«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
статья на тему
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.
Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например,от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.
В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.
Для полноценной картины рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»–это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания
В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
− дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
− дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
− дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
− дети с тяжёлыми нарушениями речи;
− дети с задержкой психического развития;
−дети с умственной отсталостью;
−дети с расстройством аутистического.
Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:
– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;
– принцип этио- патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при томили ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;
–принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
– принцип качественного анализа результатов обследования;
–принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;
–принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
–деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:
1.Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).
2.Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.
3.Проведение открытых занятий.
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этомпроцессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:
• совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;
• нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;
• в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;
• отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.
Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:
1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
2. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.
4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
5. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.
Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.
Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в ДОУ:
Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:
1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.
2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.
3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
В функции логопеда входит:
– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
– работа над коррекцией звукопроизношения;
– работа над коррекцией слоговой структуры слова;
– формирование послогового чтения;
– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;
– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;
– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;
– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.
К функциям воспитателя относят:
– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;
– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;
– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;
– закрепление навыков чтения и письма;
– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);
– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Необходимые игры и упражнения :
• дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций,подвижные игры с правилами;
• упражнения для развития артикуляционного аппарата;
• упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
• упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;
• работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
• лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.
Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:
• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;
• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;
• применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);
– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.
Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий,оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.
Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.
1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144 с.
2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32
Источник
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.
учебно-методический материал по теме
1. Инклюзия — современная стратегия специального образования
2. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
II. Основная часть .
1. Группа для детей 7-8 лет (2 класс) по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи.
Основные задачи логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления:
- коррекция нарушений устной и письменной речи,
- стимуляция речевой деятельности,
- развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.
2. Введение простых правил, как основы для формирования ответов с места и у доски. Правила многократно повторяются в неизменном виде, имеют выраженную эмоциональную и интонационную окраску.
• Парта — это не кровать и на ней нельзя лежать! • Я с осанкою дружу, я на парте не лежу. • Есть гласный — есть слог. Нет гласного — нет слога (движение рукой). • Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой). • Звук Ж ВСЕГДА твердый (эмоционально — интонационный акцент).
3. Актуализация полученных знаний и осмысленное применение правил с помощью вопросов типа:
«Объясни, почему?». «Почему ты так решил?». «Как ты догадался?» «Как проверить?»
4. Наглядная поддержка.
5. Объяснение учебного материала
- Расставлять эмоционально — интонационные акценты,
- показывать и выделять причинно-следственные связи,
- выстраивать ассоциативные ряды,
- объединять правила между собой, формируя систему знаний.
8. Некоторые приемы в работе с детьми с ОВЗ.
Результаты коррекционно-развивающей работы
- Коррекция нарушений устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы.
- Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной.
- Интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной коммуникации.
- Дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога.
- Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.
- Более полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2dlya_sayta.doc | 477.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Учитель-логопед первой квалификационной категории
ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни»
Матросова Марина Владимировна
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений Инклюзия – современная стратегия специального образования, направленная на обеспечение полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- толерантность;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
В современном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми. А так же их общее интеллектуальное развитие и социализация.
Работа с детьми с ОВЗ проводится мною в рамках группы для детей с нарушениями письменной речи. Разработана и адаптирована для годичного курса «Программа для детей 7-8 лет по предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи».
Основными задачами логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления являются:
- коррекция нарушений устной и письменной речи,
- стимуляция речевой деятельности,
- развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.
Дети с ОВЗ чаще имеют выраженные сложности с процессом объяснения, доказывания, обоснования, формулировки правил и мыслей в целом. Поэтому очень важно развивать умение и желание общаться. Чем выше активность детей, чем больше их вовлеченность в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Мне, как логопеду, важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.
С самого начала обучения мы вырабатываем у детей умение отвечать с места. И каждое высказывание мотивируется педагогом.
Постепенно вводим ряд правил, которые систематически повторяются в неизменном виде.
— Парта — это не кровать, и на ней нельзя лежать!
— Я с осанкою дружу, я на парте не лежу.
— Спину прямо, ноги вместе, я легко сижу на месте.
— Аккуратно я пишу, я диктую, не спешу.
По мере изучения программного материала, вводим правила по каждой теме. Моя задача сделать правила простыми и понятными всем учащимся. Правила обговариваются и акцентируются эмоционально с использованием жестов (мнемотехнические приемы).
— Есть гласный — есть слог. Нет гласного — нет слога (движение рукой) .
— Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой) .
— Предлог — отдельное слово! (движение руками в разные стороны) .
— Ю в начале (слова) – 2 звука (показываем 2 пальца), Ю после гласного – 2 звука (показываем 2 пальца).
— После точки ВСЕГДА большая буква (эмоционально — интонационный акцент) .
— Звук Ж — ВСЕГДА твердый (эмоционально — интонационный акцент) .
Эмоциональная окрашенность вместе с выразительными движениями руками, головой и приемами мнемотехники облегчают запоминание и повышают интерес ребенка к заучиванию правил.
Актуализация полученных знаний и осмысленное применение правил формируется систематическими вопросами: «Объясни, почему?», «Почему ты так решил?», «Согласна. Объясни, почему?», «Расскажи Ване, почему ты думаешь именно так?», «Разве звук А гласный? Объясни, почему?», «Как ты догадался?», «Как проверить?»
Вначале ответы детей основываются на одном, нескольких или на сочетании заученных правил.
цветными справочными заметками,
разнообразными понятными схемами,
которые вывешиваются на доске и остаются там до окончания соответствующего цикла программы.
Во время объяснения учебного материала особое внимание я уделяю тому, чтобы:
- расставлять эмоционально- интонационные акценты,
- показывать и выделять причинно-следственные связи,
- выстраивать ассоциативные ряды,
- объединять правила между собой, формируя систему знаний.
Именно на понимании взаимосвязи простых правил может строиться в дальнейшем усвоение и понимание учебного материала в целом. Этот набор правил помогает детям на начальном этапе планировать и программировать свои высказывания, ответы. Возможность ясно и понятно ответить на вопрос активизирует детей, мотивирует отвечать еще и еще.
Мы все хорошо знаем: чтобы ребёнок чему-то научился, нужно обеспечить ему первый успех. А грамотно заложенная мотивация, использование на занятиях методов и приемов, способных поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, опосредуют результаты деятельности на всех ее уровнях, влияют на операционную структуру речевой деятельности, на количественные и качественные ее показатели (Леонтьев А.А., Воробьева В.К.).
Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ я использую приемы:
«Объясни марсианину» . Логопед выступает в качестве «марсианина», который ничего не знает и требует все более и более подробных уточнений.
«Шифровки» . Дети по одному или вместе «расшифровывают слова», предложения, задания.
«Расскажи, что мы делали на прошлом занятии, в прошлом упражнении» . Логопед просит ученика описать, напомнить ему или кому-то еще, какие задания выполняли, что изучали.
«Ты — учитель» . Логопед и ученик меняются ролями для выполнения какого-то задания.
«Объяснение для мамы» . После занятия логопед просит одного или нескольких учеников объяснить ожидающим их родителям, что они делали на занятии или что надо сделать в домашнем задании.
С помощью подобных приемов мы не только обучаем детей, но и формируем желание общаться, обмениваться своими наблюдениями и знаниями с друзьями и близкими, воспитываем желание участвовать в совместном обсуждении, выслушивать своих товарищей и выступать самому, формируем культуру общения.
Интересным является прием создания проблемных ситуаций, в которых активизируются познавательные процессы, и мотивируется речевая деятельность учащихся с ОВЗ. Логопед побуждает детей к рассуждению, построению простейших умозаключений, связных монологических высказываний.
Например, прием «Я ошиблась» . Детям нравится, когда я «симулирую» ошибку, а они ее исправляют. Я пишу на доске и диктую: ж-ы-в-о-т. Дети обязательно замечают ошибку. Тогда я начинаю «доказывать» свою правоту: — Слышим Ы! Звук Ж твердый!
Дети неизменно отвечают:
– Пишем И. Есть правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
Такие приемы значительно оживляют занятия, мотивируют учащихся к речевой деятельности, ставят их перед необходимостью высказаться, возбуждают интерес и желание поделиться, рассказать, пообщаться. Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной, а интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной коммуникации, что так актуально для детей с ОВЗ.
Так, к концу учебного года дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога. Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.
Таким образом, в результате, в процессе работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, мы решаем задачу развития коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития, что способствует более полному вовлечению ребенка с особенностями развития в жизнь общества.
Источник