Польза и вред поста для здоровья и организма
Согласно церковному календарю, в течение года постных дней бывает от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, длительности Петрова поста (это единственный многодневный пост, длительность которого может различаться). Получается, что как минимум половину календарного года православный христианин призван исключать из своего рациона пищу животного происхождения.
С духовной точки зрения основной целью поста является духовное очищение, а не ограничение пищи как таковое. Напротив, составление рациона только из растительных продуктов облегчает духовные подвиги, в которых и лежит весь основной смысл любого поста. Тем не менее, телесная человеческая природа часто берет верх, и невозможно не обращать внимание на свое тело во время поста. Эта статья посвящена питанию и тому эффекту, который оказывает растительная пища на наш организм.
Пост — это вегетарианство?
Довольно часто можно услышать сравнение православного воздержания в пище с модным сегодня вегетарианством. Несмотря на совершенно разные духовные аспекты и цели, с точки зрения составления рациона вегетарианство действительно наиболее точно характеризует способ питания во время православного поста.
Важно! В полной мере сравнивать пост и вегетарианством некорректно, поскольку православное воздержание преследует духовные цели, а особенное питание — это лишь способ облегчить духовный труд.
Если рассматривать только телесную форму воздержания, то во время православного поста человек призван отказываться о продуктов животного происхождения и питаться только растительной пищей. Именно такого рациона придерживаются вегетарианцы, а точнее — веганы.
Ещё о православном посте:
По мере ограничения употребления животных продуктов, Устав нашей церкви выделяет такие степени поста:
- Исключение только блюд из мяса (практикуется при подготовке к Великому посту во время масленицы).
- Исключение из рациона мяса, всех молочных блюд и яиц, но с разрешением использовать рыбу. Если разрешена рыба, то можно употреблять и растительное масло, вино, а продукты можно подвергать тепловой обработке.
- Полное исключение всех животных продуктов, включая рыбу, но с разрешением тепловой обработки с использованием масла и вина.
- Исключение животной пищи, растительного масла и вина. Продукты можно варить, запекать.
- Практика сухоядения. Исключается животная пища, масло и вино, также запрещается тепловая обработка продуктов. Вкушать можно сырые овощи и фрукты, хлеб, воду. Также можно добавить в рацион орехи, сухофрукты, маслины.
- Полный запрет на вкушение пищи.
Естественно, современный человек, живущий в миру, зачастую не может соблюдать воздержание строго по Уставу. Не стоит этого смущаться, опускать руки и полностью прекращать пощение — степень воздержания может быть у каждого своя, согласно состоянию здоровья, духовному развитию, тяжести повседневного труда и т.д.
Святые отцы о пользе поста
Несмотря на то, что все святые отцы всегда во главу угла ставили именно духовную значимость практике воздержания в пище, не обходили они вниманием и пользу для здоровья. Конечно, нельзя рассматривать пост как способ оздоровления или омоложения организма — это, мягко говоря, очень умаляет истинный смысл.
Интересно! Многовековая практика периодического исключения животной пищи из рациона подтверждает, что при правильном подходе к ограничению очищается не только душа, но и тело.
Так, святой Василий Великий предупреждает, чтобы христиане избегали излишне строгого воздержания, которое ослабляет тело. Подвижник подчеркивает, что человек должен оставаться в силе, не терять активность и бодрость, не впадать в лень и ослабление. Для борьбы с духовными страстями нужно очень много сил, поэтому важно подобрать такую меру воздержания, которая не будет приводить к слабости и потере здоровья.
Подтверждает эту же мысль и святитель Игнатий Брянчанинов, которой в одном из писем ко своей больной сестре прямо указывал ей во время поста есть мясо, если ей это необходимо по своей болезни. Святитель писал, что сам факт поедания мяса ни в коей мере не может считаться грехом, а воздержание нужно только лишь для облегчения тела и препятствию телесным разжиганиям. Но если болезнь сама по себе приводит к немощи, организм необходимо подпитывать той пищей, в которой он нуждается.
Об этом же говорит нам и 69-е Апостольское правило, которое разрешает послабление степени воздержания для тех, кто болен.
Святитель Феофан Затворник писал, что по состоянию здоровья можно включать в свой рацион животную пищу, если это делается не по прихоти, а по необходимости поддержать страждущее тело. Более того, он говорил, что даже монахи могут есть мясо, если впадают в такую немощь, что не могут выполнять своих положенных духовных трудов.
Как видим, святые отцы нашей церкви никогда не настаивали на строжайшем соблюдении Устава в отношении воздержания в пище. Безусловно, здоровому человеку, который способен понести такой подвиг, не нужно лениться и выдумывать себе отговорки. Но если есть реальная необходимость — нужно корректировать рацион так, чтобы пост ни в коем случае не вредил здоровью не отбирал последние силы.
Кроме того, не нужно забывать, что послабление в пище не означает послабления духовного. Съесть кусочек мяса можно, если того требует состояние здоровья, но никто не отменял воздержания в словах, делах, мыслях. Даже болящий человек может отказаться от неуместных увеселений, постараться сдерживать свой гнев и раздражительность, обращать больше внимания на просьбы ближних, больше молиться.
Аргументы «против»
Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения . Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы:
- Резкое изменение рациона вредно для здоровья. Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма.
Нет добродетели без рассуждения — об этом должны помнить все верующие христиане. Люди иногда сами возлагают на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Матфея, 24:3), с которыми не могут справится, и разочаровываются полностью в церковной жизни и в вере. К вопросам воздержания, как ни к каким иным, нужно подходить разумно и взвешенно.
Что говорят врачи
Поскольку постное православное меню очень похоже на вегетарианскую еду, существует много исследований влияния такого рациона на здоровье человека.
Так, Американская диетологическая ассоциация полагает, что правильно и грамотно организованное вегетарианское питание является здоровым и обладает такими преимуществами:
- уменьшает риск заболеваний сердца и сосудов;
- уменьшает риск внезапной смерти;
- увеличивает общую продолжительность жизни и период активности;
- уменьшает риски онкологических заболеваний;
- уменьшает развитие ожирения, особенно во второй половине жизни;
- уменьшает риск заболевания диабетом второго типа, облегчает его протекание.
Следует заметить, что подобные исследования проводились с изучением рациона так называемых умеренных вегетарианцев — это люди, которые полностью не исключают пищу животного происхождения, но основу их питания составляет растительная пища. Именно такое питание наиболее полно характеризует меню православных христиан, которые стараются придерживаться практики соблюдения многодневных и однодневных постов.
Отдельно стоит рассмотреть такую практику, как лечебное голодание. Наиболее распространены методики по П. Бреггу и Г. Шелтону. Православная аскетика никаким образом не связана с такими радикальными практиками. Известны примеры святых, которые на длительное время полностью отказывались от какой-либо пищи, но это единичный опыт личного подвига, а не общее предписание. Мнения врачей относительно полного воздержания от еды на длительный срок также различны, поэтому эта практика не может восприниматься однозначно.
С точки зрения медицины, питание современного среднестатистического человека, живущего в большом городе, никак нельзя назвать полезным. Избыток вредных жиров, быстрых углеводов, консервантов, химических добавок делает еду удобной и вкусной, но очень вредной. Польза православного поста для здоровья заключается уже в том, что человек, как минимум, начинает анализировать, чем же он питается.
Зачастую такой анализ вызывает шок у человека, который вдруг осознает, насколько неполезным оказалось его привычное меню. Даже если не ставить перед собой высоких целей, а просто попытаться на несколько недель исключить из рациона вредные и тяжелые продукты — польза для здоровья будет неоценимая.
Важно! Православие учит умеренности во всем и всегда. Конечно, ни о какой пользе поста для здоровья не приходится и говорить, если человек в течение нескольких недель героически терпит ограничения, а на праздник впадает в обжорство и прочие страсти с новой силой. Пожалуй, в таком случае вреда будет только больше, нежели пользы, поскольку организм испытает колоссальный стресс.
Но если хотя бы постараться приблизиться к тому календарю постных дней, который предлагает нам наша церковь, мы сможем не только духовно возвыситься, но и оздоровить свое тело. Многим православным людям хорошо знакомо то чувство легкости, которое дарит правильно и качественно организованное постное питание.
Источник
Пост как лекарство
Поделиться:
Отказ от удовольствий на определенный отрезок времени — обязательная практика для приверженцев многих религий, и в частности православных христиан. Это форма религиозного аскетизма, тренирующего дух, душу и только в последнюю очередь — тело. Но в миру пост воспринимается прежде всего как способ улучшить состояние здоровья. Поэтому попробуем рассмотреть данное явление именно с практической точки зрения: действительно ли можно «перезагрузить» организм, ограничив себя в еде?
Возрождение православных устоев, а вместе с ними и «постничества», началось в 90-х годах прошлого века. Сегодня пост соблюдают полностью 4 % наших соотечественников, а частично — еще 12 %. При этом факторы, побуждающие перейти на «экономный режим», могут быть различными. Опрос «Омнибус ВЦИОМ» показал, что для 40 % граждан пост — это самоограничение в рамках религиозных убеждений, для 20 % — культурная традиция, для 25 % — пустое место, а для 13 % — повод улучшить состояние здоровья. И действительно, большинство врачей сходится во мнении, что отказ на какое-то время от высокоуглеводной и жирной пищи может оказывать благоприятное влияние на работу различных органов и систем.
Баланс пользы и вреда
С точки зрения медицинской науки пост — это строгая диета, исключающая мясо, рыбу (в Великий пост), молочные продукты, яйца. Для человека неподготовленного такие ограничения могут показаться слишком жесткими: ведь из разрешенных продуктов остаются только крупы, фрукты, овощи, бобовые да орехи. Как же действуют столь суровые диетические «лишения» на организм человека?
Читайте также:
Интересные постные рецепты
Польза поста
- Исчезновение из рациона животных насыщенных жиров, содержащихся в мясе и молочных продуктах, и их замена на растительные, ненасыщенные (в идеале — на оливковое масло), отказ от вредных трансжиров, которыми «славится» маргарин, позволяет снизить уровень «вредного» холестерина и уменьшить риск развития атеросклероза.
- Повышение доли фруктов, овощей, круп, богатых сложными углеводами и клетчаткой и при этом имеющих низкий гликемический индекс, помогает уменьшить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, а также улучшить работу пищеварительного тракта.
- Полезен отказ от высококалорийных жиров и в качестве меры по борьбе с лишним весом. С этой точки зрения наиболее актуален Великий пост, приходящийся на смену двух сезонов. Зимой организмы северян откладывают липиды в жировые депо, а весенние диетические ограничения помогают эффективно «расправиться» с запасами и вернуть легкость.
Вред поста
Однако таит пост и ловушки, и наиболее опасные из них подстерегают нас на «входе» и на «выходе».
- Резкий отказ от жиров, особенно для человека, привыкшего к жирной пище, чреват постоянным чувством голода. В попытках его утолить постящийся может «налегать» на сахар, мучные продукты, что значительно снижает эффективность «диеты» и может привести к увеличению массы тела вместо ее уменьшения.
- Внезапное повышение нагрузки на пищеварительный тракт при переходе от 40-дневного поста к традиционному, насыщенному липидами и углеводами рациону чревато обострением многих хронических желудочно-кишечных заболеваний, в том числе панкреатита, холецистита, гепатита, гастрита и др.
Чтобы избежать «перепадов», диетологи советуют мягко изменять рацион, постепенно ограничивая себя в жирах накануне поста, и так же постепенно возвращаться к привычному образу жизни.
Группа высокого риска
Таким образом, если соблюдать рекомендации диетологов, пост приносит очевидную пользу большинству постящихся. Но не всем — в некоторых случаях организм не в состоянии справиться с тяжелыми ограничениями. Итак, кому же лучше отказаться от строгого поста или хотя бы проконсультироваться с врачом, прежде чем принимать подобное решение? К категориям риска относятся:
- Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, истощением, — для них пост превращается в опасный эксперимент со здоровьем.
- Пожилые люди, которым следует подойти к делу рационально, с учетом своего анамнеза. Возможно, некоторым имеет смысл оставить в рационе молочные блюда, добавить запрещенную в дни Великого поста рыбу или ввести иные послабления.
- Беременные и кормящие женщины — тут мнение медиков однозначно: отказ от мясо-молочных продуктов неблагоприятно сказывается на здоровье будущих и кормящих мам и их детей.
- Дети. Педиатры считают, что отсутствие в детском рационе животных белков может привести к нарушению роста и появлению проблем со здоровьем. В этой связи можно упомянуть результаты интересного исследования, проведенного группой американских ученых и опубликованного в журнале The Lancet в 2008 году. С 1969 по 1977 год ученые следили за рационом более 2000 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Спустя несколько десятилетий (с 2002 по 2004 год) исследователи оценивали экономический статус тех же мальчиков и девочек, уже ставших взрослыми мужчинами и женщинами. Результаты оказались красноречивы: люди, которые полноценно питались в детстве, зарабатывали на 46 % больше, чем те, кому приходилось перебиваться «с хлеба на воду».
Вывод напрашивается сам собой: детям все-таки гораздо полезней оставаться вне «постных» рамок. Ну а потенциально здоровые, небеременные и некормящие взрослые должны решить для себя сами: смогут ли они выдержать, безусловно, полезные, но нелегко дающиеся суровые ограничения в рационе. Тем же, кто чувствует в себе силы, остается только пожелать стойкости духа и терпения на пути к оздоровлению.
Источник