Школа — это здоровье.
статья по физкультуре по теме
Здоровье школьников — одна из главных ценностей, которую мы обязаны сохранить. Каким образом это сделать? Об этом автор размышляет в своей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_-_eto_zdorove.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА – ЭТО ЗДОРОВЬЕ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Духовницкое»
Духовницкого района Саратовской области
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учёбе в учреждениях профессионального образования, к занятиям любимым делом.
Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей степени ослаблены у учащегося. Навыки, приобретённые на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.
Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни, учащихся, их родителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растёт ребёнок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов образовательного учреждения.
В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Таким образом, программа «Школа – территория здоровья», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
В нашей школе в течение года проходит большое количество мероприятий,укрепляющих здоровье детей и формирующих положительное отношение к здоровому образу жизни.Зимой на свежем воздухе проходят занятия по лыжной подготовке , лыжные гонки , соревнования и пробеги. Весной и осенью на школьной спортивной площадке проходят не только уроки физкультуры, но и Дни здоровья, веселые старты, подвижные игры, соревнования по футболу и различные подвижные игры. В школе работает секция баскетбол (руководитель Еферина Г.Н.).
Старшеклассники и выпускники приходят по вечерам в школу, чтобы позаниматься в тренажерном зале, поиграть в настольный теннис , волейбол , баскетбол и футбол . Администрация школы делает все возможное для того , чтобы максимально использовать возможности школы для физического развития не только учащихся , но и молодежи поселка. Конечно, особое внимание мы сегодня уделяем молодежи , потому что от того , как заложены основы здорового образа жизни в молодом возрасте , зависит дальнейшая судьба и продолжительность жизни каждого человека.
В нашей школе уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной работе, профилактикевредных привычек . Стали уже традиционными ежемесячные муниципальные спортивные соревнования. Игра «Зарница», походы по родному краю, беседы и вечера, посвященные профилактике курения, алкоголя и наркомании.Кроме занятий спортом есть масса других увлечений: музыка, книги, животные, работа на пришкольном участке (посадка деревьев, прополка и полив), походы.
Планируется провести интеллектуальную игру Брейн-ринг на тему «В здоровом теле – здоровый дух».Цель данного мероприятия — привлечение внимания школьников к здоровому образу жизни.
Не только в старшей, но и в начальной школе проходят беседы , классные часы по разделам «Уроки мойдодыра», «Уроки Знайка», «Воспитай себя», «Уроки этикета»
В течение года неоднократно проводятся шахматные турниры; дети нашей школы неизменно занимают призовые места на муниципальном уровне и в области.
В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
— урок физкультуры;
— занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
— спортивные праздники;
— соревнования по различным видам спорта;
— туристические походы, экскурсии;
— «Дни здоровья»;
— спортивные викторины;
— теоретические занятия, беседы, семинары;
— занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
— тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
— наглядная агитация.
Для реализации программы «Школа – территория здоровья» ежегодно планируется ряд
мероприятий:
1.Оценка физического развития школьников (первичная оценка) – в начале учебного года,мониторинг – в течение учебного года.
2.Распределение учащихся по группам здоровья (первичное распределение) – в начале учебного года,мониторинг – в течение всего учебного года.
3.Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся.
4.Разработка методик профилактики табакокурения,алкоголизма,наркозависимости- в течение учебного года на классных часах, например, «Культура наших потребностей», «Воля и ее развитие», «Алкоголизм и его социальные потребности», «Учитесь говорить «нет»!
5.Проведение спортивных праздников (проводит учителя физкультуры),военно полевые сборы(проводят учителя ОБЖ),дни здоровья (проводят учителя физкультуры с классными руководителями).
6.Беседа инспектора пожарной части о правилах противопожарной безопасности,просматриваются видеофильмы «Безопасность на дорогах»
7.Проводятся конкурсы на лучший плакат: 17 ноября-день отказа от курения, 1 декабря — день борьбы со СПИДом.
8.Организуется работы детского оздоровительного лагеря.
9.Организуется спортивно-массовую работу по параллелям.
10.Проводится мониторинг пропуска занятий учащимися по болезни в течение всего учебного года.
11.Организация обеспечения детей горячими завтраками ,обедами в течение года.
12.Проводится большая работа с педколлективом:создание и поддержание условий комфортной работы,охраны труда работников школы.
13.Работа с родителями проводим в виде родительских собраний, индивидуальных бесед с включением в план родительского всеобуча вопросов по пропаганде здорового образа жизни в течение года.Проводятся совместные мероприятия (праздники,соревнования и т.д.) для детей и родителей.
Так как, по данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы заметны негативные тенденции, включающие значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-20%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (более чем у 50-60% школьников), то на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, создание здоровьесберегающих условий обучения.
Важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования, предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в ОУ условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшения организации питания учащихся, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека» — утверждает Н.А. Семашко. Разработка и успешная реализация комплексно-целевой программы «Школа – территория здоровья» направлена на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья, формирующей в сознании участников образовательного процесса значимые ценности: «здоровье» и «здоровый образ жизни», обеспечивающей высокий потенциал творческого развития каждого участника образовательного процесса через создание ситуаций успеха в различных видах деятельности. Для реализации программы необходимо создание благоприятных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих условий. Так материально-техническое оснащение нашей школы и условия обучения соответствуют нормам СанПин. Классные кабинеты полностью обеспечены ростомерной мебелью, соблюдаются требования ее расстановки, ученики занимают места согласно рекомендациям врача. В каждом кабинете располагается фито-уголок, позволяющий поддерживать естественный микроклимат.
В школе строго соблюдается питьевой режим: Школьная столовая рассчитана на 120 посадочных мест. Для проведения полноценных завтраков и обедов созданы 20 минутные перемены. Неотъемлемой частью урока являются физкультминутки, которые учителя проводят не только традиционно, но и активно используют возможности ИКТ. Уроки физической культуры проводятся по подгруппам с учетом группы здоровья учащихся.
Сегодня большие возможности открывает дистанционно-просветительская работа с родителями через сайт школы.
Вся выше перечисленная работа по реализации программы «Школа — территория здоровья» направлена на сохранение здоровья учащихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Результат нашей работы – это стабильная, положительная динамика состояния здоровья учащихся.
Источник
Что дает школа своим ученикам?
Когда школа создает программу развития и пишет концепцию учебно-воспитательной работы, она, конечно же, думает над «моделью выпускника». Эта модель – представление о том, что дает (или хочет дать) школа ученикам. То что это осуществляется, нет никаких сомнений, поскольку, как давно известно, выпускники разных учебных заведений отличаются друг от друга. И не только по объему полученных знаний, но и по другим своим качествам. В статье хотелось бы порассуждать над результатами того, что получилось после наших опросов, которые проводились среди учеников трех таганрогских школ на протяжении ряда лет.
Что делает школа, по ощущениям учеников?
Почему «по ощущениям»? Это, по нашему предположению, может показать истинную интенсивность тех усилий, которые предпринимает школа по тем необходимым направлениям работы, которые от нее ждет социум.
Итак, перед нами результаты трех школ (см. табл. 1). Безусловно, что все они выполняют свою прямую функцию – учат. При этом школы А и Б еще и развивают способности, что дает основание говорить об успешном применении развивающих приемов или личностно ориентированных технологий обучения. Во всяком случае, о том, что в этих ОУ личность и интересы ученика являются не пустым звуком, можно говорить наверняка. Тогда как в школе В в первую очередь происходит обучение и воспитание. Так как воспитание часто продолжает пониматься взрослыми как «наставление на путь истинный» неразумных детей, то можно сказать, что данная школа в большей степени осуществляет авторитарный метод взаимодействия со своими учащимися. Хотя с другой стороны, если не касаться методов и приемов воспитания, в этой школе учащиеся чувствуют работу учителей, осуществляемую в данном направлении. А значит, деятельность классных руководителей со своим классом проходит в достаточном объеме.
Что делает школа
Школа А (2006–2007)
Школа Б (2006–2007)
Школа В (2004–2005)
Воспитывает
Развивает способности
Раскрывает таланты
Как хотелось бы, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать и пестовать таланты, оказавшиеся в ее стенах. К сожалению, в настоящее время она еще только делает по-настоящему реальные шаги, чтобы воспринять ученика как субъекта обучения, ведь сейчас все еще очень много правил диктуется извне, и они отнюдь не способствуют осуществлению по-настоящему индивидуального подхода при обучении. И все же, если школа ставит своей целью раскрыть не только предметные способности, но и личностную индивидуальность своих учеников, если стремится в организации своей воспитательной работы задействовать разнообразные таланты школьников, то это становится заметно всем (школа Б раскрывает таланты больше, чем другие). Причем разглядеть дарование можно преимущественно во внеклассной, внеучебной деятельности, когда ребенок может реализовать все свои умения, не востребованные в учебной деятельности. Тогда на вопрос: «Какие твои качества никогда не проявляются в школе?» – не прозвучат ответы: талант, творчество, художественные, вокальные способности, общительность, умение готовить мероприятия, юмор, артистизм, педагогические наклонности, вкус и т.д. Так хочется, чтобы в стенах школы (в которых, кстати, скоро наши дети будут проводить 12 лет своей жизни!) способности и таланты замечались умными взрослыми и находили свое развитие и сферу применения! К сожалению, сейчас именно творческие способности являются наименее развиваемыми в стенах массовой школы.
Кстати, при проведении нами теста Торренса, который определяет степень развития творческого мышления, некоторые факты натолкнули на мысль, что для школы главным являются скоростные показатели мышления, и на их развитие так или иначе направлена вся работа учителя. Создается впечатление, будто главный лозунг школы: «Сделай это максимально быстро!», и главное – результат, а не качество этого результата. Все это делает в условиях современной модели обучения проявление истинного творчества затруднительным (когда вынашивается и доводится до совершенства одна идея или проблема – что по тесту Торренса оценивается как «проработка деталей» – один из показателей развитого творческого мышления). Отсюда и общее снижение качества творческого мышления (дети относятся к творчеству недоверчиво и небрежно). Необходимость быстрого исполнения предложенных заданий подрывает и такую основу «качественного» мышления как эстетическая сторона оформления результатов. Ученики теряют потребность в прекрасном и качественном выражении конечного результата своего собственного труда. Отсюда, почти по К. Марксу, происходит процесс отчуждения продукта от субъекта. Если субъект не уважает свой труд, он не имеет желания и трудиться. По сути, должно быть удовольствие от того, «что я сделал». Этим должны любоваться и окружающие. Только в таком контексте мы сможем сформировать потребность у ребенка трудиться и делать это максимально качественно.
По мнению же детей, принявших участие в опросе, школа, развивая их интеллект (умение думать, анализировать, логическое мышление), не задействует в полной мере творческие способности (см. табл. 2).
Обучение
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.)
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.)
+ Интеллект (умение думать, размышлять, ставить и решать проблему и т.д.);
+ Кругозор
– Творческие способности
– Творческие способности
– Творческие способности
Воспитание
+ Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
+ Умение правильно общаться, быть вежливым, тактичным (практика)
+ Умение понимать культуру общества
и всего человечества (общекультурные ценности) (теория)
– Умение понимать культуру общества
и всего человечества (общекультурные ценности) (теория)
– Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
– Умение вести себя в обществе социально приемлемым способом, не нарушая общепринятых правил поведения (этикет)
Адаптация в обществе
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию;
+ Умение ориентироваться в мире профессий
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию
+ Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию
– Умение приспособиться к жизни вне школы
– Знание правил и законов взрослой жизни
– Умение ориентироваться в мире профессий