Меню

Что говорят дети про здоровье

Консультация для педагогов «Что думают современные дошкольники о здоровье»
консультация на тему

Данная консультация позволяет окунуться в мир детских размышлений о том, кого можно назвать здоровым, как им стать и как помочь человеку, если он нездоров.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_chto_dumayut_sovremennye_doshkolniki.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Что думают современные дошкольники о здоровье?»

Провела: старший воспитатель

Что думают современные дошкольники о здоровье

Итак, что же думают наши воспитанники о здоровье и почему?
Д ети младшего дошкольного возраста затрудняются определить, что же такое здоровье и кто такой здоровый человек. Чаще всего они по ж имаю плечами и говорят: Не «знаю» . Некоторые дети от 2 до З лет рассуждают так здоровый — это то кто моет руки, слушается взрослых, делает зарядку; который не боится врачей; здоровье — это витамины.
А, по мнению старших дошкольников , быть здоровым — это, прежде всего, никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а также быть веселым, радостным, счастливым и умным. Интересно, что здоровье часто связывается детьми старшего возраста с веселым, хорошим настроением. Встречаются и такие ответы: здоровый человек — это тот, который помогает другим не болеть; тот который улыбается, со всеми дружит; добрый человек.
«Быть здоровым хорошо! » — считают все дети, как младшего, так и старшего возраста. Для того чтобы не болеть и чувствовать себя хорошо , малыши предлагают, во-первых, мыться и умываться, обязательно мыть руки, носить одежду, не трогать чужих собак и кошек. Также встречаются и оригинальные ответы: чтобы не болеть, не нужно долго смотреть на руки; надо носить перчатки; не обижать чужих собак и котят, не делать им плохо; нужно охранять одежду от вредных микробов; надевать тапочки, хорошо, если зеленого цвета.
Старшие дошкольники уверены, что здоровье зависит от поведения и привычек человека. Объясняют они это следующим образом: « Хорошие привычки делают человека веселым, спокойным, жизнерадостным», «Д урные привычки вредят и человек может заболеть, поведение должно быть правильным » , « Вести себя нужно хорошо, тогда будет и здоровье » , «Если не будешь делать зарядку, будешь слабым. А здоровый это сильный человек » , «Нужно чистить зубы, а то кому приятно будет с тобой? » , «Нельзя грызть ногти, драться, можно пострадать или даже заболеть серьезно», «Нельзя драться, надо быть миролюб ив ым, опрятным, вежливым, самому ведь от этого хорошо и остальным тоже » . Чтобы не заболеть, считают дети, нужно чис т ить зубы и умываться, мыть руки, полоскать рот после еды, мыть фрукты и овощи, ничего не брать в рот грязного, нельзя грызть ногти и брать чужое, принимать лекарства.
Плохое настроение вредит здоровью , счи тает большинство старших дошколят » Когда — человек грустит или злится, но получает вредные эмоции , становится еще хуже » , « Нельзя быть злым, ты всех обижаешь — это плохо … Д аже собака не хочет к тебе подходить » , « Когда человеку грустно, у него много эмоций, он беспокойный». Но не все дети так считают, некоторые рассуждают так: «Плохое настроение не вредит. Когда человек плачет , ничего не происходит » , » Иногда хочется поплакать, а потом становится легче. », » Когда я з люсь на себя, мне даже потом хорошо, что-то получается, а когда на других, то ничего не получается’, , но ведь я не болею. Хотя, конечно, лучше, когда настроение хорошее. Но оно у меня хорошее почти всегда. Вот когда я болею, у меня грустное настроение».
А чтобы не болеть, наши малыши считают , что человек должен беречь глаза и уши. Для этого, рассуждают они, надо надевать очки, включать свет, сидеть за столом на стульчике, закапывать в глазки капли, а, по мнению длины — красить реснички. Чтобы глазки не болели, нельзя: долго смотреть телевизор, рыбок, точечки (имеется в виду смотреть в одну точку); низко наклоняться, когда сидишь за столом; учиться писать и читать. Чтобы не болели ушки, младшие дошкольники предлагают: не совать в них палки, карандаш, всякую траву; не ковырять в ушах; чистить уши; не включать громко музыку, магнитофон; вытирать уши полотенцем; чтобы в них не попадала вода; не нужно плакать. Часть детей считает, что необходимо высмаркивать нос, а часть — что не нужно сморкаться. Некоторые из них комментируют свой ответ так: не надо сильно высмаркивать, потом ничего не слышно, Практически все дети этого возраста советуют ходить к врачу, если заболели ушки.
Дети старшего дошкольного возраста склонны к обобщению , поэтому дают сразу несколько советов взрослому как сохранить здоровье : не кричать на улице, есть чеснок и лук, всегда смеяться, ходить в детский сад, делать прививки, есть витамины, мыть руки, одеваться по погоде, делать зарядку. Закаляться, кушать.
Старшие дошкольники знают, что есть вредные и полезные микробы . Их рассуждения о вредных микробах носят следующий характер: микробы — это маленькие плохие, которые нас заражают.
Доминирующее большинство детей 5—6 лет считают себя здоровыми. Объясняют они это так: «Я ведь хожу в детский сад и школу, гуляю. Когда болеешь, этого не делаешь», «Я хорошо кушаю, чищу зубы, мне сделали прививку», «Я не кашляю, не чихаю — значит, здорова » .
Здоровым в своей семье практически все дети считают папу . Интересны аргументы дошкольников: «Здоровый папа. Он большой и говорит что, если будет болеть, не будет приносить денег » , «Считаю здоровым папу . Он д елает зарядку!», «Папа никогда не болеет , так он говорит » , «Папа болеет редко, в детстве он занимался спортом», « Самая здоровая мама, так как она нас все время лечит», « Бабушка не может быть здоровой, она курит. Здоровый дедушка, он для здоровья пьет».
Практически все воспитанники старшего дошкольного возраста отмечают, что родители никогда не делают зарядку , редко встречаются ответы: « Зарядку делает дедушка » . Почему так происходит, дети объяснить не могут, но знают точно, что « это неправильно, зарядку надо делать, ну хотя бы иногда».
На вопрос, что будут делать, если кто-нибудь в семье заболеет, практически все дети отвечают: « Лечить, наверное, не смогу», «Не знаю, чем помочь, если папа заболел, не разбираюсь в лекарствах», « Я не смогу помочь маме, так как я еще маленькая», Но, подумав, дети говорят: « Пойду к маме и скажу, чтобы дала папе лекарство, а если она будет занята, то отнесу его сам», «Принесу еду, если не могут встать, полечу, буду все приносить — таблетки, попить, приемник, почитать. » , «Просто посижу в тишине рядом с папой», «Буду папу жалеть, возьму его за руку и поглажу , спрошу , чего он хочет», « Буду переживать. », « Захочу, чтоб он поправился быстрее», «Когда братик болел, я тоже не спала, хотела помочь маме».
В отношении самого больного ребенка в семье, по мнению большинства опрошенных детей, больше всего помогает мама; папа и доктор по частоте воспроизведения на втором месте, затем лекарства и, наконец, братья и сестры.
А вот каковы рассуждения воспитанников о строении тела человека . Младшие дошкольники не могут назвать главную часть человеческого тела, некоторые из них все же называют голову, объясняя свой ответ так: потому что большая, потому что смотрит. Некоторые малыши считают что грудь, а некоторые — что руки. Все дети этого возраста считают, что человек не может жить без руки.
Старшие дети в своих рассуждениях чаще всего называют голову, так как она думает, в ней мозг » Ёсли человеку отрубить голову, то он перестанет жить, а вот без руки он прожить сможет, значит, голова главнее . Главное все, но главнее голова и сердце, но сердце, мне так кажется, находится не в голове »
Младшие дошкольники размышляю т , зачем человеку руки, ноги, туловище, голова. Руки — для того, чтобы кушать, держать ложку — этот ответ встречается чаще всего, затем: играть, брать игрушки и чтобы брать что-нибудь, мыться. Ноги для того, чтобы ходить, бегать — так отвечают все малыши. Голова нужна, чтобы смотреть, видеть, дышать, чтоб не умерла, » голова нужна для тела » «А туловище нужно для того, чтобы лежать, » чтобы у человека было тело, а тело держат ноги — они для этого нужны тоже » .
Внутри туловища, по мнению младших детей, находятся кости — это самый распространенный ответ, другие ответы: кровь, сердце, микробы, » бывают червячки » и даже, » животик » (скорее всего, имеется в виду беременность).
Ответы старших детей , естественно, отличаются глубиной и содержательностью, хотя некоторые из них совпадают с ответами младших дошкольников: руки нужны для того, чтобы что-то делать, «Б рать разные предметы; писать, рисовать, считать, играть; чтобы здороваться; чтобы водить машину; передавать что-то, носить и т. д. »
Ноги, по мнению детей, для того, чтобы перемещаться, ходить, бегать, прыгать, плавать: Без ног человек перестает двигаться, его кто-то должен возить, катать » , » Нельзя играть в футбол и другие игры » , ‘Без ног никуда не пойти». » Туловище н у жно для того, чтобы в нем хранились наши внутренности, всякие там органы, туловище связывает ноги, голову и руки — всё связывает, » Туловище нужно, чтобы сидеть, лежать, стоять. В нем легкие, сердце, печень, желудок. Где-то они должны быть, ведь в ноге все не поместилось бы?». «На голове глаза, уши , нос, рот, а значит, человек может смотреть, дышать, есть, слушать звуки разные, музыку», «Голова думает. Когда не думаешь всем плохо «Голова для прически, для красоты. Можно носить красивые шляпки и серьги, делать косметику».
В социальном аспекте здоровье глазами детей старшего дошкольного возраста это быть вежливым, не быть злым и не драться, а также не создавать опасные ситуации своим поведением и общением. «Знакомых людей можно называть на ты, а вот незнакомых только на вы » , » Если встречу друга с мамой, маме скажу — здравствуйте”, а другу— « п р ивет » , » Скажу Катиной маме здравствуйте”, ведь она мне не подруга. Взрослым нужно говорить здравствуйте”. Если ребенку нужно что-то спросить у друга, то он это сделает так: «П ривет м ожно у тебя спросить? » , «Извини, не знаешь, что мне делать?», «Скажу, пожалуйста” и задам свой вопрос. А если у взрослого, то обращусь по имени-отчеству и задам свой вопрос, « Скажу. Извините, можно вас спросить? » , «Можно спросить у вас, пожалуйста. ».
Вот таким образом современные дошкольники рассуждают о здоровье, так интерпретируют его. Для педагога дошкольного образования важно иметь представление об особенностях детских рассуждений, их своеобразии, так как именно имеющиеся у ребенка понятия становятся отправной точкой в проектировании содержания личностно-ориентированного педагогического процесса в детском саду.

  1. В.А. Деркунская. Журнал «Дошкольная педагогика» №4 – 2004 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация«Что дети думают о природе».

Консультация для родителей «Приобщение родителей к здоровому образу жизни и знакомство с современными здоровьесберегающими технологиями».

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений.

Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «Здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость»,, принадлежат к тем понятиям , значение которых знают все.

За последнее десятилетие существенно изменилась жизнь, социальный и предметный мир, процессы воспитания, как в семье, так и в детских образовательных организациях. Современные дошкольники .

Здоровье — это наш самый ценный клад! И мы все хотим сохранить своё здоровье с молоду! Как рассказать нашим детям и помочь понять: Что такое здоровье? Почему и как его необходимо беречь? .

Источник

О здоровье словами детей

ирина настенко
О здоровье словами детей

Валеология- это наука о здоровье. Культура здоровья ребенка-дошкольника неотъемлемая часть валеологической культуры. И чем раньше мы научим ребёнка быть здоровым и способам сохранения здоровья, тем здоровее будет наше и последующие поколения. Используя методику «Неоконченное предложение», мы в нашем детском саду провели диагностику отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

По мнению детей здоровый человек-это тот, кто не пьёт таблетки и не делает уколы, не болеет и всё время весёлый, радостный, кто никогда не кашляет, всегда бодрый, рано просыпается, делает зарядку, закаляется, одним словом — счастливый человек. Личное здоровье каждого ребёнка, по их мнению – это когда они не болеют и им не делают уколы, когда они здоровы, веселы и жизнерадостны, и ничего не болит. Можно играть с друзьями и ходить в детский сад, когда хорошее настроение и нет грусти, много энергии, одним словом – это счастье и ловкость, сила и жизнь.

В жизни бывают такие неприятные ситуации, когда дети болеют и происходит это, по мнению детей, потому что иногда они едят снег и лёд, ходят по лужам, много едят мороженого, долго гуляют и замерзают, иногда находятся в комнате, где открыты окна; снимают шапку в холодную погоду, плохо одеваются и мёрзнут или тепло одевают и потеют, ещё бывает аллергия и часто микробы попадают в рот и заражают. А бывает так, что дети устают, у них плохое настроение и вот тут-то приходит …болезнь. И когда случаются такие неприятные ситуации больным детям помогают врачи, мамы и папы, бабушки, дедушки, дяди, а также таблетки и витамины, градусник и лечебные травы, мёд, прогревание, прививки.

Дети знают, что когда человек заболевает или у него что-то болит, то надо вызвать врача или идти в больницу к доктору, а если совсем плохо-то вызвать скорую помощь, надо пить лекарства, микстуру, делать уколы, прикладывать подорожник, если успели собрать лекарственные травы. А некоторые плачут и зовут маму, становятся обидчивыми, грустными, расстроенными, вялыми, впечатлительными, бледными и…с прыщами. Все дети понимают, что болеть плохо и хотят, чтобы много было здоровья для того, чтобы играть и бегать, танцевать, скакать на улице, ходить в детский сад, в гости к друзьям, купаться и загорать, не лежать в постели, все хотят быть сильными, умными, умелыми, быстрыми, бодрыми.

Когда дети думают о своём здоровье, то им хочется никогда не болеть, быть всегда здоровыми, весёлыми, заниматься спортом, ходить в детский сад и на улицу, просто жить и быть счастливыми.

Если бы у детей была волшебная палочка здоровья, то они бы загадали, чтобы никогда не болеть самим и не болела бы семья и даже животные, чтобы у бабушки не болели ноги и она выздоровела, чтобы не было на земле никаких болезней и много было денег, чтобы покупать витамины и «арбидол» для лечения. А ещё они бы прогнали всех микробов,болезни и вылечили бы всех больных людей.

Когда дети попадают в опасную для них ситуацию, то одни стараются её изменить, другие — думают, что делать, третьи — кто им поможет, четвёртые идут в больницу, пятые зовут на помощь маму или папу.

Дети знают, что нельзя одному ходить на море и купаться, если человек попал в аварию, нужно вызвать скорую, если провалился под лёд- спасателей, если возник пожар — пожарных, если упал без сознания –вызвать скорую, а если задыхается -нужно сделать искусственное дыхание.

Когда болеют друзья наших детей, то одни дети помогают вызвать врача и ждут, когда они подлечатся, другие беспокоятся, грустят, скучают,навещают их и приносят угощения : мёд, игрушки, фрукты, третьи- не ходят к ним в гости, чтобы не заболеть, а если они в саду — то не подходят близко, четвёртые звонят по телефону и спрашивают, как они себя чувствуют и говорят добрые, хорошие слова.

Когда дети идут с мамой к врачу, то одни из них думают будут ли делать уколы, больно ли будет или нет, что будет делать доктор, некоторые боятся ходить к врачам, которые лечат зубы. Некоторые дети думают о том, что в больнице и в кабинете нельзя ничего трогать и нельзя баловаться. Есть и такие, которые когда вырастут тоже хотят стать врачами добрыми, приветливыми, хорошими, чтобы думать о своём здоровье и помогать другим. Ну а если бы был выбор между детским садом и больницей, то, конечно, все бы пошли только в детский сад.

Порой ответы на вопросы у детей бывают наивными, смешными, заставляющими нас взрослых задуматься. Поэтому нам взрослым надо чаще задумываться над своими словами, мыслями, высказываниями, над своими поступками, потому что пример взрослого является самым действенным методом воспитания.

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и семьи» Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,.

«Сам себе Доктор!» — здоровъесберегающие технологии в ДОУ (старший дошкольный возраст) Если бы сейчас я спросила, хотели бы Вы улучшить состояние своего здоровья, многие из вас ответили бы утвердительно. И вы не одиноки. Миллионы.

Источник

Читайте также:  Растение для здоровья для любви растения
Adblock
detector