Что делать тем, кто не может соблюдать пост в месяц Рамадан?
Скоро наступает благословенный месяц Рамадан – время, когда мусульмане соблюдают пост, совершают намаз-таравих и другие поклонения. В этот месяц каждый верующий старается совершить как можно больше благих дел, чтобы получить больше вознаграждения.
Тем не менее, основным и самым высоко вознаграждаемым поклонением в месяце Рамадан остаётся соблюдение обязательного поста. Однако даже при сильном желании не все верующие могут соблюдать этот пост. Для этого могут быть различные причины, такие как болезнь, старость, тяжёлая работа, но при этом эти люди тоже желают удостоиться высокого вознаграждения в месяце Рамадан. Нет никаких причин для расстройства, они получат свою награду.
Даже если такие люди не смогут получить вознаграждение за пост, они смогут удостоиться вознаграждения за своё намерение и за выплаченную фидью. Ведь в месяце Рамадан врата милости открываются и для тех, кто по состоянию здоровья или по иным причинам не может соблюдать пост.
Человеку записывается такая же награда, как за совершение благого деяния, которое он обычно совершает, будучи здоровым, если он в результате болезни или во время путешествия лишается возможности его совершения.
От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً
«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Имам Ахмад, 4/410; Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)
Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни, комментируя этот хадис, пишет:
«Получение такого вознаграждения касается только человека, который совершал поклонения, и теперь столкнулся с препятствием для их совершения, если он имеет намерение и в дальнейшем совершать эти поклонения, если ему не помешают эти препятствия, как об этом ясно говорится в хадисе, который приводит Абу Давуд». («Фатх Аль-Бари», 2/136)
Если тот или иной человек по уважительной причине не может соблюдать обязательный пост в месяце Рамадан, и он ранее, будучи здоровым, соблюдал пост, есть большая надежда на Всевышнего Аллаха, что ему и теперь запишется награда, как за соблюдение полноценного поста.
Также от ‘Атаъ ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что до него дошло, что Пророк ﷺ сказал:
إذا مَرِضَ العَبْدُ قال الله لِلكِرامِ الكاتبِينَ اكْتُبُوا لِعَبْدِي مِثْلَ الَّذِي كانَ يعْمَلُ حَتَّى أَقْبِضَهُ أوْ أُعافِيَهُ
«Когда раб Аллаха заболевает, Аллах говорит благородным писцам (ангелам, которые записывают то, что делают люди): «Запишите для моего раба подобное тому, что он совершал, будучи здоровым, пока я не умерщвлю его или не исцелю»». (Ибн Абу Шайба, 10917)
В другой версии этого хадиса, который передаёт имам Ахмад от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا كَانَ عَلَى طَرِيقَةٍ حَسَنَةٍ مِنَ الْعِبَادَةِ، ثُمَّ مَرِضَ، قِيلَ لِلْمَلَكِ الْمُوَكَّلِ بِهِ: اكْتُبْ لَهُ مِثْلَ عَمَلِهِ إِذَا كَانَ طَلِيقًا، حَتَّى أُطْلِقَهُ، أَوْ أَكْفِتَهُ إِلَيَّ
«Поистине, когда мой раб, который идёт по хорошему пути, совершая благие деяния и поклонения, заболеет, то ангелам, уполномоченным записывать его деяния, дается указание, чтобы они записали ему вознаграждение, подобное тому, которое он получал за свои деяния, которые он совершал ранее, до тех пор, пока Всевышний Аллах не исцелит его или пока он не умрёт». (Имам Ахмад, 6895)
Поэтому каждый верующий должен пользоваться своим здоровьем до того, как заболеет. Также молодым следует пользоваться своей молодостью, пока они не постарели.
Всевышний даровал своим рабам две милости, которыми многие обманываются: здоровье и свободное время. Многие обманываются этими дарами Всевышнего, предполагая, что они даны им навечно.
Если человек, будучи здоровым, совершал благодеяния и не тратил время зря, то когда он заболеет и не сможет совершать эти благодеяния, ему запишется награда, подобная той, что он получал за то, что совершал, будучи здоровым. В противном случае он останется ни с чем.
Следовательно, и люди, которые будучи молодыми и здоровыми соблюдали пост и не тратили своё время зря, не окажутся за рамками милости Всевышнего, так как она охватывает абсолютно всех.
Поэтому в нашей религии предусмотрены послабления для тех, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать пост в Рамадан, чтобы и они могли получить вознаграждение за пост.
Если человек действительно настолько болен, что ему нельзя поститься, он может не соблюдать пост до полного выздоровления, а после завершения Рамадана он выплатить фидью, если у него нет надежды на исцеление.
Фидья – это искупление за пропущенный пост: за каждый пропущенный день – по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха.
Если человек, выплачивающий фидью, в дальнейшем не исцелится и не обретёт здоровье, то благодаря выплаченной фидье он будет считаться выполнившим обязанность Рамадана, и долг соблюдения поста будет снят с него.
Если же человек, который пропустил пост в месяце Рамадан по причине болезни и на исцеление которого есть надежда, излечится от недуга, препятствовавшего соблюдению поста, то он должен будет возместить каждый пропущенный день поста.
Поэтому тому, кто по болезни и другим уважительным причинам не сможет поститься в Рамадане, не стоит расстраиваться. ИншааЛлах, по милости Всевышнего он получит вознаграждение за своё намерение и старание.
Однако больному, которому его болезнь не мешает соблюдать пост, не разрешается бросать пост, ссылаясь на свой недуг. Такое поведение, наоборот, вызывает на человека гнев Всевышнего.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Болезни и пост. Кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан
Рамадан – Священный месяц для мусульман. Именно в этот месяц Всевышний Создатель ниспослал первые аяты Благородного Корана. В Рамадан мусульмане соблюдают обязательный пост, который призван напомнить людям о всемогуществе Аллаха, показать, насколько тяжело нуждающимся людям, а также призвать к духовной нравственности и очищению.
Во время обязательного поста в Рамадан мусульмане всего мира воздерживаются в светлое время суток от еды и питья.
Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 15—18 часов, — серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.
Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.
Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост. Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего, а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.
Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.
Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, — опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.
Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан. Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать — поститься однозначно запрещено.
Практически все болезни почек
Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность — серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение, если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии — когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.
Болезни печени и желчного пузыря
Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет — не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае — вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.
Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении — не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья — для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.
Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание — то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.
Хронические болезни сердечно-сосудистой системы
Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.
Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.
Плохое самочувствие и обострение заболеваний — не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни — хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.
Конечно же, эта статья — не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз. Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается — голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.
Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост — это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении — вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.
Источник