Меню

Человек цветет здоровьем общества

Эрих Фромм о главных болезнях общества: «Желание жить среди изобилия сбило человечество с правильного пути»

Немецкий социолог, психоаналитик, известный исследователь личности человека и его поисков свободы Эрих Фромм в программе The Mike Wallace Interview рассказал о болезнях общества и эпохе потребления, утрате смысла работы и способности любить по-настоящему. Несмотря на то, что это интервью записано более 60-ти лет назад, по большому счету суть не изменилась. Болезни, о которых говорит Фромм, с годами только усугубились.

Посмотрите эту бесценную архивную запись целиком!

Вот несколько особенно ярких выдержек из интервью Эриха Фромма:

«Работа человека стала в значительной мере бессмысленной. Человек не имеет к ней никакого отношения и часто является всего лишь элементом в системе массовой бюрократии. Многие ненавидят свою работу, потому что чувствуют себя в ловушке. Они чувствуют, что тратят большую часть своей жизни, своей энергии на то, что не имеет никакого смысла».

«…С одной стороны, равенство можно понимать в том смысле, который есть в Библии: что мы все равны, так как мы созданы по образу Бога. Или, если не использовать богословского языка: что мы все равны в том смысле, что ни один человек не должен быть средством для другого человека, но каждый человек является самоцелью. Сегодня мы много говорим о равенстве, но я думаю, что большинство людей понимают под этим одинаковость. Все они одинаковые — и они боятся, если они не похожи друг на друга, они не равны».

«Любовь стала для нас редкостью. Мы окружили себя сентиментальностью, влюбчивостью, мы предаемся иллюзиям любви, не испытывая настоящих, глубоких чувств. Это происходит из-за того, что мы постоянно имеем дело с вещами и обеспокоены успехом, деньгами, средствами для достижения целей. Чтобы обеспечивать работу капиталистического общества, мы создали класс очень образованных, умных людей, но внутренне они безумно истощены».

«Желание жить среди изобилия сбило человечество с правильного пути. Мы начали доминировать над природой — производство товаров стало для нас самоцелью, так же как и бесконечное накопление благ».

«Я думаю, если вы сегодня спросите, что люди на самом деле считают счастьем, то это будет неограниченное потребление. Такие вещи мистер Хаксли описал в своем романе «О дивный новый мир». Думаю, если вы спросите людей, что такое рай, и если они будут честны, то они скажут, что это своего рода большой супермаркет с новыми вещами каждую неделю, и достаточно денег, чтобы купить все новое. Я думаю, сегодня для большинства людей счастьем является вечно быть грудным младенцем: пить больше этого, того или другого».

«Счастье должно быть результатом творческих, подлинных, глубоких связей — понимания, отзывчивости ко всему в жизни — к людям, к природе. Счастье не исключает печаль — если человек реагирует на жизнь, он иногда счастлив, а иногда ему грустно. Зависит от того, на что он реагирует».

Новое видео:

Источник

ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами — часть 12

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие
сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных
смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество
выделенных частей может быть различным.

Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их
названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных
фрагментов ИЛИ Не все (но большая часть) выделенные части
текста соответствуют содержательно и логически завершенным
компонентам текста ИЛИ Не все (но большинство) названия
выделенных частей (пункты плана) соответствуют основной идее
фрагмента текста

Не выделены основные части текста ИЛИ Названия выделенных
частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов
текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента ИЛИ
Ответ неверный

Максимальный балл 2

Что автор понимает под социальной мобильностью? Сформулируйте, с
опорой на обществоведческие знания, любое иное корректное определение
данного понятия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дано авторское определение, например:
— Под социальной мобильностью понимается любой переход
индивида или социальной группы из одной социальной позиции в
другую.
2) Сформулировано собственное определение, допустим:
— Социальная мобильность – изменение положения человека в
обществе, перемена социального статуса, перемещение человека по
социальной лестнице и т.д.

Может быть сформулировано иное верное определение.
Дано авторское определение, сформулировано собственное
определение

Дано авторское определение ИЛИ сформулировано собственное
определение

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Человек, который смеется

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

В Англии все величественно, даже дурное, даже олигархия. Английский патрициат — патрициат в полном смысле этого слова. Нигде не было феодального строя более блестящего, более жестокого и более живучего, чем в Англии. Правда, в свое время он оказался полезен. Именно в Англии надо изучать феодальное право, подобно тому как королевскую власть надо изучать во Франции.

Книгу эту собственно следовало бы озаглавить «Аристократия». Другую, которая явится ее продолжением, можно будет назвать «Монархия». Обе они, если только автору суждено завершить этот труд, будут предшествовать третьей, которая замкнет собою весь цикл и будет озаглавлена «Девяносто третий год».

Читайте также:  Диагностика состояния здоровья учащихся

Урсус и Гомо были связаны узами тесной дружбы. Урсус[1] был человек, Гомо[2] — волк. Нравом они очень подходили друг к другу. Имя «Гомо» дал волку человек. Вероятно, он же придумал и свое; найдя для себя подходящей кличку «Урсус», он счел имя «Гомо» вполне подходящим для зверя. Содружество человека и волка пользовалось успехом на ярмарках, на приходских праздниках, на уличных перекрестках, где толпятся прохожие; толпа всегда рада послушать балагура и накупить всяких шарлатанских снадобий. Ей нравился ручной волк, ловко, без принуждения исполнявший приказания своего хозяина. Это большое удовольствие — видеть укрощенного строптивца, и нет ничего приятней, чем наблюдать все разновидности дрессировки. Вот почему бывает так много зрителей на пути следования королевских кортежей.

Урсус и Гомо кочевали с перекрестка на перекресток, с площадей Абериствита на площади Иедбурга, из одной местности в другую, из графства в графство, из города в город. Исчерпав все возможности на одной ярмарке, они переходили на другую. Урсус жил в балагане на колесах, который Гомо, достаточно вышколенный для этого, возил днем и стерег ночью. Когда дорога становилась трудной из-за рытвин, грязи или при подъемах в гору, человек впрягался в лямку и по-братски, бок о бок с волком, тащил возок. Так они вместе и состарились.

На ночлег они располагались где придется — среди невспаханного поля, на лесной прогалине, у перекрестка нескольких дорог, у деревенской околицы, у городских ворот, на рыночной площади, в местах народных гуляний, на опушке парка, на церковной паперти. Когда возок останавливался на какой-нибудь ярмарочной площади, когда с разинутыми ртами сбегались кумушки и вокруг балагана собирался кружок зевак, Урсус принимался разглагольствовать, и Гомо с явным одобрением слушал его. Затем волк учтиво обходил присутствующих с деревянной чашкой в зубах. Так зарабатывали они себе на пропитание. Волк был образованный, человек — тоже. Волк был научен человеком или научился сам всяким, волчьим фокусам, которые повышали сбор.

— Главное, не выродись в человека, — дружески говаривал ему хозяин.

Волк никогда не кусался, с человеком же это порою случалось. Во всяком случае Урсус имел поползновение кусаться. Урсус был мизантроп и, чтобы подчеркнуть свою ненависть к человеку, сделался фигляром. К тому же надо было как-нибудь прокормиться, ибо желудок всегда предъявляет свои права. Впрочем, этот мизантроп и скоморох, быть может думая таким образом найти себе место в жизни поважнее и работу посложнее, был также и лекарем. Мало того, Урсус был еще и чревовещателем. Он умел говорить, не шевеля губами. Он мог ввести в заблуждение окружающих, с изумительной точностью копируя голос и интонации любого из них. Он один подражал гулу целой толпы, что давало ему полное право на звание «энгастримита». Он так себя и величал. Урсус воспроизводил всякие птичьи голоса: голос певчего дрозда, чирка, жаворонка, белогрудого дрозда — таких же скитальцев, как и он сам; благодаря этому своему таланту он мог по желанию в любую минуту вызвать у вас-впечатление то площади, гудящей народом, то луга, оглашаемого мычанием стада; порою он бывал грозен, как рокочущая толпа, порою детски безмятежен, как утренняя заря. Такое дарование хотя и редко, но все же встречается. В прошедшем столетии некто Тузель, подражавший смешанному гулу людских и звериных голосов и воспроизводивший крики всех животных, состоял при Бюффоне[3] в качестве человека-зверинца. Урсус был проницателен, крайне своеобразен и любознателен. Он питал склонность ко всяким россказням, которые мы называем баснями, и притворялся, будто сам верит им, — обычная хитрость лукавого шарлатана. Он гадал по руке, по раскрытой наобум книге, предсказывал судьбу, объяснял приметы, уверял, что встретить черную кобылу — к неудаче, но что еще опаснее услышать, когда ты уже совсем готов в дорогу, вопрос: «Куда собрался?» Он называл себя «продавцом суеверий», обычно говоря: «Я этого не скрываю; вот в чем разница между архиепископом Кентерберийским и мной». Архиепископ, справедливо возмущенный, однажды вызвал его к себе. Однако Урсус искусно обезоружил его преосвященство, прочитав перед ним собственного сочинения проповедь на день рождества Христова, которая так понравилась архиепископу, что он выучил ее наизусть, произнес с кафедры и велел напечатать как свое произведение. За это он даровал Урсусу прощение.

Благодаря своему искусству врачевателя, а может быть, и вопреки ему, Урсус исцелял больных. Он лечил ароматическими веществами. Хорошо разбираясь в лекарственных травах, он умело использовал огромные целебные силы, заключенные во множестве всеми пренебрегаемых растений — в гордовине, в белой и вечнозеленой крушине, в черной калине, бородавнике, в рамене; он лечил от чахотки росянкой, пользовался, сообразно надобности, листьями молочая, которые, будучи сорваны у корня, действуют как слабительное, а сорванные у верхушки — как рвотное; исцелял горловые болезни при помощи наростов растения, именуемого «заячьим ушком»; знал, каким тростником можно вылечить быка и какой разновидностью мяты можно поставить на ноги больную лошадь; знал все ценные, благотворные свойства мандрагоры, которая, как всем известно, является растением двуполым. У него были лекарства на всякие случаи. Ожоги он исцелял кожей саламандры, из которой у Нерона, по словам Плиния[4], была сделана салфетка. Урсус пользовался ретортой и колбой; он сам производил перегонку и сам же продавал универсальные снадобья. Ходили слухи, будто одно время он сидел в сумасшедшем доме; ему оказали честь, приняв его за умалишенного, но вскоре выпустили на свободу, убедившись, что он всего-навсего поэт. Возможно, что этого и не было: каждый из нас бывал жертвой подобных россказней.

Читайте также:  Чешется правая ладонь здоровье

В действительности же Урсус был грамотеем, любителем прекрасного и сочинителем латинских виршей. Он был ученым в двух областях, ибо одновременно шел по стопам и Гиппократа и Пиндара[5]. В знании поэтического ремесла он мог бы состязаться с Раненом

Источник

При выполнении заданий c1–c9 напишите развернутый ответ. Прочитайте текст и ответьте на вопросы с1-с4

Личность

«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например:

— «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо;

— человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание.

2) Сформулирован свой критерий личности, допустим:

— личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует.

Могут быть приведены и иные критерии личности.

Приведены два авторских критерия и один собственный.

Приведены один авторский критерий личности и один собственный ИЛИ два авторских критерия, собственный критерий не приведен ИЛИ авторские критерии не приведены, но приведен один собственный.

Читайте также:  Сода для здоровья ногтей

Приведен один авторский критерий ИЛИ ответ неправильный.

Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Приведены отличия в поведении людей, допустим:

– «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»;

– «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»»

— «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей».

2) Приведены два примера проявления «стихийной нравственности», допустим:

— оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы;

— остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи;

— помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее.

Могут быть приведены иные адекватные примеры.

Приведены три отличия и два примера

Приведены два отличия и два примера ИЛИ три отличия и один пример ИЛИ одно отличие и один пример ИЛИ два-три отличия без примеров ИЛИ отличия не указаны, но приведен один пример.

Приведено одно отличие, ИЛИ Ответ неправильный.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим:

1) первый этап (первое рождение) — дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»;

— ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.;

— ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями;

— ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др.

2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению».

— подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

— подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д.

— подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа.

Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения».

Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения».

Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение».

Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ

Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

Автор подчеркивает, что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать.

2) приведены два проявления, допустим:

– только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого;

– человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности.

Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления.

Приведено пояснение, приведены два проявления.

Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления.

Источник

Adblock
detector