Меню

Человек как уникальная живая система здоровье человека

Человек, как уникальная живая система.
презентация к уроку по естествознанию (11 класс) по теме

Презентация для урока по естествознанию в 11 классе.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация по естествознанию, 11 класс 463.34 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Естествознание, 11 класс Человек, как уникальная живая система. Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г.М.Мойсеева

Частица целой я вселенной. Я царь — я раб — я червь — я Бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? — безвестен; А сам собой я быть не мог. (Г.Р.Державин) Цель: рассмотреть организм человека как биологическую систему; изучить специфические особенности организма человека; определить в чем заключается уникальность феномена «Человек».

Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные ; Тип Хордовые ; Класс Млекопитающие ; Отряд Приматы ; Семейство Гоминиды : Род Человек ; Вид — человек разумный . Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности. Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды. Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы. Рисунок Леонардо да Винчи из анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры с пропорциями человека, стал своеобразным символом синтеза естествознания и искусства.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Организм человека может быть рассмотрен как логическая система. Это означает, что он обладает целостностью, т. е. внутренним единством, обусловленным его структурной и функциональной организацией.

Отличительные особенности человека: значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующим ее интегративным и координирующим функциям; очень большой головной мозг (соответственно крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа) . У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет: у слона — 1/ 560 . а у кита — 1/8000 веса тела; наличие речи — способность к созданию и использованию сложных звуков; богатая мимическая сигнализация; бинокулярное зрение; прямохождение и связанные с этим отличия опорно-двигательного аппарата (подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия). Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.

Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что его возможности и потребности не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.

Становление человека путем усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции. В биологической эволюции животных, происходящей на уровне популяций, имеет место научение . Подобная передача навыков поведения не стала ведущим фактором эволюции. Биологи отмечают, что роль обучения в эволюции животных возрастает при неблагоприятных условиях среды, так как именно в этих условиях способность популяции функциониро­вать существенно зависит от способа поведения . В периоды относительно стабильного состояния среды этот путь эволюции вообще отсутствует.

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Человек — существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире. Как человек познает социальные законы общества? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное. 40—50 тыс. лет — колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько-нибудь заметным образом — прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется.

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой — является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы «укрощаются». Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, — это духовность. Это понятие можно определять по-разному, однако смысл его остается единым: это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества. Человек — биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.

Различные расы человека — единство человека как биологического вида.

Вывод: Человек — уникальная живая система, так как он представляет собой триединство биологического, социального и духовного. Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных. Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных. Как биологический вид человечество едино вне зависимости от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие очень велико (значительно больше, чем у животных).

Обсуждение вопросов: По каким признакам вы охарактеризуете человека, рассказывая о нем? Могут ли, по вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на биологию человека? Как вы понимаете выражение «негенетическая преемственность»? Чем отличается негр, живущий на юге от негра, живущего в Сибири?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источники литературы: Учебник: Естествознание, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень/ [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; М.; Просвещение, 2007 год. «Методика преподавания курса. Пособие для учителей»

Источник

Человек как уникальная живая система

Ещё Аристотель в своей классификации причислил Человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Царство – животные; Тип – хордовые; Класс – млекопитающие; Отряд – приматы; Семейство – гоминиды; Род – человек; Вид – Человек разумный.

Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности.

Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения, которую получает из природной среды – кислород, воду, пищу и многое другое.

Это, в свою очередь, обусловливает «непрерывную и неразрывную» (как подчеркивал В.И. Вернадский) связь живых организмов с окружающей их материально-энергетической средой. Вне её в природных условиях они существовать не могут.»

Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой, как мы уже знаем, достигается системным устройством природы.

Что характеризует организм человека как биологическую систему?

Организм человека, как и любой живой организм, может быть рассмотрен как биологическая система. Это означает, что организм человека (как и любая система) обладает целостностью, т.е. внутренним единством.

Как мы уже знаем, внутренняя целостность биологической системы обусловлена её структурной и функциональной организацией. Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.

Каковы те особенности человека, которые принципиально отличают его от «братьев по Царству»?

В чем заключаются биологические особенности организма человека?

Человек, по ряду свойственных ему биологических признаков, резко отличается от ближайших к нему высших животных. Укажем некоторые из них:

Значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующих её интегративным и координирующим функциям;

Очень большой, объёмистый мозг (соответственно крупные размеры мозгового черепа и малые размеры лицевого черепа). У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет у слона – 1/560, а у кита – 1/8000 веса тела;

Специфические взаимоотношения в структуре и функционировании симметрии и асимметрии. Эти взаимоотношения пронизывают всю живую природу, начиная с молекулярного уровня живого. Асимметрия больших полушарий мозга была известна давно, т.к. она проявляется в преобладающем развитии одной из рук. В настоящее время установлено, что особенности асимметрии больших полушарий мозга у человека способствовали развитию речи и обеспечивают качественное преобразование информации;

Наличие речи – способность к созданию и использованию сложных звуков – уникальна в природе;

Прямохождение, связанные с этим многие отличия опорно-двигательного аппарата;

Подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия;

Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что возможности и потребности человека не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.

В чем заключается уникальность феномена «человек»?

Человек – существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире.

Как человек познает социальные законы общества? Познание социальных законов осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков (вспомним известное выражение: «Человеком не рождаются – человеком становятся»).

Становление человека путём усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции.

В биологической эволюции животных, происходящей на уровне популяций, имеет место научение, передача навыков поведения, но оно не стало ведущим фактором эволюции. Биологи отмечают, что роль обучения в эволюции животных возрастает при неблагоприятных условиях среды, т.к. именно в этих условиях способность популяции функционировать существенно зависит от способа поведения. В периоды относительно стабильного состояния среды этот путь эволюции вообще отсутствует.

Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется несравненно медленнее, чем социальное. 40 – 50 тысяч лет – колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько-нибудь заметным образом – объём мозга, строение систем органов, органов чувств, человеку присущи те же эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо изменилось и быстро преобразуется.

Биологическое для человека не является основным определяющим фактором.

Человек формируется в социо-культурной среде, постепенно она становится для него специфической «средой обитания». В то же время она является и продуктом деятельности человека. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека.

По мере развития человека как личности под влиянием социо-культурной среды как бы «обуздываются» биологические инстинкты его поведения.

Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных – это ДУХОВНОСТЬ. Это понятие можно определять по-разному, однако смысл его остаётся единым: это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, т.к. законы не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и др. способы познания мира, культурного наследия человечества.

Человек – биосоциальное и духовное существо.

Как живой организм, он включён в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.

Как обладающий сознательной психикой, человек должен познавать социальные законы общества.

Человека рассматривают как живую систему, которая представляет собой ЕДИНСТВО физиологического и духовного, наследственного и прижизненно приобретённого – в этом заключается его уникальность.

Человек – уникальная живая система, т.к. представляет собой триединство биологического, социального и духовного.

Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных; Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных.

Как биологический вид все люди одинаковы, их характеристика не зависит от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие людей очень велико (значительно больше, чем у животных).

Вопросы и задания:

* По каким признакам Вы охарактеризуете человека, рассказывая о нём?

* Могут ли, по Вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на «биологию» человека?

* Как Вы понимаете выражение «негенетическая преемственность»?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник

Естествознание. 11 класс

Кто такой человек?

Человек как уникальная живая система

Необходимо запомнить

Человеку, как биологической системе, присущи все проявления жизнедеятельности и их закономерности.

Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных снижением роли биологических факторов и выдвижением на первый план социальных.

Человек как живая система, представляет собой ЕДИНСТВО биологического, социального и духовного, наследственного и прижизненно приобретённого – в этом заключается его уникальность.

Человек как уникальная живая система

Целостность организма

Только благодаря своей целостности организм обладает совокупностью основных жизненных свойств, отличающих его от неживой материи. К ним относятся: 1) постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой и внутри самого организма, характеризующийся самообновлением; 2) движение; 3) рост и развитие; 4) размножение; 5) изменчивость; 6) наследственность; 7) приспособляемость к условиям существования. Саморазвитие, самовоспроизведение и самоуправление, являясь основными свойствами организма как целостной биологической системы, обеспечиваются внутренними процессами взаимодействия между частями и целым, между целым (организмом) и окружающей его средой.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, постоянно поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т. д.), в том числе и ассимиляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород – из дыхательной системы (через лёгкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов регулируется нервной системой и т. д.

Взаимосвязь между различными системами органов проявляется в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.

Зависимость между отдельными органами и всем организмом выявляется при заболеваниях. Патологические изменения в том или ином органе отражаются на других системах органов. Из принципа целостности организма вытекает положение о том, что заболевания различных органов нужно рассматривать не только как местное нарушение, а как болезненное состояние всего организма.

Целостность организма, т.е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах, б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).

Нервная и гуморальная регуляция функций организма взаимосвязаны. На функциональное состояние нервной системы оказывают влияние активные химические вещества, циркулирующие в крови, например гормоны (от греч. «гормано» — побуждать). Но образование гормонов железами внутренней секреции и выделение их в кровь осуществляется под контролирующим влиянием нервной системы. В связи с этим следует говорить об едином механизме нервно-гуморальной регуляции функций организма.

Источник

Читайте также:  Сбер здоровье офис автозаводская
Adblock
detector