Дайте определение понятия «физическая культура». Как она используется для укрепления здоровья человека?
Экзаменационные билеты для итоговой аттестации учащихся 9 классов
По физической культуре.
Билет № 1.
Дайте определение понятия «физическая культура». Как она используется для укрепления здоровья человека?
Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения – важный показатель развития физической культуры.
К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.
Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причём в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.
В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровья и долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.
Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводит к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляет здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни.
По данным различных исследований лишь около 10% молодёжи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производительный потенциал общества.
Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Источник
Что понимается под физической культурой почему она используется для укрепления здоровья человека
Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Здоровый человек, более производителен, соответственно и востребован. Как и чем поддерживать свою работоспособность, как сохранить свое здоровье? Таким средством, может и должна стать физическая культура.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее.
Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления. Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.
Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.
Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно – сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний. Физический труд и любительский спорт – прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными.
Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физических систем, обеспечивают достаточную работоспособность, делают жизнедеятельность человека более экономичной и, наконец, предупреждают развитие в организме многих патологических процессов. Каждый здравомыслящий человек хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. А вот здоровье не купишь и не получишь в дар.
Малоподвижный образ жизни – одна из многих бед современного человечества. Мы не в силах изменить мир, но мы в силах изменить свою жизнь. Только в комплексе все эти меры приведут к отличному самочувствию и прекрасному внешнему виду.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области , 2021
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5
Источник
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 страница
ЗА 9 КЛАСС.
Вопрос 1. Что понимается под физической
культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?
Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.).
К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры.
К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.
Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.
В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровья и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.
Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования
Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «. движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.
Авиценна (Абу-Али Ибн Сина, ок. 980-1037 гг.) — ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств», «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».
Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».
Джон Локк (1632—1704 гг.) — английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».
Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писатель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества.
Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.
1. Что такое «культура»?
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие) _ совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
2. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?
Потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания, а именно: 1) оптимально развивать физические качества; 2) укреплять и сохранять здоровье; 3) совершенствовать телосложение и развивать физиологические функции; 4) сохранять высокий уровень общей работоспособности на протяжении многих лет; 5) формировать различные жизненно важные двигательные умения, навыки и др.
3. Что относится к вспомогательным средствам физического воспитания?
Вспомогательные средства физического воспитания — это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не об-ладают такими возможностями, как физические упражнения, по этому они называются вспомогательными средствами физического воспитания.
Вопрос 2. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?
Физическое развитие — процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни, естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.
О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности.
Основными показателями физического развития человека являются:
1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека.
2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в боль шей мере отражают функции мышечной системы человека.
3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье чело века оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Для человека типичной является следующая кривая процесса физического развития.
Примерно до 25 лет большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40-50 лет физическое развитие стабилизировано, т.е. остается на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов, как наследственность, среда и двигательная активность.
Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма.
Определенное влияние на физическое развитие человека оказывает климатогеографическая среда, а также экологические условия проживания.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют: биологический закон упражняемое™ (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Так например, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся.
Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.
Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц измеряют с помощью специальных приборов.
Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростомером), вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максимальном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамометрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).
1. Что такое «физические качества»?
Под физическими качествами понимаются определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
2. Что такое «физическое воспитание»?
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», гл. 1, ст. 1).
Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
3. Что мы вкладываем в понятие «двигательная активность»?
Двигательная активность — это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. В оздоровительных целях школьник должен активно двигаться 14-21 ч в неделю.
Вопрос 3. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека.
Слово «физические» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физическая работа внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнения» обозначает направленную повторяемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее содержание — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Физические упражнения обязательно должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения.
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая
параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.
Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.
Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.
Воздействие нагрузки определяется по реакции организма на выполненную работу. Показателями реакции организма являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:
— изменением количества повторений одного и того же упражнения;
— изменением суммарного количества физических упражнений;
— изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
— увеличением или уменьшением амплитуды движений;
— варьированием величин внешних отягощений (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набивные мячи и т.п.);
— выполнением упражнений в усложненных или облегченных условиях (например бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.);
— изменением исходных положений (например выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
— изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;
— проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
— увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием цели.
1. Какова роль физических упражнений в формировании личности человека?
Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Физические упражнения могут содействовать эстетическому воспитанию, развивать чувство прекрасного. Это особенно характерно для видов упражнений, граничащих с искусством (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).
2. Как классифицируются физические упражнения по их анатомическому признаку?
По анатомическому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса,
спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
3. Как классифицируются физические упражнения по признаку физиологических зон мощности?
По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Для упражнений с нагрузкой максимальной мощности характерна мышечная работа такой интенсивности, которую человек может выполнять не более 20 с. Упражнения с нагрузкой субмаксимальной мощности могут продолжаться от 20 с до 5 мин. Упражнения с большой мощностью можно выполнять в пределах от 5 до 30 мин. К упражнениям умерен ной интенсивности относятся такие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.
Вопрос 4. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)?
Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на’ лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что техника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообразному и эффективному прохождению лыжной дистанции.
В любом физическом упражнении (двигательном действии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.
Основа техники — это состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодоление планки)-приземление.
Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.
Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом воемя, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998).
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники физических упражнений:
1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) разница между реальным результатом и возможным;
3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники.
Вопрос 5. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Физическое благополучие — это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.
Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию.
Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.
Доказано, что здоровье человека только на 8—10 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от состояния окружающей среды и на 49-53 % — от условий и образа жизни людей.
Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.
Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови.
Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб исследовал состояние сердца у физически активных (спортсмены, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17—35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.
Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50— 70 мл крови, в минуту при 70—80 сокращениях 3,5—5 л. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90—110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое сердцем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л!
На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической работе и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца.
Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — преимущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей работает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашивается. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой.
Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36— 38 уд./мин.
Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.
При легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.
При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1—1,5 л, достигая в целом 5—6 л. Пополнение поступает из кровяных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находящихся главным образом в печени, селезенке и легких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.
Итак, объем циркулирующей крови способен возрастать благодаря работе сердца-насоса и транспортных артерий с 3—5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!
В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находится в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждается в большем количестве питательных веществ, поступающих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты распада, так как во сколько раз увеличивается приток артериальной крови, во столько возрастает отток венозной.
В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление держится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систематически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.
Приведенные цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематической тренировке.
При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат и увеличивая его резервы.
Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с помощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см3, у женщин — 2000-2500 см3, у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник