Чем питались древние славяне на Руси?
Когда речь заходит о том, чем же питались славяне, жившие на Руси, многие люди думают, что традиционная славянская кухня не отличалась особой сложностью и состояла из простых блюд на основе картофеля, свеклы, моркови, репчатого лука, риса и гречки. Но данное утверждение не соответствует истине, ведь практически всех указанных продуктов на столах у древних славян не было. О некоторых привычных для современного среднестатистического человека продуктах питания наши предки и не слышали.
Жившие на Руси славяне, в отличие от своих беспечных потомков, которые питаются фаст-фудом и запивают вредную еду не менее вредной сладкой газировкой, кушали сбалансированную, натуральную, богатую витаминами, микро- и макроэлементами, белками, углеводами, жирами и прочими важными для нормального функционирования организма биологически активными веществами пищу. Поэтому наши предки редко болели, имели богатырское здоровье и, невзирая на обилие тяжелой физической работы, практически не жаловались на свое самочувствие.
Чем же питались славяне на Руси? Сегодня найдем ответ на этот интересный вопрос и поговорим о тех блюдах славянской кухни, которые чаще всего были на столе у наших предков.
Каша – одно из главных блюд славянской кухни
Та каша, которой питались жившие на Руси славяне, значительно отличается от привычной для нас каши. Присутствующая в рационе многих современных людей рисовая каша простым и небогатым славянам была не по карману. Кашу из заморского и совсем не дешевого риса или «сорочинского пшена» могли себе позволить только очень богатые жители Руси.
Думаете, что наши предки питались гречневой кашей? Как бы ни так! Любимая многими с раннего детства каша из гречки не была частым гостем на столе обычных славян. Готовили её только по великим праздникам. На Руси гречка появилась благодаря греческим монахам, которые привезли её из Византии. Именно из-за греческих монахов эта вкусная крупа и получила свое название: славяне начали называть её «гречкой».
Если наши предки не ели кашу из рисовой или гречневой крупы, то какая же каша чаще всего была у них на столе? Жившие на Руси славяне обожали овсяную и пшенную кашу! И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь пшенная или овсяная каша, в отличие от не всегда полезных, но привычных для нас овсяных хлопьев, в своем составе содержит массу необходимых человеческому организму веществ и обладает множеством полезных свойств.
Овсяную или пшенную кашу готовили из цельного зерна. Зерно долго распаривали и томили в печи, чтобы оно стало мягким и «набралось силы». Для приготовления каши хозяйки на Руси использовали специальные горшочки из глины. Заправляли готовую кашу из овса или пшенки приготовленным в домашних условиях сливочным маслом. Иногда с этой целью использовали и льняное или конопляное растительные масла.
Кашу чаще всего ели деревянными ложками или просто брали из горшочка руками, так как вилок у древних славян не было.
Какими овощами и фруктами питались славяне на Руси?
О существовании томатов, картофеля, репчатого лука, капусты, огурцов, баклажанов, моркови, свеклы наши предки до некоторых пор и не подозревали.
- репчатый лук и капуста на Руси появились в 11 столетии,
- морковь – в 12 столетии,
- огурцы – в 15 столетии,
- баклажаны, томаты и картофель – в начале 18 столетия!
Самым распространенным и популярным овощем на Руси была редька. Она существенно отличалась от привычной для нас редьки, так как была в несколько раз больше.
Репа – еще один популярный и любимый многими славянами овощ. Хозяйки парили репу в печи, благодаря чему вкус этого корнеплода становился не таким резким, а усвояемость организмом повышалась в несколько раз. Иногда репу сначала жарили или тушили, а затем делали из неё вкусную начинку для не менее вкусных пирогов.
Славяне любили готовить блюда из брюквы. Она являлась отличной альтернативой картофелю, о котором в те времена на Руси никто ничего и не знал. Брюква, хоть и требовала определенных условий и ухода за собой, но давала неплохой урожай. Она сохраняла свой привлекательный внешний вид и полезные вещества до апреля-мая. Поэтому благодаря брюкве древние славяне могли пережить зиму и чувствовать себя полными сил до появления свежей зелени.
Горох, о котором нашим предкам было известно довольно-таки много, не только кушали в сыром виде, варили из него суп или кашу, но и пекли из гороховой муки вкусные пироги и блины. Любили наши предки и чеснок. Он пользовался большим уважением у славян, которые называли его «чудо-плодом, помогающим от многих болезней и недугов».
Выращивали на Руси и тыкву. С этим овощем славяне познакомились благодаря войне с хазарами, которые принесли с собой не только оружие, но и тыквенные семена.
Занимались наши предки и садоводством. Они выращивали сливы, яблони и вишни. Некоторые хозяйки мочили яблоки на зиму. Многие славяне употребляли в пищу лебеду, крапиву и дикий щавель, собирали в лесу орехи, ягоды, грибы, дикие яблоки и груши, разные травы. Грибы помещали в большие бочки и солили на зиму вместе с душистым укропчиком. Особой популярностью пользовались грузди и рыжики.
Ранней весной добывали сок из березы и клена. В марте-начале апреля эти соки помогали нашим предкам насытить организм витаминами и минералами. Некоторые историки утверждают, что славяне на Руси умели готовить концентрированный кленовый сироп путем выпаривания влаги из кленового сока.
Хлеб – почитаемый славянами продукт питания
Хлеб, который многие жители Руси называли «батюшкой» и «головой», занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нем говорили с особым трепетом. И пекли без дрожжей!
Привычной для нас муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. О пшенице древние славяне еще не знали.
И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в теплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, а не дрожжам, тесто поднималось и пузырилось.
Тесто никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.
На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.
Кисель и мед – любимые лакомства славян на Руси
Кисель, который издавна на Руси являлся любимым лакомством наших предков, был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название! Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.
Жители Руси любили лакомиться не только киселем, но и медом. Его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нем варенья.
Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли медовым, так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожены должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.
Чем еще питались славяне на Руси?
Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Чаще всего славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.
Так как корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, то нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты.
Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15-17 столетиях. Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук.
Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво квас, сухой, сладкий мед, мед с перцем, привезенное из Греции вино.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Основы питания предков
Чтобы лучше ощущать поддержку предков, и быть наполненным родовой и жизненной силой необходимо грамотно выстроить свое питание. Оно должно быть преимущественно живым.
Ибо существует питание силы и здоровья, и именно так питались наши мудрые предки раньше, и питаются староверы-хранители сегодня. Такое питание называется живым, так как оно наполнено Живой — Силой Жизни.
И существует питание слабости и нездоровья. И именно так питается сегодня большинство людей в мегаполисах.
Народная мудрость гласит: «То, что ты ешь, то ест тебя».
Если пища вся усваивается организмом, то человека изнутри никто не ест, он здоров. Это возможно, например, в случае, если пища готовится при температуре не выше 42 градусов. В этом случае в продуктах сохраняются энзимы — ферменты или специфические белки, которые ускоряют многие процессы в организме, и активно участвуют в обмене веществ.
Если же пища не усваивается, то в кишечнике накапливаются от 8 до 20 кг каловых масс. В этом перегное начинают жить и множиться паразиты и грибки, которые постепенно повреждают сосуды, внутренние органы и т.д.. Таким образом паразиты и грибки едят человека, и, как показывают научные исследования, они являются истинными причинами множества заболеваний.
Питание способно усиливать как негативную сторону человека через постоянное прокручивание худых мыслей и чувств, так и положительную сторону. Предки это хорошо знали, потому создали системы питания, разнящиеся по сословиям и половым признакам. Также питание предков отражало ориентацию на те или иные родовые тотемы.
Отсюда в каждом из родов староверов-хранителей есть свои предпочтения в пище. Имеются также общие принципы питания для всех.
В частности, в рацион питания староверов входят баранина романовской породы, рыба и дичь: оленина, лосятина, тетерева, глухари и т.д.. Сало они едят белое без прожилок, толстенькое. Хранители кушают рыбу и мясо периодически, но подобно легендарным Арктам-Бореям предпочитают все же растительную пищу — овощи, фрукты, орехи, травы, грибы, ягоды. Также в большом почете у них масла из древесных орехов, особенно кедровое царь-масло. Ведь кедровое масло наиболее близко к составу клетки тела человека.
Забегая вперед, скажу, что живое питание славян стояло на девяти основаниях. А именно на употреблении:
*чистой воды (Дана);
*свежей растительной пищи весной, летом и осенью (Жива);
*ферментированной пищи (Квасура);
*томленой пищи из русской печи (Семаргл);
*кислого ржаного хлеба на закваске (Велес и Квасура);
*масел из древесных орехов и растений (Даждьбог);
*мёда и продуктов пчеловодства (Ульяна);
*соли;
*пряностей.
В дороге летом питались вялеными и сушеными продуктами, а зимой еще и строганиной.
Также стоит отметить, что предки регулярно голодали, и очищались от накапливающихся токсинов и паразитов. В том числе очищались и через баню.
А теперь подробнее расскажем о питании предков русского народа.
Согласно преданию, наши древние северные предки-бореары (гипербореи) после войн с темными атлантами (и гибели большинства атлантов) сильно пострадали: физиология и психика многих из них были нарушены.
Температура воздуха в 100 градусов мороза в течение нескольких лет привела многих к еще большей деградации. Часть предков вынуждены были уйти жить в подземные города, часть – ушли на юг. Когда предки вышли на поверхность из подземных убежищ, то начали себя восстанавливать, учась у природы и животных. Славяне учились больше у медведей, а арии у волков.
Славяне стали питаться как медведь, потому что через медведя проявляется сам Велес (Вещий лес, ноосфера) — один из Богов — прародителей славян.
Лесной царь- всеядное животное, ест рыбу и мясо, но предпочитает все же больше растительную пищу, ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
Выйдя из берлоги, ранней весной медведь начинает есть только что выросшую траву, и далее по мере вырастания — все остальные травы, цветы, ягоды, грибы и т.д. Предки это видели, и ели то же самое.
Весной медведь обильно питается черемшой (медвежьим луком), и предки активно ели черемшу (она помогает быстро восстанавливать обмен веществ, избавиться от авитаминоза) и т.д. Летом медведь ел лесные ягоды, и предки ели ягоды и т.д.
Надобно заметить, что медведь — единственное лесное животное, способное создавать собственный поток силы. Все остальные животные, включая волков, живут в потоке силы Матушки Земли. Поток Земли по высоте равен примерно 10 метрам.
Медведь раздвигает любые препятствия перед собой, и физические, и энергетические. Вокруг него идет плотная волна силы на несколько десятков метров. Поле силы медведя пугает даже духов, животные в страхе убегают, и люди чувствительные тоже заранее уходят.
Предки подобно медведям учились создавать собственный поток силы, тренировали свои тела, пропускали энергетические потоки. С помощью этого управляли своим духовным ростом.
Первый этап роста – поддержание связи через Правь с миром Слави — Обиталищем Богов. А второй этап — постоянное пребывание в силе, и излучение этой силы вокруг себя.
Предки жили как медведи, которые максимально активны весной и летом, осенью готовятся к зимней спячке, а зимой спят в берлоге.
Зимой предки спали значительно больше, чем летом, потому что солнца меньше. Осенью, зимой и весной очищались — с 24 сентября по 21 марта посты и голодания. Зимой занимались обучением, ремеслами, творчеством, охотой, рыболовством, подготовкой к весенне-летним работам. В основном ели горячую пищу (супы, каши и т.д.), пили горячие напитки (травяные чаи, взвары, сбитни, горячие морсы и т.д.)
Наполнение у предков шло с 24 марта по 21 сентября. Летом предки совсем не ели мясо. Считалось, что Живы и так достаточно поступает от Солнца, Земли, природы, растительной пищи. В основном ели прохладную пищу (квасную окрошку и т.д.), пили прохладные напитки (квас и т.д.)
Жена при готовке вкладывала в еду свою силу и образы будущего для каждого члена своей семьи, наполняя их здоровьем и добрыми чувствами. Женская наука правильного приготовления пищи называлась «страва».
Муж же за столом благословлял пищу, призывая Богов и предков для очищения и наполнения ее, укреплял дух членов семьи.
Общая продолжительность трудового дня русского крестьянина летом достигала 14-15 часов. Летний отдых и сон в крестьянской семье были весьма кратковременными. Спали ночью и днем после обеда совокупно около 6 часов.
Зимой рабочий день крестьянина сокращался до минимума: 2 часа – для мужчин и 4-5 часов – для женщин, а время отдыха и сна соответственно возрастало. Спали ночью и днем после обеда совокупно 8-9 часов.
Многие иностранцы побывавшие на Руси отмечали качество и дешевизну русских продуктов, а также разнообразие русского стола.
В этом плане поговорка «Щи да каша пища наша» является не актуальной, вернее она актуальна для русской армии, где они и зародилась и откуда пошла в народ, потому как действительно солдат кормили в основном кашами и щами, от чего русский солдат был крепок и здоров.
В будние дни обычная трапеза у русских людей была довольно проста и вместе с тем и полезна: пареная репа, щи, да каши, а вот на праздник какой, на какое торжество, то столы ломились от яств: растегаи, кулебяки, все возможные солянки, калии, блины, пряженцы, а из погребов доставались лучшие меды, боярской выварки на пряностях и ягодах.
Наши предки — белые люди жили изначально на севере Евразии (Русском Севере и Сибири), заготавливали рыбу и мясо в виде строганины — мороженного просоленного мяса, а также сушеные и вяленые рыбу и мясо. Впоследствии они научили пришедшие с юга финно-угорские и другие монголоидные народы питаться согласно своим знаниям.
Еще одна народная мудрость гласит: «Пища должна быть подобна лекарству».
Существовали две науки целительства с помощью трав: травничество и зелейничество. Травничество помогало лечить хворобы с помощью сушеных трав, а зелейничество – с помощью свежих трав. Рукописные, а затем и печатные книги-травники были издавна известны на Руси.
Когда предки собирали траву в подходящее для нее время, они говорили с травой, прежде чем сорвать её. Предки объясняли травке для чего её хотят сорвать, чем она будет полезна. Травка сама давала знать, согласна она или нет быть сорванной. Растению было приятно принести пользу людям в исцелении, ибо тела людей тоже принадлежат природе.
Трава при уважительном и благодарном отношении к ней при срывании сохраняло в себе Живу — силу жизни. И именно Жива сильно помогала людям, а не только химические элементы, оставшиеся в сорванном растении.
Жива – разумна, она и в теле бегает, разделяется на 77 сил. Раньше в деревнях часто читали заговоры от 77 лихоманок. Любая болезнь – это перекрытие одной из сил Живы.
Рвать растения, которые не хотели, чтоб их срывали, было нельзя. Ведь если без договоренности срывали, то трава успевала спрятать Живу в землю, и становилась малополезной.
Также травка при уважительном и благодарном отношении к ней сама о себе рассказывала: чем она полезна, когда полную силу наберет, как ее лучше готовить и т.д.
С веточками и деревьями аналогично договаривались.
Свежее дерево на дрова не рубили – леший наказать мог. Для топки рубили только сухостой, да собирали валежник.
Бревна на дом рубили зимой, и тоже договаривались с каждым деревом, просили прощения за рубку.
Кстати, за взаимоотношения с растительным миром отвечает Бог Велес. А за правильное питание растениями Богиня Жива.
СКВАШИВАНИЕ (ФЕРМЕНТИРОВАНИЕ) ПРОДУКТОВ
Известно, что есть пища живая растительная (в которой сохраняются все ценные микроэлементы) и приготовленная (в которой разрушается большая часть полезных микроэлементов).
Приготовленная пища довольна легко усваивается организмом. Но какой от этого прок, коли ценность её при этом практически нулевая?
Минус же живой растительной пищи в том, что у большинства людей она усваивается хуже, чем термически обработанная.
Так как же сохранить всё ценное живой пищи и при этом сделать её легкоусвояемой и вкусной?
Ответ давно нашли наши предки iii
Нужна минимальная обработка продуктов — ферментация горячая или холодная, при которых запускается процесс необходимого преобразования пищи до того, как она попадает в пищеварительную систему человека iii
При этом холодное ферментирование бывает двух видов: квашение и холодование.
Сквашивание очень активно с давних времен использовалось человечеством для молочных (простокваша и т.д.), зерновых и бобовых продуктов, а также для мяса и рыбы.
Ферментация — это брожение, или расщепление органических веществ при недостатке кислорода. Крахмал и сахар из овощей и фруктов различные виды бактерий при этом превращают в молочную кислоту, которая предохраняет пищу от порчи и очень полезна для работы ЖКТ.
Таким образом происходит словно предварительное внешнее переваривание пищи.
Когда мы употребляем ферментированную пищу, организму не надо напрягаться, чтобы перерабатывать и усваивать её. Не нужно нагружать поджелудочную железу, ресурсы которой ограничены.
Важно знать, что такие ферментированные продукты могут быть усвоены даже теми, у кого удален желчный пузырь, или присутствуют какие-либо проблемы с органами пищеварения iii
Молочно-кислые бактерии — это пробиотики, т.е. полезные для микрофлоры кишечника бактерии, которые не только восполняют нехватку полезной бактериальной флоры в организме, но и оказывают на него комплексное оздоровительное действие.
На 80 % иммунитета мы обязаны именно кишечнику. Пробиотики напрямую влияют на состояние слизистых оболочек кишечника, выработку антител к плохим бактериям и микробам, в том числе к вызывающей язву желудка Helicobacter pylori.
Таким образом, ферментированные продукты для кишечника — это главный катализатор мощной защиты от большинства болезней. Они защищают нас от канцерогенов, аллергенов, токсинов, улучшают обменные процессы. А продукты с ними, в отличие от большинства суперфудов, дешевы и абсолютно доступны.
Кстати, процессом брожения заведует Бог Квасура.
Мы знаем, что предки на зиму огурцы солили, капусту квасили, а яблоки мочили. Однако, несмотря на разные названия, — все эти методы традиционно русского консервирования одинаковы, это продукты молочнокислого брожения. Они не стерильные, как современные консервы и маринады, а живые — как кефир, простокваша, йогурты, как настоящий квас, наконец.
Такими свойствами обладают кисломолочные продукты. Наверняка они есть в той или иной степени и в русских консервах, ведь бактерии в них присутствуют — только благодаря им они и сохраняются. Бактерии не только сбраживают углеводы в кислоты и ароматические вещества, придающие продукту богатый вкус, но и поддерживают баланс «мира и войны», не позволяя вредным микробам размножиться и уничтожить овощи, а заодно и отравить нас.
Но русские разносолы в отличие от современных солений-маринадов полезны не только из-за бактерий. Овощи не проходят жёсткую температурную обработку и сохраняют полезные вещества. Но и это не всё.
При брожении жёсткая матрица из растительной клетчатки размягчается и лучше отдаёт всё полезное. Этот феномен хорошо описан для квашеной капусты — она полезнее и сырой, и приготовленной. То же и с мочёными яблоками, но в них существенно меньше сахаров — это самый неполезный компонент фруктов, разрушающийся при брожении.
Интересно, что капусту квасили раньше без соли. Этот древний рецепт сегодня снова популярен.
На Руси была не только квашеная капуста, но и квашенные огурцы — их солили как обычно, но брожение было более длительным, его не притормаживали, и хрустящие огурцы становились мягкими.
Тем не менее последние 500 лет большой известностью пользовались холынские хрустящие огурчики, которые подавались со времен Ивана III к царскому столу.
Солили, квасили и мочили у нас почти все дары природы — свёклу, морковь, горох, груши, чеснок, кабачки, баклажаны…
Современные консервы — совершенно иные продукты, они сделаны по «принципу кладбища» — бактерии в них убиты, а герметическая закупорка не допускает проникновения новых микроорганизмов.
Стоит сказать, что заготовки на зиму превращались у предков в настоящий семейный праздник. Как только в одном дворе начинали квасить капусту, со всех домов собирались девушки-крестьянки, наряженные в праздничные сарафаны. Рубили капусту под звонкие песни до самого захода солнца. Вечером приходили парни с подарками для хозяйки дома и всех девушек. После окончания работы хозяйка угощала своих помощников пирогом с капустой, а затем все дружно хороводом ходили вокруг костра и пели песни. Таким образом люди призывали на помощь силы Богов и предков, чтобы продукты сохранились на всю зиму.
Предки готовили еду вечером в русской печке. Пища внутри остывающей печки томилась в глиняной посуде всю ночь, и сохраняла Живу продуктов. Утром и днем кушали живую еду — действительно очень вкусные и полезные каши и супы.
Томление было повсеместным способом приготовления блюд на Руси, пока Петр I не привез из Голландии сковороду.
Томление блюд — это медленное, длительное и равномерное нагревание при температуре не ниже 60 градусов (обычно 80-90 гр.) при закрытой крышке в русской печи, в результате чего продукты приобретают мягкость, нежную консистенцию, тонкий вкус и аромат.
Этот старый способ кулинарной обработки позволяет максимально сохранить в продукте полезные вещества. Согласно В. В. Похлёбкину, настоящий томлёный вкус получается лишь при приготовлении в русской печи при постепенно снижающейся температуре.
При этом сегодня совсем не обязательно томить блюдо исключительно в русской печи.
Сегодня можно также томить пищу и в духовке, мультиварке, аэрогриле или тиховарке. Существуют способы томления и на плите, если есть кастрюля или сотейник с плотно закрывающейся крышкой.
Продолжительное томление более полно раскрывает аромат блюд, они становятся более аппетитными. Томленая каша — настоящее лакомство, а томленое мясо, сочное и нежное, тает во рту. Томить можно не только крупы и мясо, но и рыбу, овощи, супы и даже мучные блюда, которые нагреваются на овощной «подушке», пропитываясь соком овощей и ароматом специй.
Кстати, процессом томления заведует Бог Семаргл.
Предки воду кипятили до первого белого ключа на дне, то есть не выше 85 градусов. При 100 градусах вода становится мертвой. Многие староверы пьют травяные чаи при температуре 50-60 градусов.
Предки брали чистую воду из колодцев, родников и источников.
Для структуризации воды славяне и арии в нее добавляли кусочек кедра 10 см или больше для убыстрения процесса.
Для очищения воды предки применяли серебро, кремний или шунгит.
Сегодня чистую воду в городах можно делать путем заморозки и разморозки. А также с помощью очищения фильтром.
Фильтры хорошие: трехступенчатый Гейзер, Изумруд, Цептер и другие. Аквафор – плохой, как и все угольные фильтры — катридж быстро заполняется грязью из воды, и начинает вместо очистки обратно загрязнять воду.
Любопытно, что особую роль в жизни предков играла роса. Раньше женщины каждый год на Купало на рассвете купались голыми в травах и цветах в свежей росе. В это время у женщины происходило обновление внутренней воды, она омолаживалась.
Кроме того, в целях подготовки к зачатию ребеночка росу заливали еще и в матку. Внутренняя структура женщины становилась посредством этого похожей на структуру девственницы.
Росу собирали льняным полотенцем так. Клали ночью на травы полотенце, а утром выжимали из мокрого полотенца росу в кружку.
Кстати, за взаимоотношения с водным миром отвечает Богиня Дана.
Чаще всего на Руси употребляли пшено, ячмень, овёс и полбу.
Но артельщикам на отхожьем промысле и солдатам приходилось по вкусу толокно. Оно не требовало термической обработки, им можно было питаться на ходу. Во время отдыха, его разводили в горячей воде, и получалась вкусная каша. Заправляли её той же сушёной рыбой или салом.
Кстати, крупами заведует Богиня Мать Земля.
ТРАВЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ
Все травы предки ели по мере их роста. Сначала кушали одуванчик, черемшу и т.д. Черемшу очень любили за питательный и очистительный эффект. Также употребляли лебеду, клевер белый, мокрицу, девясил, сныть, крапиву. Часто травы ели с мёдом, от чего происходило снижение веса предков.
В дальние поездки с собой предки брали сушёную репу и сушёные грибы. Они при малом весе, придавали любому блюду приятный и насыщенный вкус.
Если позволял сезон, то грибы и ягоды собирали по лесам. Благо в то время в лесах грибов было гораздо больше.
Очень ценились за свои великие полезные свойства рябина, калина и облепиха, которые собирали летом. Их звали ласково «три невесты», и заготавливали на год вперед. Также рябину и калину собирали с кустов мороженными после первых заморозков. Мороженные ягоды считались более вкусными.
Из ягод готовили «водицу». Это исконно русский напиток на основе ягод. Делается он быстро, но хранить его нельзя. По технологии он немного напоминает морс, но имеет более выраженный вкус исходного сырья и витаминный состав в «водице» полноценнее.
И особым уважением и заслуженным почитанием на русском столе пользовались лук и чеснок. Кроме того, что эти продукты служили отличной приправой, они качественно повышали сопротивляемость болезням.
Рыба разрешалась даже в строжайший Великий Пост, всем крестьянами и ремесленникам и служивым людям. Ибо она была очень дешёвой, и на протяжении тысячи лет, до начала 20-го века, была основным продуктом питания на Руси. Её не только употребляли свежей, но и заготовляли в большом количестве.
Рыбу не только вялили или коптили, но сушили и выветривали. Притом степени выветривания были разные, от пластовой, до прутовой. Последнюю хранили под рогожами, и именно её брали с собой в поездки и походы.
Из сушёной рыбы готовили не только уху, но её крошили в кашу, смешивали с мукой, поливали маслом и на костре пекли «рыбный каравай».
Осетрина и красная рыба, была привилегией царской трапезы и стола зажиточных горожан. А для служивых людей годилась вся остальная рыба, которая водилась в реках: караси, щуки, сомы, лещи, вандыши, гольцы, пескари, окуни и пр.
В поездках сушёная рыба была ценным источником белка и фосфора.
В старые времена мясом называли только мясо рыбы и птицы.
Диких млекопитающих животных, бегающих по земле, не ели – они считались братьями меньшими, которые подобно людям ходят по земле, и кормятся молоком в детстве.
Однако впоследствии стали есть оленину, лосятину, кабанятину и т.п.
Женщины не ели мяса вообще, у них было много силы стихии земли.
Летом мясо не если. Зимой мясо ели только мужчины занимающиеся тяжелым физическим трудом. Говорят, раньше мяса лося хватало мужчинам средней деревни на всю зиму.
Предки ели также сушеное мясо и строганину.
Говядина была запрещена к употреблению в пищу. Славяне считали себя потомками Бога Велеса. А Велес является сыном Небесной Коровы Земун. Таким образом славяне мыслили себя прямыми потомками Земун, из-за чего и не ели мясо коров. Лжедмитрия 1 именно потому и умертвили, когда увидели, что он ест телятину подобно окружавшим его полякам. Ни один из князей и царей Рюриковичей никогда не ел говядину. Подробности в статье .
Курица и свинья были выведены жрецами Велеса специально для питания. Также предки употребляли мясо гуся и барана.
Сало было обязательным атрибутом пищевого рациона. При этом под словом сало, подразумевалось не только свиное, но и баранье. В пищу оно употреблялось только как добавка к горячим блюдам. Мелокорубленным или толчёным салом заправляли любую кашу.
Наши предки — славяне, да арии севера Сибири пекли и ели полезный хлеб — ржаной кислый хлеб на домашней закваске и опаре. Заморские гости в своих заметках часто отмечали данный факт, поскольку в Европе, например, ели только сладковатый белый пшеничный хлеб.
Историк 17-го века И. Болтин отмечал: «если европейцу в день хватает одного фунта пшеничного хлеба, то русскому человеку требуется минимум 2 фунта ржаного». Это касается не работающего человека, праздного. Для служивых людей или крестьян, хлеба требовалось больше.
В истории отмечены случаи, когда отсутствие чёрного, ржаного хлеба, выводило армию из боеспособного состояния.
В Крымском походе 1736 года, 55-ти тысячная армия, войдя в Крым, осталась без ржаного хлеба. Обозы с мукой завязли на малороссийском бездорожье. Служивых перевели на пшеничный хлеб, и в войсках началась повальная болезнь. Видный мемуарист Г.Х. Монштейн, будучи тогда адъютантом командующего Миниха, отмечал, что причиной тому было отсутствие чёрного хлеба.
Предки брали с собой в поездки в основном сухари и муку исключительно из ржи. Ржаную муку могли просто разводить в воде, и делать болтушку. Если накрошить туда грибы, лук и сушёной рыбы, то получалась походная калья.
Те, кто едят ржаной хлеб, в период гриппа и простуд не болеют. И кроме того, ржаной хлеб на закваске, особенно хмелевой, не плесневеет целый месяц.
Те же, кто едят хлеб на промышленных дрожжах, особенно из пшеничной муки, большей частью во время эпидемии заболевают. Потому что термофильные дрожжи ослабляют иммунную систему. Такие дрожжи специально были придуманы для уничтожения людей. Они забивают кишечник, откладываются на его стенках, где размножаются паразиты. Также указанные дрожжи могут вызывать рак и другие болезни. И такой хлеб покрывается плесенью уже через 3-5 дней.
Кстати, белый хлеб из пшеничной муки предки считали «барским», негодным для крестьянской еды. После питания таким хлебом в кишках образуется слизь, «кисель» как предки говорили. А такая слизь приводит к быстрой физической усталости и снижению иммунитета. Потому пшеничный хлеб пекли не часто — только по праздникам.
Однако, для еды все же можно порекомендовать как пророщенные зерна пшеницы, так и её зеленые ростки. Питание ими приводит к быстрому омоложению организма.
Закваску хлеба в семье передавали от мамы к дочке, состав держали в тайне.
Пекли хлеб всегда женщины, а за столом хлебом заведовал мужчина – хозяин Рода. Важно знать, что на Руси выпекали хлеб без соли.
Раньше хлеб был такой, что он как мощный энергетический продукт переливался Силой Жизни — Живой. Женщины во время выпекания обязательно призывали Богов и Предков — заряжали хлеб силой. Как говориться, хлеб-соль на стол, так и стол — престол.
Сегодня в этнодеревнях можно приобрести тур-погружение в жизнь предков. Мужчины там занимаются мужской крестьянской работой (конем, косьбой, ремеслами и т.д.), а женщины — женской работой, в том числе прядением, вышиванием и выпечкой хлеба в русской печи. Например, такой тур есть в д.Верхние Мандроги по Петербургом.
Соль была символом солнца, а ржаной каравай — земли. Потому когда гостю предлагали отведать хлеб-соль хозяев, это означало, что приезжий становился своим, символически причащался родными для хозяев землей и солнцем.
Кроме того хлеб-соль были еще и символами достатка в семье.
Предки соль употребляли в пищу, и с помощью нее также еще и лечили.
Каждую субботу во многих родах в бане делался целебный солевой массаж.
С помощью воды с солью лечили даже чуму. А во время Великой Отечественной войны солевые повязки чудеса вообще творили — лечили самые страшные раны у бойцов.
Сегодня можно есть калмыцкую Баскунчакскую и оренбургскую Соль-Илецкую соль, а также розовую гималайскую соль. Они самые полезные.
Также весьма полезно пройти лечение на соленых озерах в Соль-Илецке, Крыму и Баскунчаке, которые по многим параметрам лучше, чем знаменитое Мертвое море.
Если каждый славянин старался быть похожим на медведя, то в общине было иначе.
Родовая община-мир старалась походить на пчелиный рой и одновременно на муравейник. В этом предкам способствовало употребление в пищу и оздоровление с помощью мёда и продуктов пчеловодства.
Мёд – солнечный продукт, «жидкое солнце». Пчёлы, так же как и муравьи, резонируют с солнцем, звездами и Вселенной. Пчелиный соты из 6 ребер подобны сотовой структуре Вселенной.
В древности предки качали в лесу бортевой мёд диких пчел, а затем, приручив пчёл, стали качать уже домашний мёд из ульев.
Как мы знаем, мёдом диких пчёл весьма не прочь полакомиться и медведи.
Мёда запасали много — по 50 кг на взрослого человека на зиму как для еды, так и для медовых массажей. И почти столько же на лето.
Заготовленные летом и осенью целые спелые ягоды заливали в деревянных бочках медом. Тертые же ягоды заготавливали иначе. Вниз бочки клали целые ягоды, а сверху бочки тертые, и эту смесь под крышку заливали мёдом. В бочке залитой мёдом нет воздуха, ягоды в таких условиях не гниют, и витамины в них сохраняются. Аналогичным образом заготавливались и фрукты — их клали на дно бочки, а сверху заливали медом.
Предки также часто делали из хмеля и мёда хмельной мёд . Самым распространенным медом среди простого люда считался вареный мёд. Для его приготовления брали пчелиный мёд, разбавляли его водой и варили с хмелем, полынью или другими горькими растениями. Затем добавляли закваску, разливали по бочонкам и ставили бродить на несколько месяцев. Такой мёд считался низкого качества по сравнению с мёдом ставленным.
При приготовлении ставленного, более «дорого мёда», воды брали меньше, а для придания особого вкуса добавляли ягоды (бруснику, малину). Затем для естественного (холодного) брожения бочонок закапывали в землю на несколько лет. Средний срок выдержки составлял 10-15 лет. Известны случаи, когда в XIV в. на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки.
Приезжающие на Русь иностранцы отмечали разнообразие и превосходный вкус наших напитков на основе меда. Русские люди любили мед, разбирались в нем, и умели приготовить его так как не готовили нигде в Европе. Меды на Руси бывали вареные и ставленые, на хмелю, без хмеля, на малине, смородине, и других ягодах, крепкие алкогольные, от которых сшибает с ног, и безалкогольные для повседневного питья. И на всяких пирах мед занимал самое почетное место.
Кстати в старые времена после свадьбы молодоженам каждый день давали определенное количество хмельного мёда в течение медового месяца, чтобы они «не сгорели» от молодой любовной страсти.
Все старинные напитки не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, мёды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.
Сурья (питный мёд) — это мёд осуренный на солнце. Сурья считался у славян напитком, который очищает дух человека. Он считался даром Богов. Совокупность использовавшихся для его приготовления трав была очень разнообразна и полезна. Сурья благотворно воздействует на здоровье человека.
Сыта (сыто, сыть) это теплая вода с медом, которую предки пили до появления чая и прочих современных напитков. Именно благодаря сыти появились такие понятия как «сытость», «сытно» и, конечно же, «досыта» — знаменуя тем самым не только изобилие пищи, но хороший аппетит, являющийся признаком крепкого здоровья. Сыть в отличие от чая, не изменяет своих свойств при охлаждении и выдержке по времени, и так же хороша и в холодном виде.
Сбитень, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Сбитни разделяют на простые и заварные. Последние получают путем сбраживания сусла из мёда и патоки с различными приправами. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его обычно с калачами и пряниками по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке.
Травяные и лесные чаи — это чаи из трав и лесных растений по вкусу и пользе превосходящие китайский чай. Сейчас их часто называют фиточаи. Таких чаев было на Руси более тридцати (мята, душица, ромашка, шалфей, цикорий, листья липы, листья малины, листья смородины и другие, а также хвоя деревьев и т.д.). Вот некоторые из них.
Копорский чай — отвар из ферментированного кипрея или иван-чая. Раньше иван-чай за его мощные целебные свойства знахари называли боровым зельем. Ароматный чай, который сейчас активно возрождается, но уже делается по-другому и с новым, более приятным вкусом, чем в 19 веке. В траве иван-чай содержится от 69 до 71 микроэлементов — две трети таблицы Менделеева, 17-18 аминокислот, по содержанию витамина С он в несколько раз превосходит лимон. Это сильнейший антисептик, сильнее — нет в растительном мире.
Вересковый чай — вкусный отвар из сушеных побегов вереска придавал сил перед рабочим днем.
Чигирский чай — настой корневищ и корней бадана всегда применяли в Сибири при желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях горла и полости рта, при лихорадках и головных болях. Старые (почерневшие) листья бадана издавна употребляло в качестве чая население Сибири. Напиток действительно получается приятным, светло-золотистого цвета, с оригинальным ароматом.
Курильский чай — отвар из побегов и листьев лапчатки кустарниковой всегда был любим жителями Сибири и Дальнего востока. По вкусу его можно сравнить с зеленым чаем, но он более насыщен витаминами чем зеленый.
Квас наши предки очень любили. На основе кваса готовили самые простые летние блюда: баланды, окрошки, тюри. В деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Настоящий квас, который является продуктом молочнокислого брожения, нормализует обмен веществ, снимает усталость, регулирует пищеварение (останавливая развитие вредных микробов и бактерий), улучшает тонус организма, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему. В зависимости от его компонентов квас несет в себе множество других положительных эффектов. Мало кто знает, что тифозные и паратифозные палочки очень быстро погибают в этом напитке.
Кисель издавна являлся самым популярным сладким русским напитком. Правда, кисель имел тогда серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров. А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. После Петра 1 напиток стали изготавливать с применением картофельного крахмала.
Морсы и водицы всегда готовятся на основе ягодного сока, в различных пропорциях смешанный с водой. Известно, что сок из натуральных ягод на вкус очень кислый. Чтобы продукт пришёлся всем по душе придется разводить его водой или добавлять сахар, что изменяет первоначальный полезный витаминно-минеральный состав. Наши предки нашли решение этой проблемы. Славяне стали изготавливать из лесных ягод морс, в который для сладости добавляли натуральный мёд.
Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.
В народной медицине морс используют не в охлажденном виде, тогда сладко-кислый напиток поможет укрепить иммунитет. Витамины группы В, Е, РР, А, фолиевая кислота и витамин С, а так же повышенное содержание калия, кальция, железа и фосфора в химическом составе, пожалуй вот главная польза морса для человеческого организма. Самыми полезными признают морсы из ягод дикорастущей брусники или клюквы: брусника укрепляет здоровье, а клюква помогает при простудных заболеваниях. Морсы из ежевики или черники помогут тем, кто страдает от проблем с пищеварительной системой.
Что отличительно, при приготовлении морса на основе нескольких видов ягод увеличивается лишь энергетическая ценность, а не калорийность морса.
Рецепты напитков можно взять здесь
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ И КУРИНЫЕ ЯЙЦА
Молочные продукты одни роды хранителей не кушают. Другие роды в детстве и юности едят, а в 20-30 лет перестают. Дело в том, что сыр, брынза, творог, белок яйца хорошо склеивают сосуды мозга.
Из молочной продукции точно кушать весьма полезно настоящие деревенские сливки (сметану) домашнего приготовления — это чистый животный жир.
Яичный белок, кстати, раньше добавлялся в раствор при строительстве каменных крепостей и кирпичных зданий, и через 10 лет стена становилась монолитом.
Легкий алкоголь в жизни предков присутствовал, но в строго предписанном качестве и количестве.
По преданию легкое вино из винограда научили предков на Русском Севере делать ещё выходцы из Арктиды-Гипербореи. Предок по имени Квасура научил делать предков некрепкий хмельной мёд – хмельную медовую брагу, настоянную под солнцем на травах.
Крепкие спиртные напитки предки никогда не употребляли. Ни бренди (коньяк, арманьяк и т.д.), ни виски, ни водку, ни ром, ни ликер, ни портвейн, ни крепкие плодово-ягодные наливки – это все изобретения последнего тысячелетия. Такие напитки в больших количествах ввергают человека в морок, а это никогда не поощрялось, и даже прямо запрещалось.
Некрепкие виноградное вино и хмельной мёд употреблялись исключительно на коллективных обрядах: свадьбах (веселье), календарных колоходных обрядах (Ярило, Купало, Радогощь, Коляда), похоронах, тризнах, а также на княжеских и царских пирах и т.д. Вино и мёд при этом часто разбавлялись водой. Запрещалось пить в одиночестве.
Знахарка Арина Никитина пишет: «Пили на Руси не так и много, исключительно по праздникам. Напитками были медовуха, пиво, брага. Крепость таких напитков не выше 10 градусов. Да и пили как: передавая чарку из рук в руки, то есть, один человек делал один-два глотка. Напиться в таких условиях, как понимаете, невозможно. Кроме того, еще с языческих времён Руси и вплоть до правления Иоанна Грозного, передавалось среди староверов, а затем и первых христиан правило, что употребить круговую чару мёда хмельного (137 гр.) мог только тот, кто родил земной круг детей и более (8 человек). У староверов — сварожий круг — 16 детей. И то, при условии, что старшему сыну есть уже 14-16 лет, т.к. даже слабенький мёд есть «испытание Мары» на «крепость духа», которые приходит в течение минимум 40 дней.»
Иван Прыжов, автор «Истории кабаков в России», писал в XIX в., что в домосковской Руси не было пьянства, как общественного порока. Питье мёда, пива и вина на мирских и городских праздниках, а также в корчмах, призвано было веселить и радовать людей. Народ своею жизнью воплощал знаменитые слова князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не может без того быти».
По сути своей распитие хмельного меда, ячменного пива и виноградного вина представляло собой в числе прочего и общественную психотерапию. Во время которой знакомились, улучшали свои отношения, снимали напряжение и т.д. На пиру или календарном обряде братина (круговая чаша) примиряла даже враждующие стороны.
Кроме того тосты или по-нашему здравицы на пиру помогали совместно создавать светлое будущее как родовой общины, так и народа, и даже державы. Именно это и делали князья и цари на пирах с боярами и дворянами. Это очень старый обычай, и он имеет звездные корни.
Вот знания, которые мне передал об алкоголе один из моих учителей-волхвов. Он сказал: « Главное, чтобы все было в меру. Алкоголь тоже можно применять, если знать как и в каких целях.»
Водка сжигает сильные чувства и расслабляет, но вводит в морок, настраивает на нижние темные миры. Перед употреблением водки надо съесть жирную пищу, лучше всего борщ и сало. До революции представители дворянства, офицерства и купечества часто в обед употребляли 50 мл водки «для здоровья». Гвардейцы пили 100 мл «тычок».
2. Коньяк возбуждает. Чтобы лучше усваивался, надо заедать лимоном. Зимой лучшее лечение – рюмку 50 мл коньяка с горячим чаем внутрь, а водкой растереть туловище снаружи. Порошковый коньяк пить нельзя, вреден. Самый лучший коньяк — Коктебельский.
3. Сухое вино помогает быстро расщеплять жареное мясо. Жареное мясо лучше есть с зеленью, и запивать сухим вином. Женщинам употребление сухого вина помогает сжигать лишний жир.
4. Шампанское быстро возбуждает. У женщин напиток проявляет чувственность. У мужчин ослабляет любовное желание.
5. Крепленое вино затуманивает сознание. Пить нельзя.
6. Заводское пиво затуманивает сознание, закрывает Уд – детородную силу. Живот у мужчин растет. Пить нельзя.
Раньше осенью после сбора урожая 14 дней мужчины-землепашцы пили домашнее некрепкое пиво. Так шло расслабление мужского организма после летнего напряженного труда, и перестройка на размерянный зимний ритм жизни.
До революции в крестьянских общинах шла настоящая война с алкоголиками. Если крестьянин начинал часто сильно напиваться, то сначала его родичи били палками, если не доходило, то на крестьянском сходе изгоняли из мирской общины.
Кстати в середине 19 века даже были антиалкогольные войны с правительственными войсками. Многие крестьянские общины требовали запретить продажу водки в трактирах.
Известно, что Иосиф Виссарионович Сталин, будучи посвященным волхвом Чердынцевым в Северную традицию, относился к алкоголю как к средству, которое способно при соблюдении меры лечить людей, а также укреплять круг высших государственных и партийных руководителей.
Маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич в своей книге мемуаров «Дальняя бомбардировочная» рассказал о двух случаях, когда Сталин показал свое мудрое отношение к употреблению алкоголя в жизни.
Во время войны маршал А. Голованов работал почти круглосуточно, спал не более двух часов. В результате серьезно пошатнулось здоровье, разрушилась нервная система. От спазмов в организме случались приступы, и летчик падал. Однажды такое случилось прямо в кабинете Сталина. Верховный моментально влил ему в рот из стакана водки. А когда Голованов пришел в себя, Сталин посоветовал: «Я знаю, вы человек непьющий. Но заведите у себя на работе и дома водки. Когда почувствуете себя плохо, налейте и выпейте. Я думаю, что это должно вам помочь. О результатах доложите». Через две недели Верховный позвонил сам и поинтересовался здоровьем. «Товарищ Сталин, приступы перестали быть ежедневными, дышать становится легче. Врачи не смогли ничего сделать, а вот простая водка справилась». На что Сталин сказал: «Имейте в виду, что водка будет вам помогать до тех пор, пока будете пользоваться ею как лекарством. Если вы начнете пить водку, то можете поставить крест на своем лечении. Я хочу предупредить вас об этой возможной опасности.» Впоследствии маршал Голованов навсегда избавился от приступов, и перестал пить водку.
В августе 1942 г. в Москву прибыл Черчилль. На вечернем приеме в Кремле присутствовали чуть более 10 человек. Последовали тосты, и между Черчиллем и Сталиным возникло как бы негласное соревнование, кто больше выпьет. Оба подливали друг другу в рюмки то коньяк, то вино. Присутствовавший маршал А. Голованов стал при этом часто и с опаской посматривать на Сталина. Потом, когда Черчилля под руки вынесли с банкета, Сталин подошел к маршалу и добрым хорошим голосом сказал: «Не бойся, Россию я не пропью. А вот Черчилль будет завтра метаться, когда ему скажут, что он тут наболтал. » Немного подумав, Сталин продолжил: «Когда делаются большие государственные дела, любой напиток должен казаться тебе водой, и ты всегда будешь на высоте. Всего хорошего.» — И он твердой, неторопливой походкой вышел из комнаты.
Пусть Ваш Род Здравствует и Процветает в веках iii
Лазарев С.В.
Образовательный клуб «Земун»
Источник