Меню

Чем это чревато для здоровья

Чем опасно самолечение? Мнение врача

Задумывались ли вы о том, как часто вы игнорируете советы врачей и полагаетесь на мнение друзей, родственников или тех, кто готов из благих намерений дать рекомендацию по приему «проверенного» лекарственного препарата. Или как часто из-за нехватки времени в условиях бешеного ритма современной жизни вы не идете к врачу, а самостоятельно решаете принять какую-то таблетку? Или может вы приходите в аптеку с просьбой посоветовать средство от головной боли, от насморка или от простуды. Если в этих вопросах узнаете себя или своих близких, то тогда вам не понаслышке известно, что такое самолечение, то есть использование лекарственных средств без назначения врача. По данным ВЦИОМ, 33% населения России прибегает к самолечению, поэтому вопрос об опасности приема лекарственных средств без назначения врача можно считать достаточно актуальным для современного мира. Давайте разберемся, опасно ли такое бездумное лечение или нет.

Сегодня у каждого есть доступ в интернет и к любой поисковой сети, куда можно написать перечень обнаруженных у себя симптомов, самостоятельно поставить себе диагноз, и, исходя из прочитанного, назначить себе лечение. Все кажется довольно простым и вполне понятным. Дополняет картину большое количество навязчивых рекламных роликов фармацевтических компаний, постоянно твердящих о том, что при найденных симптомах, следует принимать рекламируемое лекарственное средство и все пройдет. При некоторых расстройствах такое самолечение не принесет особого вреда здоровью и возможно даже поможет облегчить состояние (на самом деле только скрыть симптомы). Однако плюсов у самолечения нет, а значит говорить об этом смысла нет. Многие забывают, что ряд болезней имеет схожую картину, но требуют принципиально разного подхода. Также, предпочитающие самостоятельно подбирать лечение, забывают, что врач при постановке диагноза не ограничивается только симптомами и жалобами пациента. Чаще всего для подтверждения наличия заболевания требуется не только провести осмотр, но и воспользоваться лабораторной или функциональной диагностикой. Только при комплексном подходе можно верно определить причину развития болезни.

Всесторонняя диагностика важна для диагностики любого заболевания.

К опасностям бездумного приема лекарственных средств можно отнести неэффективность. Препараты без назначения не оказывают заявленного эффекта или просто скрывают симптомы заболевания. А опасность заключается в том, что бесполезный в данной ситуации препарат может вызывать прогрессирование болезни, которая есть на самом деле. В дальнейшем эта болезнь может перетечь в хроническую стадию и все-таки придется обратиться ко врачу из-за ухудшения состояния и развития осложнений. В данном случае самое время вспомнить слова, что завещал Гиппократ: «Болезнь легче предупредить, чем лечить».

Не менее важной проблемой считается заблуждение людей и ошибочная вера в то, что любые простудные заболевания можно лечить антибиотиками. Научно доказано, что в большинстве случаев простуда вызывается вирусом, на который антибиотики не действуют. Поэтому ВОЗ предупреждает , что при чрезмерном применении антибиотиков возникает резистентность, то есть устойчивость или привыкание. На первый взгляд, может показаться, что в этом нет ничего страшного. Однако, когда возникнет ситуация и человеку действительно требуется назначить антибиотик, то он уже оказывается абсолютно бесполезным. Именно поэтому, когда врач назначает препараты этой группы, то обязательно учитывает возраст, пол, общее состояние организма и старается максимально избежать побочного действия.

Следующим важным моментом является несовместимость препаратов. Очень часто при медикаментозном лечении для усиления действия какого-то компонента или ослабления побочных эффектов используют сразу несколько препаратов. Если не учесть совместимость лекарств, что очень часто наблюдается при самолечении, можно ухудшить состояние, усугубить прогрессирование болезни и вызвать развитие осложнений.

Важно помнить, что не все лекарства совместимы между собой.

Нельзя не отметить и развитие тяжелых последствий самолечения, которое проявляется в виде побочных эффектов. Чаще всего отмечаются нарушения в работе желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, боль в животе). Однако, могут наблюдаться и более серьезные нарушения — аллергические реакции. В легких случаях развиваются сыпь и покраснения, а в тяжелых — анафилактический шок. Поэтому, чтобы обезопасить себя следует не дожидаться развития побочных эффектов, а своевременно обратиться к специалисту.

Самолечение опасно для жизни и порой чревато необратимыми последствиями. Зачастую в больницу поступают люди с уже запущенной стадией болезни, когда врачебное вмешательство уже не помогает и, как следствие, растет количество летальных исходов. Все это можно считать простым пренебрежением своим здоровьем. Поэтому важно помнить, что безопасного лекарства не существует и даже безрецептурные препараты нельзя считать безопасными.

Источник

Самолечение. Когда оно становится опасно

Пожалуй, не найдется человека, который не знает, что принять при простуде или головной боли. У всех есть свои «проверенные средства». Да и реклама подсказывает решения при любом недуге.
Можно еще спросить совета у знакомых, фармацевта в аптеке или просто в Интернете. Но так ли все просто и удобно? При каких заболеваниях самолечение может быть опасно?
В EMS тоже есть аптека, и наши провизоры регулярно сталкиваются с просьбами пациентов посоветовать лекарство, а врачи потом разбираются с результатами самостоятельного лечения.

Коллективный разум не всегда разумен

Типичная рекламная пауза на ТВ: счастливая, спокойная мама, убаюкивая младенца, рассказывает, что еще 15 минут назад ее малыш плакал, у него была температура, но она дала ему микстуру от жара — и ребенок заснул. Все счастливы. Скороговорку в конце ролика про то, что перед применением нужно (обязательно!) проконсультироваться с врачом, услышат далеко не все. И про то, что температура может быть признаком не только банальной простуды, но и симптомом, например, воспаления внутренних органов, тоже помнят не все. К сожалению, в последнее время это типичная ситуация, которую по многу раз на день наблюдают фармацевты в аптеках.

Читайте также:  Пластик опасность для здоровья

Не только жертвы рекламы лечатся наугад. Молодые мамы ценят «коллективный разум» форумов в Интернете или спрашивают советы у подружек на детских площадках — те ведь как-то вылечили своих малышей. Пенсионеры обмениваются информацией друг с другом. Но пациенты забывают, что у каждого свои физиологические особенности. И все мы годами пьем таблетки, которые когда-то нам помогли. А ведь за прошедшие годы в организме могло многое измениться, и тот же препарат, в той же дозировке и форме может не просто не помочь, но и навредить.

Остеохондроз и инфаркт бывают похожи

Организм человека — очень сложный механизм. Боль — верный признак неполадки. Но что именно нужно «чинить», сам человек порой распознать не может. Живот или голова могут ныть по сотням причин, устранять которые нужно совершенно разными, подчас противоположными способами. А просто заглушить боль на время часто значит лишь оттянуть постановку диагноза и дать осложнениям время развиться. «Совершенно неправильно полагаться при выборе лекарства только на собственные ощущения. Тем более неразумно описывать симптомы фармацевту в аптеке: шансов, что он все верно поймет, еще меньше, — уверен заведующий терапевтическим отделением, терапевт высшейкатегории, кардиолог, гастроэнтеролог, врач функциональной диагностики Алексей Николаевич Карлин. — Например, очень схожи могут быть симптомы таких разных заболеваний, как язва, остеохондроз позвоночника и предынфарктное состояние. И человек может покупать таблетки от остеохондроза, пить их, а в больницу попасть с инфарктом, причем в запущенной стадии. Остеохондроз, кстати, у нас очень «любят», люди часто его у себя находят и лечатся от него.

Всего несколько недель назад я встречался с одной такой пациенткой. Несколько лет она мучилась от боли в спине, списывала все на остеохондроз, покупала какие-то лекарства. А когда все-таки обратилась к врачу, выяснилось, что у нее рак и метастазы в позвоночнике». «Пациенты часто списывают на остеохондроз шейного отдела позвоночника такие жалобы, как головокружение, шум в ушах, снижение слуха, иногда онемение в различных частях лица, — добавляет Андрей Владимирович Костюкевич, невролог, иглорефлексотерапевт, нейрохирург, заведующий отделением неврологии и восстановительной медицины EMS. — А причиной этих жалоб может быть новообразование в головном мозге.

Был такой случай: пациентка долгое время самостоятельно лечилась от остеохондроза шейного отдела позвоночника без видимых улучшений и в конце концов обратилась к неврологу. На МРТ головного мозга была выявлена невринома слухового нерва. Пациентку с опозданием прооперировали, она осталась инвалидом на всю жизнь».

Вот еще несколько примеров укоренившихся в народе заблуждений. От головной боли пациенты часто любят принимать цитрамон. Проблема в том, что он содержит кофеин, который повышает давление. А если оно и так повышено (что как раз и могло привести к головной боли), то самолечение может закончиться гипертоническим кризом или даже инсультом.

Аккуратно нужно выбирать жаропонижающие средства. Потому что содержащийся в них парацетамол негативно влияет на печень, аспирин может спровоцировать обострение язвенной болезни, а анальгин — анемии (малокровия).

А лекарства, которыми мы снимаем зубную боль, имеют побочные действия сильнее основного. При однократном применении, чтобы дотерпеть до стоматолога, — это выход. Но если пить их подряд несколько дней, может открыться внутреннее кровотечение. «Принято считать, что если появился зуд, то нужно лечить молочницу, — говорит заведующая отделением акушерства и гинекологии, акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики Людмила Владимировна Мудрагель. — Благо средств для этого благодаря рекламе предостаточно. А если не помогает, то можно еще и подруг подключить, и фармацевта в аптеке, и форумы. И редко кто задумывается, чтопричин зуда в гинекологии насчитывается не менее десятка! А после проведенного самолечения значительно сложнее установить причину и назначить эффективную терапию».

«В офтальмологии самолечение неприемлемо, — подчеркивает Руслан Таласович Хапчаев, офтальмолог, к.м.н., ведущий специалист. — Допустим, покраснение глаз может быть вызвано множеством различных причин: синдромом сухого глаза, аллергической реакцией или воспалительными заболеваниями — вирусными или бактериальными. И что пациент будет сам себе капать? Он только потеряет время и может заработать осложнение. Например, следствием непролеченного конъюнктивита может стать воспаление роговой оболочки, которое в 25% случаев приводит к помутнению, а пациент может безвозвратно потерять зрение».

Только по рецепту!

«Когда покупатели просят в аптеке «что-нибудь от боли», фармацевт не может не продать им лекарство. В конце концов, это просто негуманно — оставить человека в такой ситуации без помощи. Но хороший фармацевт после этого должен настоятельно порекомендовать клиенту обратиться к врачу. К сожалению, так происходит не всегда», — говорит заведующая аптекой EMS Марина Александровна Пряхина.

В аптеках самые разные лекарства отпускают без рецептов, даже не спрашивая, зачем они покупателям. И покупатели не задумываются, что на самом деле большинство препаратов должны продаваться только по назначению врача. Фармацевты и совет дать могут. И пациенты именно этого от них и ждут. Ведь спросить совета у фармацевта в ближайшей аптеке гораздо проще, чем записаться к врачу и сходить на прием. О возможных последствиях такого лечения уже сказано выше. «Порой мне кажется, что самолечение привычными средствами даже менее вредно, чем консультации в аптеках, — говорит Алексей Николаевич Карлин. — Фармацевты — люди опытные, но в своей сфере. Они разбираются в препаратах, количество которых с каждым годом все растет. Но, например, такая дисциплина, как патологиче­ская физиология, без знания которой нельзя назначать лечение, им преподается в учебных заведениях всего несколько месяцев».

Доверяйте своему врачу

Неужели по малейшему поводу нужно сразу бежать к врачу? Конечно нет. «Если человек простыл, но нет высокой температуры, если еще какая-то несерьезная проблема и не нужен больничный, можно и дома полечиться, — отмечает Алексей Николаевич Карлин. — Если боль резкая, то до обращения к доктору ее можно чем-то снять. Но надо понимать чем! А для этого лучше, пока вы здоровы, сходить в поликлинику, сдать анализы, проконсультироваться с медиками и понять, какие препараты вам можно, а какие нет. Это как с машиной: может, ничего в ней и не сломалось, а вы все равно каждый год возите ее на техосмотр. А уж если где-то застучит — сразу в сервис. Но почему-то за автомобилями у нас народ следит подчас лучше, чем за собой».

Читайте также:  Про докторов азбука здоровья

И еще один очень важный нюанс. Пациенты должны доверять своим врачам. И если уж те назначили лекарства, то лечиться именно ими — в тех дозировках, по тому режиму и в том сочетании, какое порекомендовал специалист-медик. Если что-то сильно смущает — лучше обратиться к другому врачу, проверить диагноз. Главное, не заниматься самолечением на основе уже данных рекомендаций и сделанных доктором заключений. Ведь прописывая медикаменты, врач учитывает не только состояние пациента, но и их совместимость между собой и с другими заболеваниями пациента.

Источник

«Все напрасно»: что такое выученная беспомощность и как ее преодолеть

В эти дни, когда мы читаем обескураживающие новости, ощущение беспомощности во всем происходящем может серьезно влиять на эмоциональное состояние. Разбираемся, когда еще возникает это чувство, как оно формируется и как можно себе помочь.

Кирилл Складанов, врач-психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое выученная беспомощность

Термин говорит сам за себя. Выученная беспомощность — это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно — то есть пассивно: не улучшает негативные условия своей жизни, даже когда имеет такую возможность.

Почему беспомощность выученная? Потому что к подобному состоянию приводит предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали. Данный феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он ставил опыты на собаках, а позже полученные результаты подтвердились в исследованиях с участием людей.

Симптомы выученной беспомощности

Важно отметить, что выученная беспомощность не болезнь, а лишь состояние. Соответственно, здесь не может быть четких диагностических критериев (они есть только для заболеваний). Но мы можем говорить о признаках данного феномена.

Начнем с примеров. Женщина не может закончить отношения с абьюзивным партнером — это ей кажется невозможным. В детстве ее родители были в похожих отношениях, и мать даже не предпринимала попыток разрыва.

Выпускающийся школьник не идет поступать в вуз, хотя и хотел бы этого. Он не думает о том, что у него получится, ведь он плохо учился в школе, даже когда старался (хотя старался он довольно давно — в первом классе).

Студент не готовится к экзаменам, потому что считает, что подготовка ни на что не повлияет — на предыдущих экзаменах, к которым он готовился, ему не везло с билетами либо преподавателями: попадался один из ста вопросов, на который он не знал ответа, преподаватель принципиально всем занижал отметки — и он получал плохие оценки.

Работник не просит о повышении, а может, даже отказывается от него — он боится, что не справится с новыми обязанностями. Он и с текущими справляется не очень хорошо — не видит смысла усердствовать, ведь повышение ему все равно не светит.

Что объединяет все эти примеры?

  • Негативный опыт, который может быть получен и в раннем детстве, и пару лет назад.
  • Жизненные условия, не удовлетворяющие человека.
  • Отсутствие реальных попыток эти условия изменить. Реальных — то есть тех, которые могли бы привести к хорошему результату, а не тех, которые лишь докажут общее правило («нереальная» попытка — когда студент начинает готовиться к экзамену накануне ночью, не сдает и убеждается в том, что подготовка бесполезна).
  • Наличие реальных возможностей изменить свою жизнь. Данный пункт — самый сложный для самостоятельной оценки в случае выученной беспомощности. Вместо возможностей видятся только сложности, препятствия и другие причины бездействовать.
  • Негативные мысли, приводящие к поведению, которое только подтверждает их справедливость.

Также выученная беспомощность часто совпадает с присутствием схем «беспомощность» и «неуспешность» (понятия из схема-терапии, где схема — модель поведения и система представлений о мире, усвоенная в детстве).

Тест на выученную беспомощность

Вопросы, по которым можно проверить себя на наличие схем «беспомощность» и «неуспешность»

  • В повседневной жизни я во многом завишу от других людей.
  • Мне не хватает здравого смысла.
  • В житейских ситуациях на мое мнение нельзя полагаться.
  • Я не уверен в своей способности справляться с повседневными проблемами, которые постоянно возникают.
  • Почти все, что я делаю на работе (в учебе), не так хорошо, как это могли бы сделать другие люди.
  • Я не способен добиться успеха.
  • Большинство людей достигают лучших результатов в работе, чем я.
  • В работе я не так талантлив, как большинство других людей.
  • В том, что касается работы или учебы, я не такой сообразительный, как большинство других людей.
  • Думаю, что я не способен самостоятельно справляться с повседневными делами.

(Вопросы взяты из теста Джеффри Янга YSQ-S3R, русский перевод выполнен Касьяником П.М., Романовой Е.В.)

Оцените, насколько каждое из этих утверждений соответствует действительности, по шестибалльной шкале, где:

1 — абсолютно не соответствует;
2 — по большей части не соответствует;
3 — скорее соответствует, чем нет;
4 — в общем соответствует;
5 — по большей части соответствует;
6 — полностью соответствует.

Читайте также:  Здоровье семьи фучика 50 специалисты

Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 балла или больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни выученная беспомощность.

Причины формирования выученной беспомощности

Как же возникает выученная беспомощность? Чтобы это понять, нужно знать, как вообще формируется поведение. Как правило, положительный результат наших действий (или отсутствие отрицательных последствий) приводит к закреплению этих действий в нашем поведении. Это называется «оперантное обусловливание».

Мы попробовали мороженое, и нам понравилось. Мы сделали домашнюю работу и получили пятерку. Мы трудились, трудились — и нас повысили. Мы не были довольны отношениями, разорвали их — и после этого выжили. Либо мы были свидетелями подобных вещей в раннем детстве (на примере родителей и других близких людей).

Если привести пример из когнитивно-поведенческой терапии, то можно сказать, что в нашей голове складывается следующая цепочка: предлагают мороженое (ситуация) — «я уже ел, было вкусно» (автоматическая мысль) — радость, предвкушение (эмоции) — решение съесть мороженое (поведение) — наслаждение, подтверждающее мысль о том, что мороженое вкусное (результат).

Нужно делать домашнюю работу (ситуация) — «я справлюсь и получу пятерку» (автоматическая мысль) — спокойствие, мотивированность (эмоции) — выполнение задания (поведение) — получение пятерки, подтверждение уверенности в собственных силах и способностях (результат).

Чтобы сформировать беспомощность, нужно сделать прямо противоположное: поставить человека в такие условия, где его действия не будут влиять на исход. Например, если в детстве не помогать ребенку со школьными заданиями, когда он просит, скорее всего, он научится тому, что обращаться за помощью бесполезно — все равно никто не поможет, а если у него не будет получаться сделать задания самостоятельно, он решит, что ничего не выйдет, как ни старайся.

Если, наоборот, чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему ничего делать самому — ни посуду помыть, ни во дворе погулять, — он решит, что его собственных сил, умений и знаний ни на что не хватит, а мир слишком сложен и опасен.

Так же начальник может не поощрять подчиненных за их успехи или отчитывать за то, на что они не в силах повлиять. Например, ругать врачей за необоснованные жалобы пациентов. Для закрепления эффекта это повторяется несколько раз. И тогда у человека в голове будет преобладать такая схема:

нужно делать домашнюю работу — «у меня это не получается, я не смогу, получу двойку» — тревога — прокрастинация — получение двойки, закрепление мысли «я не смогу» и в следующий раз такое же поведение.

В результате формируется порочный круг.

Как избавиться от выученной беспомощности

К чему может привести выученная беспомощность? Во-первых, к падению качества жизни. Далее возможны депрессия и тревожные расстройства. Состояние беспомощности присутствует в их структуре очень часто.

Главная сложность в решении данной проблемы — это объективная оценка себя. Выученная беспомощность — это «фильтр», который не позволяет увидеть все возможные варианты и альтернативы.

Однако с этим фильтром можно бороться. Цель — разорвать порочный круг, то есть практиковать поведение, которое будет приводить к положительным результатам и уменьшать веру в правдивость негативных мыслей.

  1. Определите, в каких областях жизни проявляется беспомощность. Что бы вы хотели улучшить? Что вас не устраивает?
  2. Подумайте, как можно улучшить, изменить, исправить то, что вам не нравится. Накидывайте как можно больше вариантов. Можно призвать на помощь близких и устроить совместный мозговой штурм — вероятно, они предложат идеи, до которых вы бы не додумались в одиночку. Кстати, в этой ситуации может проявиться беспомощность, если вам в голову полезут такие мысли: «и смысла нет пытаться», «все равно не получится», «от меня ничего не зависит», «это слишком сложно». Оцените мысли объективно: правдивы ли они, какие есть аргументы «за» их истинность, какие — «против». Лучше это делать письменно (даже если возникает мысль «все это бессмысленно»). Если аргументы строятся на предшествующем опыте, спросите себя, релевантен ли он, могла ли ситуация с тех пор измениться. Вдобавок можно представить, что ваш друг попал в такую же ситуацию. Что бы вы ему сказали? «Не пробуй, оставь это, у тебя не выйдет» или что-то другое?
  3. Вспомните моменты, когда у вас что-то получалось, вы добивались успеха, получали похвалу (даже если это кажется мелочью). Особенно ценны будут воспоминания о том, как что-то получилось, когда вы не верили в успех.
  4. Когда вы поняли, что некоторые мысли были искажены, и составили план действий на основе более объективного мышления, начинайте действовать. Важно, чтобы это были те самые реальные действия.
  5. Не отступайте, даже если будет казаться, что «точно ничего не выйдет», боритесь с негативными прогнозами, возникающими в голове. Такие установки довольно живучи (они сформировались, скорее всего, не за один день), так что потребуется некоторое время, чтобы убрать их из своего сознания. Это нормально.
  6. Зафиксируйте результат, каким бы он ни был. Проанализируйте, получили ли вы что-то полезное от вашего нового поведения. Даже если итог пока далек от уровня, к которому вы стремитесь, вы наверняка найдете в этом опыте нечто ценное. Нет? А если подумать?
  7. Похвалите себя. Это важно.

Повторите все пункты несколько раз. Для формирования адекватной оценки и закрепления объективного мышления нужно чуть больше опыта, чем «я разок попробовал». Это может быть по-настоящему трудно, поэтому всегда можно обратиться за помощью к специалисту.

Источник

Adblock
detector