Меню

Что понимают под формированием здоровья

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ

На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.

В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]

В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.

К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].

Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.

Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.

Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.

Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].

Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.

Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.

ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.

2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.

3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.

7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.

9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.

Читайте также:  Postal 2 трубка здоровья

10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.

11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.

12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.

Источник

6) Факторы, определяющие здоровье, и фазы его формирования.

Основные факторы и их влияние на здоровье и заболевания человека:

Образ жизни — 50 – 55%

Влияние окружающей среды – 20 – 25%

Наследственность – 15 – 20%

Состояние здравоохранения – 8 – 10%

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни

Этапы формирования здоровья

Первый этапмладенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.

Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются сложнейшие биологические потребности в игре и подражании а также дополнительные потребности в свободе Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением.

Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла.

Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.

Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Средствами удовлетворения потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни.

7) Способы и методы оценки здоровья детей и подростков. Понятие о группах здоровья

Понятия о группах здоровья стр. 74

8) Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Структура ЗОЖ. Методы формирования и пропаганды ЗОЖ.

9) Биологические аспекты здоровья: понятие о биоритмах и их влияние на режим дня и здоровье.

Биоритмы-ритмические процессы в орг-ме

Концепция о трех ритмах:

Все три ритма возникают одновременно в момент рождения или в момент зачатия

Имеют строго синусоидальную форму,не изменяющ-ся на протяжении всей жизни

Полож.часть каждой синусоиды соответствует периодам подъема физич. эмоц.и умствен. Акт-ти.,а отриц.ч-пер-ды упадка,снижение акт-ти

В полож.ч –оптимистич.настроение,чув-во уверенности,в отриц.ч-наоборот.

10) Способы формирования и коррекции режима дня для детей различных возрастов.

Режим – распределение времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка(активное бодрствование, сон, прием пищи), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.

Условия для построения режима дня:

— Обеспечить ребенку глубокий , достаточно продолжительный по времени сон

— Соблюдать регулярность приема пищи

— Создать условия для активного деятельного состояния

— Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе

— Соблюдать последовательность компонентов режима: после пробуждения ребенка в грудном возрасте следует сначала покормить, затем предоставить возможность бодрствования и только после этого уложить спать до следующего кормления

Сон и его функции;

— Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает

— Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)

— Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)

— Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями

Правила организации сна у ребенка 3 лет:

— Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает

— Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)

— Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)

— Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями

— Зависит от возраста, чем старше ребенок , тем меньше он спит в течение суток. Если новорожденный не отличает день от ночи и спит на протяжении суток, то уже на 2 месяце жизни здоровый ребенок ночью спит дольше.

— Необходимые условия ночью: без шума, музыки, нахождение в личной кроватке

— Для детского раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок ДОУ или нет

— В первые годы жизни необходим сон на свежем воздухе

— Деятельное состояние КБП головного мозга и подкорковых отделов, находится в активном взаимоотношении с окружающей средой.

— Длительность периода бодрствования определяется периодом работоспособности нервной системы

— Наибольшая существенная роль в поддержании активного бодрствования играет зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон.

Читайте также:  Критерии здоровья человека выберите один ответ

— Чем младше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и больше продолжительность сна

Условия активного бодрствования:

Находится в кроватке малышу- нужно менять положение тела

Над кроваткой повесить яркую игрушку высотой 50-70 см, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки

Эмоциональное общение с ребенком – одно из важных условий его активного бодрствования.

Если создаются подобные условия во время бодрствования , то к 2 мес жизни малыш своевременно и быстро и засыпает, просыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не утомляясь.

— К режимным моментам детей начинают приучать с рождения. К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования под влиянием естественных различий в окружающей среде ,условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе.

— Самый трудный этап формирования режима- выработка дневного ритма: чередование бодрствования, сна и кормления.

— Дневной ритм устанавливается к 2- 2,5 мес.

— Наиболее целесообразна такая очередность: сначала малыш ест, затем активно бодрствует, после – спит.

— Кормят малыша в период наивысшего возбуждения пищеварительного центра, лучше всего после сна.

— Когда ребенок сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не утомлен – это лучшее время для общения с малышом, его обучения.

— Полноценный сон возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования.

Лучшее время для занятий- первая половина бодрствования, когда НС ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости(спустя 30 мин после еды).Не проводят занятия сразу после сна, когда ребенок заторможен, или после прогулки, когда он утомлен; непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным.(малыш перевозбуждается , долго не засыпает)

Правила режимных процессов:

— Предложения ребенку идти спать, есть и т.д должны совпадать с его потребностями

— Создание условий, исключающих неприятные ощущений ребенка

— К введению новой пищи, к новым процедурам приучают ребенка постепенно, создавая установку на действие

— Организуют проведение процедуры после игры или какой-либо деятельности детей, готовят также постепенно, используя слово, соответствующую остановку

— Начинают проведение режимного процесса в спокойном состоянии ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача , возбуждения малыша

— Осуществляют индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения ребенка, уровень его развития

— Привлекают ребенка к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них «+» эмоции

— Эмоциональное отношение к процессу , способствует формированию навыков самообслуживания

— Соблюдать постоянство требований к ребенку

— Осуществляют принцип постепенности

Ответственность за режим дня:

— Грудной ребенок-> мать

— Ранний возраст ->родители

— Дошкольный возраст -> детский сад

— Школьный возраст-> ДОУ, родители, ребенок

11.Физическое развитие: понятие, определение, признаки, методы оценки.

Физическое развитие является одним из ведущих показате­лей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множе­ства факторов — наследственности, климата, особенностей пита­ния, уровня материальной обеспеченности семьи, выполнения основных режимных моментов и т.д.В связи с этим овладение ме­тодикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития необходимо для под­готовки специалистов.

Для оценки физического развития детей и подростков исполь­зуют следующие показатели:

1. Соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др.

Измерение роста стоя

-Измерение роста сидя

-Определение массы тела

2. Соматоскопические — состояние кожных покровов и види­мых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.

-Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный между ними. Тонкий характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; коренастый — широкими плечами и грудной клеткой, большими размерами кистей рук и ступней,

-Формы грудной клетки

-Форма ног.Форма стопы

3. Физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.

4. Состояние здоровья.

Соматометрические признаки. Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропо­метра. (Деревянный ростомер представляет собой стой­ку высотой до 2 м с делениями по 0,5 см, хорошо укрепленную на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшет­кой. Для определения роста сидя имеется откидная скамейка, укрепленная на площадке ростомера.)-описание прибора

Измерение роста стоя. Обследуемый стоит прямо, руки пошвам, пятки — вместе, носки — врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. При этом планка ростоме­ра касается верхушечной точки черепа, и показания при­бора наиболее точны.

Измерение роста сидя. Обследуемый садится на скамейку рос­томера, касаясь его стойки межлопаточной областью и ягодица­ми. Положение головы такое же, как при измерении роста в положении стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Ступни опираются о пол или подставку. Руки лежат вдоль бедер.

Рост стоя или сидя можно измерить также металлическим ан­тропометром, который состоит из четырех полых трубок. (Буду­чи вставлены одна в другую, они образуют штангу длиной 2 м с миллиметровыми делениями. На конце верхней трубки непод­вижно укреплена муфта с металлической линейкой, вторая муф­та с вырезом, через который видны деления, может свободно передвигаться по штанге антропометра. В эту муфту вставляет­ся линейка скошенным концом кверху.) – описание прибора

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении роста с помощью ростомера. С помощью металлического антро­пометра можно определить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются ан­тропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечностей используют плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5см.

Определение массы тела. Для взвешивания пользуются ме­дицинскими весами. В верхней части их имеются две планки с делениями. Деления на нижней планке соответствуют десяткам килограммов, на верхней обозначены деления через каждые 50 г. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак, без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.

Измерение окружностей. Для измерения окружностей голо­вы, грудной клетки, плеча, бедра, голени пользуются стальной рулеткой или обычной сантиметровой лентой. Окружность груд­ной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним уг­лам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У мужчин и детей лента должна проходить спереди по краю околососкового круж­ка

Читайте также:  Информация для детей по теме здоровье

Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).

1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) — основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.

2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал

Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики — метод центильных шкал или каналов.Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних.

Метод шкал регрессии

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков — при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.

Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.

Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.

Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2R и более должных на 1,1—2R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1R и более должных на 2,1R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

12) Комплексная оценка физического развития.

используется комплексный метод, учитывающий следующие критерии:

1) морфофункциональное состояние организм;

2) соответствие паспортно­го возраста ребенка уровню биологического развития.

Гармоничным следует считать состояние физического развития, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствует длине тела или отличается на 15 и более за счет развития мускулатуры.

Дисгармоничным нужно считать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 — 2, а также более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует признать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2,1  и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.

Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности.

Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость систем организма.

При комплексной оценке физического развития детей и подростков учитывают морфофункциональные показатели, которые наиболее информативны, постоянны и отражают возрастное развитие организма. К ним относятся: длина тела, характер годового прироста, развитие зубной системы, степень полового созревания.

Источник

Adblock
detector