Меню

Что дает пост для здоровья

Пост и телесное здоровье

Отрывок из книги «Православный пост», изданной Сретенским монастырем в 2005 г.

Православный пост. Сретенский монастырь, 2005 г. Переплет – мягкий, 96 с.

Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем, как уже говорилось, «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Согласно 69-му Правилу Апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья».

В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.

Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарство. «Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи.

Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), – сказал и Сам Спаситель, что применительно к посту означает: «пост для человека, а не человек для поста».

Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, – то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, – то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух.

Бывает, что люди не постятся, слушая то, что внушает им лукавый: «Вы заболеете, произойдет истощение организма, особенно сейчас, при недостатке витаминов, при ослаблении сил». Враг всевает такой ложный страх, а причина этого – наше маловерие. Из «Житий святых» мы знаем, что подвижники питались пищей самой скудной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это, «святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу, – пишет преподобный Серафим Саровский. – Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Так, например, преподобные Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Сергий Радонежский – 78 лет, Кирилл Белозерский – 90 лет, Макарий Желтоводский – 95 лет… Как видно, строгие посты и умерщвление плоти не сокращают жизнь человека.

Читайте также:  Чтения по проблемам здоровья

«Удивительная вещь, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, – облагоухали свои тела».

То, что пост вреден, могут говорить только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, по личному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и телу, а главное – делу спасения.

Источник

Чем полезен пост для организма?

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Соблюдайте пост, и вы приобретёте здоровье». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-авсат», 8312)

Несомненно, во всех предписаниях религии для нас заключается польза. Одним из таких предписаний является пост.

Всевышний Аллах возложил на всех совершеннолетних мусульман, которым позволяет здоровье, обязанность соблюдать пост в месяц Рамадан. Но некоторые люди ошибочно думают, что пост может навредить их здоровью, поэтому не соблюдают его.

Лечение голоданием было актуально во все времена, оно полезно для тела и души, врачи рекомендуют его для лечения таких заболеваний, как сахарный диабет второго типа, ожирение и эпилепсия.

Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма.

Древний арабский врачеватель Харис бин Калдат говорил: «Желудок – дом болезней, а химят (диета, отказ от пищи) – основа всякого исцеления».

Пост в месяце Рамадан позволяет воспитать наше тело и дух. Наше здоровье при соблюдении поста становится крепче. Пост не вызывает никаких побочных эффектов в здоровом организме и оказывает благотворное воздействие на вес и метаболизм.

Пост способствует физиологическому отдыху желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы. Периодическое голодание улучшает работу мозга. Оно также защищает клетки мозга от изменений, связанных с разными болезнями.

Исследования показали, что соблюдение поста даже один раз в месяц снижает риск засорения артерий (атеросклероза сосудов). В результате посредством поста мы защищаем себя от сердечных приступов и инсультов.

Пост улучшает работу печени и почек, помогает бороться с некоторыми кожными заболеваниями. Благодаря соблюдению поста мы получаем вознаграждение, следуя предписаниям Всевышнего, и приобретаем здоровье.

Читайте также:  Что такое нац проект здоровье

Но если есть риск опасности для здоровья, обострения течения существующей болезни или затягивания процесса выздоровления, то человеку разрешается несоблюдение поста.

При этом нужно отличать серьёзное заболевание от лёгкого недомогания. То есть если человек чувствует сильную боль, ему разрешается прервать пост. Если компетентный врач, чьё заключение вызывает доверие, говорит, что при этой болезни нельзя соблюдать пост, то такому человеку тоже разрешается не поститься. Но предпочтительно иметь заключение двух врачей для подтверждения неспособности человека держать пост.

Бесценна польза поста для душевного состояния человека. Во время поста категорически запрещается злословие, сплетни, выражение злости и проявление какого-либо негатива, в ответ на отрицательные эмоции в его адрес верующий должен помнить о своём посте и воздерживаться от проявления раздражения и гнева.

В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الصِّيَامُ جُنَّةٌ فَلَا يَرْفُثْ وَلَا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ

«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)

Таким образом, в месяце Рамадан верующий обретает ощущение умиротворённости и спокойствия.

Человек, пропустивший пост по причине болезни, после выздоровления, когда соблюдение поста не будет ему вредить, обязан возместить пропущенные дни поста. А если человек безнадёжно болен хронической болезнью, от которой не нашлось исцеления, то он должен выплатить штраф (фидью) по одному мудду наиболее употребляемого продукта (например, зерна) за каждый пост, который он пропустил в месяце Рамадан

Ифтар и сухур

Ифтар желательно начинать сразу после захода солнца и до времени вечерней молитвы магриб. В хадисе, который передаётся от Сахля Ибн Саада (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الفِطْرَ

«Люди не перестанут находиться в благополучии, пока они будут спешить с разговением». (Бухари, 1957; Муслим, 1098)

Желательно разговляться финиками.

От Салмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ

«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, 16226; Абу Дауд, 2355; Ибн Маджах, 1699; Тирмизи, 658)

Пророк ﷺ при разговении ел три финика, после этого совершал вечерний намаз и только потом садился есть. Финики легко перевариваются, придают сил и укрепляют организм. Попадая в организм, финики насыщают кровь глюкозой, благодаря чему человек перестаёт ощущать чувство голода. В течение десяти минут глюкоза поступает в кровь и оттуда – в отдел мозга, который отвечает за голод и сытость, мозг даёт сигнал о том, что поступило питание, и чувство голода проходит. Благодаря этому уже после совершения намаза можно спокойно поесть, не спеша и не вредя своему здоровью перееданием и поспешным принятием пищи, так как организм уже не чувствует того голода, что был до употребления фиников.

Если фиников под рукой нет, то, как сказано в хадисе, мы разговляемся водой. Лучше, чтобы вода была не слишком холодной, а комнатной температуры, так как питьё слишком холодной воды натощак может вызвать стресс у организма, что приводит к слабости и снижению иммунитета.

Читайте также:  Физкультура для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Желательно, чтобы трапеза состояла из следующих продуктов: хлеба и других мучных изделий из цельнозерновой муки, белков (баранины, курицы, рыбы), мясных бульонов, овощных супов, плова, салатов, сухофруктов, курагового компота, фруктов, овощей и зелени (петрушки, укропа).

Следует (на весь месяц Рамадан, а потом и дальше) исключить белую муку, сладкие газированные напитки, майонез, кетчуп, фастфуд, полуфабрикаты, конфеты и другие продукты с содержанием вредных добавок; постараться питаться только натуральными продуктами.

Сухур

Предрассветная трапеза мусульман перед началом дневного поста называется сухуром.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَسَحَّرُوا فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً

«Совершайте сухур (то есть принимайте пищу перед рассветом), поистине, в сухуре есть благодать». (Бухари, 1923; Муслим, 1095)

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَسَحَّرُوا وَلَوْ بِجَرْعَةٍ من ماء

«Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ибн Хиббан, 3476)

Поэтому желательно сделать сухур, хотя бы выпив глоток воды.

Для сухура подойдёт пища, содержащая сложные углеводы, так как она долго переваривается и обеспечивает организм необходимой энергией на целый день. Это хлеб из цельнозерновой муки, блюда из круп (бобовые, гречка, рис и др.), макароны, творог, сыр, салат из свежих овощей. Из напитков – медовая вода и кураговый компот. Также можно добавить белковую пищу: мясо, рыбу, яйца, орехи и т. д.

Так как организму нужен жир, можно добавить к еде маленький кусок курдюка (не копчёного), заправлять салаты оливковым маслом. Между ифтаром и сухуром после таравих-намазов можно поесть чуть сухофруктов, грецких орехов, миндаля и др.

Во время ифтара и сухура важно не забывать, что нельзя переедать, нужно стараться есть в меру, не переполняя желудок, потому что самым ненавистным для Аллаха является живот, переполненный едой, пусть даже халальной.

Если мы в вечернее время будем добирать ту пищу, которую не съели днём, то какой смысл от такого поста? Мы знаем, что смысл поста в том, чтобы почувствовать голод и тем самым проявить сочувствие к бедным, которые не имеют возможности полноценно питаться, постараться помочь им.

Также посредством голода мы сужаем ходы для шайтана в нашем теле и заставляем свой нафс (эго) повиноваться своему Творцу – Всевышнему Аллаху.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الْإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ

«Поистине, шайтан передвигается в теле человека, подобно крови по жилам». (Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», 1288; Муслим, 2174; Абу Дауд, 4719)

Стоит также отметить, что истинный смысл поста – это не только отказ от приёма пищи, но и отказ от всего греховного, особенно грехов, связанных с языком.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رُبَّ ‌صَائِمٍ ‌لَيْسَ ‌لَهُ ‌مِنْ ‌صِيَامِهِ ‌إِلَّا ‌الْجُوعُ، وَرُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا السَّهَرُ

«Сколько же постящихся, которым их пост не принёс ничего, кроме голода! И сколько же выстаивающих ночную молитву, которые не получают от неё ничего, кроме бессонницы». (Ибн Маджа, 1690)

Просим у Всевышнего помощи в соблюдении поста и в других богоугодных делах в этот месяц.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Дибиров

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Adblock
detector