Влияние авиаперелетов на здоровье
Опасно ли летать на самолете? Чаще всего мы отвечаем «да, ведь самолет может упасть, и шансы выжить при этом минимальны». И гораздо реже мы воспринимаем этот вопрос в другом смысле. Безопасность полета зависит не только от состояния самолета и профессионализма пилотов. Она зависит еще и от нас лично. И прежде всего – от наших проблем со здоровьем.
При некоторых недугах авиаперелеты являют собой прямую угрозу для здоровья. Если вы страдаете какими-то хроническими болезнями, об их особенностях желательно узнать «на земле», при планировании путешествия.
Противопоказания к авиаперелетам:
— тромбозы глубоких вен ног;
— острые инфекционные заболевания;
— обострение бронхиальной астмы;
— повышенное внутричерепное давление;
— перенесенный пневмоторакс – скопление газов в полости плевры (должно пройти минимум три недели после выздоровления);
— хирургические операции в области грудной клетки (должно пройти минимум три недели после вмешательства);
— перенесенный инфаркт или инсульт (временное ограничение определяется в каждом случае индивидуально);
Нежелательно отправляться в полет с баротравмой уха, с повреждениями среднего или внутреннего уха. Из-за перепадов давления могут возникнуть осложнения вплоть до стойкого нарушения слуха.
Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность во время авиапутешествий:
— несвертываемость или повышенная свертываемость крови;
— гипертония, ишемическая болезнь сердца и некоторые другие сердечно-сосудистые недуги;
— заболевания дыхательной системы: хронический бронхит, эмфизема легких, облитерирующий бронхиолит;
— иные хронические заболевания жизненно важных органов и систем.
Во всех этих случаях перед авиаперелетом нужно проконсультироваться с врачом – обсудить возможные риски и принять необходимые меры.
Достаточно много споров вызывает тема авиаперелетов при беременности. Все врачи и авиакомпании сходятся в одном. Нельзя совершать авиаперелеты после 36 недели беременности и в течение недели после родов. Не стоит также отправляться в воздушное путешествие с детьми, которым еще нет месяца.
Даже если вы здоровы, авиаперелет может доставить вам определенную дозу неприятных ощущений. С чем это связано? С особыми условиями, которые не столь часто наблюдаются в привычных и знакомых наземных ситуациях.
При авиаперелетах на человеческий организм действуют:
— перегрузки при взлете и посадке;
— иное атмосферное давление;
— низкая влажность воздуха в салоне самолета.
Любое авиапутешествие – это всегда ограничение подвижности. Чем дольше мы пребываем в сидячей позе, тем сильнее нагрузка на нижнюю часть тела. Кровообращение в ногах замедляется, сосуды сужаются, ноги отекают и болят. Растет риск венозного тромбоза – закупорки вен из-за образования кровяных сгустков. Немалую роль при этом играют и перепады давления в салоне самолета.
Как не допустить застоя крови в венах нижних конечностей? Самый простой способ – хоть немного, но передвигаться. Желательно каждые полчаса-час вставать с места и проходить по салону туда-обратно. Можно взять место у прохода, чтобы иметь возможность почаще вставать, вытянуть ноги, сгибать и разгибать их. Полезно сделать пару элементарных физических упражнений. А вот сидеть в кресле, закинув ногу на ногу, не стоит. От этого сосуды пережимаются еще сильнее. Нежелательно также долгое время держать ноги согнутыми под острым углом. Лучше, если угол в колене будет составлять 90 градусов или больше.
Перегрузки при взлете и посадке доставляют пассажирам немало неприятных ощущений. Тело реагирует на них совершенно определенным образом – напряжением, а иногда и болью в мышцах. Кроме того, при наборе высоты и при снижении неизбежны перепады давления. При этом появляется боль в ушах. Чтобы выровнять давление в ушах, нужно «продуваться» — совершать движения, аналогичные зеванию. При этом в уши через евстахиевы трубы попадает дополнительный объем воздуха из носоглотки. Однако при «заложенности» носа «продувание» на взлете и снижении затрудняется, и неприятных ощущений в ушах становится гораздо больше. Кроме того, вместе с воздухом из носоглотки в ухо могут попасть микробы, и тогда недалеко и до отита – воспаления среднего уха. По этой причине не рекомендуется отправляться в полет с такими заболеваниями, как ОРЗ, гайморит или синусит.
Давление в салоне самолета примерно равно давлению на высоте 1500 — 2500 метров над уровнем моря. Это основной фактор риска для сердечно-сосудистых больных. При пониженном атмосферном давлении напряжение кислорода (Pa O2) в воздухе салона падает. Критические значения отмечаются уже на высоте более 3000 метров, а при длительных перелетах самолет может набирать высоту до 11000 м. Соответственно, уменьшается поступление кислорода в кровь, а это весьма опасно. Некоторым больным в такой ситуации требуется ингаляция кислорода, но сделать ее на борту крайне затруднительно. Большинство авиакомпаний запрещают брать кислородные подушки на борт, поскольку этот газ является взрывоопасным веществом. Самый приемлемый выход из данного положения – заказать услугу кислородной ингаляции за двое, а лучше за трое суток до полета. Делать это должен врач.
При заболеваниях глаз могут возникнуть осложнения из-за низкой влажности воздуха в самолете. Ее уровень обычно составляет примерно 20%, а иногда и меньше, тогда как комфортное для человека значение – 30%. При более низкой влажности начинают высыхать слизистые оболочки глаз и носа, что мы и ощущаем при авиаперелетах во всей полноте. Немало неприятных моментов это доставляет прежде всего тем, кто носит контактные линзы. Врачи-офтальмологи рекомендуют брать в полет капли «искусственная слеза», чтобы периодически орошать слизистую. Это особенно важно в рейсах, длящихся более 4 часов. Альтернативный вариант – отправляться в полет не в линзах, а в очках. Снимать линзы непосредственно в самолете не стоит, так как обстановка в любом транспорте недостаточно гигиенична. Прекрасному полу врачи советуют минимально пользоваться косметикой при длительных перелетах, так как чувствительность глаз повышается, и тушь или тени могут вызвать раздражение.
Чтобы восполнить недостаток влаги, в полете рекомендуется пить больше соков или простой негазированной воды. А вот чай, кофе и алкоголь водный баланс организма не восстанавливают. Напротив, они выводят влагу из организма.
Некоторые болезни, протекающие бессимптомно, дают о себе знать именно при путешествиях на самолете. В первую очередь это касается повышенного внутричерепного давления, сердечно-сосудистых патологий, а также проблем с венами нижних конечностей. Какие же симптомы должны вас насторожить?
— если ноги в полете начинают неметь или болеть. Это касается не только боли, при которой ногу «отрезать хочется», но и терпимых ноющих ощущений.
— если во время полета у вас появляется боль в ушах, идет кровь из носа. Такие симптомы могут быть признаком проблем с сосудами или повышенного внутричерепного давления. Посетить врача следует как можно быстрее после прибытия на землю. В ряде случаев людям с такими синдромами вообще нельзя летать!
— если при авиаперелетах у вас начинает болеть сердце или появляется ощущение, что вы сейчас задохнетесь – возможно, у вас проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Будьте здоровы и путешествуйте с удовольствием!
Заказ авиа билетов по любому направлению
Вы можете позвонить нам по телефону +7 (495) 972-30-77 , а также заказ билетов принимается через on-line форму заказа авиабилетов на сайте и по E-mail адресу: info@avia77.ru
Источник
Риски для здоровья во время авиаперелетов
И речь идет вовсе не о мифических, уникальных и очень опасных микробах, якобы циркулирующих в воздухе салона. Нет, все намного проще и одновременно страшнее.
Нарушение циркуляции крови
Наши тела запрограммированы на движение, а не на многочасовое сидение во время перелета с одного конца Земли на другой. У людей с ожирением или нарушением циркуляции крови вследствие различных заболеваний, таких как диабет или болезнь периферических сосудов, длительное нахождение в самолете усугубляет риски для здоровья. При перелетах и недостатке движения нижние конечности затекают, циркуляция крови в них нарушается, кровь не получает достаточное количество кислорода. Возможны обмороки, инсульты и инфаркты.
Тромбоз вен
Тромбоз глубоких вен является следствием нарушения циркуляции крови. Это серьезное, угрожающее жизни заболевание, которое может усугубиться во время авиаперелета, особенно длительного. Причиной тромбоза может являться длительное нахождение в сидячем положении, что и происходит при длительных перелетах. При тромбозе происходит закупорка вен в ногах кровяным сгустком – тромбом. Могут появиться боли в конечностях, чувство жжения или, наоборот, холода, опухание, покраснение и онемение. Тромбоз особенно опасен еще и потому, что образовавшийся тромб может быстро проникнуть в легкие или сердце. При наличии лишнего веса вероятность тромбоза возрастает, поскольку у полных людей нарушается циркуляция крови.
Чтобы предотвратить нарушение циркуляции крови и тромбоз вен:
1. Во время перелета постарайтесь как можно больше разминать ноги – вставать, ходить по салону, потягиваться, переступать ногами, массировать конечности.
2.Не скрещивайте ног, чтобы не затруднять циркуляцию.
3.Старайтесь пить достаточно жидкости, чтобы кровь не обезвоживалась и не сгущалась. Избегайте алкоголя и напитков с кофеином – чая, кофе, колы, энергетиков, все эти напитки еще больше обезвоживают организм.
4.Желательно надеть компрессионные колготки, чулки или носки. Одежда должна быть свободной, не перетягивающей, не стеснять движений.
5.Если вы попадаете в категорию риска, можно, заранее проконсультировавшись с врачом, перед полетом принять дозу аспирина, чтобы разжижить кровь.
6.Не летайте ранее чем через 24 часа после глубоководных погружений и скуба-дайвинга.
Затруднение дыхания
Внутри самолета атмосферное давление ниже, чем при обычных условиях на земле. Наряду с перепадами температур и недостатком кислорода это может привести к приступам удушья. Тем более если у вас есть лишний вес или предрасположенность к астме. Для людей с повышенным риском желательно иметь при себе во время полета специальный ингалятор или кислородную подушку.
Повышенное артериальное давление
Лишний вес и гипертония часто ходят рука об руку. Во время перелетов риск для гипертоников повышается. Из-за низкого уровня кислорода и нагрузок во время вибраций, турбуленции, волнения перед полетами сердце вынуждено работать с перегрузкой, что может означать повышение артериального давления, возможность сердечного приступа и даже инсульта. Поэтому людям, склонным к повышенному артериальному давлению, желательно перед полетом принять таблетку или повысить обычную дозу лекарства, снижающего давление.
Зачастую риски для здоровья пассажиров усугубляют и сами авиакомпании – и все из-за своей жадности и стремления к супер-прибыли. Стремясь к увеличению рентабельности, они блокируют запасные выходы и добавляют дополнительные кресла для пассажиров, которым и так уже нечем дышать и которые и так уже сидят как «селедки в бочке», не имея возможности вытянуть ноги. Тромбоз глубоких вен уже стал настолько частым, что его вторым названием стало «синдром эконом-класса»! В прошлом году в Японии было три случая смерти вследствие ухудшения здоровья во время перелета, в лондонском авиапорту – 10. В России такой статистики нет, но, учитывая огромные расстояния, которые приходится преодолевать авиапутешественникам, чтобы пересечь страну из конца в конец, прислушаться к своему здоровью будет совсем не лишним.
Источник
11 побочных эффектов перелета на самолете, влияющих на человеческий организм
11 вещей во время путешествия на самолете, которые влияют на ваше тело
Хотя авиаперелеты в целом безопасны, на высоте 10 000 метров вы можете испытать не очень приятные побочные эффекты из-за особенностей организма.
Низкое содержание кислорода может вызвать сонливость или головную боль
Миллионы людей путешествуют на самолете каждый день. Если вы планируете стать одним из них в ближайшее время, вы, естественно, захотите, чтобы полет прошел для вас максимально комфортно. К сожалению, очень часто перелеты связаны с неприятными ощущениями. И речь идет не о страхе перед перелетами, а о нашем организме. Ведь помимо толп в аэропорту, стресса перед поездкой, путешествие на такой большой высоте оказывает реальное влияние на организм. И хотя атмосферное давление в кабине регулируется так, чтобы предотвратить высотную болезнь, вы все равно можете испытывать сонливость или головную боль.
«Более низкое давление кислорода в самолете эквивалентно высоте от 1800 до 2400 метров, как, например, в горах в Сочи, – говорит Петр Алдеев, доктор медицинских наук, представитель компании «МедАвиа» (компания предоставляет медицинские услуги в аэропортах Европы).
– Когда самолет набрал высоту, падает парциальное давление кислорода, создавая умеренную гипоксию [низкий уровень кислорода], которая может вызвать головную боль у некоторых восприимчивых людей».
Одно британское исследование показало, что уровень кислорода в крови падает у пассажиров самолета в среднем на 4 процента, что может негативно влиять на организм. Особенно если у вас есть проблемы с сердцем или легкими. Чтобы предотвратить головные боли, пейте много воды и избегайте алкоголя и кофеина.
Во время перелета кровь, собирающаяся у вас в ногах, может вызвать их отек или риск образования тромбов
Сидение в тесных креслах самолета долгие часы может повлиять на кровоток по всему телу, приведя к опуханию ног и лодыжек. Также хорошо известно, что долгое сидение в статичном положении в салоне самолета может увеличить риск образования тромбов (тромбоз глубоких вен). Это связано с тем, что, когда человек находится в одном положении, кровь в его ногах плохо циркулирует.
«В этом положении вены в наших ногах сжимаются, и кровоток через них замедляется», – поясняет Петр Алдеев. Вы часто слышите совет, что нужно периодически вставать в самолете, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ногах, но, как считает доктор Алдеев, на практике это сделать практически нереально. Во-первых, если все начнут ходить по салону самолета, то образуется пробка из пассажиров. Во-вторых, это может быть опасно в случае неожиданной турбулентности.
Однако, по словам доктора, для большинства пассажиров есть вариант запустить кровоток. Для этого необходимо выполнять простые движения голеностопного сустава – вращения, сгибания, разгибания, которые можно выполнять на своем собственном сиденье как можно чаще.
Обычно риск образования тромбов повышен для лиц, которые к этому расположены. Как правило, факторы риска имеют люди, страдающие ожирением, беременные женщины или женщины в послеродовом периоде. Также риск тромбоза присутствует у тех, кто принимает противозачаточные таблетки, лица старше 40 лет или те, кто имеет серьезные заболевания.
«Люди с факторами риска тромбоза могут его уменьшить, используя компрессионные чулки. Людям с большим риском тромбоза может быть показано даже использование антикоагулянтных препаратов», – говорит доктор Алдеев.
Поэтому если вы в ближайшее время собираетесь лететь на самолете, обратитесь к врачу, если у вас есть один или несколько факторов риска. В этом случае, после того как вы сдадите необходимые анализы, врач определит вашу степень риска и даст рекомендации.
Вы можете получить обезвоживание
Воздух, которым вы дышите в салоне самолета, на самом деле проходит снаружи. А на этой высоте воздух имеет очень мало влаги. «Этот воздух очень сухой, с влажностью менее 10 процентов, – предупреждает Константин Балодис, доктор медицинских наук, генеральный директор консультационной службы по авиационной медицине европейской авиакомпании.
– Обезвоживание может вызвать чувство усталости, особенно в сочетании с пониженным давлением воздуха в салоне. Некоторые состояния организма и некоторые лекарства могут усугубить неприятные ощущения во время перелета».
Согласно данным Everyday Health, лучший способ предотвратить обезвоживание – это пить много воды даже перед посадкой в самолет. Возьмите с собой в салон самолета бутылку с водой, чтобы вам не пришлось полагаться на стюардессу и постоянно просить ее принести вам стакан воды. Возьмите с собой несколько бутылок воды, только не наполняйте пустую бутылку в раковине туалета. Эта вода не пригодна для питья.
Аэрокосмическая медицинская ассоциация также рекомендует использовать глазные капли для снижения сухости глаз и рассмотреть солевые назальные спреи, чтобы увлажнить высохшие носовые проходы, а также для того, чтобы предотвратить кровотечение из носа.
Изменение давления в салоне самолета приводит к метеоризму
Для каждого из нас самое ужасное, что может быть, – это почувствовать признаки метеоризма во время перелета. К сожалению, даже если вы будете строго соблюдать диету перед отлетом, все равно есть риск получить повышенный метеоризм. По данным Аэрокосмической медицинской ассоциации США, во время перелета в кишечнике человека количество газа может увеличиться на 25 процентов. Причина – в простой физике при изменении давления в салоне самолета.
«Из физики мы знаем, что газ имеет тенденцию обратного расширения при изменении давления, – рассказывает доктор Алдеев.
– Поэтому, когда мы взлетаем, внешнее давление постепенно снижается и любой газ, попавший в полости нашего тела, будет, соответственно, расширяться». Это применимо и к газу в кишечнике, который может привести к вздутию живота. Итак, что нужно делать? Терпеть и держать газы нехорошо для вашего организма, поэтому, если вы чувствуете распирание живота, лучше выпустить его в туалете, если это возможно.
Изменение давления воздуха вызывает закладывание ушей
Наряду с увеличением газа в кишечнике ваши уши, скорее всего, также почувствуют последствия изменения давления воздуха. «По мере подъема самолета давление в салоне меняется (уменьшается), заставляя барабанную перепонку выпячиваться наружу, что дает нам это хорошо известное ощущение заложенности ушей, – говорит Петр Алдеев.
– Это продолжается до тех пор, пока захваченный воздух не выйдет через евстахиеву трубу в глотку и уши не вернутся в норму». Жевательная резинка полезна для этого процесса. Во время спуска происходит обратное: давление воздуха увеличивается, поэтому больше воздуха должно возвращаться в среднее ухо. «Это достигается глотанием или зеванием, – советует доктор. – Другой способ сделать это – осторожно вытолкнуть воздух из легких, прикрыв нос и рот так, чтобы воздух проходил через евстахиеву трубу в среднее ухо. Таким образом мы снова выравниваем давление».
Ваши вкусовые рецепторы могут притупиться
Вы обращали внимание, что очень часто еда в самолете кажется безвкусной или слишком мягкой? Но это не говорит о том, что авиакомпания экономит на качестве продуктов, которые используются для еды в самолете. Чаще всего ваше восприятие еды меняется во время перелета. Дело в том, что воздух с низкой влажностью, которым вы дышите в самолете, высушивает слизистые оболочки рта и носа, что может повлиять на ваше чувство вкуса.
Исследование, проведенное авиакомпанией Lufthansa, показало, что восприятие сладкой и соленой пищи во время перелета снижается на 30%. Кстати, авиакомпания British Airways недавно пыталась вернуть вкус еды, ароматизируя салоны самолета специальными веществами. Однако эксперимент был признан неудачным. Но знаете ли вы, что, оказывается, можно противодействовать этому неприятному эффекту? Например, вы можете помочь оживить свои вкусовые рецепторы обычной питьевой водой.
«Сухость во рту может снизить вкусовую чувствительность, но вкус восстанавливается с помощью увлажнения», – говорит доктор Константин Балодис.
Перелет на самолете может вызвать зубную боль
Несмотря на то что газовые изменения в нашем теле во время перелета встречаются реже, они тем не менее могут даже повлиять на зубы, так как газ попадает в пломбы и полости. Одним из недостатков зубной боли в самолете, в отличие, например, от заложенности ушей, является то, что мы мало можем что-то сделать, чтобы предотвратить это, сказал врач-стоматолог клиники «Стоматология 21 века» Сергей Конев.
«К сожалению, как думают многие, жевательная резинка или глотание не уменьшат давление внутри вашего зуба. Соответственно, боль не уйдет. А это делает авиаперелеты с зубной болью настоящей проблемой. Особенно для тех, кто имеет проблемы с зубами».
Да, вы можете принимать обезболивающие препараты от зубной боли. Но они не всегда работают и к тому же вредны. Лучше же всего – это обратиться к стоматологу, прежде чем отправляться в полет. Помните, что даже маленькая, терпимая зубная боль может во время перелета перерасти в нестерпимую.
Ваша кожа теряет влагу
Еще один эффект, который может проявляться во время перелета, – это сухая кожа. Обезвоживание может привести к сухости кожи и появлению трещин на губах, хотя большая часть экспозиции на самолете ограничена во времени, – отмечает Константин Балодис.
– Увлажняющие лосьоны перед полетом могут смягчить эти последствия».
Также, чтобы предотвратить обезвоживание организма, пейте много воды даже тогда, когда вы вышли из самолета.
У вас может появиться плохой запах изо рта
Когда ваш рот высыхает в самолете из-за сухости воздуха, у вас уменьшается количество слюны, что может вызвать рост бактерий во рту и привести к появлению зловонного дыхания. Если вы не ели и пьете мало воды во время перелета, изо рта может появиться неприятный запах.
Многие думают, что сладкие напитки и фастфуд в самолете может решить эту проблему. Но это миф. Сочетание сухости во рту и отсутствие чистки зубов при длительных перелетах может вызывать слишком сильный неприятный запах изо рта, который будет трудно вывести даже использованием жвачки, предупреждает стоматолог Сергей Конев. Вы можете исправить это, взяв с собой дорожную зубную щетку (некоторые авиакомпании даже предоставляют ее пассажирам). Также пейте много воды, чтобы рот был увлаженным.
Полеты на большие расстояния сбрасывают ваш циркадный ритм
Как правило, при перелете на большие расстояния мы сталкиваемся со сменой поясов. «Выделение гормонов, сонливость, настороженность и чувство голода, а также множество других функций зависят от наших внутренних биологических часов, – объясняет Петр Алдеев. – Путешествие в другой часовой пояс сбивает нас с толку, и нам, как правило, нужно время, чтобы перезагрузить внутренние часы.
Правило состоит в том, что нам требуется около одного дня на каждый час часового пояса, который мы пересекаем, поэтому это означает, что после шестичасового трансатлантического полета нам потребуется около шести дней, чтобы наши циклы были полностью синхронизированы с местным временем».
Так что вы можете сделать, если ваша поездка длится всего неделю или меньше?
«В командировке с быстрым поворотом часто лучше не пытаться по-настоящему приспособиться к новому часовому поясу, поскольку полная адаптация была бы невозможна с физиологической точки зрения, – говорит Петр. – С другой стороны, если мы хотим максимально увеличить наше пребывание в туристической поездке, лучше попытаться приспособиться как можно быстрее, что достигается путем воздействия на себя солнечного света и физической активности на открытом воздухе». Поскольку мы лучше приспособлены к более длинному, а не короткому дню, полет с востока на запад легче, чем полет с запада на восток.
Риск подцепить вирус в самолете на самом деле низкий
Хотя воздушно-капельным путем заболеть можно в любом закрытом транспорте, риск поймать вирус на самом деле очень низкий. И это несмотря на то, что вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, очень хорошо могут распространяться в условиях низкой влажности. Все дело в специальных салонных фильтрах, используемых в самолетах. Плюс в самолетах используется специальная циркуляция воздуха. Все это в сочетании с качественной фильтрацией снижает риск воздушных инфекций в самолете.
Так что если вы не сидите рядом с тем, кто кашляет или чихает, вы не должны слишком беспокоиться о том, что заболеете. Однако многочисленные исследования показали, что бактерии могут долго жить на поверхностях в салоне самолета. Поэтому часто мойте руки или обрабатывайте их специальными антибактериальными гелями/жидкостями. Также не прикасайтесь грязными руками к глазам, ушам, носу и рту.
Источник