Физическое здоровье, показатели и критерии физического здоровья
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.
В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.
Физическое здоровье определяется антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями. К антропометрическим показателям относятся росто-массовые индексы Брока (отношение массы тела в кг к росту в см минус сто), Кетле (отношение массы тела в кг к квадрату роста в м 2 ) и другие. Состав массы тела зависит от физической активности человека и питания. В активную массу входят клеточная жидкость, белки, минеральные соли, в малоактивную — жир, костные минеральные соли и внеклеточная вода. Для выявления состава массы тела обычно определяют общее и подкожное содержание жира, мышечную и скелетную массу в абсолютных и относительных величинах.
Физиологические показатели здоровья включают прирост пульса и тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, восстановление пульса после физической нагрузки, уровень тренированности организма, резерв кардиореспиратроной системы, резерв здоровья, биохимические показатели – содержание общего холестерина по отношению к уровню липопротеидов высокой плотности в организме.
Для оценки уровня физического здоровья широко применяется экспресс-метод с использованием индексов массы тела, дыхания, силы кисти, сердечно-сосудистой системы и время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний за 30 с. Каждый из показателей оценивается в баллах и затем рассчитывается общая сумма баллов. Если по всем 5 показателям общая сумма баллов меньше или равна 3 баллам, то уровень здоровья низкий, 4-6 баллов – ниже среднего, 7-11 баллов, средний, 12-15 баллов – выше среднего, 16-18 баллов – высокий.
Критериями физического здоровья являются уровень физического развития, возрастные анатомо-физиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов.
Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним – экологические и социально-экономические факторы.
С генетическими особенностями, унаследованными от родителей, человеку предстоит жить всю жизнь. От соответствия образа жизни человека генотипической программе будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни.
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям, плодовитость и долголетие.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое число раздражающих факторов современной жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и количество наследственных заболеваний в мире неуклонно растет. Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной женщиной. Помимо дефицита двигательной активности беременной, ведущего к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки.
К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.
Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.
Источник
Физическая культура, здоровье и красота
Здоровье – неоспоримая ценность, а также индикатор благополучия человека и показатель социально-экономического уровня развития общества. Широкое признание получило позитивное определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).
Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и социального.
Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» был принят в 1993 году. В нем были законодательно закреплены права граждан на занятия физической культурой и спортом. Для обеспечения этого права в стране сохранена и получила дальнейшее развитие государственная система физического воспитания в:
- детских дошкольных учреждениях
- средних и высших учебных заведениях
- детских спортивных школах
- добровольных физкультурно–оздоровительных и спортивных объединениях граждан по месту жительства, учебы, работы, в местах массового отдыха, учреждениях и предприятиях по оказанию платных физкультурных услуг населению республики.
В статье 19 закона закреплено право учащихся на обязательное физкультурное образование.
Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний. Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни. Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека, включающее:
- Оптимальное соотношение труда и отдыха;
- Правильно рассчитанная физическая активность;
- Отказ от вредных привычек;
- Сбалансированное питание;
- Позитивное мышление.
Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость.
Основными качествами, которые формируются средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств способствует укреплению здоровья. Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно – эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее.
Основные элементы физической культуры:
- Утренняя зарядка.
- Физические упражнения.
- Двигательная активность.
- Любительский спорт.
- Физический труд.
- Активно – двигательные виды туризма.
- Закаливание организма.
Следует понимать, что не все двигательные действия, которые выполняются в быту или процессе работы, являются именно физическими упражнениями. Физические упражнения — это только те движения, которые специально подбираются для воздействия на различные органы и системы организма человека, для развития физических качеств, а также коррекции имеющихся дефектов телосложения. Научно доказано, что даже у здорового и совсем нестарого человека при «сидячем» образе жизни и отсутствии занятий физкультурой, даже при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание и появляется сердцебиение, в то время как тренированный человек легко справляется и со значительными физическими нагрузками. Работоспособность сердечной мышцы как главного двигателя кровообращения вообще зависит от силы и развития всей мускулатуры, поэтому, развивая мускулатуру тела с помощью физической тренировки, укрепляется и сердечная мышца. Люди с неразвитой мускулатурой значительно чаще испытывают проблемы с сердечно — сосудистой системой.
Несомненно, ежедневная утренняя гимнастика должна быть для всех людей такой же самой привычкой, как умывание по утрам. Но это всего лишь минимум физической подготовки. Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности. В настоящее время нет никаких проблем с такими занятиями – многочисленные спортивные залы и фитнес-центры предоставляют свои услуги для всех желающих, но даже без их посещения можно легко найти спортивное занятие по душе на улице – и не обязательно на специальных спортивных площадках или стадионах. Бегом можно заниматься где угодно, так же как и плаваньем в любых водоемах. А зимой для поддержания физической формы вполне подойдут лыжные прогулки.
Физические упражнения могут оказать положительное воздействие в том случае, если при этих занятиях будут соблюдаться определенные правила. Так, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями, необходимо следить за состоянием здоровья — если наблюдаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, то упражнения, которые требуют значительного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Также не следует заниматься сразу же после болезни, необходимо выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились.
Организм человека при выполнении физических упражнений реагирует на нагрузку ответными реакциями — активизируется деятельность всех органов и систем, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры весьма полезно для общего укрепления здоровья человека. Улучшается общая физическая подготовленность человека и как результат организм, когда нагрузки переносит легко. У занимающегося физическими упражнениями человека чаще хорошее самочувствие, настроение и сон. При регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и таким образом человек находится в хорошей форме в течение длительного времени.
Говоря о красоте, мы обычно имеем в виду не только внешний облик, красивое лицо, но и способность управлять своим телом, умение красиво двигаться. Основной составляющей нашей привлекательности является красивая осанка, которая достигается только систематическими занятиями спортом. Для красоты и здоровья активные движения просто необходимы, и именно их не хватает современному человеку. Поэтому нужно восполнять эту потребность организма ежедневной физической работой и активными упражнениями. Доказано, что физическая культура имеет исключительное значение и для предупреждения заболеваний.
Словом, заботясь о своем здоровье, мы заботимся о красоте. Ведь красивая внешность и крепкое здоровье являются не только даром природы – они достигаются самообладанием и целенаправленными усилиями самого человека.
Источник
Понятие о физическом здоровье.
Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.
Физическое здоровье — это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.
Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у него на различных этапах.
Забота о физическом здоровье человека должна начинаться с доэмбрионального периода и продолжаться на протяжении всей жизни, особенно на ранних этапах жизни и в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.)
Основными принципами формирования физического здоровья считают:
На внутриутробном этапе развития:
профилактика нарушений в половых клетках родителей;
оздоровление будущей матери;
защита матери и плода во время беременности от вредных факторов (образ жизни матери, влияние окружающей среды и др.)
На раннем и последующих этапах жизни ребенка
обеспечение оптимальных условий жизни (физическая защищенность ребенка, отсутствие стрессов, адекватное питание, достаточный сон);
здоровый образ жизни ребенка;
грамотное формирование соматической конституции (до 5-6-летнего возраста, когда возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования); одним из важнейших моментов при этом является своевременная коррекция осанки;
своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;
специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.
Для характеристики и изучения физического здоровья применяются различные многочисленные исследования. Число и характер определяемых при этом показателей (генетических, биохимических, метаболических, морфологических, функциональных) зависит от цели исследования, возрастных категорий и др. Естественно, чем больше показателей, тем достоверней суждение о состоянии физического здоровья конкретного человека.
В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.
Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) — активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.
5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.
Физическое здоровье человека зависит от:
биологических факторов (наследственность, изменчивость);
сложного комплекса социальных условий ( образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)
Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.
В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.
Факторы риска — доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию. Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.
биологические факторы (утяжеленная наследственность, пороки развития)
факторы окружающей среды (загрязнение среды, неблагоприятные климато — географические условия);
отсутствие гигиенических навыков;
нарушение режима сна, учебных занятий, труда и отдыха;
неблагополучный психологический климат в коллективе, семье;
недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и др.
В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.
Тело человека создано для движения ( опорно-двигательный аппарат составляет около 80% массы тела, до 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения). В процессе формирования человека как вида ему приходилось много двигаться, чтобы обеспечить себе минимальные условия выживания. Эта зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде человека, поэтому потребность в движении не уменьшилась и сегодня, несмотря на изменившиеся условия жизни. Но достижения цивилизации привели к резкому снижению двигательной активности современного человека — гипокинезии.
физиологическую — при аномалиях развития, наличии моторной неполноценности;
бытовую — из-за привыкания к малоподвижному образу жизни, пренебрежения физической культурой;
профессиональную как следствие ограничения объема движений из-за производственной необходимости;
клиническую — при заболеваниях, требующих длительного постельного режима;
школьную — при неправильной организации учебно-воспитательного процесса, перегрузке учебными занятиями и игнорировании физического воспитания;
климатогеографическую — при неблагоприятных климатических условиях, ограничивающих двигательную активность;
экспериментальную— искусственно создаваемую при проведении медико-биологических исследований.
Однако независимо от вида гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию
Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.
По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.
Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии
сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной уже в 17-35 лет — “сердце деятельного бездельника” , по словам американского ученого В.Рааба), снижается тонус мышц, их работоспособность;
уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ (в том числе кальция) из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, а из-за увеличения кальция в крови появляется наклонность к образованию камней в почках;
снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений;
перестраиваются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; кроме того, растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, а следовательно быстрее развивается атеросклероз (заболевание, которое среди причин смерти людей стоит на 1 месте);
повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни, повышается нагрузка на сердце;
снижается интенсивность кроветворения ( прежде всего уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, общее количество белка в крови);
ухудшается работа дыхательной системы, снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха, что приводит к недостаточному обеспечению тканей кислородом, чаще возникают простудные заболевания;
нарушается пищеварение, появляется наклонность к запорам, чаще развивается кариес и парадонтоз;
снижается иммунитет (уменьшается количество гамма — глобулинов крови), возникают изменения в терморегуляции организма со смещением в сторону теплоотдачи;
выключается конечное звено стрессовой реакции — движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что закономерно ведет к переходу стресса в дистресс и развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.);
снижается функциональная активность ЦНС и желез внутренней секреции (из-за уменьшения потока тонизирующих ЦНС импульсов от рецепторов мышц, связок и сухожилий);
происходят изменения и в психической сфере: ухудшается логическое мышление, ослабевает память, появляется раздражительность, плохое настроение, чувство тревоги, бессонница, снижается умственная работоспособность, развивается утомление и т.д.
В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной работе самого человека по уменьшению факторов риска и усилению факторов защиты здоровья.
Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М, 1987.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Київ,”Здоров’я”,1998
Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье._Л.,1987.
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов — М.: Флинта: Наука, 2002. -стр. 3- 81, 111-174
Валеологія: Навч. посібник для студентів вищих закладів освіти:/ за редакцією В.І.Бобрицької (ч.1). — Полтава: “Скайтек”, 2000. — стр. 3-66, 94-136.
Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины. — СПб.,1995.
Грибан В.Г. Валеологія: Навчальнийпосібник. — К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр.6 — 48.
Колбанов В.В. Валеология. СПб,1998.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — стр.139-162.
Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред.П.Д.Плахтія.-Кам’янець-Подільський, 2000.
Проработав эту лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Дать определение валеологии.
Назвать определяющие признаки валеологии как самостоятельной науки.
Охарактеризовать взаимосвязь валеологии с другими науками.
Дать характеристику основных направлений (ветвей) валеологии.
Объяснить необходимость создания валеологической службы школы.
Назвать основные состояния человека, дать их определение.
Сформулировать понятие здорового образа жизни, перечислить его компоненты.
Дать характеристику физического здоровья как основы пирамидальной системы организации человека.
Назвать факторы, определяющие физическое здоровье.
Перечислить основные принципы формирования физического здоровья.
Охарактеризовать основные факторы риска для здоровья.
Объяснить смысл терминов «гипокинезия» и «гиподинамия».
Описать изменения в организме человека при недостаточной двигательной активности.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник