Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник
4 группа здоровья у ребенка что это значит.
Для адекватного сужденияо здоровье ребенка и оказания ему надлежащей медпомощи сформированы группыдетского здоровья. Комплексно состояние здоровья ребенка оценивает педиатр,основываясь на данных обследования окулиста, хирурга, лора и прочих.
Группа здоровья предоставляется на базе сведений, имеющихся именно на момент обследования. У детей, у которых при рождении или после были обнаружены заболевания, но к моменту обследования патологий не найдено, учитываются только хронические и тяжелые генетические заболевания.
Следует учитывать, что группа детского здоровья к подростковому возрасту может видоизменяться.
Четвертая группа включает детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон-валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.
Итак, «4 группа здоровья у ребенка что это значит»? Некоторые из детских заболеваний 4 группы могут протекать без осложнений. Иммунизацию против некоторых из этих болезней обеспечивают вакцины. Другие болезни нельзя ни предотвратить, ни вылечить.
Некоторые детские болезнимогут быть вызваны бактериями или вирусами (например, ветряной оспой иликорью); другие наследуются (болезнь Тея-Сакса или серповидноклеточная анемия);третьи заболевания вызваны чрезмерным употреблением алкоголя или наркотиковматерями во время беременности.
Многие детские болезнизаразны – то есть могут передаваться от одного ребенка к другому из-завоздействия бактерий или вирусов. Дети в период учебного года часто собираютсявместе в школьных автобусах и классных комнатах.
Эти помещения идеально подходят для передачивозбудителей болезней. Когда один ребенок заболевает корью, обычно несколькодетей в одном автобусе или классе также заболевают до того, как будут принятымеры по снижению скорости передачи, потому что такие инфекции часто бываютнаиболее заразными до появления каких-либо внешних симптомов.
Точно так же ребенок с паротитом можетзаразить еще несколько человек, прежде чем у него действительно появятсяпризнаки болезни. Этот тип передачи особенно характерен для простуды. Вируса,вызывающего простуду, особенно много концентрируется на ранних стадияхпростуды, до того, как пациент действительно начинает чихать и у негоподнимается температура.
Многие исследованиянаправлены на разработку вакцин и средств от неизлечимых болезней (например,простуды или СПИДа), но вирусные заболевания вылечить или предотвратить гораздосложнее, чем бактериальные. Вирус нельзя увидеть под обычным световыммикроскопом, используемым в лабораториях.
Чтобы увидеть вирус, необходимо использовать специальный электронный микроскоп. Вирусы также могут изменяться или видоизменяться, чтобы отразить любой естественный иммунитет, который может развиться против них. Такие заболевания, как простуда, вызываются более чем одним вирусом.
Простуду может вызвать любой из 200 вирусов, известных науке. Разработанная вакцина может стать эффективной только против одного вируса. Поэтому многие ученые считают, что разработка такой вакцины не стоит усилий. Даже болезни, вызываемые одним вирусом (например, СПИДом), могут не поддаться воздействию разработанной эффективной вакцины.
Заразные болезни
Этиологические агентыинфекционных заболеваний могут передаваться от одного ребенка к другомуразличными путями. Они присутствуют в каплях слюны и слизи, выделяемых причихании и кашле. Они могут присутствовать на вещах зараженного ребенка.Поскольку дети находятся в непосредственной близости от классных комнат, агентможет быстро проходить через класс.
Ветряная оспа
Ветряная оспа – одно изсамых легко передающихся детских заболеваний; скорость ее распространенияуступает только кори. Это вызвано вирусом ветряной оспы, который может реактивироватьсяи вызывать опоясывающий лишай у детей, уже переболевших ветряной оспой.
После контакта с вирусом инкубационный периодсоставляет 7-21 день, затем появляются какие-либо симптомы. Заболеваниеветряной оспой начинается с низкой температуры и общего чувства усталости.Вскоре на животе и груди малыша появляется сыпь, которая может распространятьсяили не распространяться на конечности, но обычно поражает кожу головы.
Сыпь появляется последовательно (одни шишки уже созревают, а другие только появляются). Сыпь прогрессирует от начала возникновения красных бугорков, проходя стадию пузырьков, заполненных жидкостью, достигая стадии зрелой корки.
Зуд сильный, но расчесывание может вызвать локализованное инфицирование пузырьков и необходимость применения антибиотиков. В течение недели после появления сыпи ребенок уже считается не заразным.
Дети с ослабленной иммунной системой (из-за химиотерапии – терапевтических методов лечения рака, например) могут иметь тяжелые, опасные для жизни осложнения ветряной оспы.
Им могут быть выписаны такие противовирусные препараты, как ацикловир (для уменьшения тяжести болезни и сокращения его продолжительности).
Даже после исчезновенияинфекции вирус пребывает в теле человека и может вызвать опоясывающий лишай.Вирус способен оставаться в спящем состоянии в нервных клетках, но можетактивизироваться в подростковом возрасте.
В этом случае воспаляетсянервный корешок, поражается область тела, обслуживаемая этим нервом. Возникаеточень болезненная сыпь. Она бывает на животе, руках или ногах. Вспышка длитсяот 5 до 6 дней, может сохраняться в течение 2-х недель или дольше.
Невозможно предсказать, укого ребенка может возникнуть опоясывающий лишай после ветряной оспы.Конкретного способа лечения опоясывающего лишая не существует, но обычноребенок переносит его только один раз, а затем становится невосприимчивым кдальнейшим вспышкам.
Если вирус поражаетопределенные лицевые нервы, при терапии необходимо соблюдать осторожность,чтобы не повредить глаза. В отличие от ветряной оспы, опоясывающий лишай незаразен. Вирус ограничен нервным волокном и не попадает в воздух.
Что такое врожденные пороки развития?
Это дефекты или аномалиив организме ребенка, которые развиваются во время беременности. Существуетболее 4000 типов врожденных пороков развития, и они делятся на 2 основныегруппы:
- структурные врожденные пороки развития: при которых ребенок рождается без какой-либо части тела или у него есть дефект в этой части; в этой группе наиболее частыми являются врожденные аномалии сердца, а также волчья пасть, врожденная дисплазия бедра, расщелина позвоночника или косолапость;
- функциональные врожденные пороки развития: связаны с проблемами в химическом составе тела (это бывает при нарушениях нервной, метаболической или иммунной системы). Наиболее известны синдром Дауна, глухота, слепота, врожденный гипотиреоз или болезнь Тея-Сакса.
Прогноз
По данным Всемирнойорганизации здравоохранения, ежегодно 303 000 новорожденных умирают (в течениепервых 4 недель жизни) из-за врожденных пороков развития. Однако многих из этихзаболеваний можно избежать, если их выявить на ранних сроках беременности.
Есть много степенейтяжести врожденных пороков развития, некоторые из которых не требуют лечения;другие же могут нуждаться в терапии и наблюдении в течение нескольких лет иливсей жизни, или даже требовать неотложной операции. Врожденные пороки развитиячаще всего вызывают детскую смертность, хронические заболевания и инвалидность.
Благодаря достижениям медицины такие заболевание, относящиеся к 4 группе здоровья, возникают в очень редких случаях. С другой стороны, поскольку многие из них являются редкими или необычными заболеваниями, они представляют собой серьезную проблему для тысяч семей, беспомощных перед неизвестной болезнью.
Симптомы врожденных пороков развития:
Когда ребенок находится вутробе матери и проявляет аномалии, это не вызывает симптомов у матери, поэтомуединственный способ их обнаружить – провести правильное наблюдение забеременностью, а также провести генетические и пренатальные исследования.
С другой стороны,симптомы, вызывающие врожденные аномалии у новорожденных, очень разнообразны, взависимости от порока развития и степени его проявления. Некоторые порокиразвития незаметны или позволяют ребенку вести полностью независимую жизнь, придругих пороках развития дети являются инвалидами или требуют пожизненноголечения.
Медицинские анализы на врожденные пороки развития
Большинстводиагностических тестов обычно проводится во время беременности во времяосмотров, которые будущая мама должна пройти у специалиста. Ультразвукпозволяет гинекологу проверить развитие плода, что может выявить большоеколичество врожденных пороков развития: например, синдром Дауна в первомтриместре беременности или серьезные аномалии плода вплоть до второготриместра.
Амниоцентез – еще одинключевой тест, позволяющий выявить такие врожденные пороки развития, какдефекты нервной трубки или хромосомные аномалии (в течение первых двухтриместров беременности).
С другой стороны, передбеременностью также рекомендуется проведение генетического тестирования, чтобыузнать, какой у будущих мам риск рождения ребенка с врожденными аномалиями,поскольку некоторые из них являются наследственными.
Каковы причины врожденных пороков развития?
Большинство этих пороковразвития имеют неизвестное происхождение, но было обнаружено несколькофакторов, которые могут быть связаны с развитием некоторых из них:
- генетика родителей;
- родительское злоупотребление некоторыми видами наркотиков;
- возраст матери;
- болезни, которыми страдает мать во время беременности;
- диета и способ поддержания здоровья во время беременности.
Можно ли предотвратить врожденные пороки развития?
Специалистыгинекологических, акушерских и медицинских организаций рекомендуют ряд мер первичнойпрофилактики врожденных пороков развития:
- забота о диете женщины во время беременности, добавление в нее необходимых витаминов и минералов (например, фолиевой кислоты);
- избегание употребления токсичных или вредных веществ (табака, алкоголя и наркотиков);
- контролирование диабета;
- избегание воздействия токсичных или опасных веществ (например, пестицидов);
- избегание (по возможности) воздействия радиации и приема лекарств;
- проведение вакцинации, особенно против вируса краснухи.
Лечение врожденных пороков развития
«4 группа здоровья у ребенка что это значит» при лечении многих врожденных пороков развития? Их можно исправить или улучшить с помощью детской хирургии, даже во время беременности.
В других случаях новорожденным может потребоватьсямедикаментозное лечение с рождения или даже прохождение экстренной операции дляспасения жизни. Лечение, требуемое каждому пациенту, будет зависеть от егопорока развития или врожденной патологии.
Какой специалист лечит врожденные пороки развития?
Гинекологи и акушеры,проводящие обследование на беременность, обычно первыми обнаруживают какие-либоврожденные пороки развития. Детский хирург может вмешиваться в лечениенекоторых пороков развития.
Педиатр – обычно тотсамый специалист, который отвечает за мониторинг и оценку здоровья ребенкапосле рождения. К лечению врожденных пороков развития могут привлекаться идругие специалисты, например, логопеды или психологи.
Источник