Меню

Человек культура личность здоровье

Человек культура личность здоровье

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).

Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.

Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.

Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.

По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.

Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].

Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].

Читайте также:  Кулинария красота дети здоровье

Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 12.

Источник

Личность и здоровье

Характеристика человеческих ценностей в современном мире, определение своего места и формирование самосознания личности. Способность физической культуры укрепить здоровье человека, поведенческие, эмоциональные и мотивационные проявления личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.02.2016
Размер файла 66,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный институт искусств»

Личность и здоровье

Выполнил: Жукова Е.С. (Мс-13)

Проверил: Винский В.Ю.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Читайте также:  Алоэ его польза для здоровья

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Потребности личности. Норма

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня«, изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

2. Здоровье — главная ценность жизни

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Составляющие: физическая, психологическая, поведенческая

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния. Как же поддержать свое физическое здоровье?

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

Читайте также:  Тема проекта твое здоровье

Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура. Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь — все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты. Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания. Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить позитивный эмоциональный настрой и личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.

4. Связь личности и здоровья

самосознание личность здоровье поведенческий

Рассмотрим модели прямого и косвенного влияния личности на здоровье.

а) посредством вытеснения в бессознательное или активации архаических защитных механизмов (концепция истерической конверсии, концепция регрессии). В таком случае, бессознательное выступает как аналог физиологического;

б) посредством изменения (модулирования) эмоциональных состояний либо реакции стресса.

а) через рискованное и безопасное поведение;

б) через изменение отношения к здоровью (соматоформные расстройства);

в) через создание / исключение стрессовых ситуаций либо через изменение реакции на них.

Множественное влияние: утверждается наличие сложного сочетания личностных факторов здоровья, объединяющих поведенческие, эмоциональные, мотивационные, генетические и другие особенности человека.

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социо-культурной комфортной среды.

Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 — 7.

2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 — 15.

3. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретико-методологические основания психического здоровья личности. Проблема «нормального» и «аномального» в психике человека. Психическое равновесие и механизм его защиты. Понятие о деструктивном развитии личности, примеры личностных деструкций.

реферат [45,5 K], добавлен 19.09.2009

Типичные различия в эмоциональных особенностях личности. Основные формы выражения эмоций, их влияние на здоровье и деятельность человека. Необходимость управления собственными эмоциями, способы устранения нежелательных эмоций (регуляции и саморегуляции).

реферат [10,8 K], добавлен 01.04.2010

Понятие личности в психологии; определение ее направленности и устойчивости. Классификация человеческих способностей; способы их развития. Характеристика основных типов темперамента.Признаки волевого акта. Ознакомление с ролью эмоций в жизни человека.

контрольная работа [46,0 K], добавлен 31.07.2014

Этапы формирования личности как сознательного субъекта. Формирование взаимоотношения индивидов с окружающими людьми. Понятие Я в психологии, характеристика и функция самосознания в становлении личности. Задачи и роль психологии в человеческой жизни.

контрольная работа [32,9 K], добавлен 17.06.2012

Здоровье как интегральная характеристика личности. Описание психических состояний, что такое психические образования. Изменения психики учащихся на разных возрастных этапах, система ведущих видов деятельности и общения. Движущие силы развития личности.

презентация [13,7 K], добавлен 29.01.2011

Источник

Adblock
detector