Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Красненская центральная районная больница
Основной целью здравоохранения на сегодняшнем этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. В современных условиях возрастает роль активного взаимодействия медицинских специалистов и пациента в вопросах оздоровления, снижения риска развития заболеваний, повышения приверженности здоровому образу жизни, формирования ответственного отношения к своему здоровью.
Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
В ОГБУЗ «Красненская ЦРБ» организованы и работают «Школы здоровья»:
«Школа для больных артериаьной гипертонией»
«Школа для больных сахарным диабетом»
«Школа для больных бронхиальной астмой»
«Школа здорового питания и коррекции веса»
«Школа для беременных»
«Школа молодой матери»
«Кабинет помощи отказа от курения»
Принципы организации Школ здоровья:
в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.
занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 2-8 занятий по 90 минут, в зависимости от школы
продолжительность занятий 1-1,5 часа.
занятия проводятся в группах по 5-8-10 человек.
20-30% – лекционный материал;
30-50% – практические занятия;
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% – индивидуальное консультирование.
Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к своему участковому врачу.
Школа Сахарного диабета
Определение сахарного диабета
Питание при сахарном диабете
Острые осложнения при сахарном диабете
Поздние осложнения при сахарном диабете
Препараты для лечения сахарного диабета
Физические нагрузки, алкоголь при сахарном диабете
Школа артериальной гипертонии
Артериальная гипертония. Физиология сердечно-сосудистой системы. Изменения при артериальной гипертонии. Факторы риска. Самоконтроль
Питание при артериальной гипертонии. Ожирение. Холестерин
Физические нагрузки при артериальной гипертонии
Стресс и методы борьбы со стрессом
Медикаментозная терапия при артериальной гипертонии. Фитотерапия.
Осложнения артериальной гипертонии и первая помощь
Школа бронхиальной астмы
Что такое бронхиальная астма? Понятие. Определение. Устройство дыхательных путей вне приступа и во время приступа. Триггеры астмы. Методы элиминации.
Пикфлоуметрия. Методика использования прибора. Ведение дневника самоконтроля. Пищевая аллергия. Гипоаллергенная диета. Энтеросорбенты.
Основные препараты в лечении астмы. Техника ингаляций. Использование спейсера, небулайзера. Лечение астмы в зависимости от степени тяжести.
Острый приступ астмы и первая помощь.
Лечение и профилактика БА.
Немедикаментозные методы лечения.
Школа молодой матери
Вопросы, рассматривающие на занятиях:
Витаминотерапия у беременных
Что исключить во время беременности
Личная гигиена беременных
Посещение бассейна, занятия йоги
Одежда для беременных
Проблемы беременных: изжога, геморрой
Расписание занятий уточняйте у гинеколога.
Школа здорового питания и коррекции веса
На занятиях мы поможем вам создать схему индивидуального питания, изменить пищевые привычки, которые помогут сохранять ваш вес на протяжении достаточно длительного времени. Расскажем, как можно достичь снижения веса без диет, психологические моменты при успешном снижении веса, как правильно выбирать продукты в магазине, как питаться вне дома и не поправиться и др.
Кабинет помощи отказа от курения
Основными задачами «Школы» являются:
— повышение информированности населения о вреде табакокурения для курящего и вреде «пассивного курения», риске развития осложнений табакокурения;
— формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью;
— повышение мотивации у курящих пациентов к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
На занятиях мы разберем:
— Что мы знаем о вреде курения?
— Типы курительного поведения.
— Почему люди курят?
— Что такое никотиновая зависимость?
— Современные методы лечения табакокурения.
— Мотивация и готовность бросить курить.
— Я решил бросить курить. С чего начать?
Критерии эффективности Школ Здоровья:
Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
стойкой утраты трудоспособности по болезни.
Источник
Школа здоровья
Школа здоровья
Описание
Зачем ходить в Школу здоровья
В последние годы все очевиднее становится тот факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном счете, только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств или изменить свое питание в сторону оздоровления, повысить физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек и прочее Сегодня позиция населения и больных людей о получении информации о здоровье, по результатам опросов, находится в такой последовательности: СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники. Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению, что приведет к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение пациентов, в малых группах — Школах здоровья.
Что же такое Школа здоровья?
С формальной точки зрения, Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни .
Школа здоровья учит тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим используется термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».
Цель обучения в Школах здоровья — дать соответствующие знания о заболевании , обучить необходимым навыкам и умениям само и взаимопомощи, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать). Советы не содержат трудновыполнимых рекомендаций, сопровождаются выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Почему Школы здоровья важны для пациентов?
Пример с артериальной гипертонией: Артериальная гипертония — одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около половины случаев инфаркта миокарда и около 80% случаев инсульта связаны с повышенным АД.
По данным эпидемиологических исследований, около 40% россиян имеют повышенное АД, однако только каждый третий больной знает о своем заболевании, что ведет к недостаточной адекватности лечения и повышенному риску осложнений. Известно, что артериальная гипертония долгие годы протекает бессимптомно и одним из первых проявлений заболевания, к сожалению, может быть опасное для жизни осложнение (инфаркт, инсульт). Особенностью артериальной гипертонии является то, что большинство больных имеют небольшое повышение АД, и порой интенсивного медикаментозного лечения не требуются. Однако у таких больных эффективными методами лечения и успешного контроля повышенного АД являются немедикаментозные меры коррекции основных факторов риска, негативно влияющих на прогноз. Таких факторов множество, однако наибольшее значение с позиции профилактики имеют факторы риска, методы контроля которых хорошо научно обоснованы, апробированы и показали свою эффективность . Анализируя отечественный и зарубежный опыт, в настоящее время можно твердо говорить о факторах риска поведенческого характера, которые управляемы и зависят от воли и усилий самого человека.
Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление
Приходя в Школу здоровья, вы проходите определенный курс обучения по итогам которого вы будете обладать определенными знаниями и умениями. Итак, после окончания обучения вы будете….
* причины и симптомы заболеваний
* факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний * основы самоконтроля
* средства доврачебной самопомощи * основы здорового питания * принципы диеты при ожирении
* влияние поведенческих факторов риска на здоровье * основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств
* применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья, * вести дневник пациента
* проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания
* следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
* применять средства доврачебной помощи и самопомощи
* правильно соблюдать рекомендации врачей
Вы сможете контролировать:
* основные факторы риска осложнений различных заболеваний
* уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу
Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
Г рафик проведения школ здоровья узкими специалистами в поликлинике по ул.Московская, 1 на 2020 г.
№ п/п | Специалисты | День недели | Время проведения |
1. | С 15:00 до 16:00 | ||
Место проведения: Конференц-зал.
Школы здоровья по остеопорозу, бронхиальной астме, артериальной гипертонии проводятся участковыми терапевтами.
График и место проведения школ здоровья по сахарному диабету (центральное отделение и отделение №2)
Источник