О причинении вреда здоровью несовершеннолетних
Отправляя ребенка в сад, школу или иное учреждение (в том числе медицинское – санаторий, госпиталь и др.), где он находится под присмотром педагогических или медицинских работников, родители надеются на добросовестное исполнение обязанностей сотрудниками учреждений.
К сожалению, некоторым родителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда несовершеннолетнему в период его нахождения под присмотром образовательной или иной организации причиняется вред здоровью.
По общему правилу, установленному ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если вред здоровью ребенка причинен в результате неправомерных действий (бездействия) работников учреждения, где временно под присмотром находился ребенок (школа, больница, санаторий и др.), то иск в суд подается к данному юридическому лицу.
В ситуации, когда вред здоровью ребенка причинил другой несовершеннолетний (например, в процессе ссоры, драки), то в соответствии с ч. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Кроме того, действующее гражданское законодательство устанавливает презумпцию виновности образовательного или иного учреждения в причинении вреда несовершеннолетнему во время нахождения его под надзором данного учреждения.
По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со ст. 1073 ГК РФ, родителями несовершеннолетнего суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное (или иное) учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда.
Рассмотрим на примере следующую ситуацию.
Е.М., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Е.И., обратилась в суд с иском к семье М. о компенсации морального вреда, указав, что ее несовершеннолетний сын обучается в муниципальной школе, в которой также учится сын ответчиков – М.С. В один из дней учебного года у здания школы несовершеннолетний М.С. в ходе борьбы с ее сыном упал на него, причинив вред его здоровью. По данному факту Е.М. обратилась в полицию, сотрудниками которой была проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего сына ответчиков в связи с отсутствием в деянии состава преступления, поскольку причинитель вреда на момент совершения деяния не достиг возраста, с которого допускается привлечение к уголовной ответственности.
Из акта судебно-медицинского исследования следовало, что при обследовании Е.И. у него выявлено повреждение, которое расценивается как тяжкий вред здоровью. После полученной травмы сын истицы находился на лечении, перенес тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, возникли проблемы психологического характера, в связи с чем понадобилась помощь психолога.
Е.М. ссылалась на то, что действиями несовершеннолетнего М.С. ее сыну причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), просила на основании положений ст. 1073 ГК РФ взыскать с родителей несовершеннолетнего компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
В судебном заседании было установлено, что в досудебном порядке родители М.С. выдали истице расписку, согласно которой обязались в добровольном порядке возместить причиненный вред в размере 100 тыс. рублей. От указанной суммы ими было передано Е.М. 30 тыс. рублей, оставшуюся часть ответчики выплачивать отказались, указав, что ответственность должна нести администрация школы, не обеспечившая надлежащий контроль за поведением детей, т. к. драка произошла на территории образовательного учреждения в учебное время.
Решением суда первой инстанции с семьи М. в солидарном порядке взыскана компенсация морального вреда в размере 70 тыс. рублей. Апелляционным определением решение районного суда изменено в части, в пользу истицы в счет компенсации морального вреда с каждого из родителей М.С. взыскано по 35 тыс. рублей.
Ответчики не согласились с судебными постановлениями и обратились с кассационной жалобой.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее.
В силу положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 названного выше федерального закона).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы сотрудники, ведущие преподавательскую деятельность, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
В абзаце третьем п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.
В п. 16 названного постановления указано, что родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор, отвечают в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 1073, п. 2 ст. 1074 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т. п.).
Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора (п. 3 ст. 1073 ГК РФ), отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.
При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним в период его временного нахождения под надзором образовательной, медицинской или иной организации либо лица, осуществляющего над ним надзор на основании договора, суды должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор на основании договора, на которых в силу ст. 1073 ГК РФ может быть возложена обязанность по возмещению вреда, различны.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний (малолетний) временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке. Если малолетний причинил вред, находясь под надзором образовательного учреждения, то это образовательное учреждение предполагается виновным в причинении вреда и обязано возместить вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.
Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием школа должна была доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда малолетнему учащемуся Е.И., находившемуся на территории школы непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут).
Однако в данном деле суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные М.С. действия.
Рассматривая иск Е.М., суды исходили из того, что причинение вреда ее малолетнему сыну произошло после окончания уроков и завершения учебного процесса, каких-либо школьных мероприятий на территории участка, находящегося в пользовании школы, не проводилось, а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.
Между тем образовательные и иные организации, где малолетний временно находился, в силу п. 3 ст. 1073 ГК РФ отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, и такой надзор должен осуществляться в течение всего периода нахождения малолетних в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории.
Судебные инстанции не учли, что несовершеннолетним М.С. вред несовершеннолетнему Е.И. был причинен на территории школы непосредственно после окончания учебных занятий, то есть в период, когда несовершеннолетние должны находиться под надзором образовательного учреждения, и, соответственно, к спорным отношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 1073 ГК РФ.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций не привлекли школу к участию в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации судебные акты отменила, гражданское дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ТАТЬЯНА ДОСЬКОВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 04 (210) дата выхода от 22.05.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Источник
Что относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей?
Могут ли какие-то вещи, показанные или рассказанные ребёнку, причинить ему вред? В обществе, перенасыщенном самой разной информацией, мнение об этом постоянно меняется.
Кто-то готов бить тревогу из-за каждой мелочи, другие, наоборот, утверждают, что «ребёнка должны воспитывать родители, а общество на это никак не влияет».
Тем временем данный вопрос давно обозначен законодательством РФ.
Существует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Попадает эта информация и под некоторые пункты Конституции РФ.
Каким образом информация причиняет вред ребенку?
Само существование такого закона подразумевает, что причинять вред информация может.
Некоторые негативные примеры и призывы могут дать о себе знать уже через короткий срок.
Другой вопрос, каким образом она может причинять вред. К примеру, информация, вызывающая страх и панику, оказывает мгновенное влияние на психику детей. Никакое связующее звено не требуется, а степень причинённого вреда зависит только от восприятия конкретным ребёнком и его возраста.
Если же брать информацию другого характера, например, призывы к суициду, то она проходит через фильтр воспитания, мировоззрения, влияния привычного окружения и других факторов. Поэтому результат такого воздействия может наступить через продолжительное время или не наступить совсем.
Однако психологи и педагоги сходятся во мнении, что ребёнку, человеку с ещё не сформировавшимися ценностями и миропониманием, такая информация очень легко может навредить.
Психический вред может нанести порой самая доступная и «безобидная», на взгляд взрослого, информация. Это могут быть:
- сцены жестокости и насилия;
- их красочные описания;
- любая информация, вызывающая у большинства детей страх, паническое состояние, ужас.
Полный перечень разновидностей представлен в законодательном документе, в общем списке – в ст. 5, п.2 и п.3.
Какой контент несет угрозу?
К информации, которая может причинить вред здоровью детей, относятся:
- призывы к суициду;
- побуждение к причинению себе физического вреда;
- призывы, склоняющие к употреблению наркотических веществ, алкоголя;
- и т.п.
Она способна исказить в понимании ребёнка осознание ценности собственной жизни и здоровья; внедрить в его разум мысли о своей ненужности, бесцельности существования, всеобщей несправедливости и других вещах, способствующих появлению депрессивных состояний и психических расстройств.
Также существует понятие информации, способной причинить вред духовному и нравственному развитию ребёнка. Сюда относятся, например:
- оправдание насилия и противоправного поведения;
- пропаганда жестокости, выставление её как нормы или способа самовыражения.
Такие вещи искажают нормы общепринятого мировоззрения, традиционных ценностей. В долгосрочной перспективе люди, которым в детстве внушали подобную информацию, с большой вероятностью могут стать нарушителями закона.
Влияние возраста на восприятие окружающего мира
Согласно классификации информационной продукции, обозначенной в ст. 6, п. 3 рассматриваемого ФЗ, несовершеннолетние «делятся» на 4 возрастных категории.
- До 6 лет. Регулируется ст. 7 данного Закона.
- «Достигших возраста 6 лет», в данном случае законодательство подразумевает возраст с 6 до 12 лет. Список допустимой информации указан в ст. 8.
- «Достигших 12 лет», то есть в возрасте с 12 до 16. Регулируется ст. 9.
- «Достигших 16 лет» – с 16 до 18. Список указан в ст. 10.
Данная классификация никак не влияет на запрещённую информацию, она относится к ограниченной разновидности. Ограничение налагается именно согласно возрасту детей.
В соответствии с этим любые организации, занимающиеся распространением/созданием информации какого-либо характера, должны:
- указывать возрастные ограничения, в том случае, если сами они не принимают непосредственного участия в её показе или любом ином способе подачи;
- не допускать донесения до детей той информации, которая не соответствует их возрасту согласно данному ФЗ, ст.6, п.7-10, а также той, которая запрещена совсем.
Первый случай относится преимущественно к организациям, информацию выпускающим: мультипликационные студии, издательства, СМИ и т.д. Второй – к обучающим и развлекательным центрам, образовательным учреждениям.
Что запрещено для распространения?
Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности:
- распространение которой среди детей запрещено.
- Распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.
Оба вида регулируются ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробно каждый из них описан в п. 2 и п. 3.
В списке полностью запрещённой – следующие разновидности информации:
- оправдывающая любое противоправное поведение. Сюда может относиться какая-либо информация, где в положительном виде выставляются преступления.
- Содержащая в себе нецензурную брань.
- Показывающая, что жестокость и насилие допустимы, и оправдывающая такие поступки. Сюда же относится информация, в которой различными способами побуждают к осуществлению насильственных действий над животными или людьми.
- Провоцирующая неуважение к людям из своей семьи, к родителям.
- Отрицающая семейные ценности. Сюда также входит информация, в которой можно узреть пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
- Побуждающая к действиям, результатом которых является причинение вреда своему здоровью; к суициду; к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью. Под «представляющими угрозу» подразумеваются действия потенциально опасные, несущие в себе большую долю риска.
- Способная вызвать у ребёнка желание пробовать психотропные, одурманивающие вещества и наркотические, продукцию спиртосодержащую, табачные изделия. В этом же пункте ФЗ рассматривается побуждение к занятию бродяжничеством, проституцией, попрошайничеством, а также участию в азартных играх.
- Информация порнографического характера.
В ст. 5, п.1, пп. 8 упоминается, что запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате какого-либо противоправного действия (либо бездействия). Нельзя предавать огласке или выкладывать в свободный доступ любые данные, по которым можно было бы установить его личность. То же относится к информации о его родителях.
Что ограничено?
Список ограниченной информации распространяется на разные возрастные категории согласно п. 7-10 стать 5 Федерального закона.
В этот перечень входит информация:
- в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся;
- представляемая как описание либо изображение половых отношений между женщиной и мужчиной;
- вызывающая ужас, паническое состояние либо страх;
- представляемая как описание либо изображение преступлений, жестокости и других действий антиобщественного характера.
Например, возможны сцены насилия (исключая сексуальное) в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.
Несмотря на обширный охват темы, данный закон имеет множество слабых звеньев. Нередко возникают споры даже среди экспертов о том, допустима ли какая-либо информация или её нужно запретить. Иногда вводятся ограничения на безобидные, с точки зрения родителей, материалы, а агрессивные мультфильмы могут легко попасть на ТВ.
Также то, что описано в ст. 5 данного Федерального закона, в отдельных случаях может входить в список исключений. Данный перечень указан там же, в ст. 1, п. 2.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Пункт 2
Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
- оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
- рекламы.
Источники «плохой» информации
Хотя Закон действует уже давно, уследить на 100 % за потоком потенциально вредной для детей информации на данный момент невозможно. Значительная её часть некоторое время находится в свободном доступе, пока её не запретят. Иногда это длится довольно долго.
Но вредную для детей информацию можно встретить и в других местах, хотя там её распространяют с большей осторожностью. Это могут быть детские телеканалы, спектакли, книги, а иногда даже школьные мероприятия.
Поэтому, а также по причине возможных лазеек в законе, возлагать всю ответственность на других родителям не стоит. Самый главный контроль имеет смысл осуществлять им самим, причём контролировать как ребёнка, так и деятельность образовательных организаций, которые он посещает. Обращать внимание уполномоченных лиц на нарушения закона, больше времени уделять интересам ребёнка. Это лучший способ оградить его от вредной информации.
Видео по теме
Подробнее о законе «Защите детей от информации причиняющей вред».
Источник