Меню

Что обеспечивает здоровье школьника

О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника

Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе

10 шагов к здоровью школьника

1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.

Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).

Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.

2) Обрати особое внимание на подбор одежды.

Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.

В школе надевай сменную обувь.

3) Ежедневно измеряй температуру тела.

При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.

Не волнуйся при измерении температуры.

Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.

Если температура будет выше 37,0 С – тебе окажут медицинскую помощь.

4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.

Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики – не забывай об этом.

5) Что делать на переменах?

На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.

Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно – в туалет, медицинский кабинет.

6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.

При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.

Береги здоровье окружающих людей.

7) Регулярно проветривай помещения.

Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете – на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).

Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.

8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.

Делай физкультминутки — на 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся друг другу.

Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.

9) Питайся правильно.

Помни, что горячее и здоровое питание в школе – залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.

Перед едой не забывай мыть руки.

Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.

10) Правильно и регулярно мой руки.

Руки намыливай и мой под теплой проточной водой — ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей.

Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.

Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.

Источник

Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_shkolnika.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье школьника».

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.

Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).

Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :

  • в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
  • нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
  • нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
  • возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.

По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.

Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.

В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).

Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.

Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).

Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.

Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.

Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.

По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.

Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.

Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.

В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».

Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.

Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.

Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.

Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке

Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.

Источник

Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс
статья по зож по теме

Выступление на тему «Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс «

Скачать:

Вложение Размер
vystupl._na_konferentsii_zdorove.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье школьника и учебно- воспитательный процесс

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни.

Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе идущих в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.

По данным исследований Всемирной организации здравоохранения з доровье человека зависит

  • на 50% — от образа жизни
  • на 25% — от состояния окружающей среды
  • на 15% — от наследственной программы
  • на 10% — от возможностей медицины.

И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача : обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
  • воспитание культуры здоровья
  • развитие творческих способностей
  • мотивация на здоровый образ жизни
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
  • внедрение инновационных педагогических технологий, принятие участия в научно-практических конференциях

Коллектив школы видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

Создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы. Если ребенком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны . Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности ребенка сопоставим с его ожиданиями.

Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Организуя учебно-воспитательный процесс, мы стремимся к соответствию п оказателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:

объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Большое внимание уделяется созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов.

В зоне постоянного контроля находится вопрос р ациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Педагоги школы соблюдают требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Методические комиссии проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по следующим параметрам:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  • количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
  • частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  • количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
  • месту, длительности и условиям применения ТСО;
  • частоте чередования видов преподавания;
  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. В своей работе учителя применяют различные физкультминутки:

  • дыхательная гимнастика
  • предупреждение утомления глаз
  • в стихотворной форме

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме используются тренажеры по технологии Базарного. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Сейчас многие учителя нашей школы используют специальные тренажеры для глаз, применяя компьютерные технологии.

Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках дыхательная гимнастика, аутотренинги.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • “Хороший смех дарит здоровье”,
  • мажорность урока,
  • эмоциональная мотивация в начале урока,

Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска разработана система мер, включающая:

1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника . Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных, из которых можно выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.

2. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов . Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Так многие учащиеся нашей школы с удовольствием посещают спортивные секции, кружки. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов

3.Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Учитель обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.

4.Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. в каждом классе нашей школы есть уголок безопасности, уголок правил дорожного движения. Стараемся добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.

Большая работа проводится и во внеурочное время. Учителями проводятся беседы на классных часах,

уроки здоровья, конкурсы рисунков, походы совместно с родителями, экскурсии, праздники.

Стала актуальной работа учащихся над созданием проектов. Так в нашей школе в рамках недели науки был организован конкурс таких проектов. От нашего класса был предоставлен проект по здоровьесбережению “Курение – это вред или польза”.

Учителями нашей школы разработаны программы дополнительного образования по сохранению здоровья: “Расти здоровым”, “Здоровье – образ жизни”, которые получили положительные экспертные оценки.

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
  • вариативности методов и форм обучения,
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
  • обучении в малых группах,
  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы,
  • формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),
  • на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе кратко можно суммировать следующим образом:

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Источник

Читайте также:  Какие чайники безопасны для здоровья электрические
Adblock
detector