ВОПРОС 31: Что подразумевается под охраной здоровья граждан?
ВОПРОС 35: Какие системы здравоохранения предусмотрены российским законодательством и в чем их особенности?
ОТВЕТ: Различают три системы здравоохранения: 1.
Традиционная для нашей страны государственная система, которая включает органы управления здравоохранением МЗ РФ и МЗ республик, органы управления здравоохранения областей, городов С.-Петербурга и Москвы; АМН РФ, санитарно-профилактические учреждения и организации, фармацевтические предприятия. Эти учреждения и организации являются юридическими лицами. 2.
Муниципальная система здравоохранения находится в муниципальной собственности, включает муниципальные ЛПУ, НИИ, фармацевтические предприятия и аптеки. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за обеспечение объема медицинской помощи, контроль за его качеством и за учреждениями, предприятиями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой. ОТВЕТ: В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан отмечается, что охрана здоровья граждан — это совокупность правил политического, экономического, культурного, научного, а не только медицинского, противоэпидемиологического и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни и предоставления ему медицинской помощи. Здоровье — это первая жизненная необходимость, качественная ее характеристика, состояние, которое изменяется на протяжении максимально продленной жизни.
В соответствии со 41 ст. Конституции РФ государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. Основными принципами охраны здоровья граждан являются: —
соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; —
приоритет профилактических мер; —
доступность медико-социальной помощи; —
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; —
ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
ВОПРОС 32: Каковы задачи законодательства РФ об охране здоровья?
ОТВЕТ: Эти задачи изложены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан: 1.
Определение компетенции РФ, республик в ее составе, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга, а также органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан. 2.
Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан, деятельности учреждений, предприятий и организаций, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. 3.
Определение прав граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья, установление гарантий их соблюдения. 4.
Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских работников, установление гарантий их социальной защиты.
Источник
Системы охраны здоровья граждан: понятие и основные принципы
Каждый гражданин нашей страны имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Так как каждый человек является потенциальным пациентом и периодически обращается за помощью медиков, он должен знать, какие законы защищают его право на эту помощь.
Законодательная база
Право граждан на медицинскую помощь прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года.
Данный законодательный акт регулирует отношения, которые действуют в области здравоохранения. Он определяет правовые основы здравоохранения, права гражданина в области получения помощи и гарантии реализации существующих у него прав, а также полномочия органов государственной власти и самоуправления в сфере здравоохранения.
Законодательство в области охраны здоровья базируется на главном документе страны — Конституции РФ. Органы местного самоуправления имеют право издавать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, однако эти акты не должны противоречить Конституции и закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
ВАЖНО! Согласно действующему законодательству, приоритетными являются права пациента. Поэтому в случае, если ваши права по тем или иным причинам не соблюдаются, вы имеете право подавать жалобу в Минздрав или в Прокуратуру: закон будет на вашей стороне.
Концепция охраны здоровья в Российской Федерации
Главная цель Концепции охраны здоровья — улучшение здоровья населения и реализация мер, направленных на улучшение образа жизни граждан.
Согласно Концепции, главными задачами система здравоохранения должны быть:
- улучшение качества медицинской помощи;
- создание системы доступной медицинской помощи;
- разработка и реализация программ, главной целью которую является санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
- минимизация факторов риска, оказывающих вредоносное влияние на здоровье население;
- создание условий для вовлечения различных групп населения в занятия спортом и физической культурой;
- — пропаганда здорового образа жизни.
ВАЖНО! Первоочередной задачей в современных условиях становится профилактика заболеваний: пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Каждый человек должен понимать, что его здоровье зависит прежде всего от него самого.
Охрана здоровья: понятия и определение
Здоровье определяется как состояние социального, психологического и физического благополучия. Здоровым может быть только тот человек, у которого отсутствуют заболевания, негативно сказывающиеся на его адаптации.
Под охраной здоровья подразумевается комплекс мер (экономических, социальных и политических), которые осуществляются на федеральном и местном уровне с целью предотвращения заболеваний, улучшения здоровья граждан, а также для обеспечения всем гражданам доступа к качественной, бесплатной медицинской помощи.
Медицинская помощь — это мероприятия, которые необходимы для профилактики болезней и возвращения гражданину здоровья. Помощь эта представляет собой комплекс медицинских услуг и вмешательств, которые выполняются врачами, медсестрами, фельдшерами и другими специалистами, имеющими медицинское образование.
Важнейшими понятиями являются профилактика и диагностика. Профилактика представляет собой меры, которые направлены на укрепление здоровья и предотвращение развития заболеваний. Диагностика же — это комплекс вмешательств, которые необходимы для постановки правильного диагноза. Диагностика включает в себя сбор анамнеза, анализ жалоб пациента, а также инструментальные вмешательства (рентген, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование и т. д.).
Пациентом, согласно закону, является любой человек, который обратился в лечебно-профилактическое учреждения за помощью.
Государственная политика в области охраны здоровья граждан
Политика в области здравоохранения регулирует вопросы демографии, охрану здоровья граждан, а также развитие физической культуры.
Главная цель политики в области демографии — снижение смертности и создание условий для прироста населения. Кроме того, демографическая политика должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности.
Реализуется это путем укрепления института семьи, развития системы поддержки семьи после рождения детей или их усыновления, улучшения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и т. д.
Развитие физической культуры в России включает в себя создание организаций, где любой желающий может заниматься спортом, пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний о пользе физической активности и ряд других мер.
Правовой механизм охраны здоровья граждан
Одна из основных задач государства — гарантия охраны здоровья каждого гражданина. При этом право на доступную медицинскую помощь регламентируется не только законами Российской Федерации, но и международными законами и договорами.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, первоочередной задачей политики которого является обеспечение каждому гражданину достойной жизни и условий для развития. Труд и здоровье человека, согласно этой статье, должны охраняться путем гарантированной минимальной оплаты труда, поддержки семьи, всевозможных мер, направленных на социальную защиту.
В статье 41 конституции прописано право граждан на доступную качественную медицинскую помощь, которая должна оказываться за счет страховок, федерального и регионального бюджетов. Также любой человек может обратиться за помощью в коммерческую частную организацию. Важно, что при первичном обращении за платной помощью гражданин должен быть проинформирован о том, что может получить аналогичные услуги на бесплатной основе (конечно, если это представляется возможным).
ВАЖНО! Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основную ответственность за оказание качественной медицинской помощи и ее доступность несут региональные власти.
Управление в области охраны здоровья граждан
Согласно закону, каждый человек должен иметь право на медицинскую помощь, что обеспечивается следующими мерами:
- помощь должна оказываться по принципу близости к месту проживания, работы или учебы;
- в лечебно-профилактических учреждениях не должно быть дефицита кадров. Медики, оказывающие помощь, должны обладать достаточным уровнем квалификации;
- человек может выбирать врача по собственному желанию. Так же можно выбирать учреждение, где будут проводиться диагностика и лечение;
- гражданину не может быть отказано в оказании помощи. При этом экстренная помощь оказывается в срочном порядке и бесплатно.
ВАЖНО! За отказ в оказании срочной медицинской помощи организация несет серьезную ответственность. Экстренная помощь оказывается даже в том случае, если пациент из-за своего состояние не может дать информированное согласие и не имеет при себе документов, удостоверяющих его личность.
Содержание управление в области охраны здоровья граждан
В области здравоохранения должны соблюдаться права человека и гражданина. Государство гарантирует оказание помощи, а также регламентирует приоритет профилактических мер в сфере здравоохранения. В случае утраты здоровья и работоспособности гражданин должен получить все необходимые меры социальной поддержки.
Система здравоохранения в России имеет несколько уровней управления:
- федеральная система. Сюда относятся федеральные учреждения, в том числе и Академия медицинских наук, где разрабатываются основные меры по укреплению здоровья населения. В задачи федеральных учреждений входит проведение государственной политики в области охраны здоровья населения и разработка соответствующих программ, управление федеральной собственностью, которая используется в области здравоохранения, организация санитарно-эпидемиологического надзора, создание норм оказания помощи, которым должны следовать медицинские работники, и т. д. Кроме того, федеральные органы занимаются выдачей лицензий на услуги медицинского характера как организациям, так и частным лицам;
- государственная система объединяет учреждения, которые находятся в собственности государства: больницы, госпитали, аптеки, органы санитарного и эпидемиологического надзора и т. д. Именно в этих организациях осуществляется охрана здоровья граждан, и здесь должны соблюдаться принципы, принимаемые на федеральном уровне;
- муниципальная система включает муниципальные учреждения системы здравоохранения, а также организации, которые находятся в собственности юридических лиц. Такие организации финансируются как за счет ОМС, так и из других источников;
- частная система. К частной системе относятся учреждения, которые находятся в частной собственности. Кроме того, она включает специалистов, имеющих частную медицинскую практику. Специфика частных организация состоит в том, что они не финансируются из бюджета и функционируют за счет других источников.
ВАЖНО! На законодательном уровне регулируется не только качество медицинской помощи, но и некоторые этические вопросы. Одним из них является принцип неразглашения врачебной тайна. Специалист, который разгласил врачебную тайну, согласно российским законам, несет административную и уголовную ответственность.
Охрана здоровья граждан — это множество мер, которые направлены на улучшение здоровья населения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Каждый человек имеет право на качественную медицинскую помощь, и право это гарантируется государством.
Источник
Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ
Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года
(В редакции федеральных законов от 25.06.2012 № 89-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ, от 27.09.2013 № 253-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 386-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 21.07.2014 № 205-ФЗ, от 21.07.2014 № 243-ФЗ, от 21.07.2014 № 246-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ, от 22.10.2014 № 314-ФЗ, от 01.12.2014 № 418-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 31.12.2014 № 532-ФЗ, от 08.03.2015 № 33-ФЗ, от 08.03.2015 № 55-ФЗ, от 06.04.2015 № 78-ФЗ, от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 271-ФЗ, от 14.12.2015 № 374-ФЗ, от 29.12.2015 № 389-ФЗ, от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 05.04.2016 № 93-ФЗ, от 26.04.2016 № 112-ФЗ, от 03.07.2016 № 286-ФЗ, от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 01.05.2017 № 86-ФЗ, от 01.07.2017 № 154-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 242-ФЗ, от 05.12.2017 № 373-ФЗ, от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 29.12.2017 № 465-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ, от 03.08.2018 № 299-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 03.08.2018 № 323-ФЗ, от 25.12.2018 № 489-ФЗ, от 27.12.2018 № 511-ФЗ, от 06.03.2019 № 18-ФЗ, от 29.05.2019 № 119-ФЗ, от 02.12.2019 № 399-ФЗ, от 27.12.2019 № 452-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ, от 27.12.2019 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 518-ФЗ, от 26.03.2020 № 67-ФЗ, от 01.04.2020 № 93-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 13.07.2020 № 206-ФЗ, от 31.07.2020 № 271-ФЗ, от 31.07.2020 № 303-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 438-ФЗ, от 30.04.2021 № 128-ФЗ, от 30.04.2021 № 129-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 389-ФЗ)
6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии,предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; (В редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ)
12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;
14) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;
15) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;
16) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;
17) состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;
18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;
19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;
20) тяжесть заболевания или состояния — критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;
21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;
22) телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ)
23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи. (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 489-ФЗ)
Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.
51. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)
7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ)
8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток». (Часть введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ)
9. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях инновационных научно-технологических центров, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечи
Источник