IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ
На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.
В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]
В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.
К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].
Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.
Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.
Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.
Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].
Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.
Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.
ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.
2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.
3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.
6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.
7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17
8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.
9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.
10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.
11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.
12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.
Источник
6) Факторы, определяющие здоровье, и фазы его формирования.
Основные факторы и их влияние на здоровье и заболевания человека:
Образ жизни — 50 – 55%
Влияние окружающей среды – 20 – 25%
Наследственность – 15 – 20%
Состояние здравоохранения – 8 – 10%
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни
Этапы формирования здоровья
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются сложнейшие биологические потребности в игре и подражании а также дополнительные потребности в свободе Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла.
Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Средствами удовлетворения потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни.
7) Способы и методы оценки здоровья детей и подростков. Понятие о группах здоровья
Понятия о группах здоровья стр. 74
8) Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Структура ЗОЖ. Методы формирования и пропаганды ЗОЖ.
9) Биологические аспекты здоровья: понятие о биоритмах и их влияние на режим дня и здоровье.
Биоритмы-ритмические процессы в орг-ме
Концепция о трех ритмах:
Все три ритма возникают одновременно в момент рождения или в момент зачатия
Имеют строго синусоидальную форму,не изменяющ-ся на протяжении всей жизни
Полож.часть каждой синусоиды соответствует периодам подъема физич. эмоц.и умствен. Акт-ти.,а отриц.ч-пер-ды упадка,снижение акт-ти
В полож.ч –оптимистич.настроение,чув-во уверенности,в отриц.ч-наоборот.
10) Способы формирования и коррекции режима дня для детей различных возрастов.
Режим – распределение времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка(активное бодрствование, сон, прием пищи), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Условия для построения режима дня:
Обеспечить ребенку глубокий , достаточно продолжительный по времени сон
Соблюдать регулярность приема пищи
Создать условия для активного деятельного состояния
Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе
Соблюдать последовательность компонентов режима: после пробуждения ребенка в грудном возрасте следует сначала покормить, затем предоставить возможность бодрствования и только после этого уложить спать до следующего кормления
Сон и его функции;
Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает
Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)
Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)
Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями
Правила организации сна у ребенка 3 лет:
Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает
Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)
Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)
Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями
Зависит от возраста, чем старше ребенок , тем меньше он спит в течение суток. Если новорожденный не отличает день от ночи и спит на протяжении суток, то уже на 2 месяце жизни здоровый ребенок ночью спит дольше.
Необходимые условия ночью: без шума, музыки, нахождение в личной кроватке
Для детского раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок ДОУ или нет
В первые годы жизни необходим сон на свежем воздухе
Деятельное состояние КБП головного мозга и подкорковых отделов, находится в активном взаимоотношении с окружающей средой.
Длительность периода бодрствования определяется периодом работоспособности нервной системы
Наибольшая существенная роль в поддержании активного бодрствования играет зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон.
Чем младше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и больше продолжительность сна
Условия активного бодрствования:
Находится в кроватке малышу- нужно менять положение тела
Над кроваткой повесить яркую игрушку высотой 50-70 см, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки
Эмоциональное общение с ребенком – одно из важных условий его активного бодрствования.
Если создаются подобные условия во время бодрствования , то к 2 мес жизни малыш своевременно и быстро и засыпает, просыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не утомляясь.
К режимным моментам детей начинают приучать с рождения. К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования под влиянием естественных различий в окружающей среде ,условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе.
Самый трудный этап формирования режима- выработка дневного ритма: чередование бодрствования, сна и кормления.
Дневной ритм устанавливается к 2- 2,5 мес.
Наиболее целесообразна такая очередность: сначала малыш ест, затем активно бодрствует, после – спит.
Кормят малыша в период наивысшего возбуждения пищеварительного центра, лучше всего после сна.
Когда ребенок сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не утомлен – это лучшее время для общения с малышом, его обучения.
Полноценный сон возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования.
Лучшее время для занятий- первая половина бодрствования, когда НС ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости(спустя 30 мин после еды).Не проводят занятия сразу после сна, когда ребенок заторможен, или после прогулки, когда он утомлен; непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным.(малыш перевозбуждается , долго не засыпает)
Правила режимных процессов:
Предложения ребенку идти спать, есть и т.д должны совпадать с его потребностями
Создание условий, исключающих неприятные ощущений ребенка
К введению новой пищи, к новым процедурам приучают ребенка постепенно, создавая установку на действие
Организуют проведение процедуры после игры или какой-либо деятельности детей, готовят также постепенно, используя слово, соответствующую остановку
Начинают проведение режимного процесса в спокойном состоянии ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача , возбуждения малыша
Осуществляют индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения ребенка, уровень его развития
Привлекают ребенка к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них «+» эмоции
Эмоциональное отношение к процессу , способствует формированию навыков самообслуживания
Соблюдать постоянство требований к ребенку
Осуществляют принцип постепенности
Ответственность за режим дня:
Грудной ребенок-> мать
Ранний возраст ->родители
Дошкольный возраст -> детский сад
Школьный возраст-> ДОУ, родители, ребенок
11.Физическое развитие: понятие, определение, признаки, методы оценки.
Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов — наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, выполнения основных режимных моментов и т.д.В связи с этим овладение методикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития необходимо для подготовки специалистов.
Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
1. Соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др.
—Измерение роста стоя
-Измерение роста сидя
-Определение массы тела
2. Соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.
-Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный между ними. Тонкий характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; коренастый — широкими плечами и грудной клеткой, большими размерами кистей рук и ступней,
-Формы грудной клетки
-Форма ног.Форма стопы
3. Физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.
4. Состояние здоровья.
Соматометрические признаки. Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. (Деревянный ростомер представляет собой стойку высотой до 2 м с делениями по 0,5 см, хорошо укрепленную на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшеткой. Для определения роста сидя имеется откидная скамейка, укрепленная на площадке ростомера.)-описание прибора
Измерение роста стоя. Обследуемый стоит прямо, руки пошвам, пятки — вместе, носки — врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. При этом планка ростомера касается верхушечной точки черепа, и показания прибора наиболее точны.
Измерение роста сидя. Обследуемый садится на скамейку ростомера, касаясь его стойки межлопаточной областью и ягодицами. Положение головы такое же, как при измерении роста в положении стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Ступни опираются о пол или подставку. Руки лежат вдоль бедер.
Рост стоя или сидя можно измерить также металлическим антропометром, который состоит из четырех полых трубок. (Будучи вставлены одна в другую, они образуют штангу длиной 2 м с миллиметровыми делениями. На конце верхней трубки неподвижно укреплена муфта с металлической линейкой, вторая муфта с вырезом, через который видны деления, может свободно передвигаться по штанге антропометра. В эту муфту вставляется линейка скошенным концом кверху.) – описание прибора
При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении роста с помощью ростомера. С помощью металлического антропометра можно определить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечностей используют плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5см.
Определение массы тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами. В верхней части их имеются две планки с делениями. Деления на нижней планке соответствуют десяткам килограммов, на верхней обозначены деления через каждые 50 г. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак, без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.
Измерение окружностей. Для измерения окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени пользуются стальной рулеткой или обычной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У мужчин и детей лента должна проходить спереди по краю околососкового кружка
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) — основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.
Метод сигмальных отклонений
Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал
Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики — метод центильных шкал или каналов.Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних.
Метод шкал регрессии
Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков — при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.
Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме
Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.
На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.
Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.
Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.
Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2R и более должных на 1,1—2R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1R и более должных на 2,1R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
12) Комплексная оценка физического развития.
используется комплексный метод, учитывающий следующие критерии:
1) морфофункциональное состояние организм;
2) соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития.
Гармоничным следует считать состояние физического развития, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствует длине тела или отличается на 15 и более за счет развития мускулатуры.
Дисгармоничным нужно считать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 — 2, а также более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует признать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2,1 и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.
Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности.
Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма.
При комплексной оценке физического развития детей и подростков учитывают морфофункциональные показатели, которые наиболее информативны, постоянны и отражают возрастное развитие организма. К ним относятся: длина тела, характер годового прироста, развитие зубной системы, степень полового созревания.
Источник