Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.
статья по физкультуре
В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здорового образа жизни, так и укреплению материально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем не менее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманием родителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочное время. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного из клубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физического воспитания в средней школе, веду секцию гандбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zanyatiy_gandbolom_v_fizicheskom_razvitii_shkolnikov_i_formirovanii_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.
Коробка Александр Владимирович, учитель физического воспитания, МБОУСОШ № 2 станицы Выселки Краснодарского края
В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здорового образа жизни, так и укреплению материально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем не менее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманием родителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочное время. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного из клубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физического воспитания в средней школе, веду секцию гандбола.
Парадоксально, но факт: на протяжение всей моей преподавательско-тренерской деятельности мне приходится преодолевать сопротивление со стороны родителей. Каких только аргументов против занятий гандболом не услышишь от пап, а в особенности от мам: «Секция отнимает много времени», «Пусть лучше занимается музыкой, от вашего гандбола одни травмы» и т.д.
Цель данной статьи — популяризация гандбола как полезного и увлекательного вида спорта. За основу взята научная работа, начатая мной на кафедре футбола и гандбола Кубанской Государственной Академии Физической Культуры «Влияние занятий гандболом на антропометрические показатели и параметры общей физической подготовки детей 10-11 лет». Я искренне надеюсь, что научные данные, подтвержденные мнением авторитетных ученых, и мой личный опыт помогут мне убедить читателей в пользе игровых видов спорта, в частности, гандбола.
Средний школьный возраст характеризуется особенно интенсивным развитием всех систем организма. Это обусловливает особую значимость физического воспитания для формирования здорового ребёнка. Однако, основная организованная форма физического воспитания – уроки физической культуры, по данным многих специалистов (Р.И. Айзман, С.А. Рубанович, 1994 год.), обеспечивают лишь незначительную часть необходимого двигательного объема. Дети, имеющие достаточный объем двигательной активности, характеризуются высокими показателями функциональных систем, экономичной работой систем жизнеобеспечения высокими антропометрическими данными, повышенной иммунной устойчивостью, и наоборот, по мнению многих специалистов (Я.С. Вайнбаум, 1997 г., В.И. Осик 1998 г.), отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь негативно сказывается на индивидуальном развитии и может способствовать развитию таких болезней, как ожирение, сахарный диабет, плоскостопие, нарушение осанки; снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям. А ущерб, нанесенный организму малоподвижным образом жизни в этот период развития ребенка, как правило, не удается компенсировать в зрелом возрасте даже путем систематических тренировок. Одним из путей решения данной проблемы могут служить занятия гандболом – игрой, включающей в свой двигательный арсенал практически все естественные движения человека: ходьбу, бег, прыжки, метание. По данным некоторых исследователей (Чегевадзе А.В., Дорохов Р.Н., 1991), систематические занятия спортом благоприятствуют росту организма в «ширину», в особенности, увеличению обхвата груди в период формирования организма. Г. Гейксгеймер (1991 год) отмечал увеличение веса тела и объема мышц у мальчиков, занимающихся в течение нескольких месяцев лёгкой атлетикой.
Исследования, проведенные специалистами Шароненко П.С., Масюк С.А., Ермольевым В., Ивановым А.В. (1990 год), ещё раз указывают на положительное влияние систематических занятий спортом на морфологический статус детей. Сравнение морфологического статуса было проведено в двух группах детей одногодок (11 лет), первая из которых занималась по общеобразовательной программе, вторая — по программе учебно-тренировочных занятий по баскетболу. Анализ проводили методом стандартного сравнения. Наиболее значимыми были расхождения в базовых размерах тела: масса и длина тела маленьких спортсменов были увеличены соответственно на 13,7 % и 10,3%! В связи с этим мне кажется своевременным напомнить тот факт, что подавляющее большинство нынешних призывников страдает катастрофической нехваткой массы тела и роста. Причина этого, на мой взгляд, кроется не только в плохом питании, но и в недостаточных занятиях спортом.
В.И. Осик (1997 г.) выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный. Их совокупность обеспечивает высокую социальную дееспособность. Развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки школьников.
Особенно большое значение в детском возрасте должно уделяться развитию быстроты во всех ее составляющих: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движения, быстрое переключение с одного действия на другое, стартовая и дистанционная скорость и т.п. Нет нужды объяснять, что скорость реакции, стартовая скорость имеют важное значение для жизни человека в целом, а не только как составляющие физического развития.
Столь же важна в детском возрасте и силовая подготовка. Общая силовая подготовка предусматривает целенаправленное воздействие на все группы мышц и совершенствование всего комплекса силовых проявлений. Это создает необходимый мышечный корсет, предохраняющий от случайных травм.
В настоящее время уделяется все возрастающее внимание развитию скоростно – силовых качеств у детей школьного возраста. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его.
Следующим рассматриваемым нами качеством является выносливость. Физиологи характеризуют ее как способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. При различных формах двигательной активности выносливость проявляется в статических и динамических условиях работы.
Ловкость как качество двигательной активности представляет собой суммарное проявление высокой координации движений – быстроты, гибкости, чувства ритма и темпа, умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы, способности вовремя и правильно выполнять необходимые движения в зависимости от конкретной, постоянно изменяющейся обстановки.
Под гибкостью понимается способность выполнять движения с максимальной амплитудой и определяется подвижностью звеньев опорно – двигательного аппарата.
Занятия гандболом, на мой взгляд, позволяют гармонично развивать все физические качества в комплексе. У меня имелась возможность в течение года проводить контрольные измерения в 2 группах сверстников (10 лет), одна из которых занималась в секции гандбола, другая посещала только уроки физической культуры. По результатом сравнения, проведенного по окончании годичного цикла, у спортсменов преобладает долихоморное строение туловища; поперечный и продольный размеры грудной клетки сужены на 4,5 %, ширина плеч- на 4,6%, обхват живота- на 2,3%. Выражены сегменты нижних конечностей, пропорциональная длина тазовой кости увеличена на 1%, бедра на 3,2%, голени на 3,2%. В данном случае прослеживается тенденция стимулирующего действия занятий спортом на рост длины голени и стопы. Костная масса в группе спортсменов увеличилась в среднем на 3,4%, мышечная – на 5,1%, жировой компонент уменьшился на 1,6%. Снизилась заболеваемость ОРВИ, ОРЗ, гриппом. Практически отсутствовали обострения хронических заболеваний. Таким образом, сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп показала достоверные различия по всем исследуемым параметрам у детей 10 лет по антропометрическим индексам. Анализ спортивно – педагогического тестирования по уровню физической подготовленности показал достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами к завершению годичного цикла.
Даже несмотря на то, что антропометрические показатели у школьников 10-11 лет генетически предопределены, представляется возможным сделать однозначные выводы о положительном влиянии занятий гандболом на эти показатели в годичном цикле.
Следует также остановиться и на других аспектах здоровья – психическом и социальном. 27% ребят из экспериментальной группы улучшили свои учебные показатели, 86% детей отметили, что сверстники стали относится к ним лучше, у них появился или повысился авторитет в классе. Двое ребят, входивших в экспериментальную группу, были из так называемых «неблагополучных» семей, они состояли на учете в милиции за различные правонарушения, в поведении отмечались вспышки агрессии, конфликтные отношения со сверстниками и старшими товарищами, пропуски учебных занятий без уважительной причины. По свидетельству школьного психолога, сопровождавшего эксперимент, и классных руководителей этих учащихся в поведении ребят наметилась очевидная тенденция к социализации — они почти не пропускают занятий, научились контролировать вспышки немотивированной агрессии, стали более ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Один из ребят был снят с учета в милиции по ходатайству школы.
Считаю также необходимым отметить, что 63% ребят из экспериментальной группы посещали, помимо занятий гандболом, музыкальную и художественную школы, хореографический кружок, другие спортивные секции. Таким образом, занятия спортом ни в коей мере не мешали общественной активности и эстетическому развитию исследуемой группы, а напротив, способствовали более рациональному распределению времени, приучали к ответственности и самостоятельности.
Не всегда в школах есть возможность для занятий гандболом в специальных группах, но совершенно очевидно, что для повышения физической подготовленности детей следует увеличить моторную плотность уроков физической культуры. Считаю целесообразным с этой целью использовать следующие методические приемы:
— введение подвижных игр во вводную и заключительную части урока;
— проведение разминки поточным способом;
— использование наиболее интенсивных и «энергоемких» средств, позволяющих ребенку биологическую потребность в движении;
— применение определенных методических приемов, дающих дополнительные резервы времени (например, силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнить на уроках преимущественно по разделу гимнастики, а в поддерживающем объеме – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным играм);
— применение активного отдыха в паузах между выполнением основных нагрузок, предусмотренных планом занятий;
— рациональный подбор средств и методов обучения и соответствующего инвентаря.
Помимо этого необходим насыщенный двигательный режим учебы и отдыха. В нашей школе он реализуется за счет ежедневной утренней зарядки для младших школьников, физминуток, которые проводятся на каждом уроке, командных игр на спортивной площадке школы в течение двух двадцатиминутных перемен и динамической паузы (40 минут) между основными и факультативными занятиями. Эти и другие несложные приемы помогут повысить двигательную активность ваших учащихся, а следовательно, помогут ребятам сохранить здоровье. Именно в этом я вижу конечную цель уроков физического воспитания и внеурочных занятий спортом.
Список используемой литературы:
1.Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков.\\ Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар, КГИФК – 1991г., с.5-16.
2.Айзман Р.И. Рубанович С.А. Возрастные изменения морфункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем двигательной активности.\\ Физиология человека – М. – 1994 – Т.20 — №3 –с.136 -144.
3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. – Просвещение, 1991. – с. 64.
4.Осик В.И. Валеология. – Краснодар, 1997г.
5.Осик В.И. Здоровый ребенок – большая радость.\\ Аргументы и факты. №42 – 1993г.
6.Проскура А.В. Оценка здоровья школьников.\\ Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения. Материалы к конференции. – Ростов – на – Дону. – 1994г. – ч.2 – с. 78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с.
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.
Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта.
Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для формирования.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, .
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся.
Источник
Со скольки лет, ребенок может начать играть в гандбол и какую ему это принесет пользу?
В сегодняшней статье мы затронем такой вид спорта, как гандбол, который начинает пользоваться популярность. Какое для него нужно снаряжение, есть ли противопоказания, какой возраст является оптимальным для начала занятий? Узнаем вместе!
Для любого родителя рано или поздно становится ребром вопрос о том, а не отдать ли ребенка в какую-нибудь спортивную секцию? Конечно, тут же начинается бесконечное чтение статей про виды спорта и их особенности. Однако не забывайте, что в первую очередь вы должны узнать у своего ребенка, чего ему хочется. Вообще, лучше лет с трех-четырех начинать посвящать ребенка в теорию спорта, чтобы он имел представление о всех видах спорта и мог осознанно отдать предпочтение чему-то одному. Нередко помогает в этом вопрос визит к психологу, который с помощью тестов поможет вашему ребенку понять, чего он хочет и к чему у него лежит душа.
Конкретно гандбол – это очень подвижная игра с мячом. В ней присутствуют элементы других спортивных дисциплин: баскетбола, футбола и даже регби. Данный вид спорта равномерно развивают все группы мышц за счет того, что предполагает крайне активные движения.
Во сколько лет можно и нужно начать заниматься гандболом?
Обычно, начинают дети заниматься гандболом в возрасте от семи до восьми лет, однако оптимальным возрастом многие считают девять-двенадцать лет, когда дети уже уверенно бегают и твердо держат мяч.
Конечно, чем больше возраст ребенка, тем жестче к нему требования. Когда отбирают человека, в команду строго оценивается его координация движений, скорость, ловкость и общие физические данные.
На данный момент даже рост играет значение в данном виде спорта. Однако, крайне сложно оценивать рост ребенка, ведь он еще вполне может вырасти. Рост станет важным параметром для него уже потом.
Какие существуют медицинские противопоказания?
Спорт – это, в первую очередь, серьезная нагрузка на организм. Всегда перед тем, как начать заниматься любым видом спорта – следует проконсультироваться у педиатра. Он оценит внешние физические данные и даст рекомендации, следуя которым с ребенком все будет в порядке. Особенно важно консультироваться в таких вопросах с врачом, когда речь идет о ребенка. Ведь организм ребенка растет и быстро развивается, а значит является крайне хрупким и нуждающимся в защите. Если есть возможность, то лучше всего будет нанести визит спортивному врачу, ведь он разбирается в вопросах спорта
больше и его рекомендации будут более актуальными.
Вашему ребенку противопоказаны занятия гандболом в случае:
- Проблем со зрение, а в особенности, если ребенку необходимо носить очки.
- Плохой подвижности у суставов или же заболеваний костно-мышечной ткани.
- Нарушений в работе сердца или заболеваний, связанных с сердцем.
- Проблем с дыхательной системой: сильная отдышка или заболевания легких.
Среди детей, к сожалению, самой распространенной проблемой являются заболевания, связанные со зрением. Никогда не отказывайтесь от услуг офтальмолога, а так же обязательно посвящайте его в каждое значительное изменение в жизни ребенка. Такое, например, как отдача ребенка в спортивную секцию. Врач всегда грамотно определит диагноз и назначит правильное решение, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникало проблем в жизни.
Гандбол для мальчиков и гандбол для девочек
Этот вид спорта одинаково полезен для обоих полов и одинаково доступен. Что мальчикам, что девочкам тренировки кажутся увлекательными и интересным. Строгого отбора в гандболе нет. Начать заниматься могут все желающие. Возможно, для девочек будет плюсом тот факт, что тренировки по гандболу не будут способствовать росту мышц и мускулатуры в принципе.
Плюсы
Гандбол, как ни странно, полезен не только в физическом плане! Помимо физического развития, у ребенка значительно повышается скорость мышления и способность анализировать ситуацию. Для быстрой и точной передачи меча одной милы мало. Поэтому гандболисты зачастую обладают хорошими стратегическими навыками. Ну, или должны ими обладать. В отличие от многих вид спорта, в гандболе развиваются не только руки и ноги, но все мышцы тела. В том числе спина и так далее.
Как и любой спорт, гандбол полезен для здорового состояния ряда функций организма. Он улучшает работу сердечно-сосудистой системы, запас воздуха в легких так же становится больше. Запах воздуха в легких профессионального гандболиста можно сравнить с запасом воздуха в легких профессионального пловца.
Гандбол развивает характер. Во время тренировок и соревнований формируются такие качества, как целеустремленность, хорошая самооценка, трудолюбие.
Но куда же без минусов?
Единственным, пожалуй, минусом является тот факт, что гандбол – это все-таки травмоопасная игра. Но не спешите отказывать ребенку! Ведь все мы знаем, что кости у детей восстанавливаются в несколько раз быстрее, нежели у взрослых. Поэтому и травмы
дети переносят гораздо легче. Тем более, в гандболе ваше ребенку даже объяснят, как падать так, чтобы это принесло как можно меньше травм или вовсе никак не навредило. Это очень полезное умение, согласитесь.
Еще одной угрозой является наличие мяча в данном виде спорта. Конечно, присутствие на спортивной площадке мяча имеет свои последствия, ведь неумелое с ним обращение может закончится его попаданием в голову или другие части тела с большой скоростью. В любом случае, ушибы и синяки – это стандартные спутники данного вида спорта. Более сложными травмами могут оказаться растяжение связок и сотрясение мозга.
Какова стоимость занятий?
Зачастую, секции гандбола можно посещать бесплатно. Сейчас есть множество школ, которые этим занимаются. Есть только две вещи, на которые потратиться все же придется – это форма, спортивные соревнования и мяч.
Форма гандболиста состоит из шорт и футболки. Одежда ни в коем случае не должна стеснять движения и содержать более 80% хлопковых волокон для предотвращения аллергических реакций и дополнительного комфорта ребенка. Хорошие комплекты продаются в спортивных магазинах и стоят в районе 800 рублей.
Еще один немаловажный предмет гардероба, необходимый во время тренировок и соревнований – это обувь. Она должна обеспечивать максимальное сцепление с полом. Это не только повысит мобильность ребенка, но и обезопасит от лишних травм. Конечно, кроссовки должны быть максимально удобными и «дышащими». Подошва должна быть крепко, но гибкой, чтобы не мешать двигаться. Стоимость хорошей пары обуви для гандбола начинается в районе 1500 рублей.
Ну и последний элемент – это, конечно же, мяч. Состоять он должен из резины и ни в коем случае не скользить. Чем меньше ребенок, тем меньше для него должен быть мяч. Например, мяч окружность 50 сантиметров и весом около 300 грамм прекрасно подойдет ребенку. Стоимость его варьируется, найти хороший вариант можно примерно за 700 рублей.
Как определиться с выбором секции?
Будет просто замечательно, если гандбольная секция будет располагаться недалеко от места учеба ребенка, ведь тогда ему не нужно будет тратить много времени на дорогу, а вы избавите себя от лишних переживаний. Обычно, секции по гандболу есть в любом дворце спорта, узнайте об это у администрации. Ну а на что же обратить внимание, если секций нашлось несколько?
1. Какую цель вы преследуете? Если ребенок намерен заниматься спортом профессионально, то вам необходимо подыскать секцию, которая участвует в соревнования. Но помните, чем выше цель, тем больше финансовых вложений она будет от вас требовать.
2. Обратите внимание на тренера. У каждого человека свой, индивидуальный подход к ребенку и его обучению. Узнайте у знакомых, почитайте в интернете. Возможно, вы сможете узнать больше о тренере, которому собираетесь доверить ребенка. Выбор тренера крайне важен, ведь именно с этим человеком ваш малыш будет проводить очень много времени. У тренера обязательно должна быть лицензия, а его внешний вид или манера общения не должны вас смущать. Прислушайтесь к словам ребенка, узнайте, что он думает о тренере. Допускается так же вариант посещения занятий, чтобы определиться с выбором. Помните, что тренер должен быть для ребенка и другом, и наставником.
3. Узнайте, как о секции отзываются другие люди. Существует довольно много форумов, на которых люди обсуждают и делятся впечатлениями по поводу конкретных спортивных секций. Наверняка, в вашем городе тоже такая есть.
Что в итоге и как определить, подойдет ли вашему ребенку данный вид спорта?
Гандбол это крайне универсальный вид спорта. И крайне полезный. Он задействует все группы мышц, благодаря чему тело ребенка гармонично развивается; он воспитывает характер и порой даже лидерские качества, самоуверенность, достоинство, повышает самооценку; он совсем не дорогостоящий, а потому по карману большинству людей.
Вашему ребенку точно стоит обратить внимание на этот вид спорта, если он:
— Активный и подвижный. Не любит сидеть на месте и явно страдает переизбытком энергии, которую некуда девать.
— Демонстрирует лидерские качества и хочет их развить. Так же у него есть желание работать над своим характером.
— Любит играть в активные игры, где задействован мяч. Например, футбол или волейбол точно должны приносить ему удовольствие.
— Хочет в будущем стать профессиональным спортсменом и добиться успеха. Однако, вы, как взрослый, тоже должны разглядеть в нем перспективу чего-либо добиться в спорте.
— Он любит поддерживать свое здоровье в тонусе и не боится серьезных нагрузок, с легкостью их принимая.
Источник