Меню

Что делает школа для здоровья детей

Роль школы в сохранении здоровья детей
статья на тему

Ребенок проводит в школу 70 % своего времени. Поэтому школа должна взять на себя ответственность за сохранение физического, психологического и духовного здоровья детей. Статья раскрывает дидактические принципы и методы здоровьесбережения ребенка в образовательном процессе.

Скачать:

Вложение Размер
rol_shkoly_v_sohranenii_zdorovya_detey_statya.docx 18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школы в сохранении здоровья детей

Ребенок большую часть активного времени суток проводит в школе. Поэтому школа должна взять на себя управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей. Первостепенное значение, наряду с выполнением САН-ПИНов, имеют здоровьесберегающие технологии, на основе которых строится взаимодействие между учителем и учениками.

Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. 50% здоровья определяет психологическое состояние человека. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость детской психики делают их уязвимыми под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия. Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:

  • Авторитарность педагога;
  • Пассивность восприятия знаний;
  • Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
  • Перегрузка учебного материала;
  • Неуспешность;
  • Отсутствие индивидуального подхода;
  • Несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся.

Повышенная утомляемость, неразвитость моторики, недостаточность речевого развития и зрительного восприятия, двигательная расторможенность, дефицит внимания, слабая эмоциональная устойчивость не позволяют современным ученикам достичь планируемых результатов обучения.

Дидактические принципы, устраняющие негативные факторы влияния на здоровье детей:

  • Деятельностный метод обучения исключает пассивное восприятие знаний;
  • Связь учебного процесса с жизнью, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся;
  • Разноуровневое обучение обеспечивает адекватную нагрузку на каждого ребенка, дает возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории;
  • Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
  • Возможность выбора учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
  • Создание ситуации успеха;
  • Формирование интереса к обучению через творчество.

Основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классах проводятся в режиме динамических пауз — физкультминутками, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;

-смена видов деятельности;

-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;

-выполнение рекомендаций медицинских работников;

-поддержание экологического пространства класса;

— эмоциональные разрядки – шутки, мини-игры,занимательный материал в учебном процессе.

И еще одна здоровьесберегающиая технология общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.

Таким образом, задача учителя — не просто провести урок в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

Источник

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Концепция модели «Школы здоровья»

Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов.
В школе № 404 ВАО г. Москвы основой разработки собственной теоретической модели «Школы здоровья» стала комплексно-целевая программа «Здоровье», определившая стратегию работы школы в решении задачи обеспечения выпускника школы высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.

Главные цели программы:

– организация деятельности школы, направленной на поддержание и улучшение состояния здоровья детей и подростков в условиях мегаполиса,
— активное противодействие факторам, влияющих на серьезное ухудшение здоровья детей и подростков в их школьный период жизни,
— создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха в жизни.

При разработке модели «школы здоровья» определена идеология школы — «От здоровой школы к здоровой семье». Основополагающие идеи организации деятельности «Школы Здоровья»:

Принципы: толерантность, ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих), индивидуальность, демократия, равенство, доверие и компетентное действие, взаимодействие.

Цель: Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье.

Задачи:

— Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
— Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Организовать консолидированное сообщество школы, семьи и различных ведомств округа для создания здоровой среды пребывания детей и подростков в школе, микрорайоне.

«Школа здоровья» в условиях мегаполиса ограждает ребенка от негативного воздействия на «Здоровый социум», соблазнов большого города, уменьшает опасность девиантного поведения, становится заслоном влиянию негативных факторов среды, учит самостоятельности в противостоянии: «Сделай свой выбор», учит выстроить стратегию выживания в среде. Способствует выработке « иммунитета» к негативным действиям среды мегаполиса, основанного на вооружении ребенка знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни, безопасного поведения, активного включения детей в творческую деятельность по формированию здоровой, дружественной, безопасной среды. Деятельность «Школы здоровья» в условиях мегаполиса увеличивает возможности ребенка в формировании собственной стратегии поведения, активной позиции, основанных на культуре здоровья и здорового образа жизни за счет постоянного расширения «Здорового социума» с учетом возможностей мегаполиса — центра науки, культуры, спорта, политического центра, постоянно привлекая новых партнеров-единомышленников, дополнительных ресурсов с учетом потенциала города. «Школа здоровья» при правильно организованном взаимодействии лечебно – профилактических и других учреждений — «Здорового социума» с педагогическим коллективом становится важным звеном в государственной системе сохранения и укрепления здоровья населения.

Выпускник «Школы Здоровья» — гражданин общества, ориентирующийся на общечеловеческие ценности, личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальности, нравственной, духовной, физической культуры, обладающая потребностью в здоровом образе жизни, человек, осознающий себя частью природы и стремящийся к ее сохранению, уважающий себя, осознающий свою ценность, ценность своего здоровья, признающего ценность другой личности, ее здоровья, способный отдать правильное предпочтение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом за сохранение собственного здоровья, здоровья нации.

Школьное образование, в основе которого лежит формирование ценности культуры здоровья и здорового образа жизни, формирует у учащихся умения:

— извлекать пользу из приобретенного опыта по формированию культуры здоровья,
— организовывать взаимосвязь своих знаний и навыков здорового образа жизни,
— уметь решать проблемы сохранения и укрепления собственного здоровья,
— нести личную ответственность за собственное здоровье,
— учитывать, распределять, повышать ресурсы своего здоровья,
— организовывать свои собственные приемы обучения по формированию культуры здоровья,
— уметь противостоять факторам риска, негативным средовым факторам,
— принимать позицию пропагандиста здорового образа жизни,
— правильно оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
— улаживать разногласия и конфликты,
— уметь оказывать экстренную помощь,
— уметь организовывать свою деятельность с наименьшими потерями здоровья,
— быть солидарным со всеми заинтересованными в формировании культуры здоровья населения, нации,
— уметь находить новые, верные решения в вопросах сохранения здоровья,
— искать корни здоровья в семье, ее укладе, образе жизни родителей,
— осознавать и принимать семью как главный фактор воспитания здорового поколения, передачи культурных ценностей, сохранения нации, ее биологического и социального генофонда.

Вооружение учащихся «Школы здоровья» знаниями, умениями и навыками сохранения, укрепления, формирования здоровья осуществляется через реализацию целей:

— Создать систему непрерывного образования культуры здоровья, здорового образа жизни.
— Создавать экологически оптимальные условия для благоприятного роста и развития детей в ОУ.
— Внедрить мониторинговую систему состояния здоровья учащихся как основного показателя результативности педагогического процесса.
— Создать систему оздоровительных и профилактических мероприятий по предупреждению заболеваемости, функциональных нарушений школьников, в особенности характерных данному району мегаполиса.
— Формировать у обучающихся мотивацию на здоровье.
— Вырабатывать у школьников стратегию поведения как стремление быть ответственным за свое здоровье.
— Обучать учащихся навыкам саморегуляции, укрепления собственного здоровья.
— Формировать здоровый образ жизни подрастающего поколения, направленного на привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижения поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
— Формировать у школьников здоровый жизненный стиль, препятствующий употреблению наркотиков и других ПАВ.
— Вооружить учащихся технологиями безопасности жизнедеятельности, обучить навыкам оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях.
— Способствовать развитию фундаментальных основ семьи, основанных на сохранении и укреплении здоровья.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Быть инициатором, координировать совместные программы укрепления здоровья школы и социума.
— Преобразовать ОУ в методический центр по здоровье сберегающим технологиям.
— Создать систему комплексной педагогической, психологической и социальной помощи ребенку

Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения школьником систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.

ПЛАН РАБОТЫ «Школы Здоровья».

Учебно – воспитательная работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Организация ступенчатого режима повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям Сентябрь-ноябрь
2 Валеологический анализ расписания уроков Сентябрь, январь
3 Организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму у учащихся разных возрастов В течение года
4 Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. В течение года
5 Контроль за выполнением норм самообслуживания. В течение года
6 Контроль за правильным использованием ТСО В течение года
7 Повышение валеологической грамотности педагогов Декабрь
8 Структурирование учебных программ на основе валеологический принципов май

2. Диагностическая работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Создание «Паспорта здоровья» Ноябрь
2 Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки В течение года
3 Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. Сентябрь – май
4 Медико – психологический мониторинг учащихся В течение года

3. Профилактическая и коррекционная работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Плановое проведение медицинского осмотра В течение года
2 Формирование , сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов В течение года
3 Мониторинг санитарного состояния учебных помещений. В течение года
4 Проведение плановой диспансеризации учащихся. По графику детской поликлиники №21
5 Контроль пищевого режима В течение года
6 Контроль за состоянием учебной мебели В течение года
7 Ознакомление педколлектива с итогами медицинских осмотров Январь, май
8 Проведение заседаний ПМПк По графику

4. Научно – методическая работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Обеспечение научно – методической литературой по валеологии педагогов Сентябрь октябрь
2 Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины в практику образовательного процесса. В течение года
3 Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. В течение года

5. Информационно – просветительская работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Использование различных форм пропаганды здорового образа жизни: лекции, праздники, Дни Здоровья В течение года
2 Использование наглядной агитации: выпуск газет, оформление уголков здоровья, школьного стенда В течение года

Формы работы:

В массовой практике школ наиболее активно используются четыре формы работы с семьёй, общественностью:
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ: анкетирование, диагностика, дискуссии, консультации специалистов, диспут, круглые столы, конференции, вечера вопросов — ответов.
2. ТРАДИЦИОННЫЕ: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общественные), праздники, совместные состязания, творческие конкурсы,
Дни открытых дверей.
3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ: использование СМИ, организация родительского всеобуча; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенды и уголки для родителей.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ: создание Попечительского совета, родительского комитета, школ родительской общественности. Родители как равноправные субъекты образования имеют право участвовать не только в формулировании
образовательного заказа школе, но и в его исполнении, а также в контроле за безопасностью педагогических инноваций.

Приёмы работы:

— защитно-профилактические (личная гигиена, гигиена обучения);
— компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная, пальчиковая и др. гимнастики, ЛФК, массаж, самомассаж, тренинг);
— стимулирующие (физические нагрузки, психотерапия, физиотерапия и др.)
— информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)

Ожидаемый результат

1. Создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;
2. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности.
3. Обеспечение необходимого температурного режима, правильного освещения классных комнат.
4. Улучшение состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей.
5. Активизация физической культуры учащихся.
6. 100% охват горячим питанием учащихся.
7. Вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.
8. Привлечение родителей по программе «Здоровье школьника».

Источник

Читайте также:  Что у антона со здоровьем
Adblock
detector