Проект «Чистая природа — здоровая планета»
Валентина Лузина
Проект «Чистая природа — здоровая планета»
«Есть такое твердое правило, — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Человечество вступает в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой, и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Цель: Познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, выявление причин образования несанкционированных свалок, определить, насколько опасны мусорные свалки для экологии города, посёлка и здоровья жителей, осветить в глазах дошкольников, родителей, данную проблему и попытаться найти пути её решения.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Организация деятельности детей в рамках проекта.
3 этап. Заключительный
Срок реализации: среднесрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Задачи проекта:
— расширить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека;
— уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;
— показать разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;
-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы;
— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности;
— воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
— у детей формируется система знаний об объектах природы;
— развиваются навыки социально одобряемого поведения в природе, соблюдение природоохранных норм;
— у детей сформировались практически- деятельные отношения к объектам природы
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
— беседа с детьми:
• Как мусор появился на планете Земля?
• Чем мусор может навредить планете Земля?
• Как можно сберечь Землю?
— составление плана по реализации проекта:
— подбор книг по данной теме, о мусороперерабатывающих заводах;
— сбор информации о правилах утилизации бытовых отходов, доступных пониманию детей;
— анкетирование родителей «Сколько мусора мы производим?»
— сбор информации в сети Internet
— раскрыть мир природы;
— научить проникать в её тайны;
— формировать основы экологического миропонимания у детей,
— привлечь внимание родителей к данной проблеме.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Сбор и систематизация информации.
— Экскурсия в библиотеку п. Ребристый
-Рассматривание иллюстраций в книгах об окружающей среде.
— Наблюдение на участке ДОУ
— развивать у детей соответствующих знаний: познавательные, практические и творческие умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях,
— изучение способов сортировки, переработки, утилизации мусора
— показать разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы;
— прогулки по территории ДОУ, с целью нахождения мусора;
— рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу, может ли этот мусор как- нибудь навредить природе, ее обитателям?
-серия занятий, где знакомили детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, каким бывает мусор, как можно повторно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину.
-эксперимент «Как разлагается мусор» (просмотр видеофильма):
Ландшафтный дизайн «Урны на территории ДОУ»
Листовка — агитация «Выкидывайте мусор в урны!»
Викторина «Сколько живет мусор»;
Информация по темам: «Экологическая ситуация в городе», «Правила поведения детей в экстремальных условиях», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;
— оформление альбома: «Жалобная книга природы», «Любимые уголки природы нашего города».
— Оживление персонажей (обыгрывание коротких рассказов, эпизодов сказок)
— развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
— воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
Дидактические игры по экологии «Экологические и дорожные знаки»,
«Защитники природы»,
«Сортируем мусор правильно»
— обогащать и систематизировать знания детей о природе
выставка рисунков «Выбрасывая еду, мы загрязняем планету!»
конкурс плакатов «Сохраним нашу планету!»
Аппликация: » Чудесные превращения»
Выставка работ по творческой деятельности.
— совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности;
— побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
«Кто быстрее соберет пакеты»,
«Попади в корзину»
— учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
— выбирать ведущего с помощью считалки;
— воспитывать справедливость, действовать быстро, ловко;
— совершенствовать двигательные умения и навыки.
Операция «БУНТ» (большая уборка нашей территории)
Ручной труд «Вторая жизнь вещей»
— воспитывать желание трудиться сообща, помогая друг другу и взрослым;
— развивать желание заниматься ручным трудом
Работа с родителями
родительское собрание «Мусор – проблема настоящего».
-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Выпуск: Экологическая газета для родителей «Здоровая планета»
Фотоотчет о нашем участии в областном конкурсе творческих работ «Чистая планета» В феврале этого года несколько детей из нашей группы приняли участие в областном конкурсе творческих работ «Чистая планета» по программе.
Фотоотчёт об экологической акции «Чистая планета — здоровая Земля» Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно.
Фотоотчет «Проект «Наш дом — природа» Проект «Наш дом природа» в подготовительной группе. Цель:Формировать у детей представление о компонентах природы и их взаимосвязях,о том,что.
Проект «Голубая планета на ладошках» в детском саду комбинированного вида Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне интересно было объединить совместным творческим проектом всех педагогов, детей и родителей.
Проект «Малыш и природа в ДО». Фотоотчет — 1-ый блок. Восприятие природы. Педагогическое сопровождение ребенка в природе. — 2-ой блок. Деятельность ребенка. Способствует активизации.
Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.
Проект «Здоровая семья — будущее России» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ –БУДУЩЕЕ РОССИИ» Человек — совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться.
Источник
Классный час. Тема: «Природа и здоровье человека»
Цель: (слайд 15)
- формирование представлений о здоровье;
- воспитывать экологическую культуру;
- развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
На доске эпиграф: (слайд 2)
«Для того чтобы жить – человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х. Андерсен
Ход классного часа
– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?
(свободное высказывание детей)
– Да, это, конечно же, здоровье!
Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже. Здоровье потеряешь – всё потеряешь».
– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.
– Сегодня мы побеседуем на тему, которая звучит так: «Природа и здоровье человека».
А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…
Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!
Вдохнём в себя: (слайд 3 – 6)
- свежесть и красоту белого снега;
- всю нежность первых весенних цветов;
- жажду знойного лета;
- лёгкое шуршание последнего падающего листочка…
Целеполагание. (слайд 7)
– Прочитайте заголовок ещё раз и подумайте, какие вопросы могут вас заинтересовать при разговоре на эту тему?
(Всё фиксируется на доске.)
– Подводим итог:
- Вспомнить, что такое природа?
- Что такое здоровье?
- Как природа влияет на здоровье человека?
- Человек – часть природы.
1. Что такое природа? (слайд 8)
(Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)
ПРИРОДА | ||
неживая | живая | |
Солнце | человек | |
воздух | животные | |
вода | растения | |
камни | грибы | |
микробы |
Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.
2. Что такое здоровье?
(свободное высказывание детей)
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?
Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?
– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).
- «Здоровье не купишь, его разум дарит».
- «Здоровому врач не надобен».
- «Болен – лечись, а здоров – берегись».
- «Береги здоровье смолоду» и т. д.
Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Объединяем усилия и получаем запись:
Материал для учителя:
Понятие здоровье – неоднозначно трактуется в научной литературе. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья:
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
3. Как природа влияет на здоровье человека?
В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?
– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (слайд 10)
(Нужен свежий воздух.)
Вот он первый доктор!
– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.
Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.
После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.
(свободное высказывание детей)
Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.
Обратная связь: дети говорят о вырубке и лесных пожарах; осушение болот, озер; человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т.д.
Учитель корректирует и дополняет ответы детей. (слайд 11)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы, (Я делаю паузу, а дети ведут счёт сорванным цветам)
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд 12)
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.
– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
– Почему вода является союзником здоровья? (слайд13)
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
Вода – это жизнь. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле». Вода – составная часть нашего питания. По расчётам специалистов на одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.
Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
– Прочитай внимательно эпиграф к нашему занятию.
– Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?
(свободное высказывание детей)
Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд 14)
Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.
Физкультминутка
Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Человек – часть природы.
Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.
Вы, наверное, ребята, слышали от взрослых: «Ох, какая сегодня плохая экология» и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять.
Так, что же такое экология?
Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом, а «логос» – наука о доме. Дом этот необъятный, общий для всех людей! Имя ему – природа! Дом, без которого нам не прожить.
Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.
Материал для учителя:
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды.
В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.
Имеющиеся солёные озёра в районе тоже ищут нашей защиты. На озере Беленькое ведётся бесконтрольная заготовка яиц артемии (этой продукции было добыто около 30 тонн).
Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось. Лебединское, Карпиловское и Новокиевское озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.
Озеро в с. Карпиловка превратили в болото, на нём предприниматели выращивают гусей.
Надо любить природу, ведь она так ранима.
Игра. «Ты – мне, я – тебе».
Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки. Объясняют, какое значение природы для человека в них «зашифровано» и прослеживают обратную связь (влияние человека на природу).
– Я знаю, ребята, что вы ещё много можете рассказать на тему, как природа и здоровье связаны между собой, но, к сожалению, время нашего классного часа подходит к концу.
– Какое маленькое открытие для себя сделал каждый из вас из всего услышанного? Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?
Дети сами приходят к выводу:
Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье.
– Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья…
Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т.д.
Заключительное слово учителя:
Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Наше здоровье в наших руках!
Берегите природу!
Вспомните слова деда Кузьмы из рассказа К. Паустовского «Стальное кольцо»: «Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
Рефлексия «Всё в твоих руках». (слайд 16)
–На листке бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – для меня было – комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
Источник