Меню

Человек как субъект здоровья

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Дата публикации: 29.12.2016 2016-12-29

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Серёгина, М. Ю. Субъектность личности как компонент психологического здоровья / М. Ю. Серёгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37565/ (дата обращения: 08.06.2021).

Актуальность исследования феномена психологического здоровья обусловлена большим количеством стрессовых ситуаций в профессиональной и личной жизни каждого человека. Многие люди не удовлетворены своей профессией, своими взаимоотношениями с окружающими, жизнью в целом, что приводит к ухудшению психологического здоровья, а в некоторых случаях — соматического здоровья. Такой вектор развития общества является негативным, поэтому необходимо искать пути решения проблемы сохранения психологического здоровья личности.

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких как психиатрия и неврология. Психологическое здоровье считалось «бесплатным приложением» к соматическому здоровью, которому уделялось основное внимание. Началом другого подхода к пониманию психологического здоровья стали теории З. Фрейда, который рассматривал многие психические нарушения как следствие конфликтов, происходящих внутри личности, влияющих на жизнь и благосостояние и здоровых людей в том числе. Он считал, что все негативные эмоциональные состояния (депрессия, тревожность и др.) являются субъективной стороной этих конфликтов, возникающих при нестыковке целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения. Следствием этого в последние десятилетия психологическое здоровье личности стало предметом исследования различных наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии.

Психологически здоровая личность представляет собой самоактуализирующегося человека [5, с. 356], адекватно воспринимающего реальность, умеющего принимать самого себя и других людей, адекватно оценивать окружающую действительность. Для такой личности характерны спонтанность, естественность, рефлексивность, умение находиться в одиночестве, при этом чувствуя себя комфортно. Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она способна интересоваться новым, находить неординарное решение жизненных задач. Такая личность отличается философским чувством юмора, креативностью, получает удовольствие от своей деятельности и находится в гармонии с собой и окружающим миром.

Мы согласны с определением А. В. Шувалова, который понимает психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [8, с. 89].

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

  1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
  2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
  3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
  4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
  5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
  6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
  7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
  8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди.
  9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире [5, с. 440].

Подводя итоги вышесказанного можно говорить о том, чтопсихологически здоровая личность стремится к саморазвитию, свободе, состоянию счастья. Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Нарушенияпсихологическогоздоровья необязательнопринимаютвиддушевногостраданияили деструктивного поведения, проявляющегосяв социальнойдезадаптированностиилиасоциальныхдействиях. Напротив, людимогутуспешноприспосабливатьсяк различнымситуациям, производитьблагоприятноевпечатление, преуспеватьи избегатьповодовдлявнутреннегодискомфорта. Психологическоездоровье, в своюочередь, неисключаеттревогии растерянности, сомненийи заблуждений, конфликтови кризисов. Состояниепсихологическогоздоровьяимеетопределенную парадоксальность, т. е.здоровьеи нездоровьесоприсутствуютв видепротивоборствующихсубъективныхтенденцийи смысловыхсодержаний, каждоеизкоторыхможетпреобладатьв отдельныемоментыжизни [8, с. 89].

Наиболееосновательнопредставленияо психологическомздоровьезакрепилисьсредиспециалистовобразования. Длясистемыобразованияпроблемапсихологическогоздоровьясводитсяк вопросуо том, «что и ктообразуетсяв развитии?», и это воспринимается как значимость его результатов и новообразований, каксубъективныйнастройи духовныйобликстановящегосячеловека. Поэтомупсихологическоездоровьев первуюочередьявляетсянедиагностическим, а контекстнымпонятием, фокусирующимпедагогови специалистовнапрофессиональнойсверхзадаче. В образовании — этоприоритетразвитияребенкакакчеловека: помочьвстатьначеловеческийпутьразвитияи устоятьнанем. И речьздесьнеидеттолькообусвоениизнаний, уменийи навыков, о развитииегоиндивидуальности [5, с. 445].

Чтобыобеспечивать личности человеческиеусловияразвития для поддержания психологического здоровья, необходима определенная система, с помощью которой это могло бы реализоваться. Мы предлагаем развивать в личности субъектность.

Под субъектностью в современной психологии понимается свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования; специфичность субъектного ‒ авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе; есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.); высокий уровень функционального развития [1, с. 59].

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б. Г. Ананьев [2, с. 142]. Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т. д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте — как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Мы понимаем субъектность как свойство личности к преобразованию (внешний вектор-творчество) и самодетерминации, самообусловливанию (внутренний вектор-смыслообразование), в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю. Выше сказанное позволяет утверждать, что субъект как социокультурное явление выходит за пределы социальной личности. Логично также заключить, что именно в этом порыве выхода за пределы заданного — главное назначение субъектности как личностного свойства. В этом ключе субъектность личности становится механизмом личностного саморазвития, выхода за собственные пределы, полигоном человеческих возможностей.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т. д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Отсылаясь к словам А. В. Брушлинского [4, с. 270], следует упомянуть, что: «Человек как субъект это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Особую область исследования составляет поиск субъектных свойств личности. В отношении их определения в науке не сложилось однозначного представления. Субъектными свойствами человека, как считает К. А. Абульханова-Славская [1, с. 83], являются активность, способности к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. Исследователи включают в структуру субъектности такие ее атрибутивные характеристики как активность, рефлексия, свобода выбора, уникальность, принятие другого, саморазвитие, осознанность, активность, автономность.

К. А. Абульханова-Славская [1], А. К. Осницкий [7] рассматривают активность личности как центральный компонент субъектности. Активность выступает ядром, основой структурной организации субъекта.

Субъектная позиция и устремления опираются на достижения, способности выразить себя. Характерно на данном отрезке жизни стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Сопротивление обстоятельствам, стремление к волевым усилиям побуждает активность, направленную на построение образа себя в мире, что наиболее реализуемо в деятельности, так как он не только осуществляет ее, но и планирует, организует, а также управляет ею. Причем изменения, происходящие во внешнем мире, являются предпосылкой и условием для самоизменения (становления) самого человека. Непосредственно деятельность позволяет выявить его субъектную составляющую, что непосредственно связано со становлением его субъектной позиции. Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира. Подросток, открывая пространственно-временные ценности культуры, обнаруживает широту культурного пространства, за счет соизмерения ценностных смыслов при глубоком осмыслении и осознании им.

Читайте также:  Кладовая здоровья алтая живица кедровая как принимать

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность; диспозиционность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. Субъектность как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

Таким образом, можно говорить о том, что через развитие субъектных свойств можно поддержать психологическое здоровье личности, так как субъектность предполагает наличие тех компонентов в личности, которые необходимы для того, чтобы личность оставалась психологически здоровой. Также, необходимо отметить, что в качестве центрального образования субъекта выступает активность особого качества и способность ею распоряжаться, то есть мы говорим об осознанной саморегуляции внешней и внутренней активности. Данное свойство является, по нашему мнению, наиболее важным как для субъектности в целом, так и для развития психологически здоровой личности.

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — С. 56–98.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. 4-е издание / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 134–152.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 376–389.
  4. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. — М.: 2003. ‒ С. 266–279.
  5. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М.: ТЦ Сфера, 1997. — С. 439–448.
  6. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 350–367.
  7. Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. — М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. — С. 48–89.
  8. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека / А. В. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология — 2009. Вып. 4 (15). — С. 87–101.

Источник

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2.В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

3.В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

4.Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

—индивидуально-типологическими наследственными факторами;

—объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

—конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

—личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реа­лизуемого через структурный, энергетический и информацион­ный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1.Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2.Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал ;движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

· физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

· физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

· психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением — мышечным движением;

· психическим состоянием — сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

· психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

· социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

· духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества — это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: аддероптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физи­ческой культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следую­щих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

—уровень физического развития;

—уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

—количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

—при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

—эффективность профессиональной деятельности;

—активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

—широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

—степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

—уровень валеологических знаний;

—уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

— умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

— положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;

— способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

— обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

Читайте также:  Возможные ситуации когда здоровье

— является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

— обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;

—позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

—обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства.

В современном обществе одной из глобальных проблем является резкое нарастание противоречий между обществом и природой планеты, ускоряющееся приближение глобального экологического кризиса. Это проявляется в целом ряде разрастающихся региональных очагов экологических проблем и кризисов, которые, соединяясь друг с другом, занимая все большие территории, в итоге приобретают континентальные, межконтинентальные и глобальные масштабы.

Почти три десятилетия, прошедшие с того времени, были отмечены активной деятельностью прогрессивно мыслящей западной интеллигенции и все более широких слоев населения по пропаганде экологических знаний, по борьбе с надвигающимся экологическим кризисом, по охране окружающей природной среды и здоровья человека. Это принесло ощутимые положительные результаты. В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий, по охране окружающей среды и здоровья человека. Среди широких слоев населения распространяется понимание катастрофических последствий экологической угрозы и необходимости ее предотвращения, осознанное представление о необходимости охраны окружающей природы как живого источника собственного существования, а также о необходимости беречь и восстанавливать свое здоровье. Таким образом, сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного способа существования.

В отличие от Запада в России изменения социальных процессов, связанные с экологической проблематикой, значительно запоздали. С одной стороны, это обусловлено тем, что научно-технический прогресс у нас в целом шел более медленными темпами, а потому и негативные его последствия, экологические проблемы стали появляться позднее. С другой стороны, сказались территориальные особенности нашего государства. Объективно, огромные просторы России и богатства ее природных ресурсов длительное время могли нивелировать катастрофический характер социально-экологических воздействий на природу и человека. Субъективно же это выразилось в том, что не только у широких слоев населения, но и у части специалистов, теоретиков и практиков, укоренилось ложное представление о том, что богатства России неисчерпаемы, природа бескрайняя, человек в целом здоров. Это неверное и благодушное отношение к надвигающимся кризисным явлениям также сыграло отрицательную роль.

В результате примерно в 80-е годы в разных регионах нашего государства экологические проблемы, которым не было уделено должного внимания, стали катастрофически нарастать. Кроме того, положение усугубили кризисные социальные перестроечные процессы 80-90-х годов, связанные с резким падением уровня жизни, социальной защищенности, с ухудшением духовно-нравственного состояния и потерей идеалов у широких слоев населения. Это привело к тому, что экологическая обстановка резко ухудшилась и стала критической, а меры по ее оздоровлению значительно запоздали. Некоторое же ослабление экологических проблем в ряде промышленных регионов в последние годы обусловлено не их целенаправленным разрешением, а резким падением отечественного производства, например, частичной или полной остановкой ряда предприятий, и в связи с этим — уменьшением вредных выбросов в окружающую среду.

Негативное влияние объективных и субъективных факторов в ряде регионов России подорвало основы существования природных биоценозов или целых ландшафтов, а также основы здорового существования населения этих областей. Резко ухудшилась не только экологическая, но и социально-демографическая ситуация. Катастрофически снизилась рождаемость, предельно возросла заболеваемость и смертность населения, вновь начали вспыхивать очаги эпидемий, которые были крайне редкими или с которыми, казалось бы, уже давно покончено (туберкулез, сифилис, скарлатина, холера). Неуправляемыми становятся новые страшные эпидемии, такие как СПИД. Впервые в истории России наркомания приобрела характер широкомасштабной наркоэпидемии [ ]. Все это, вместе с резким ухудшением жизни большинства россиян, создало прямую угрозу генофонду нации, а, следовательно, и угрозу существованию российской цивилизации и государственности.

Однако, несмотря на целый комплекс разрушительных последствий, экологическая политика государства проводится крайне вяло, а о реальном оздоровлении населения сегодня вообще не приходится говорить. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. Он не стал предметом пристального внимания и соблюдения большинством населения государства. Хотя вспомним, что в западных странах культ здоровья становится важнейшей составляющей жизнедеятельности, пропагандируется и поддерживается государством.

Высокий уровень физического и психического здоровья необходим для нормального функционирования человека в повседневной жизни. Ориентация на повышение показателей качества жизни россиян и формирование установок на здоровый образ жизни у населения не может происходить стихийно, оно должно целенаправленно управляться. Ценностное отношение к здоровью предполагает не только создание соответствующих социально-гигиенических условий для нормальной жизнедеятельности, но и мотивацию населения на индивидуальное формирование здорового образа жизни, что должно вписываться в программу социальной политики, как неотъемлемая составная часть по защите граждан и являться предметом постоянного социального контроля и управления.

Для большинства населения характерны неадекватная оценка своего здоровья и отсутствие личной ответственности за его состояние. Здоровый образ жизни имеет определенную жизненную ценность и, в целом, для большинства характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует тот факт, что многие считают, что они ведут здоровый образ жизни, однако в реальности не придерживаются его норм.

Чтобы определить пути и способы формирования установок населения на здоровый образ жизни необходимо выполнение следующих задач:

— выяснить методологические возможности социологии медицины в изучении мотивации к здоровому образу жизни;

— определить медико-гигиенические особенности различных категорий населения;

— показать степень включенности представлений граждан о здоровом образе жизни на различных возрастных этапах;

Феномен здоровья обладает существенной спецификой. Сложность его изучения состоит в том, что в основе поведения, связанного со здоровьем, лежат самые различные потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обуславливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Всё это осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обуславливающих.

Одними из существующих показателей, характеризующих отношение индивида к своему здоровью, являются самооценка здоровья, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие привычек у индивида, связанных с курением табачных изделий, употреблением алкоголь содержащих напитков и наркотических средств.

В системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность занимает, согласно отечественным исследованиям, 3-4-е место после семьи, работы. Здоровье заняло высокое место в структуре ценностей потому, что, будучи качественной характеристикой личности, оно способствует достижению многих целей и различных потребностей человека. По литературным данным, в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности, здоровье выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени объектом эксплуатации, а ценность здоровья становиться всё больше инструментальной. Это утверждение относится, прежде всего, к молодёжи, вступающей в жизнь без материальной и социальной поддержки со стороны родителей.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Активно развивается сотрудничество с ВОЗ и его Европейским региональным бюро, другими организациями в рамках международных комплексных профилактических программ СИНДИ, МОНИКА, борьба со СПИДом, курением, другими вредными привычками.

Более целенаправленной стала организационно-методическая деятельность Государственного НИЦ профилактической медицины в выполнении превентивных программ. Для научно-методического обеспечения службы медицинской профилактики и укрепления здоровья создан Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья.

Вместе с тем в работе по предупреждению заболеваний имеются существенные недостатки. В некоторых регионах России центры медицинской профилактики утратили свою самостоятельность, штатную численность и квалифицированные кадры. В ряде случаев после слияния с врачебно — физкультурными диспансерами, информационно-аналитическими учреждениями и т.п. они лишились возможности выполнять свои организационно-методические функции: выявление факторов риска, использование современных методов диагностики заболеваний и коррекции здоровья, разработку и реализацию целевых профилактических программ, а также мер коллективной и индивидуальной профилактики. Так, в г. Москве, в системе здравоохранения вообще отсутствует центр медицинской профилактики.

Читайте также:  Чем опасно табакокурение для здоровья человека обж 9 класс ответы

Кроме того, некоторые органы управления здравоохранением ставят вопрос о прекращении финансирования центров медицинской профилактики из бюджета здравоохранения, полностью или частично упразднили должности врачебного и среднего медицинского персонала, занятого вопросами медицинской профилактики в лечебно — профилактических учреждениях.

Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ. 2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья.

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически беско­нечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся – органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

Социальные функции религии (религиозных организаций):

· морально-психологическая поддержка страждущих,

· смягчение социальной напряженности,

· улаживание этнических и национальных конфликтов,

· нейтрализация общественных язв и неурядиц,

· воспитание морально-нравственных качеств в обществе,

· материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия – система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль – выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства – форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня – налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое «здоровый образ жизни»? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

· изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

· исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

· хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

· увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

· половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди — атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

1. Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.

2. Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.

3. Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:

— создание по необходимости в медицинских учреждениях условий для проведения религиозных обрядов;

— расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;

— ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;

— координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.

4. Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.

5. Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.

6. Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования безопасности от использования оккультных, зависимых состояний, недопущения использования лечебных практик без соответствующего медицинского сопровождения, ,

7. При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.

2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе.

Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:

Источник

Adblock
detector