Что называется здоровьем компоненты здоровья
Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.
В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.
Что же такое здоровье?
Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым
По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):
В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ
На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.
В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]
В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.
К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].
Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.
Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.
Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.
Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].
Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.
Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.
ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.
2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.
3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.
6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.
7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17
8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.
9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.
10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.
11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.
12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- 2. 3. 4. 5. Новости Сергея Блинова (1429)
- В стране и мире 01 (72)
- Рабочие материалы (1) (71)
- Анонс (63)
- Наука и жизнь (63)
- Посты Ольги Блиновой (59)
- Политика 01 (57)
- В стране и мире (56)
- Рабочие материалы 2 (53)
- Посты Ольги Блиновой 04 (52)
- Рабочие материалы (52)
- Культура РФ (51)
- Туризм (51)
- Посты Ольги Блиновой 05 (51)
- Посты Ольги Блиновой 02 (51)
- Посты Ольги Блиновой 03 (50)
- Посты Ольги Блиновой 01 (50)
- Пожелания друзьям (50)
- Политика (50)
- Ярмарка Мастеров (49)
- Ежедневник (48)
- История (37)
- Народная медицина (36)
- Диафильмы (33)
- Туризи 01 (32)
- Тайны, загадки, факты (25)
- Мой поэтический дневник (23)
- Религия (21)
- «Железные новости» (20)
- 1. 5. econet (13)
- Интерлюдия (13)
- 2. Дикий Мир (13)
- ekola 02 (8)
- Культура.РФ (1) (7)
- 4. Радиоспектакли из Моего Мира (7)
- Рабочие материалы 01 (6)
- Родина — RU (4)
- Ярмарка Мастеров 01 (4)
- МАММ (4)
- Онлайн библиотека (read24.ru) (3)
- АОН (3)
- Будте красивы 01 (2)
- Президент Олбанской федерации (2)
- Семена творчества (2)
- Сказочная библиотека Хобобо (1)
- 1. Информация (915)
- 1. Блог Николая Старикова (219)
- 1. SoftMixer (156)
- . ekola (122)
- 1. Посты друзей (102)
- 1. Seedoff (76)
- 1. Посты друзей 02 (54)
- ekola 01 (53)
- 1. 1. Yandex. ru (52)
- SoftMixer 01 (52)
- 1. ZSerials.TV (52)
- 1. Посты друзей 01 (23)
- 1. 1. Блог Николая Старикова (520)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/blog/ 01 (51)
- 1. 1. 1. https://nstarikov.ru/blog/ (51)
- 1. https://nstarikov.ru/blog/ (51)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/ 06 (50)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/ 05 (50)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/blog/ 04 (50)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/blog/ 03 (50)
- 1.1. https://nstarikov.ru/blog/ 02 (50)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/blog/ (50)
- 1. 1. https://nstarukov.ru/blog 07 (49)
- 1. 1. https://nstarikov.ru/blog 08 (15)
- 1. 4. Поэзия (353)
- 1. 4. Поэзия 03 (87)
- Буфер обмена 01 (28)
- Алексей Клименко (25)
- Ирина Самарина — Лабиринт (20)
- Ирина Черкасова (16)
- Аркадий Лукьянов (14)
- Лариса Гаврилова (10)
- Иеромонах Роман (9)
- Александр Галич (8)
- Ника Гир (6)
- Ника Нави (6)
- Тамара Нестерова (6)
- Инна Снегина (6)
- София Парнок (5)
- Оля Никитина (5)
- Юлия Вихарева (5)
- Ольга Доможирова (4)
- Дарена Хэйл (4)
- Марина Белокопытова (4)
- Стеклянный Дым (4)
- Ольга Берггольц (4)
- Рина Наэль (3)
- Георгий Родд (3)
- Шерил Фэнн (3)
- Лариса Миллер (3)
- Владимир Листомиров (3)
- Владимир Михейшин (3)
- Галина Щелкинская (3)
- Сергей Грачев (3)
- Иван Тернов (3)
- Алевтина Федорова (3)
- Галина Колоскова (3)
- Жиль де Рэ (3)
- Светлана Козлова — Бортницкая (2)
- Вероника Тушнова (2)
- Анна Ртищева 2 (2)
- Лариса Федосова (1)
- Грета Штефанеса (1)
- 3. Психология (168)
- Психолог-и-Я (78)
- www.b17.ru (54)
- 1. 4. Жизнь в СССР (165)
- 1. 4. Жизнь в СССР 04 (50)
- 1. 4. Жизнь в СССР 05 (40)
- 1. 4. Жизнь в СССР 04 (6)
- 1. emosurf (150)
- 1. emosurf 01 (100)
- 1. SoftMuxer 02 (144)
- 1. SoftMixer 03 (50)
- 1. SoftMixer 04 (44)
- 1. 4. Аудиобиблиотека (142)
- 1. 4. Аудиобиблиотека 01 (50)
- 1. 4. Аудиобиблиотека 02 (41)
- 4. Видео (134)
- Сериалы (46)
- 2. Мир Дикой Природы (4)
- 1. Мир Тесен (125)
- 4. Юмор каждый день (110)
- 5. Программы (104)
- Актуальные программы (53)
- Актуальные программы 01 (25)
- Популярные программы (23)
- 4. Книги (92)
- Познавательная литература (26)
- Детские книги (8)
- Компьютеры (7)
- Фикшнбук (3)
- 5. Гайдпарк (91)
- Макспарк (23)
- 3. Красота и Здоровье (87)
- Красота и Здоровье 01 (43)
- 1. ПВО и Родина (86)
- 4. YouTube (82)
- YouTube 01 (32)
- Рецепты блюд (71)
- 2. Уши. лапы. хвост (69)
- 2. Уши, лапы, хвост 01 (21)
- aBook Клуб (66)
- Изображения (62)
- 1. 4. Бизона (58)
- 1. 4. Бизона 01 (9)
- 1. 4. Поэзия 02 (58)
- Интересные факты (58)
- 1. 5. Юридическая консультация онлайн (56)
- 1. 1. Yandex.ru 01 (55)
- 1. 3. Медицина (54)
- Аудиокниги (53)
- Юридический ликбез (53)
- Буфер обмена (52)
- 1. 4. Жизнь в СССР 03 (51)
- Медицина 03 (51)
- 1. 4. Жизнь в СССР 01 (51)
- Статьи (51)
- 1. 4. Жизнь в СССР 02 (50)
- 1. 4. Поэзия 01 (50)
- 1. 4. Полезная информация 02 (50)
- 1. 4. Полезная информация 01 (50)
- 4. Мистика в жизни (49)
- Медицина 01 (49)
- 1. Мир Тесен 01 (47)
- 1. 4. Загадки генетики (46)
- 1. Сокольники (46)
- Литературный салон Натальи Савельевой (2)
- Медицина 02 (45)
- парк Сокольники (41)
- 5. Новости «Комсомольской правды» (40)
- Медицина 94 (38)
- ТЦСО «Cокольники» (38)
- Клуб «Вечерние Сокольники» (2)
- ПВО + Родина (36)
- Избранное (36)
- 1. Seedoff 02 (32)
- ТоррНАДО (15)
- 4. Документальное кино (29)
- Социальная сеть для собак (28)
- Ветеринарный портал pets-help.ru (1)
- 1. Наслаждение творчеством (28)
- 5. Цивилизация (27)
- 1. 5. FB.ru (19)
- Наука (8)
- 1. ussrlife.blogspot.ru (26)
- 1. 5. Блог Сергея Собянина (25)
- 1. SoftMixer 01 (24)
- 4. Баба Яга и все, все, все (23)
- 1. 4. Полезная информация 03 (22)
- 1. 4. Полезная информация (19)
- Любовь. Семья. Жизнь (19)
- 1. Посты друзей 04 (17)
- Популярные аудиокниги (17)
- Аудиокниги 01 (16)
- 1. Soft — file.ru (16)
- 1. Блог Сергея Собянина (15)
- Материалы для статей (14)
- 1. 4. Сокольники (13)
- 1. 4. Жизнь в СССР 04 (12)
- БуквоДом (12)
- 1. Seedoff 01 (9)
- 1. 1. izborsk-club.ru (9)
- Будьте красивы! (9)
- 1. kino-online.tv; russia.tv; vseserialy.org (8)
- 1. webtous.ru (7)
- 1. 4. Познайка (7)
- 3. Здоровье (7)
- 2. Зеленый дом (7)
- 1. kino — online.tv (5)
- 4. Культура (4)
- Синяя птица (1)
- 2. Природа (4)
- 1. 4. dr-znai.com (3)
- 1. 4. readli.net (3)
- 1. Посты друзей 03 (3)
- 1. kino-ussr.ru (3)
- 1. 4. Потерянные миры (3)
- 1. Ошибки в сети (2)
- 1. obg.kz (2)
- Загадки генетики (2)
- Joomla (создаем сайт) (2)
- Шедевры рукоделия (2)
- 4. РуСтих (стихи классиков) (1)
- 1. 5. Финансовый гений (1)
- www.novate.ru (1)
- 1. 1. tv — çinema.çlub (1)
- 1. 4. Зашибись (1)
- 1. mleks.com (1)
- 1. 4. Пропорции счастья (1)
- Институт Натуротерапии (1)
- Новости наук (1)
- PozdraOK (0)
- SoftMixer 02 (0)
- 1.Посты друзей 01 (0)
- 1.m. mbook.ru (0)
- (0)
—Новости
—Приложения
- Tv программаПрограммы Тв
- ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Понятие «здоровья» его сущность и компоненты
Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».
В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).
Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».
Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.
Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.
Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе ( homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).
Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.
Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
- Факторы, определяющие здоровье человека
Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.
Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).
В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).
К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.
К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.
К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.
Образ жизни – это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.
Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии . Валеология (от лат. valeo — здравствовать)представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».
Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.
По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).
К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.
К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.
Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.
Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание организма и его очищение и т.д.
Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.
Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.
Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.
Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».
ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.
Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.
Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».
Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.
Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.
Источник