Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Читайте также
Прямой эфир: «Здоровых детей нет?»
Ответы на часто задаваемые вопросы о приемной семье
Почему приемные, если можем иметь кровных?
Год с момента знакомства
Зачем она вам нужна, она ж психованная!
Нигде я так не беспомощна, как на приеме у врача
6 вопросов приемных родителей главному детскому психиатру Москвы
6 возрастов приемного ребенка: главные особенности усыновления
Четыре диагноза ребенка-сироты, которые не уйдут сами собой: Опыт приемной мамы
Врач-генетик Наталия Белова: «У ребенка в сиротском учреждении уровень гормона стресса — как при бомбежке»
Что такое группы здоровья и что они означают? Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны?
Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.
Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.
Что такое «группы здоровья»
Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья
Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».
1 группа
Здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.
2 группа
Практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес).
В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.
3 группа
Дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).
4 группа
Дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или в стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии.
К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.
5 группа
Дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Кто и как определяет группу здоровья
В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.
В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья
В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.
Возможные сценарии развития событий
Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:
- В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
- В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
- Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
- Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.
Как относиться к заявленным группам здоровья детей
Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.
Приемные родители делятся опытом воспитания и развития особых детей
Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.
Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.
При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.
Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже. 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.
Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах.
Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.
Источник
Группы здоровья
статья
Критерии здоровья,по которым определяют здоровья. Группы здоровья.Рекомендации группам здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Группа здоровья. | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют 6ь основных показателей (критериев) здоровья.
- Критерии здоровья, по которым определяют группу здоровья:
1 — особенности онтогенеза (наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе);
2 — уровень физического развития и степень его гармоничности;
3 — уровень нервно–психического развития (НПР);
4 — резистентность организма;
5 — функциональное состояние органов и систем;
6 — наличие или отсутствие хронических болезней и/или врожденных пороков развития.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез — отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер.
Биологический анамнез — включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности.
Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на стандарты физического развития.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР).
Он зависит от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, а также в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Сведения об уровне и динамике НПР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма.
О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма.
Этот критерий оценивается по результатам лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачив аться, внимание, утомляемость. При этом важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
На основании этих показателей получают комплексную оценку состояния здоровья и определяют группу здоровья ребенка. Термин «Группа здоровья» во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он используется для ориентировочной оценки здоровья ребенка. Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к одной из 5 групп здоровья.
I группа здоровья — здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющие (1-3 раза в год), а также имеющие единичные морфологические отклонения (деформация ушной раковины, аномалии ногтей и др.), не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.
II группа здоровья — здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные отклонения; а также часто (4 и более раз в год) болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Сюда же следует относить только что переболевших детей и детей с общей задержкой физического развития.
К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:
- рахит;
- гипотрофия I степени;
- дефицит или избыток массы тела;
- аллергическая предрасположенность;
- дефекты осанки, уплощение стоп;
- аденоиды или миндалины, повторные заболевания бронхитами и пневмониями
- угроза анемии (пониженное содержание гемоглобина);
- функциональные изменения сердечно-сосудистой системы: шумы в сердце, тенденция к понижению или повышению давления;
- отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание НПР;
- дисфункциия желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.
- миопия слабой степени, дальнозоркость, косоглазие (без амблиопии) и др.
III группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями.
IV группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями, со сниженными функциональными возможностями не только больного органа или системы, но и других систем, с нарушениями общего состояния и самочувствия, с затяжным восстановительным периодом после обострения.
V группа здоровья — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е с непрерывно рецидивирующим течением, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, требующими постоянной терапии (т. е. относящиеся к категории инвалидности).
Распределение детей на группы служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления, рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, и лечению.
Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети I и II групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко II группе — группе риска, требующие к себе внимания медицинского и педагогического персонала, индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных и воспитательных воздействий. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.
Присвоенная ребенку группа это не окончательный диагноз, а лишь специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, которые могут повлиять на здоровье ребенка, вносить коррективы в нагрузки , питание и так далее.
Рекомендации группам здоровья
Рекомендации первой группе
Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд — по общей программе воспитания, без ограничений. В целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.
Рекомендации второй группе
Следует обратить особое внимание на закаливание организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.
Необходимо соблюдать и выполнять двигательную программу, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы.
Рекомендации третьей группе
Дети с третьей группой здоровья имеют ограничения в зависимости от особенностей хронического заболевания.
Следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения. Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам.
Рекомендации четвертой группе
Активность детей значительно снижена, ограничивается определенными временными рамками, для детей разрабатывается специальный режим дня, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.
В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких групп здоровья.
Рекомендации пятой группе
Пятая группа здоровья предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.
Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо.
Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе«Здоровые дети – в здоровой семье»Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей. Создать праздничное настроение.
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении .
Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де.
В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет.
День здоровья в старшей группе.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА.
Источник