Школа здоровья
Школа здоровья
Описание
Зачем ходить в Школу здоровья
В последние годы все очевиднее становится тот факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном счете, только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств или изменить свое питание в сторону оздоровления, повысить физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек и прочее Сегодня позиция населения и больных людей о получении информации о здоровье, по результатам опросов, находится в такой последовательности: СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники. Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению, что приведет к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение пациентов, в малых группах — Школах здоровья.
Что же такое Школа здоровья?
С формальной точки зрения, Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни .
Школа здоровья учит тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим используется термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».
Цель обучения в Школах здоровья — дать соответствующие знания о заболевании , обучить необходимым навыкам и умениям само и взаимопомощи, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать). Советы не содержат трудновыполнимых рекомендаций, сопровождаются выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Почему Школы здоровья важны для пациентов?
Пример с артериальной гипертонией: Артериальная гипертония — одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около половины случаев инфаркта миокарда и около 80% случаев инсульта связаны с повышенным АД.
По данным эпидемиологических исследований, около 40% россиян имеют повышенное АД, однако только каждый третий больной знает о своем заболевании, что ведет к недостаточной адекватности лечения и повышенному риску осложнений. Известно, что артериальная гипертония долгие годы протекает бессимптомно и одним из первых проявлений заболевания, к сожалению, может быть опасное для жизни осложнение (инфаркт, инсульт). Особенностью артериальной гипертонии является то, что большинство больных имеют небольшое повышение АД, и порой интенсивного медикаментозного лечения не требуются. Однако у таких больных эффективными методами лечения и успешного контроля повышенного АД являются немедикаментозные меры коррекции основных факторов риска, негативно влияющих на прогноз. Таких факторов множество, однако наибольшее значение с позиции профилактики имеют факторы риска, методы контроля которых хорошо научно обоснованы, апробированы и показали свою эффективность . Анализируя отечественный и зарубежный опыт, в настоящее время можно твердо говорить о факторах риска поведенческого характера, которые управляемы и зависят от воли и усилий самого человека.
Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление
Приходя в Школу здоровья, вы проходите определенный курс обучения по итогам которого вы будете обладать определенными знаниями и умениями. Итак, после окончания обучения вы будете….
* причины и симптомы заболеваний
* факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний * основы самоконтроля
* средства доврачебной самопомощи * основы здорового питания * принципы диеты при ожирении
* влияние поведенческих факторов риска на здоровье * основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств
* применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья, * вести дневник пациента
* проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания
* следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
* применять средства доврачебной помощи и самопомощи
* правильно соблюдать рекомендации врачей
Вы сможете контролировать:
* основные факторы риска осложнений различных заболеваний
* уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу
Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
Г рафик проведения школ здоровья узкими специалистами в поликлинике по ул.Московская, 1 на 2020 г.
№ п/п | Специалисты | День недели | Время проведения |
1. | С 15:00 до 16:00 | ||
Место проведения: Конференц-зал.
Школы здоровья по остеопорозу, бронхиальной астме, артериальной гипертонии проводятся участковыми терапевтами.
График и место проведения школ здоровья по сахарному диабету (центральное отделение и отделение №2)
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Концепция модели «Школы здоровья»
Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов.
В школе № 404 ВАО г. Москвы основой разработки собственной теоретической модели «Школы здоровья» стала комплексно-целевая программа «Здоровье», определившая стратегию работы школы в решении задачи обеспечения выпускника школы высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Главные цели программы:
– организация деятельности школы, направленной на поддержание и улучшение состояния здоровья детей и подростков в условиях мегаполиса,
— активное противодействие факторам, влияющих на серьезное ухудшение здоровья детей и подростков в их школьный период жизни,
— создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха в жизни.
При разработке модели «школы здоровья» определена идеология школы — «От здоровой школы к здоровой семье». Основополагающие идеи организации деятельности «Школы Здоровья»:
Принципы: толерантность, ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих), индивидуальность, демократия, равенство, доверие и компетентное действие, взаимодействие.
Цель: Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье.
Задачи:
— Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
— Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Организовать консолидированное сообщество школы, семьи и различных ведомств округа для создания здоровой среды пребывания детей и подростков в школе, микрорайоне.
«Школа здоровья» в условиях мегаполиса ограждает ребенка от негативного воздействия на «Здоровый социум», соблазнов большого города, уменьшает опасность девиантного поведения, становится заслоном влиянию негативных факторов среды, учит самостоятельности в противостоянии: «Сделай свой выбор», учит выстроить стратегию выживания в среде. Способствует выработке « иммунитета» к негативным действиям среды мегаполиса, основанного на вооружении ребенка знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни, безопасного поведения, активного включения детей в творческую деятельность по формированию здоровой, дружественной, безопасной среды. Деятельность «Школы здоровья» в условиях мегаполиса увеличивает возможности ребенка в формировании собственной стратегии поведения, активной позиции, основанных на культуре здоровья и здорового образа жизни за счет постоянного расширения «Здорового социума» с учетом возможностей мегаполиса — центра науки, культуры, спорта, политического центра, постоянно привлекая новых партнеров-единомышленников, дополнительных ресурсов с учетом потенциала города. «Школа здоровья» при правильно организованном взаимодействии лечебно – профилактических и других учреждений — «Здорового социума» с педагогическим коллективом становится важным звеном в государственной системе сохранения и укрепления здоровья населения.
Выпускник «Школы Здоровья» — гражданин общества, ориентирующийся на общечеловеческие ценности, личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальности, нравственной, духовной, физической культуры, обладающая потребностью в здоровом образе жизни, человек, осознающий себя частью природы и стремящийся к ее сохранению, уважающий себя, осознающий свою ценность, ценность своего здоровья, признающего ценность другой личности, ее здоровья, способный отдать правильное предпочтение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом за сохранение собственного здоровья, здоровья нации.
Школьное образование, в основе которого лежит формирование ценности культуры здоровья и здорового образа жизни, формирует у учащихся умения:
— извлекать пользу из приобретенного опыта по формированию культуры здоровья,
— организовывать взаимосвязь своих знаний и навыков здорового образа жизни,
— уметь решать проблемы сохранения и укрепления собственного здоровья,
— нести личную ответственность за собственное здоровье,
— учитывать, распределять, повышать ресурсы своего здоровья,
— организовывать свои собственные приемы обучения по формированию культуры здоровья,
— уметь противостоять факторам риска, негативным средовым факторам,
— принимать позицию пропагандиста здорового образа жизни,
— правильно оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
— улаживать разногласия и конфликты,
— уметь оказывать экстренную помощь,
— уметь организовывать свою деятельность с наименьшими потерями здоровья,
— быть солидарным со всеми заинтересованными в формировании культуры здоровья населения, нации,
— уметь находить новые, верные решения в вопросах сохранения здоровья,
— искать корни здоровья в семье, ее укладе, образе жизни родителей,
— осознавать и принимать семью как главный фактор воспитания здорового поколения, передачи культурных ценностей, сохранения нации, ее биологического и социального генофонда.
Вооружение учащихся «Школы здоровья» знаниями, умениями и навыками сохранения, укрепления, формирования здоровья осуществляется через реализацию целей:
— Создать систему непрерывного образования культуры здоровья, здорового образа жизни.
— Создавать экологически оптимальные условия для благоприятного роста и развития детей в ОУ.
— Внедрить мониторинговую систему состояния здоровья учащихся как основного показателя результативности педагогического процесса.
— Создать систему оздоровительных и профилактических мероприятий по предупреждению заболеваемости, функциональных нарушений школьников, в особенности характерных данному району мегаполиса.
— Формировать у обучающихся мотивацию на здоровье.
— Вырабатывать у школьников стратегию поведения как стремление быть ответственным за свое здоровье.
— Обучать учащихся навыкам саморегуляции, укрепления собственного здоровья.
— Формировать здоровый образ жизни подрастающего поколения, направленного на привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижения поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
— Формировать у школьников здоровый жизненный стиль, препятствующий употреблению наркотиков и других ПАВ.
— Вооружить учащихся технологиями безопасности жизнедеятельности, обучить навыкам оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях.
— Способствовать развитию фундаментальных основ семьи, основанных на сохранении и укреплении здоровья.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Быть инициатором, координировать совместные программы укрепления здоровья школы и социума.
— Преобразовать ОУ в методический центр по здоровье сберегающим технологиям.
— Создать систему комплексной педагогической, психологической и социальной помощи ребенку
Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения школьником систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.
Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.
ПЛАН РАБОТЫ «Школы Здоровья».
Учебно – воспитательная работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Организация ступенчатого режима повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям | Сентябрь-ноябрь |
2 | Валеологический анализ расписания уроков | Сентябрь, январь |
3 | Организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму у учащихся разных возрастов | В течение года |
4 | Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. | В течение года |
5 | Контроль за выполнением норм самообслуживания. | В течение года |
6 | Контроль за правильным использованием ТСО | В течение года |
7 | Повышение валеологической грамотности педагогов | Декабрь |
8 | Структурирование учебных программ на основе валеологический принципов | май |
2. Диагностическая работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Создание «Паспорта здоровья» | Ноябрь |
2 | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки | В течение года |
3 | Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. | Сентябрь – май |
4 | Медико – психологический мониторинг учащихся | В течение года |
3. Профилактическая и коррекционная работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Плановое проведение медицинского осмотра | В течение года |
2 | Формирование , сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов | В течение года |
3 | Мониторинг санитарного состояния учебных помещений. | В течение года |
4 | Проведение плановой диспансеризации учащихся. | По графику детской поликлиники №21 |
5 | Контроль пищевого режима | В течение года |
6 | Контроль за состоянием учебной мебели | В течение года |
7 | Ознакомление педколлектива с итогами медицинских осмотров | Январь, май |
8 | Проведение заседаний ПМПк | По графику |
4. Научно – методическая работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Обеспечение научно – методической литературой по валеологии педагогов | Сентябрь октябрь |
2 | Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины в практику образовательного процесса. | В течение года |
3 | Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. | В течение года |
5. Информационно – просветительская работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Использование различных форм пропаганды здорового образа жизни: лекции, праздники, Дни Здоровья | В течение года |
2 | Использование наглядной агитации: выпуск газет, оформление уголков здоровья, школьного стенда | В течение года |
Формы работы:
В массовой практике школ наиболее активно используются четыре формы работы с семьёй, общественностью:
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ: анкетирование, диагностика, дискуссии, консультации специалистов, диспут, круглые столы, конференции, вечера вопросов — ответов.
2. ТРАДИЦИОННЫЕ: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общественные), праздники, совместные состязания, творческие конкурсы,
Дни открытых дверей.
3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ: использование СМИ, организация родительского всеобуча; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенды и уголки для родителей.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ: создание Попечительского совета, родительского комитета, школ родительской общественности. Родители как равноправные субъекты образования имеют право участвовать не только в формулировании
образовательного заказа школе, но и в его исполнении, а также в контроле за безопасностью педагогических инноваций.
Приёмы работы:
— защитно-профилактические (личная гигиена, гигиена обучения);
— компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная, пальчиковая и др. гимнастики, ЛФК, массаж, самомассаж, тренинг);
— стимулирующие (физические нагрузки, психотерапия, физиотерапия и др.)
— информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)
Ожидаемый результат
1. Создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;
2. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности.
3. Обеспечение необходимого температурного режима, правильного освещения классных комнат.
4. Улучшение состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей.
5. Активизация физической культуры учащихся.
6. 100% охват горячим питанием учащихся.
7. Вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.
8. Привлечение родителей по программе «Здоровье школьника».
Источник