в процессе физического воспитания. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как характерных для физического воспитания, так и общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания.

Читайте также:  Легкий труд по состоянию здоровья приказ

К специфическим средствам физического развития относят:

Метод регламентированного упражнения.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод строго регламентированного упражнения позволяет:

— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы физического воспитания: Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников

Методы наглядного воздействия.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающихся выполняемых (показ упражнений преподавателем, демонстрация учебных видеофильмов, кино-грамм двигательных действий, рисунков, схем и др.).

Непосредственной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полезная.

| следующая лекция ==>
Теорія культурних кругів. | Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали. Моральные принципы.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6791 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector