Меню

Что будет со школами здоровья

Что будет со школами здоровья

Федеральные округа

Для регистрации Вашей школы в РСШЗ необходимо:

1. Заполнить Анкету оценки образовательного учреждения, претендующего на звание школы здоровья (Алгоритм оценки эффективности деятельности ШСУЗ Вы можете посмотреть в Руководстве «Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности» под редакцией В.Р. Кучмы).

3. По итогам заполнения анкеты ОУ присваивается статус ШСУЗ одной из ступеней ее реализации и развития в качестве ШСУЗ.

4. Данные пересылаются в секретариат Национального центра поддержки РСШЗ. Экспертный совет по итогам заполнения анкеты подтверждает статус ШСУЗ одной из ступеней ее развития и высылает сертификат. Экспертный совет в праве запросить дополнительную информацию об ОУ.

Российская сеть школ здоровья

Российская сеть школ здоровья (РСШЗ) – это объединение школ, содействующих укреплению здоровья, работающих по соответствующим программам в субъектах Российской Федерации. Работа РСШЗ направлена на объединение усилий секторов здравоохранения и образования, а также всех других ведомств с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.

РСШЗ, основываясь на опыте в стране, в Европе и во всем мире, поощряет каждый субъект Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы по укреплению и сохранению здоровья учащихся. РСШЗ предусматривает открытость своей работы, которая, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию, укреплению и сохранению здоровья учащихся в школах и подготовки учителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Задачи РСШЗ:

  • находить и распространять соответствующую информацию о здоровье школьников;
  • способствовать исследовательской работе;
  • распространять примеры успешной работы, знания и опыт;
  • поддерживать программы по укреплению и сохранению здоровья школьников.

Методы работы:

  • содействовать работе специалистов сферы укрепления и сохранения здоровья школьников;
  • стимулировать обмен опытом между специалистами по вопросам теоретического, концептуального и методологического развития школ здоровья, включая исследовательскую и успешную практическую деятельность;
  • содействовать обмену знаниями и опытом между отдельными школами и учащимися в различных регионах страны;
  • стимулировать развитие и расширение партнерских отношений между секторами здравоохранения и образования, сектором молодёжной политики и другими соответствующими секторами на государственном и региональном уровнях.

Новости

Новостная рассылка от Европейской сети Школ, содействующих укреплению здоровья № 3

28.04.2021

SHE Ассамблея

26-28 октября в городе Сантандер (Испания) состоится Ассамблея SHE. На Ассамблеи предполагается обсудить внедрение и использование руководства «Как стать школой здоровья».

03.07.2015

Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования».

Третьего апреля в городе Строитель были подведены итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования». Конкурс «Образование – для здоровья, здоровье – для образования» проводился по инициативе Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД. Всего за победу боролись 54 школы из разных регионов России. В финал вышли 15 победителей номинаций. 1. МБОУ Вязьма-Брянская средняя общеобразовательная школа имени героя Российской Федерации А.В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области «Создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных 2. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1450 «Олимп» г. Москва Структурное подразделение 628 «Научно-методическое обоснование реализуемых в школе здоровьесберегающих технологий» 3. МБОУ средняя общеобразовательная школа № 30, г. Нижний Тагил,Свердловская область «Системная деятельность школьного центра здоровья» 4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–средняя общеобразовательная школа № 11 имени В.В. Рассохина г. Армавир Краснодарский край «Волонтерское движение в формировании здорового образа жизни обучающихся» 5. МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 5» г. Гусь-Хрустальный Владимирская область «Эффективное взаимодействие школы с муниципальными социальными институтами в сфере здоровьесбережения обучающихся» 6. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1«Классический» г. Ростов-на-Дону «Внедрение новых информационно-компьютерных технологий мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций» 7. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Земская гимназия» г. Балашиха Московская область «Системная интеграция инновационных технологий здоровьесбережения детей в образовательном процессе» 8. Государственное бюджетное образовательное учреждением Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан «Использование этнокультурного наследия региона для сохранения и укрепления здоровья обучающихся» 9. МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 им. В.И. Данильченко муниципального образования Каневской района, ст. Стародеревянковская Краснодарский край «Креативность в практико-исследовательской деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников»; 10. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия №13 г. Пензы «Совершенствование системы школьного питания – важнейшей составляющей сохранения и укрепления здоровья детей»; 11. МБОУ «Ластольская средняя общеобразовательная школа» Приморского района Архангельской области «Медико-социальное партнерство в сохранении и укреплении здоровья учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» 12. МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка и математики» Республика Карелия «Внедрение новых образовательных практик по продвижению здорового образа жизни обучающихся при сотрудничестве с зарубежными коллегами» 13. МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонский район Белгородская область «Инновационная модель формирования культуры здоровья на основе комплексного подхода к обучению детей на природе» 14. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Новокузнецк, Кемеровская область «Совершенствование компетенций педагога как активного субъекта здоровьесберегающего процесса в школе» 15. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Шевченко муниципального образования Тимашевский район Краснодарский край «Создание школьной команды, реализующей программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» В Школу № 2 г. Строитель Яковлевского района съехались представители 12 субъектов страны. Школа № 2 имеет уникальную базу для реализации здоровьесберегающих технологий. С 2006 года здесь действует собственный районный Медико-оздоровительный центр: созданы зал лечебной физкультуры, кабинеты массажа, кабинет биологической обратной связи (БОС-технологий), ионотерапии, работают бассейн и танцевальные классы, а на переменах ребята могут посетить фитобар и выпить кислородный коктейль или травяной чай. Открывали заключительный этап Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья: первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области, начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования – Е.Г. Тишин и начальник управления образования администрации Яковлевского района Я.А. Тарасова. С докладами выступили сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД: член-корреспондент РАН В.Р. Кучма, д.м.н. И.К. Рапопорт, к.м.н. С.Б. Соколова. Были проанализированы итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования», обсуждались основные направления развития российской сети школ здоровья. В рамках встречи свои мастер-классы продемонстрировали победители всероссийского конкурса «Школ здоровья». На торжественной церемонии награждения были вручены дипломы победителям номинаций. В заключении была представлена концертная программа, в которой участниками являлись дети Яковлевского района.

Читайте также:  Шампунь здоровье без переплаты мумие с репейным маслом против выпадения волос

Источник

В Госдуме пишут закон о школьной медицине

Детям — здоровье, школе — обязанность его сохранять, школьному медику — статус завуча

В Госдуме разрабатывают закон о школьном здравоохранении. Проект предполагает, что школа возьмет на себя обязательство по охране здоровья детей, родители должны будут информировать администрацию о том, что их детям нужны особые условия для учебы, спорта и отдыха. Школьного врача хотят вывести из статуса вспомогательного персонала — ему полагается статус, примерно эквивалентный позиции завуча. Депутат Госдумы от Татарстана Борис Менделевич в своей авторской колонке раскрывает особенности готовящегося документа и объясняет, зачем он понадобился.

Неутешительные факты

Ровно год назад Роспотребнадзор сообщил, что количество абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%. Конечно, есть доктора, которые утверждают, что здоровых вообще нет — есть недообследованные. Но за этой грустной шуткой стоит большая и неприглядная правда.

Более половины школьников имеют хронические заболевания. За последние 10 лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. Роспотребнадзор приводит и конкретные данные: у детей страдает желудочно-кишечный тракт, часто диагностируется анемия, нередки болезни обмена веществ (в первую очередь ожирение), участились случаи манифеста сахарного диабета. И этому есть свои причины.

Гастриты у школьников — нередкость: это следствие нерегулярного питания в то время, которое они проводят в школе. Фастфуд или обед на бегу всухомятку здоровью не способствуют. У многих детей уже к средней школе развивается искривление позвоночника — следствие неправильной посадки за партой. А ведь есть еще и неврология (на фоне массовой нервозности по поводу ЕГЭ многие одиннадцатиклассники — готовые пациенты врачей-неврологов или как минимум клинических психологов).

Читайте также:  Плакат здоровье утренняя зарядка

Фото: Максим Платонов

Что делать?

Как я уже много раз говорил, одна из фундаментальных задач нашей медицины — не дать болезни развиться, предотвратить ее. Профилактика не менее важна, чем лечение.

В школе дети проводят большую часть дня, поэтому школьная медицина должна стать на фронт сбережения их здоровья. Но сейчас она организована таким образом, что врач (а в подавляющем большинстве случаев — медсестра) находится в своем кабинете всего несколько часов в день — а в некоторых школах еще и не ежедневно.

При этом если в школу выходит участковый педиатр, то он вынужден отменять прием на своем участке — отсюда дефицит врачей в поликлиниках, который и без того наблюдается нешуточный. Получается замкнутый круг. Но вопрос нужно решать. И решить его мы предлагаем, разработав новую редакцию проекта федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» — это и есть так называемый закон о школьной медицине.

Предполагается, что этот документ закрепит обязанность государства обеспечить сохранение здоровья детей в школе. А родители обязаны будут сообщать педагогам об особенностях здоровья ребенка и информировать о том, какой режим ему нужен, чтобы учиться, в каком объеме он должен заниматься спортом и как отдыхать. Обсуждается возвращение в школу медработника на постоянной основе: он должен будет заботиться о состоянии здоровья учеников и приучать их к здоровому образу жизни, а еще оказывать экстренную медицинскую помощь в случае необходимости.

Фото: zaksob.ru

И еще один важный момент: сейчас медработник в школе в штатном расписании имеет статус вспомогательного персонала — на это обращает внимание мой коллега, председатель думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов. Он предлагает повысить этот статус и сделать так, чтоб медик в школе был примерно равен по уровню завучу (участвуя в педсоветах и в другой административной деятельности школы). По сути, предлагаемая система будет напоминать хорошо забытое старое: работу школьных врачей в Советском Союзе.

Читайте также:  Человек его здоровье тест

Кстати, этот документ разрабатывается не на пустом месте: с 2016 года в Ростовской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе реализуется пилотный проект «Школьная медицина». Опыт этих регионов и лег в основу законопроекта.

В чем могут быть сложности?

Я вижу в этой стройной схеме один принципиально непростой момент. Сейчас медработник в школе закреплен за местной детской поликлиникой. Но социальных преференций врача, соответствующих льгот и статусов, выполняя медицинскую деятельность, он не имеет. А заодно лишен и льгот педагога, работая в школе. Этот момент необходимо разрешить в ключе, который будет максимально защищать интересы медика. Ведь он останется медиком и сидя в своем школьном кабинете.

Кроме того, в законе или в подзаконных актах необходимо определить порядок того, какую медпомощь должен в обязательном порядке оказывать школьный врач и в каком порядке. Например, если в его обязанности вменяется вести медико-просветительскую работу — нужно разработать соответствующие стандарты, как это должно происходить. Будут ли это регулярные лекции, классные часы, будет ли проводиться индивидуальная работа с детьми из групп риска по здоровью — все эти формы необходимо предусмотреть, оставив при этом определенную свободу творческих действий школьному медику.

Фото: fulledu.ru

Как вести профилактическую, противоэпидемическую работу в школе, как организовать контроль здоровья учеников — все эти частные моменты будут складывать единое общее. Думаю, в этом вопросе для нас очень важны будут инициативы Ассоциации педиатров, которые могли бы предложить профстандарт школьного медработника, табель оснащенности кабинета, функциональные обязанности медработника и тому подобные регламенты.

Считаю, что это колоссальное поле для работы. Но сделать ее необходимо, ведь нужно остановить потерю детского здоровья, и хотя бы часть этой задачи — вполне в наших силах.

А что за рубежом?

Как правило, в европейских странах нет такого всеобщего явления, как школьная медицина. Есть система страхования, и в случае проблем со здоровьем пациент обращается к доктору.

При этом основной упор делается не на профосмотры, а на ежегодные скрининговые исследования, перечень которых устанавливается в зависимости от возраста пациента, его состояния, распространенности тех или иных заболеваний. Такая скрининговая модель проводится участковыми педиатрами и способствует раннему выявлению заболевания.

Считаю, у нас в стране тоже важно вести работу как в плане профилактики, так и в плане активного выявления заболеваний. Чем больше мы будем работать в этом направлении, тем здоровее будут наши дети.

Источник

Adblock
detector