Меню

Что понимается под зст здоровье

Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности
статья по теме

Описана система мер по здоровьесбережению

Скачать:

Вложение Размер
zsd_shkoly.docx 133.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности

ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области

Главная предназначение здоровьесберегающей деятельности школы — организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегающиие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в работе школы может обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе реализуются через решение задачи-минимум и задачи-оптимум.

Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эти факторы делятся на три группы:
1) эколого-гигиенические (природно-средовые);
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
Задачу-оптимум — реализация здоровьесберегающих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Технологий используемые в рамках здоровьесберегающей образовательной деятельности школы делятся на несколько типов :

-з доровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

-оздоровительные (физическая подготовка, утренняя гимнастика );

-технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Ежегодно всем учащимся школы оказываются стоматологические услуги( санация полости рта и плановый медицинский осмотр специалистами

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). . Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В нашей школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и классные живые уголок, и участие в природоохранных мероприятиях и акциях

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соц.педагогом и медиками с привлечением специалистов по охране труда, представителей пожарной инспекции , ГИБДД и т.д.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса( внеурочную деятельность, дополнительное образование и т.д);

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

6.С оциально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся организованная в школе социальное проектирование и разнообразные социальные программы, реализуемые специалистами «Центра «Семья»;

Памятка . Проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Памятка . Технология использования ЗСТ учителем

Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. отсутствие назидательности и авторитарности
  2. воспитание, а не изучение культуры здоровья
  3. элементы индивидуализации обучения
  4. наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  5. интерес к учебе, желание идти в школу
  6. наличие физкультминуток
  7. наличие гигиенического контроля

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:

1.Оптимальная плотность урока

  1. количество видов учебной деятельности
  2. их смена
  3. длительность и чередование
  4. отвлечения от учебной работы

2.Чередование видов учебной деятельности

  1. чтение,
  2. письмо,
  3. слушание,
  4. рассказ,
  5. рассматривание пособий,
  6. ответ на вопрос,
  7. решение примеров.
  8. просмотр видеосюжетов и презентаций
  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

Оздоровительные моменты на уроке:

  1. физкультминутки, динамические паузы
  2. минутки релаксации
  3. дыхательная гимнастика
  4. гимнастика для глаз
  5. массаж активных точек
  6. речевая гимнастика

Использование педагогических технологий на уроке

  1. Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
  2. Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
  3. Методы активного обучения .. Это — ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

  1. поговорка,
  2. высказывание,
  3. веселое четверостишие,
  1. юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  1. длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
  2. высота ножек стула должна равняться длине голени.
  3. голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
  4. между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенк а
  1. расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  2. тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
  3. при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
  4. позвоночник опирается на спинку стула.
  5. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
  6. надплечья находятся на одном уровне

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

  1. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  2. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Источник

Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни

Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.

Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:

  • Психоэмоциональные перегрузки.
  • Недостаточную физическую активность.
  • Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
  • Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.

Эффективным мерами по предупреждению преждевременной смертности населения являются:

  • совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
  • создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
  • создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
  • мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
  • профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
  • мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.

Источник

Читайте также:  Презентации по теме психологическое здоровье школьника
Adblock
detector